УДК 81/23(082)
РЕЧЕВОЙ ЖАНР ПРИВЕТСТВИЯ/ПРОЩАНИЯ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
С. В. Почебутова
Развитие антропоцентрического направления в лингвистике усилило и вывело на качественно иную ступень давно существовавший в науке о языке интерес к человеку.
Для современной науки в целом характерно активное развитие антропоцентрического направления, т.е. усиление роли "человеческого фактора", которое "приводит к перемещению фокуса сосредоточения исследовательских усилий с проблем описания языковой структуры в область, центром которой становится человек говорящий. Комплекс научных направлений, осененных пафосом антропологического подхода: психо-, прагма-, социо-, онтолингвистика и т.п. - объединены общностью объекта исследования - "языковой личностью человека", понимаемой как "совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений..." [1, с. 4].
В настоящее время интерес к языковой личности усиливается, она изучается на разнообразном речевом материале и с учетом различных факторов.
Сформулирована теоретическая база изучения языковой личности и созданы речевые портреты (индивидуальные, групповые, коллективные). В работах исследователей представлены речевые портреты конкретных языковых личностей - писателей, ученых, политических деятелей, т.е. портретировалась профессиональная языковая личность - языковая личность, сформированная под воздействием профессиональной сферы деятельности и текстов, принадлежащих этой сфере [2].
Выделяются следующие ее характеристики:
1. Деятельность в специальной профессиональной сфере, которая формируется
Почебутова Светлана Владимировна - аспирант кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 50, т. 8(8634)601302.
по мере освоения научной картины мира; в результате носитель языка способен осуществлять профессиональную деятельность разной степени сложности.
2. Социальная полифункциональность, т.е. способность к актуализации нескольких социальных ролей, среди которых обязательна профессиональная роль, осуществляющаяся благодаря формированию научной картины мира в сознании носителя языка.
3. Формирование научной картины мира в процессе образования, представляющее континуум последовательных переходов от наивной к научной картине мира [3].
Выбор в качестве объекта изучения учителя как профессиональной языковой личности не случаен. Учитель во все времена был образцом для подрастающего поколения, желание быть похожим на него - неотъемлемая часть детских стремлений (особенно проявляющееся в младшем школьном возрасте, когда учитель очень авторитетен для ребенка). В монографии "Всем, кому гордое имя - Учитель. (образ современного учителя)" авторы на основании исследования всех участников образовательного процесса делают следующий вывод: "среди качеств учителя наиболее ценимыми являются знания, коммуникативные характеристики и морально-нравственные черты. Учитель оценивается как человек, обладающий социально-желательными качествами, сильный, активный. Высоко ценится и воспитательная функция учителя: большинство опрошенных признают, что учитель должен формировать у учеников взгляды на жизнь, и многие помнят, что в школьные годы у них был учитель, повлиявший на их убеждения" [4]. Воздействуя на детей средствами языка, учитель формирует языковую личность ребенка, выступая, таким образом,
Svetlana Pochebutova - post-graduate student of the Department of Russian Language, Culture and Correction of Speech at the Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov, 50, Initsiativnaya Street, Taganrog, 347936, ph. +7(8634)601302.
образцом для учеников младшей школы в усвоении норм и правил родного языка. И поэтому среди разнообразных профессиональных языковых личностей, на наш взгляд, особый интерес представляет собой именно личность учителя.
В дискурсе языковой личности обращение к исследованию речевых жанров неизбежно. В настоящее время в научной литературе представлено множество определений речевого жанра, хотя единого мнения по этому вопросу пока не сложилось. Мы обратимся к определению речевого жанра, данному М.М. Бахтиным: речевой жанр - относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка [5].
Учение о речевом жанре (далее РЖ) -одно из ведущих направлений в антропо-лингвистике. Следствием этого является повышение исследовательского интереса к проблеме РЖ, они рассматриваются в различных аспектах, в том числе и в педагогическом (Н.А. Минаева - извинение, И.И. Дорфман -приветствие/прощание, А.В. Хохлов - поздравление) [6].
Языковая личность учителя реализуется в широком диапазоне речевых жанров, в том числе в этикетных РЖ приветствия / прощания, применяемых для установления и окончания контакта и поддержания добрых отношений между собеседниками.
Несмотря на свою малоформатность, РЖ приветствия / прощания является довольно сложным, многоаспектным.
В рамках нашего исследования особый интерес представляет работа В.Б. Черник "Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока" [7], так как здесь выделен изучаемый нами жанр приветствия / прощания и есть попытка его типизации. При обработке полученных результатов мы в своей статье опирались на предложенную В.Б. Черник классификацию, которую мы применили к исследованию речевого жанра приветствия / прощания в речи современного учителя начальных классов, так как, учитывая возрастную специфику учеников, учитель в это время как никогда является авторитетным для ребенка, а его языковая сторона личности - образцом для формирования речевого поведения.
В.Б. Черник говорит о том, что в педагогическом дискурсе речевой жанр привет-
ствия реализуется как стандартным высказыванием (здравствуйте; доброе утро), так и нестандартным, заполняющим ситуацию приветствия. Место приветствия в таком случае занимает определенное синтаксически оформленное высказывание:
РЖП + формула обращения;
РЖП + формула отношения;
РЖП + формула удовлетворения встречей;
РЖП + формула комплимента;
РЖП + формула призыва к началу общей деятельности;
РЖП + формула призыва к эффективной коммуникации;
РЖП + формула призыва к соблюдению ритуала;
РЖП + напоминание о времени начала урока;
РЖП + управленческая команда;
РЖП + формула контроля;
РЖП + формула замечания;
РЖП + формула запрета.
Вербализованное прощание (далее РЖПр) маркирует этикетную рамку урока, служит сигналом конца коммуникативного взаимодействия. Учитель использует общеупотребительные формулы или синтагматические ряды:
РЖПр + формула удовлетворения встречей/деятельностью на уроке;
РЖПр + формула похвалы;
РЖПр + формула напоминания о конце урока;
РЖПр + формула управленческой/дисциплинарной команды;
РЖПр + формула порицания;
РЖПр + формула угрозы.
Ситуативно мотивированным является сочетание РЖ прощания с РЖ разрешения/ позволения. Чаще всего формулы разрешения/ позволения употребляются как заместители РЖ прощания.
Замещают жанр прощания формулы конца.
С целью изучения того, как в процессе реализации РЖ приветствия / прощания проявляется специфика языковой личности учителя, нами в 2012 г. были проанализированы более 20 уроков двух учителей г. Таганрога, имеющих следующие характеристики: стаж работы более 20 лет, образование высшее,
кандидаты филологических наук, работу в школе совмещают с преподаванием в ТГПИ им. А.П. Чехова.
Применение стандартных формул приветствия / прощания обусловлено, прежде всего, тем, что в начальной школе практически все уроки ведет один и тот же учитель, и расположение этих формул последовательно друг за другом. Поэтому в устной речи педагога на уроке количество употреблений данного речевого жанра ограничено, в нашем исследовании они представлены следующими высказываниями: стандартные (здравствуйте) и нестандартные - использование учителем на уроке РЖП + напоминание о времени начала урока (здравствуйте, начинаем урок). Следует отметить, что данные формы встречаются лишь в начале учебного дня или для приветствия вновь вошедших детей, а также коллег и родителей. В течение дня на остальных уроках используются синтагматические ряды без общеупотребительных формул РЖП. Эти синтаксически оформленные высказывания несут определенные ситуативные и мотивационные оттенки и обусловлены, как мы отмечали ранее, спецификой проведения уроков в начальной школе. Довольно часто в речи учителя встречаются формулировки контроля, подразумевающие настрой каждого ребенка на начало занятия. Например, Подготовились к русскому языку; Готовимся к уроку литературы, встаньте красиво; Все готовы к уроку? На столе порядок, да? садитесь, пожалуйста; У всех на столе лежит учебник по русскому языку, тетрадь; Готовимся к рисованию; Подготовились к русскому языку.
Вместо приветствия в проанализированном материале часто встречались и формулировки, сочетающие в себе формулы напоминания о начале урока и замечания. Например, Звонок прозвенел. Кто не слышал звонка? Встаньте все. Это вы так слышали звонок и так себя ведете после звонка?
В школе уже традиционным является приветствие учителя учеником стоя перед началом урока. Начальная школа выступает формирующим звеном для усвоения основных правил поведения учеником. Этот момент также проявляется в речи учителя, он использует следующие формулировки как знак начала урока, т.е. это некая формула призыва
к соблюдению ритуала. Например, Встаньте. Присаживаемся; Встали, подровнялись, показали, что вы готовы к уроку; Встали. Подровняйтесь, пожалуйста; Встали все. Встали ровненько, красиво. Тихонечко сядьте. Бывает и так, что данная синтаксическая формулировка сочетается с формулой призыва / просьбы: Встали. Подровнялись, пожалуйста. Я хочу попросить, прежде чем пойти в библиотеку, в буфет, подготовьтесь к уроку.
Для установления доброжелательной атмосферы и благоприятных коммуникативных отношений используется формула отношения, что настраивает класс на активную работу. Например, Ребята, нас мало, но мы в тельняшках, наши ребята поехали защищать честь класса, а мы работаем, как говорят, за семерых.
В некоторых случаях наблюдалось незаполнение позиции приветствия, но данное явление встречалось крайне редко и было обусловлено чаще всего организационными моментами (нехваткой времени на перемене, связанной с подготовкой к уроку физической культуры).
Учитель, безусловно, владеет нейтральными стереотипными формулами прощания (до свидания; до завтра), синтагматическими рядами: РЖПр + формула напоминания о конце урока (урок окончен, до свидания). Речевой жанр прощания тоже употребляется в стандартном виде крайне редко, чаще всего при окончании учебного дня, и служит основным знаком прощания учителя с учениками.
По наблюдениям В.Б. Черник, жанр прощания в педагогическом дискурсе очень часто не заполняется. Образуется жанровая лакуна. Замещают жанр прощания формулы конца. В ходе нашего исследования мы также нашли подтверждение этому. Довольно часто учитель использовал следующие формулировки, заменяющие прощание: Так, перемена; Хорошо, записываем домашнее задание; Домашнее задание - номер два страница семнадцать; Отдыхаем, ребятки; Отдыхаем. Встречались в конце урока и сочетания различных формул. Формула напоминания о конце урока с формулой позволения: урок окончен, можно сходить в библиотеку; с формулой управленческой команды: урок закончен. Кто едет на соревнования, складываем вещи. Постройтесь возле двери.
Также в конце урока типично и самостоятельное использование формулы похвалы, формулы удовлетворения встречей / деятельностью на уроке. Например, Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали; Молодцы, сегодня вы работали замечательно; Все, молодцы.
Важно отметить, что в анализируемом нами материале мы не обнаружили ситуации прощания с употреблением форм педагогических замечаний, включающих порицание, укор, предупреждение, угрозу. Ведь такая концовка урока может нанести вред дальнейшей коммуникации. Это говорит о высоком педагогическом такте учителей, речь которых стала объектом нашего исследования.
Проанализировав языковой материал, мы пришли к выводу, что у учителя начальных классов одной из важных задач является формирование этикетных речевых жанров у учеников. Мы выявили специфику данного жанра у языковой личности учителя начальных классов. В большей степени она связана с использованием синтаксических конструкций, активно заменяющих жанр приветствия / прощания в "чистом виде", обусловленную рядом причин: проведение уроков подряд, манера приветствия учителя в школе стоя, возрастной диапазон учеников.
Итак, учитель начальных классов обладает рядом приемов использования РЖ приветствия / прощания. Полученные нами в ходе исследования данные позволяют не только судить об уровне владения РЖ приветствия / прощания современным учителем начальных классов, но при тщательном анализе могут послужить материалом для создания методических пособий, направленных на развитие представлений об РЖ приветствия / прощания как у самого учителя, так и у младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Вып. 28. Саратов, 1999. С. 3-28.
2. См., напр.: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.; Кара-
сик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 478 с.; Голубева И.В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. 266 с.; и др.
3. Мишланова С.Л. Профессиональная языковая личность как категория когнитивного термино-ведения // Изменяющийся языковой мир. Мат-лы Междунар. науч. конф. Пермь: ПГУ, 2001. С. 13-17.
4. Голубева Е.В., Голубева И.В. Всем, кому гордое имя - Учитель...(образ современного учителя): монография. Ростов н/Д: Легион, 2010. 112 с. С. 36.
5. Дорфман И.И. Опыт словаря основных терминов по теории речевых жанров. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. 84 с. С. 51.
6. См.: Минаева Н.А. Речевой жанр извинения: системно-концептологическая характеристика и реализация в речи младших школьников. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. 160 с.; Минаева Н.А. Фрагмент русской языковой картины мира: концептуальное, категориальное, стратегическое пространства (на материале речевого жанра извинения). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. 140 с.; Дорфман И.И. Факторы, оказывающие влияние на выбор этикетных формул речевого жанра приветствия / прощания // Языковая личность. Речевые жанры. Текст. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2011. С. 30-35; Хохлов А.В. Речевой жанр поздравления: модель и ее современная реализация // Там же. С. 103-107.
7. Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 26 с. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП в рамках финансирования Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013. Лот № 2, шифр лота 2011-1.3.2303-013. Тема: "Проведение научных исследований целевыми аспирантами в следующих областях: философские науки, социологические науки и культурология; филологические науки и искусствоведение; психологические и педагогические науки".
21 апреля 2012 г.