Научная статья на тему 'Речевой жанр утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении (на материале писем русских церковных писателей-монахов ХХ века)'

Речевой жанр утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении (на материале писем русских церковных писателей-монахов ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТЕШЕНИЕ / ТЕОЦЕНТРИЗМ / THEOCENTRICISM / ИСИХАЗМ / HESYCHASM / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / ЭТИКЕТНАЯ ФОРМУЛА / ETIQUETTE FORMULA / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIVE ACTION / CONSOLATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смолина Анджелла Николаевна

Проблема и цель. В работе исследуется проблема функционирования речевого жанра утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении. Цель статьи показать содержательные и языковые отличия христианского утешения, обусловленные теоцентристским мировоззрением авторов, следованием религиозно-философскому учению исихазма. Методы и методология. В ходе исследования использовались методы лингвостилистического анализа (направленного на выявление закономерностей использования языковых единиц в разных сферах общения) и теолингвистического анализа (направленного на изучение взаимодействия языка и религии). Методологической основой послужили труды М. Н. Кожиной, М. М. Бахтина, В. И. Постоваловой. Результаты. Основные содержательные типы христианского духовного утешения таковы: Уповайте/надейтесь на помощь Бога; Страдания временны; Принимайте волю Божию; Утешение христианина в вере; Источник утешения молитва; Страдание условие духовного возрастания и действие Промысла Божия; Страдания и скорби неизбежны; Терпение основа преодоления страданий; Богоугодный труд утешение для страдающего. Характерной языковой особенностью является использование слов, относящихся к тематической сфере «православие». Выводы. Изучение трудов, посвящённых христианству, анализ писем церковных писателей-монахов дают основание утверждать, что в христианской культуре существует особый взгляд на природу утешения: облегчение страданий, истинное утешение могут прийти только от Бога и только на христианском пути духовного совершенствования. Функционирующий в русском общении речевой жанр «утешение», «попадая» в сферу церковно-религиозной коммуникации, приобретает специфические черты, позволяющие говорить об особой его разновидности христианском духовном утешении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPEECH GENRE OF CONSOLATION IN THE EPISTOLAR ecclesiastical and RELIGIOUS COMMUNICATION (ON THE MATERIAL OF THE LETTERS OF THE RUSSIAN ecclesiastical MONKS - WRITERS OF THE 20TH CENTURY)

Introduction. The paper examines the functioning of the speech genre "consolation" in the epistolary ecclesiastical and religious communication. The aim of the work is to show the specific role of consolation in the Orthodox Christian communication, the content and language differences of Christian consolation, determined by the theocentric worldview of the authors and by their conformity with the religious and philosophical doctrine of hesychasm. Methods and methodology. In this research, the methods of linguistic analysis (aimed at identifying the patterns of the use of linguistic units in different spheres of communication) and the theolinguistic analysis (aimed at studying the interaction of language and religion) are used. The methodology is based on the works by M. N. Kozhina, M. M. Bakhtin, V. I. Postovalova. Results. The main content types of Christian spiritual consolation are the following: Hope for the God's help; Suffering is temporary; Accept the God's will; The consolation of a Christian is in faith; The source of consolation is a prayer; Suffering is a condition of spiritual growth and the act of the God's Providence; Suffering and sorrow are inevitable; Patience is the basis for overcoming suffering; God-pleasing work is a consolation for the sufferer. A characteristic linguistic feature is the use of the words related to the thematic sphere "Eastern Orthodoxy". Conclusion. The study of the works devoted to Christianity, the analysis of the letters of the church writers-monks to their spiritual disciples make it possible to assert that in the Christian culture there is a special view on the nature of consolation: relief of suffering and sorrows, true consolation can come only from the God and only on the Christian path of spiritual perfection. Etiquette speech genre "consolation", actively functioning in Russian communication, "entering" the sphere of church and religious communication, acquires specific features that allow us to speak about its special kind Christian spiritual consolation.

Текст научной работы на тему «Речевой жанр утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении (на материале писем русских церковных писателей-монахов ХХ века)»

УДК 81.38 Б01 10.17238/188П1998-5320.2018.32.36

А. Н. Смолина,

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

РЕЧЕВОЙ ЖАНР УТЕШЕНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ ОБЩЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПИСЕМ РУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ-МОНАХОВ ХХ ВЕКА)

Проблема и цель. В работе исследуется проблема функционирования речевого жанра утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении. Цель статьи - показать содержательные и языковые отличия христианского утешения, обусловленные теоцентристским мировоззрением авторов, следованием религиозно-философскому учению исихазма.

Методы и методология. В ходе исследования использовались методы лингвостилистического анализа (направленного на выявление закономерностей использования языковых единиц в разных сферах общения) и теолингвистического анализа (направленного на изучение взаимодействия языка и религии). Методологической основой послужили труды М. Н. Кожиной, М. М. Бахтина, В. И. Постоваловой.

Результаты. Основные содержательные типы христианского духовного утешения таковы: Уповайте/надейтесь на помощь Бога; Страдания временны; Принимайте волю Божию; Утешение христианина - в вере; Источник утешения - молитва; Страдание - условие духовного возрастания и действие Промысла Божия; Страдания и скорби неизбежны; Терпение - основа преодоления страданий; Богоугодный труд - утешение для страдающего. Характерной языковой особенностью является использование слов, относящихся к тематической сфере «православие». Выводы. Изучение трудов, посвящённых христианству, анализ писем церковных писателей-монахов дают основание утверждать, что в христианской культуре существует особый взгляд на природу утешения: облегчение страданий, истинное утешение могут прийти только от Бога и только на христианском пути духовного совершенствования. Функционирующий в русском общении речевой жанр «утешение», «попадая» в сферу церковно-религиозной коммуникации, приобретает специфические черты, позволяющие говорить об особой его разновидности - христианском духовном утешении.

Ключевые слова: утешение, теоцентризм, исихазм, речевой жанр, этикетная формула, коммуникативное действие.

Введение. Утешение - важнейшая составляющая русской коммуникативной культуры, что отмечается современными российскими филологами. О значимой роли утешения в общении русских людей говорит в частности лингвист Т. Г. Рабенко. Рассуждая в одной из своих работ о системе жанровых форм, направленных на гармонизацию межличностных отношений, автор указывает на то, что этикетный речевой жанр «утешение» занимает особое место и является весьма востребованным в русском коммуникативном поведении [1, с. 107]. Сходные мысли звучат и в книге «Речевой этикет в русском общении», автором которой является Н. И. Формановская - ведущий исследователь современного этикета. В указанной работе отмечается активное функционирование в русском языке этикетных формул утешения; автор объясняет это тем, что мировосприятие, образ мыслей, специфика общения русских людей «допускают жалобу человека на то, чем он недоволен в своей жизни», а также уверенностью людей в помощи со стороны других, сопереживании, сострадании [2, с. 304]. Стремясь определить сущность утешения, его специфику учёные обычно говорят о важности положительных изменений в состоянии человека, испытывающего трудности и страдания, необходимости попыток со стороны утешающего облегчить тяжесть состояния утешаемого. Так, Т. В. Федорова рассматривает утешение как «попытку успокоить чем-нибудь радостным», облегчить состояние пребывающего в горе, трудном положении [3, с. 89]. Н. И. Формановская отмечает влияние утешения на «изменение в лучшую сторону эмоциональной сферы партнёра» [4, с. 739]. Н. Н. Кузьмина указывает на то, что утешение выполняет психотерапевтическую функцию, способствует облегчению страдания, а его эффективность связана с проявлением сочувствия со стороны утешающего; цель утешения автором видится в том, чтобы привести человека в «состояние эмоционального равновесия» [5, с. 84, 85]. О. С. Иссерс в книге «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» относит стратегии утешения к кооперативным, противопоставляя их некооперативным (конфронтационным) стратегиям [6, с. 70]. Несмотря на определённую изученность вопросов, связанных с функционированием

речевого жанра «утешение» в современном русском языке, остаются неисследованными проблемы бытования жанра в церковно-религиозной сфере. Новизна представляемого исследования заключается прежде всего в том, что в нём впервые показываются особенности функционирования утешения в современной русской церковно-религиозной коммуникации и рассматриваются его содержательные инварианты. Из работ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с выявлением особенностей утешения в христианской культуре, можно отметить исследование Е. А. Аль-Фарадж «Эпистолярное утешение XVII века на примере переписки Антуана Арно». В статье Е. А. Аль-Фарадж рассматриваются характерные для христианской традиции утешительные аргументы и, в том числе, делается вывод о том, что уникальность христианского утешения может проявляться в обращении автора к евангельским образам [7]. Весьма ценной с точки зрения изучения христианских традиций утешения можно считать статью С. А. Моисеевой «Рецепция античной традиции сотоШю в средневековой арабо-христианской литературе», в которой показываются стратегии религиозного утешения, характер утешительной аргументации [8]. Тем не менее, подчеркнём: функционирование утешения в сфере русской церковно-религиозной коммуникации остаётся недостаточно изученным и, на наш взгляд, заслуживает внимания со стороны лингвистов. Материалом для данного исследования послужили письма русских православных монахов схиигумена Иоанна (Алексеева), игумена Никона (Воробьева), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), митрополита Иоанна (Снычева), епископа Афанасия (Сахарова), схиархимандрита Иоанна (Маслова), схиархимандрита Серафима (Романцова). Все исследованные письма наставнические, и адресованы они духовным ученикам. Отметим, что строгое следование древнейшим традициям и правилам в монастырях позволяло на протяжении столетий сохранять христианскую культуру (в том числе и эпистолярную), русское национальное наследие, духовные ценности народа. В этой связи важно сказать: изучение эпистолярного наследия русского монашества позволяет приблизиться к христианским исихастским идеям в наиболее точном их варианте.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать специфику роли утешения в общении православных верующих, продемонстрировать особенности понимания природы утешения в христианской культуре; выявив идейное своеобразие, представить основные содержательные типы духовного утешения, особенности его языкового воплощения и обозначить функции этикетного речевого жанра «утешение» в эпистолярном церковно-религиозном общении.

Результаты и обсуждение. Первое и самое главное, о чём следует упомянуть, начиная разговор о специфике роли утешения в церковно-религиозном общении и особенностях видения природы утешения православными верующими, следующее: в христианской культуре утешение прочно связывается с Божественным началом. Как показывает обращение к трудам, посвящённым христианству и изучение писем церковных писателей-монахов, у христиан существует особый взгляд на природу утешения: успокоение, достижение согласия и внутреннего мира, облегчение переживаний, страданий, истинное утешение могут прийти к человеку только от Бога. В «Библейской энциклопедии Брокгауза» говорится: «Настоящее У. - не просто успокоение, а истинная помощь - исходит только от Бога (Ис. 57:18). <...> Главным Утешителем является Христос, Который пришел, чтобы... «утешить всех сетующих» (Ис. 61:2). <...> Любовь Божья даёт нам вечное У., т. к. она обещает нам не бренные блага, а вечную жизнь с Богом и благодать (2 Фес. 2:16)» [9]. В «Словаре библейских образов» отмечается: «В Библии выражается уверенность в возможности обретения подлинного и надёжного утешения во Христе при жизненных невзгодах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»» (Мф. 5: 4)» [10]. Идея Божиего утешения становится в христианстве одной из центральных, это предопределяет особое положение этикетного речевого жанра «утешение» - он входит в круг наиболее значимых в идейном отношении жанров церковно-религиозного общения. Сказанное позволяет говорить о действии принципа теоцен-тризма, согласно которому «Бог выступает в качестве истока бытия всего сущего и воспринимается в качестве уникального основания всех метафизических сущностей и жизненных смыслов» [11].

Важность идеи утешения в христианской культуре связывается также с тем, что в общении верующих утешение как коммуникативное действие становится и желательным, и должным, и, как показывает анализ писем церковных писателей-монахов, часто совершаемым. На то, что в церковно-религиозной коммуникации утешению отводится особая роль, указывают слова святителя Василия Великого: «Слово утешения да предшествует прочим речам твоим, подтверждая любовь твою к ближнему. Предлагай его и в середине, и в конце разговора <...>, чтобы доставить услаждение твоему собеседнику» [12].

Присутствие идеи Божиего утешения и проявление принципа теоцентризма - основная отличительная черта функционирующего в духовном письме речевого жанра «утешение». Содержательно

тексты утешений могут (хотя и не в значительной степени) отличаться друг от друга, однако идея Божиего утешения и связанная с ней идея любви к Богу, а также принцип теоцентризма будут оставаться объединяющим началом всех содержательных типов, присутствующих в письмах церковных писателей-монахов.

В содержательном типе «Уповайте/надейтесь на помощь Бога» проводятся следующие важные в религиозно-философском отношении мысли: истинное утешение подаёт Господь, Он не оставляет без помощи страждущих. Господь благ и милостив, и сердце, растерзанное болью, Он не оставит без утешения, - читаем в письме архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потерпите, подождите ещё мало... милостив Господь. По времени подаст тишину душам вашим, - пишет схиархи-мандрит Серафим (Романцов).

Содержательный тип «Страдания временны» специфичен высказыванием таких мыслей: земные скорби и страдания временны; трудности проходят; вечно то, что ждет человека в «жизни будущего века»; в будущей жизни праведников ждет утешение. Приведём примеры. Из письма схиархи-мандрита Иоанна (Маслова): Мои вы родные матушки, несите свои кресты... без ропота. <... > Скорби - это явление временное, а радость на небе - вечная. Из письма схиигумена Иоанна (Алексеева): Бывают... скорби и от людей клевета... но это всё пройдёт с Божией помощью, только не унывай.

Тексты, в которых реализуется постулат «Принимайте волю Божию», могут содержать такие мысли: на всё воля Божия; необходимо положиться на волю Божию; следует принимать волю Божию; без Божией воли ничто не совершится. Не печалься и в уныние не впадай... Твёрдо верь, что ничто не совершается без воли Божией, - утешает митрополит Иоанн (Снычев). В этот тяжёлый момент следует не забывать одного - что такова воля Всевышнего, - читаем в письме схиархиманд-рита Иоанна (Маслова).

В ещё одном типе постулируется, что «Утешение христианина - в вере». Главные мысли, которые проводятся в речениях такого типа, следующие: истинное утешение и силы преодолеть трудности, преграды, искушения, страхи на пути духовного совершенствования христианину даёт вера в Бога; нужно искать утешение в вере. Игумен Никон (Воробьев) об этом говорит: Знаю, что у вас скорбь... Надо осознать... что слишком в нас еще слаба вера и надежда на Господа, несмотря на все уверения Его, что Он ни на минуту не оставляет верующих... и каждого, грядущего к Нему с верой... не ижденет вон... Епископ Афанасий (Сахаров) отмечает: И какое великое утешение - вера наша! Мы и в бедах не унываем, и в скорбях благодушествуем.

Содержательный тип «Источник утешения - молитва» отмечен выражением таких мыслей: молитва помогает в страданиях; в скорбях молитесь Богу и святым. Из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина): Мне трудно утешать Вас, ведь беда-то взращена своими руками. Сейчас реальной и действенной помощью для Вас остаётся только молитва... Из письма игумена Никона (Воробьева): Средство от тоски, от скорби - молитва или псалмопение...

«Страдание - условие духовного возрастания и действие Промысла Божия», - данное утверждение встречается достаточно часто, особенно в письмах монашествующим. В этом инварианте утешения отчётливо звучат такие мысли: действие Промысла Божиего направлено на спасение души человека, его освобождение от греха; претерпеваемые скорби и страдания - это испытания, которые способствуют духовному совершенствованию, в них заключён высший смысл. Если кто-то поругает тебя или за что-то укорит... воспринимай это как спасительные шипы из тернового венца Христова, посылаемые... для научения тебя во смирении, - пишет митрополит Иоанн (Снычев). Утешу тебя тем, что засвидетельствую... болезнь попущена тебе во очищение и спасение, - говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Ещё один тип отмечен таким утверждением: «Страдания и скорби неизбежны». Здесь звучат следующие мысли: все люди проходят через трудности, скорби, страдания, и они неизбежны в земной жизни; всё, что уготовано, человеку необходимо смиренно принять. В письме схиархимандрита Серафима (Романцова) звучат такие мысли: Знайте... что нельзя прожить в сем веке без скорбей, болезней и страданий - это общая участь всех живущих на земле. Схиархимандрит Иоанн (Мас-лов), утешая, говорит: Скорби в этой юдоли плачевной неизбежны для каждого человека. Но их следует переносить с кротостью, терпением и любовию.

Идея христианского терпения находит своё воплощение в содержательном типе «Терпение - основа преодоления страданий». Мысли, которые мы видим в этом текстотипе, следующие: перенести скорби и страдания, справиться со всеми трудностями, пережить тяжёлые времена, спасти душу помогает

терпение. Обратимся к примерам. Из письма епископа Афанасия (Сахарова): Грустно и скорбно это, и я всем сердцем соболезную и соскорблю болящим, молюсь об исцелении их. А ещё больше подобает молиться о даровании нам всем терпения... Из письма схиархимандрита Серафима (Романцова): Пока вооружайтесь на послушании терпением противу находящих трудностей...

«Богоугодный труд - утешение для страдающего» - таково утверждение, проводимое в ещё одном текстотипе. Главные мысли, звучащие в подобных речениях, следующие: физический и духовный труд, если он богоугоден и направлен на благо других, - путь к утешению, достижению внутреннего согласия, душевного мира, покоя и спасения души от греха; трудом преодолеваются страдания и скорби, им побеждается уныние. Не падай духом. Прилагай труды к трудам со смирением. Господь не оставит, - утешает митрополит Иоанн (Снычев). Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха... тем слабее делаются скорби, - пишет игумен Никон (Воробьев).

Поскольку функционирование речевого жанра «утешение» в церковно-религиозном общении рассматривается нами на материале духовных писем русских православных наставников-монахов, чье эпистолярное наследие составляет большую часть фонда духовных писем церковных писателей, необходимо остановить внимание на религиозно-философском учении исихазма. Будучи духовно-нравственной почвой православного монашеского мировоззрения, исихастское учение находит отражение в монашеской словесности. И в жанре духовного письма, и в этикетных речевых жанрах, являющихся его составляющими (среди них и жанр утешения), воплощаются исихастские идеи. Митрополит Андрей (Гвазава) о значении исихазма для православной монашеской культуры говорил: «...исихазм является сутью восточно-православной монашеской традиции, он есть путь богоискания и богопознания, который на протяжении веков проходило и ныне проходит монашество Православной Церкви» [13]. Богослов И. Ф. Мейендорф, рассматривая разные смыслы употребления слова «исихазм», отмечал: «.первоначально единственный смысл этого термина отражает созерцательную, отшельническую форму жизни христианского монашества.» [14, с. 292]. О жизни исихастов учёный говорил, что она определяется «внутренней молитвой. стремлением к личному обожению как началу преображения других людей и всего мира» [Там же]. В работах философов и богословов, посвящённых исихазму, обычно присутствуют рассуждения (как и в труде И. Ф. Мейендорфа) о преображении человека, обожении. Протоиерей Димитрий (Конюхов) пишет: «Исихазм. особое учение и практическое руководство, настраивающее человека на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Цель исихазма - освобождение личности от груза неподлинного. преображение человека по образу Иисуса Христа» [15, с. 213]. Главные исихастские идеи, нашедшие отражение в монашеской словесности, - идеи обожения, понимаемого как уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним, и спасения, понимаемого как исцеление от греха, его последствий и обретение Царствия Бо-жиего. Любовь, считающаяся в христианстве одной из важнейших добродетелей, в произведениях монашеской словесности также выдвигается на первый план, а идея любви к Богу и ближним, понимаемая как жертвенное служение, становится центральной. В этикетном речевом жанре «утешение», помимо указанных идей, воплощаются исихастские идеи Божиего утешения, молитвенного делания, смирения и терпения. Основными репрезентантами этих идей становятся слова, относящиеся к тематической сфере «православие».

В таблице представлены языковые единицы, являющиеся репрезентантами идей религиозно-философского учения «исихазм» в исследованных нами текстах христианских духовных утешений.

Завершая разговор о специфике бытования этикетного речевого жанра «утешение» в эпистолярном церковно-религиозном общении, скажем о его функциях. Среди основных можно выделить такие: функцию гармонизации общения, а также волюнтативную, дидактическую, аргументативную и синдикативную. Функция гармонизации общения, волюнтативная и синдикативная являются обычными для жанра утешения. Об аргументативной и дидактической можно сказать подробнее. Духовное письмо - учительный жанр и дидактическая функция становится одной из основных для всех составляющих его жанров, например для совета, просьбы. Утешая, наставники-монахи зачастую учат тому, как правильно поступить, что делать в той или иной ситуации, объясняют причины происходящего, предостерегают, учат поступать по-христиански. Поэтому дидактическая функция становится главенствующей. Аргументативная функция свойственна духовному утешению, поскольку наставники приводят различные доводы, убеждая в том, что страдания неизбежны, что их нужно принять и видеть в них Промысл Божий, что нужно положиться на волю Божию, а также обосновывая иные утверждения христианского характера. В качестве аргумента писатели-монахи часто используют цитирование из Евангелия, святоотеческих трудов.

Репрезентанты исихастских идей в этикетном речевом жанре «утешение», функционирующем в эпистолярной церковно-религиозной коммуникации

Исихастская идея Основные репрезентанты исихастской идеи

Любвь к Богу Бог, Господь, Иисус, Христос, Всевышний, Божия Матерь, Пречистая, любовь к Богу, Бо-жия помощь, воля Божия, Промысл Божий, милосердие Божие, милость Божия, путь Христов, судьбы Господни, Царство Небесное, радость Божия, Бога ради, жив Господь, слова Путь, Истина, Жизнь (как имена Бога)

Божие утешение Утешитель, утешение, слова утешения, Божие утешение, Христово утешение, духовное утешение, утешение в скорби, сердечное утешение, неизъяснимое утешение, великое утешение, утешение от Бога, утешение от Господа, утешение от Духа Божия, отрада, радость, успокоение, утешение - Господь, утешение истинное - Христос, надежда на Божие утешение, милосердие Божие, милость Божия, помощь Божия, утешение страждущим, дал Господь в утешение, Господь подаст утешение, утешения посылает Господь, Господь не оставит, Матерь Божия не оставит

Молитвенное делание Молитва, молитва Иисусова, псалмопение, молись/молитесь, читать/читай(-те) Псалтирь, не оставляй/не оставляйте молитву, молитва поможет

Спасение Спасение, спасайся/спасайтесь, спасительный, душа, душеполезный путь, смирение, сми-райся/смиряйтесь, приобрести смирение, очищение, очищение души, покаяние, кайся/кайтесь, покайся/покайтесь, путь Христов, скорбь, скорби, очистительные скорби

Смирение Смирение, смиряйся/смиряйтесь, смиренно, со смирением, сокрушение, воля Божия, Его Святая воля, воля Всевышнего, предать себя в волю Божию, расположись на волю Божию, самопредание в волю Божию, покорность воле Божией, не ропщи(-те)

Терпение Терпение, долготерпение, терпение скорбей, терпение обид, терпение болезней, безропотное терпение, кроткое терпение, благодарное терпение, претерпевый, терпи(-те), не ослабевайте) в терпении, набирайся/набирайтесь терпения, вооружайся/вооружайтесь терпением, дай Вам Бог терпения, да подаст Господь терпения, терпением идите вослед Христа, в терпении вашем стяжите души ваши, проси(-те) у Господа терпения, спасаться/спасайся/спасайтесь терпением, переносить с терпением, нести свой крест с терпением, терпеть благодушно

Выводы. Утешение является составляющей системы этикетных речевых жанров духовного письма. В эту систему входят, в частности, и такие жанры, как «обращение», «приветствие», «прощание», «совет», «просьба». Перечисленные речевые жанры описывались нами в статьях, среди которых можно упомянуть следующие: «Речевой жанр совета в духовных письмах русских церковных писателей XX века», «Об особенностях приветствия в зачине духовного письма (на материале эпистолярного наследия русских монахов ХХ века)» [16; 17]. Во всех эпистолярных этикетных речевых жанрах, функционирующих в церковно-религиозной коммуникации, реализуются принцип теоцентризма и исихастские идеи; это обусловлено прежде всего тем, что исихазм на протяжении многих веков является духовной и нравственной основой мировоззрения православного монашества. Этикетный речевой жанр «утешение», активно функционирующий в русском общении, «попадая» в сферу церковно-религиозной коммуникации, приобретает ряд специфических черт, позволяющих говорить об особой его разновидности - духовном утешении. Основные отличия представлены на идейном уровне, и более всего обращает на себя внимание идея Божиего утешения. Мысли о том, что христианину следует искать утешения у Бога, обращаться с молитвами к Богу, ждать помощи свыше, видеть в происходящем Промысл Божий, присутствуют во многих письмах церковных писателей-монахов. Реализация исихастских идей Божиего утешения, обожения, спасения, молитвенного делания, смирения и терпения делает уникальным и языковой облик духовного утешения, в первую очередь, за счёт использования репрезентантов христианских идей - слов, относящихся к тематической сфере «православие» (Божие утешение, Христово утешение, Господь подаст утешение, расположись на волю Божию и других).

Библиографический список

1. Рабенко Т. Г. Жанр утешение и средства его языковой реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4 (52). С. 107-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18970950.

2. Формановская Н. И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М.: ВК, 2009. 334 с.

3. Федорова Т. В. Средства выражения семантики вежливости в ситуации утешения // ФИЛОLOGOS. 2014. № 2 (21). С. 88-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21593748.

4. Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / под ред. А. П. Сково-родникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. 882 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20783552.

5. Кузьмина Н. Н. Реализация гуманистического начала в общении врача и пациента (жанр «утешение») // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. № 1. Т. 16. С. 84-86. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=15124766.

6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 6-е, доп. М. : Издательство ЛКИ, 2012. 304 с.

7. Аль-Фарадж Е. А. Эпистолярное утешение XVII века на примере переписки Антуана Арно // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 1. С. 56-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23378345.

8. Моисеева С. А. Рецепция античной традиции consolatio в средневековой арабо-христианской литературе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2017. № 51. С. 66-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29356502.

9. Ринкер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Spravochniki/biblej skaj a-entsiklopedija-brokgauza/4164 (дата обращения: 02.04.2018).

10. Словарь библейских образов ; под общ. ред. Л. Райкена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана III [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/786 (дата обращения: 02.04.2018).

11. Душин О. Э. История культуры. Культура европейского Средневековья: учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.spbu.ru/4327#21 (дата обращения: 15.04.2018).

12. Василий Великий, святитель. О подвижничестве [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Velikij/slova-o-podvizhnichestve/ (дата обращения: 02.04.2018).

13. Андрей (Гвазава), митрополит. Традиция исихазма и ее значение для современного монашества // XXII Международные Рождественские образовательные чтения [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/68046.html. (дата обращения: 13.02.2017).

14. Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974. С. 291-305.

15. Димитрий (Конюхов), протоиерей. Возникновение исихастской педагогики // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Выпуск 3. С. 213-221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20917832.

16. Смолина А. Н. Речевой жанр совета в духовных письмах русских церковных писателей XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 9 (61). Ч. 3. С. 171-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26602871.

17. Смолина А. Н. Об особенностях приветствия в зачине духовного письма (на материале эпистолярного наследия русских монахов ХХ века) // Научный диалог. 2017. № 4. С. 81-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29043518.

A. N. Smolina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Siberian Federal University, 82а Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0947-3763

SPIN-code: 6302-3223 e-mail: [email protected]

THE SPEECH GENRE OF CONSOLATION IN THE EPISTOLAR ECCLESIASTICAL

AND RELIGIOUS COMMUNICATION (ON THE MATERIAL OF THE LETTERS OF THE RUSSIAN ECCLESIASTICAL MONKS - WRITERS OF THE 20TH CENTURY)

Introduction. The paper examines the functioning of the speech genre "consolation" in the epistolary ecclesiastical and religious communication. The aim of the work is to show the specific role of consolation in the Orthodox Christian communication, the content and language differences of Christian consolation, determined by the theocentric worldview of the authors and by their conformity with the religious and philosophical doctrine of hesychasm.

Methods and methodology. In this research, the methods of linguistic analysis (aimed at identifying the patterns of the use of linguistic units in different spheres of communication) and the theolinguistic analysis (aimed at studying the interaction of language and religion) are used. The methodology is based on the works by M. N. Kozhina, M. M. Bakhtin, V. I. Postovalova.

Results. The main content types of Christian spiritual consolation are the following: Hope for the God's help; Suffering is temporary; Accept the God's will; The consolation of a Christian is in faith; The source of consolation is a prayer; Suffering is a condition of spiritual growth and the act of the God's Providence; Suffering and sorrow are inevitable; Patience is the basis for overcoming suffering; God-pleasing work is a consolation for the sufferer. A characteristic linguistic feature is the use of the words related to the thematic sphere "Eastern Orthodoxy".

Conclusion. The study of the works devoted to Christianity, the analysis of the letters of the church writers-monks to their spiritual disciples make it possible to assert that in the Christian culture there is a special view on the nature of consolation: relief of suffering and sorrows, true consolation can come only from the God and only on the Christian path of spiritual perfection. Etiquette speech genre "consolation", actively functioning in Russian communication, "entering" the sphere of church and religious communication, acquires specific features that allow us to speak about its special kind - Christian spiritual consolation.

Keywords: consolation, theocentricism, Hesychasm, speech genre, etiquette formula, communicative action.

References

1. Rabenko T. G. Consolation genre and the means of its language implementation. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012. Vol. 4 (52). pp. 107-111. (In Russ.).

2. Formanovskaja N. I. Rechevoj jetiket v russkom obshhenii. Teorija I praktika [Speech etiquette in Russian communication. Theory and practice]. Moscow: Publ. VK, 2009. 334 p. (In Russ.).

3. Fedorova T. V. Means of expression of semantics of politeness in the situation of consolation. FILOLOGOS, 2014. Vol. 2 (21). pp. 88-93. (In Russ.).

4. Jeffektivnoe rechevoe obshhenie (bazovye kompetencii): slovar '-spravochnik [Effective speech communication (basic competence): dictionary-reference]. Ed. by A. P. Skovorodnikov. Krasnojarsk: Publ. of Siberian Federal University, 2012. 882 p. (In Russ.).

5. Kuz'mina N. N. Implementation of humanistic principles in the communication between doctor and patient (the genre of «consolation»). Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2010. Vol. 1, t. 16. pp. 84-86. (In Russ.).

6. Issers O. S. Kommunikativnye strategii I taktiki russkoj rechi [Communicative strategies and tactics of Russian speech]. Moscow, Publ. LKI, 2012. 304 p. (In Russ.).

7. Al'-Faradzh E. A. Epistolary consolation in Antoine Arnauld's letters. Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2015. T. 16. Vol. 1. pp. 56-64. (In Russ.).

8. Moiseeva S. A. Reception of the ancient tradition of consolatio in medieval Arab-Christian literature. Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 3: Filologija. Moscow, 2017. Vol. 51. pp. 6679. (In Russ.).

9. Rinker F., Majer G. Biblejskaja jenciklopedija Brokgauza [The Brockhaus Bible encyclopedia]. Available at https://azbyka. ru/otechnik/Spravochniki/biblej skaj a-entsiklopedij a-brokgauza/4164 (Accessed 02.04.2018).

10. Slovar' biblejskih obrazov [Dictionary of biblical images]. Ed. by L. Rajken, D. Uilhojt, T. Longman III [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/786 (Accessed 02.04.2018).

11. Dushin O. Je. Istorija kul'tury. Kul'tura evropejskogo Srednevekov'ja: uchebnoe posobie [History of culture. Culture of the European middle Ages: tutorial]. Available at: http://philosophy.spbu.ru/4327#21 (Accessed 15.04.2018).

12. Vasilij Velikij, svjatitel'. O podvizhnichestve [About asceticism]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/slova-o-podvizhnichestve/ (Accessed 02.04.2018).

13. Andrej (Gvazava), mitropolit. The tradition of Hesychasm and its significance for modern monasticism. XXII Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chtenija Available at: http://www.pravoslavie.ru/68046.html. (Accessed 13.02.2017).

14. Mejendorf I. F. About Byzantine Hesychasm and its role in the cultural and historical development of Eastern Europe in the XIV century. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury. T. 29. Leningrad, 1974. pp. 291-305. (In Russ.).

15. Dimitrij (Konjuhov), protoierej. The emergence of pedagogy of Hesychasm. Vestnik russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. St. Petersburg, 2012. T. 13. Vol. 3. pp. 213-221. (In Russ.).

16. Smolina A. N. Speech genre of the council in spiritual letters of Russian church writers of the XX century. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii Ipraktiki. Tambov, 2016. Vol. 9 (61). Part 3. pp. 171-179. (In Russ.).

17. Smolina A. N. On Features of Greetings in Opening Sentence of Spiritual Letter (on Epistolary Heritage of Russian Monks of 20th Century). Nauchnyj dialog. 2017. Vol. 4. pp. 81-99. (In Russ.).

Поступила в редакцию 20.05.2018 © А. Н. Смолина, 2018

Автор статьи: Анджелла Николаевна Смолина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации, Сибирский федеральный университет, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 82а, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Л. Г. Самотик, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

М. В. Веккессер, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и истории, Лесо-сибирский государственный педагогический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.