Научная статья на тему 'Речевой жанр приветствия/прощания в речи современного учителя'

Речевой жанр приветствия/прощания в речи современного учителя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1632
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЕТСТВИЕ / ПРОЩАНИЕ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL LINGUISTIC PERSONALITY / ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / FEATURES OF PROFESSIONAL LINGUISTIC PERSONALITY / GREETING/FAREWELL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Почебутова Светлана Владимировна

Статья посвящена специфике реализации этикетных речевых жанров приветствия / прощания в профессиональной языковой личности современного учителя начальной школы и выполнена на материале устной речи учителей на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Greeting/Farewell Speech Genre in Modern Teacher's Speech

The article deals with specifics of implementation of etiquette speech genres of greeting/farewell in the professional linguistic personality of modern primary school teacher and is based on the material of teacher's oral speech in the classroom.

Текст научной работы на тему «Речевой жанр приветствия/прощания в речи современного учителя»

УДК 81/23(082)

РЕЧЕВОЙ ЖАНР ПРИВЕТСТВИЯ/ПРОЩАНИЯ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

С. В. Почебутова

Развитие антропоцентрического направления в лингвистике усилило и вывело на качественно иную ступень давно существовавший в науке о языке интерес к человеку.

Для современной науки в целом характерно активное развитие антропоцентрического направления, т.е. усиление роли "человеческого фактора", которое "приводит к перемещению фокуса сосредоточения исследовательских усилий с проблем описания языковой структуры в область, центром которой становится человек говорящий. Комплекс научных направлений, осененных пафосом антропологического подхода: психо-, прагма-, социо-, онтолингвистика и т.п. - объединены общностью объекта исследования - "языковой личностью человека", понимаемой как "совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений..." [1, с. 4].

В настоящее время интерес к языковой личности усиливается, она изучается на разнообразном речевом материале и с учетом различных факторов.

Сформулирована теоретическая база изучения языковой личности и созданы речевые портреты (индивидуальные, групповые, коллективные). В работах исследователей представлены речевые портреты конкретных языковых личностей - писателей, ученых, политических деятелей, т.е. портретировалась профессиональная языковая личность - языковая личность, сформированная под воздействием профессиональной сферы деятельности и текстов, принадлежащих этой сфере [2].

Выделяются следующие ее характеристики:

1. Деятельность в специальной профессиональной сфере, которая формируется

Почебутова Светлана Владимировна - аспирант кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 50, т. 8(8634)601302.

по мере освоения научной картины мира; в результате носитель языка способен осуществлять профессиональную деятельность разной степени сложности.

2. Социальная полифункциональность, т.е. способность к актуализации нескольких социальных ролей, среди которых обязательна профессиональная роль, осуществляющаяся благодаря формированию научной картины мира в сознании носителя языка.

3. Формирование научной картины мира в процессе образования, представляющее континуум последовательных переходов от наивной к научной картине мира [3].

Выбор в качестве объекта изучения учителя как профессиональной языковой личности не случаен. Учитель во все времена был образцом для подрастающего поколения, желание быть похожим на него - неотъемлемая часть детских стремлений (особенно проявляющееся в младшем школьном возрасте, когда учитель очень авторитетен для ребенка). В монографии "Всем, кому гордое имя - Учитель. (образ современного учителя)" авторы на основании исследования всех участников образовательного процесса делают следующий вывод: "среди качеств учителя наиболее ценимыми являются знания, коммуникативные характеристики и морально-нравственные черты. Учитель оценивается как человек, обладающий социально-желательными качествами, сильный, активный. Высоко ценится и воспитательная функция учителя: большинство опрошенных признают, что учитель должен формировать у учеников взгляды на жизнь, и многие помнят, что в школьные годы у них был учитель, повлиявший на их убеждения" [4]. Воздействуя на детей средствами языка, учитель формирует языковую личность ребенка, выступая, таким образом,

Svetlana Pochebutova - post-graduate student of the Department of Russian Language, Culture and Correction of Speech at the Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov, 50, Initsiativnaya Street, Taganrog, 347936, ph. +7(8634)601302.

образцом для учеников младшей школы в усвоении норм и правил родного языка. И поэтому среди разнообразных профессиональных языковых личностей, на наш взгляд, особый интерес представляет собой именно личность учителя.

В дискурсе языковой личности обращение к исследованию речевых жанров неизбежно. В настоящее время в научной литературе представлено множество определений речевого жанра, хотя единого мнения по этому вопросу пока не сложилось. Мы обратимся к определению речевого жанра, данному М.М. Бахтиным: речевой жанр - относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка [5].

Учение о речевом жанре (далее РЖ) -одно из ведущих направлений в антропо-лингвистике. Следствием этого является повышение исследовательского интереса к проблеме РЖ, они рассматриваются в различных аспектах, в том числе и в педагогическом (Н.А. Минаева - извинение, И.И. Дорфман -приветствие/прощание, А.В. Хохлов - поздравление) [6].

Языковая личность учителя реализуется в широком диапазоне речевых жанров, в том числе в этикетных РЖ приветствия / прощания, применяемых для установления и окончания контакта и поддержания добрых отношений между собеседниками.

Несмотря на свою малоформатность, РЖ приветствия / прощания является довольно сложным, многоаспектным.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет работа В.Б. Черник "Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока" [7], так как здесь выделен изучаемый нами жанр приветствия / прощания и есть попытка его типизации. При обработке полученных результатов мы в своей статье опирались на предложенную В.Б. Черник классификацию, которую мы применили к исследованию речевого жанра приветствия / прощания в речи современного учителя начальных классов, так как, учитывая возрастную специфику учеников, учитель в это время как никогда является авторитетным для ребенка, а его языковая сторона личности - образцом для формирования речевого поведения.

В.Б. Черник говорит о том, что в педагогическом дискурсе речевой жанр привет-

ствия реализуется как стандартным высказыванием (здравствуйте; доброе утро), так и нестандартным, заполняющим ситуацию приветствия. Место приветствия в таком случае занимает определенное синтаксически оформленное высказывание:

РЖП + формула обращения;

РЖП + формула отношения;

РЖП + формула удовлетворения встречей;

РЖП + формула комплимента;

РЖП + формула призыва к началу общей деятельности;

РЖП + формула призыва к эффективной коммуникации;

РЖП + формула призыва к соблюдению ритуала;

РЖП + напоминание о времени начала урока;

РЖП + управленческая команда;

РЖП + формула контроля;

РЖП + формула замечания;

РЖП + формула запрета.

Вербализованное прощание (далее РЖПр) маркирует этикетную рамку урока, служит сигналом конца коммуникативного взаимодействия. Учитель использует общеупотребительные формулы или синтагматические ряды:

РЖПр + формула удовлетворения встречей/деятельностью на уроке;

РЖПр + формула похвалы;

РЖПр + формула напоминания о конце урока;

РЖПр + формула управленческой/дисциплинарной команды;

РЖПр + формула порицания;

РЖПр + формула угрозы.

Ситуативно мотивированным является сочетание РЖ прощания с РЖ разрешения/ позволения. Чаще всего формулы разрешения/ позволения употребляются как заместители РЖ прощания.

Замещают жанр прощания формулы конца.

С целью изучения того, как в процессе реализации РЖ приветствия / прощания проявляется специфика языковой личности учителя, нами в 2012 г. были проанализированы более 20 уроков двух учителей г. Таганрога, имеющих следующие характеристики: стаж работы более 20 лет, образование высшее,

кандидаты филологических наук, работу в школе совмещают с преподаванием в ТГПИ им. А.П. Чехова.

Применение стандартных формул приветствия / прощания обусловлено, прежде всего, тем, что в начальной школе практически все уроки ведет один и тот же учитель, и расположение этих формул последовательно друг за другом. Поэтому в устной речи педагога на уроке количество употреблений данного речевого жанра ограничено, в нашем исследовании они представлены следующими высказываниями: стандартные (здравствуйте) и нестандартные - использование учителем на уроке РЖП + напоминание о времени начала урока (здравствуйте, начинаем урок). Следует отметить, что данные формы встречаются лишь в начале учебного дня или для приветствия вновь вошедших детей, а также коллег и родителей. В течение дня на остальных уроках используются синтагматические ряды без общеупотребительных формул РЖП. Эти синтаксически оформленные высказывания несут определенные ситуативные и мотивационные оттенки и обусловлены, как мы отмечали ранее, спецификой проведения уроков в начальной школе. Довольно часто в речи учителя встречаются формулировки контроля, подразумевающие настрой каждого ребенка на начало занятия. Например, Подготовились к русскому языку; Готовимся к уроку литературы, встаньте красиво; Все готовы к уроку? На столе порядок, да? садитесь, пожалуйста; У всех на столе лежит учебник по русскому языку, тетрадь; Готовимся к рисованию; Подготовились к русскому языку.

Вместо приветствия в проанализированном материале часто встречались и формулировки, сочетающие в себе формулы напоминания о начале урока и замечания. Например, Звонок прозвенел. Кто не слышал звонка? Встаньте все. Это вы так слышали звонок и так себя ведете после звонка?

В школе уже традиционным является приветствие учителя учеником стоя перед началом урока. Начальная школа выступает формирующим звеном для усвоения основных правил поведения учеником. Этот момент также проявляется в речи учителя, он использует следующие формулировки как знак начала урока, т.е. это некая формула призыва

к соблюдению ритуала. Например, Встаньте. Присаживаемся; Встали, подровнялись, показали, что вы готовы к уроку; Встали. Подровняйтесь, пожалуйста; Встали все. Встали ровненько, красиво. Тихонечко сядьте. Бывает и так, что данная синтаксическая формулировка сочетается с формулой призыва / просьбы: Встали. Подровнялись, пожалуйста. Я хочу попросить, прежде чем пойти в библиотеку, в буфет, подготовьтесь к уроку.

Для установления доброжелательной атмосферы и благоприятных коммуникативных отношений используется формула отношения, что настраивает класс на активную работу. Например, Ребята, нас мало, но мы в тельняшках, наши ребята поехали защищать честь класса, а мы работаем, как говорят, за семерых.

В некоторых случаях наблюдалось незаполнение позиции приветствия, но данное явление встречалось крайне редко и было обусловлено чаще всего организационными моментами (нехваткой времени на перемене, связанной с подготовкой к уроку физической культуры).

Учитель, безусловно, владеет нейтральными стереотипными формулами прощания (до свидания; до завтра), синтагматическими рядами: РЖПр + формула напоминания о конце урока (урок окончен, до свидания). Речевой жанр прощания тоже употребляется в стандартном виде крайне редко, чаще всего при окончании учебного дня, и служит основным знаком прощания учителя с учениками.

По наблюдениям В.Б. Черник, жанр прощания в педагогическом дискурсе очень часто не заполняется. Образуется жанровая лакуна. Замещают жанр прощания формулы конца. В ходе нашего исследования мы также нашли подтверждение этому. Довольно часто учитель использовал следующие формулировки, заменяющие прощание: Так, перемена; Хорошо, записываем домашнее задание; Домашнее задание - номер два страница семнадцать; Отдыхаем, ребятки; Отдыхаем. Встречались в конце урока и сочетания различных формул. Формула напоминания о конце урока с формулой позволения: урок окончен, можно сходить в библиотеку; с формулой управленческой команды: урок закончен. Кто едет на соревнования, складываем вещи. Постройтесь возле двери.

Также в конце урока типично и самостоятельное использование формулы похвалы, формулы удовлетворения встречей / деятельностью на уроке. Например, Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали; Молодцы, сегодня вы работали замечательно; Все, молодцы.

Важно отметить, что в анализируемом нами материале мы не обнаружили ситуации прощания с употреблением форм педагогических замечаний, включающих порицание, укор, предупреждение, угрозу. Ведь такая концовка урока может нанести вред дальнейшей коммуникации. Это говорит о высоком педагогическом такте учителей, речь которых стала объектом нашего исследования.

Проанализировав языковой материал, мы пришли к выводу, что у учителя начальных классов одной из важных задач является формирование этикетных речевых жанров у учеников. Мы выявили специфику данного жанра у языковой личности учителя начальных классов. В большей степени она связана с использованием синтаксических конструкций, активно заменяющих жанр приветствия / прощания в "чистом виде", обусловленную рядом причин: проведение уроков подряд, манера приветствия учителя в школе стоя, возрастной диапазон учеников.

Итак, учитель начальных классов обладает рядом приемов использования РЖ приветствия / прощания. Полученные нами в ходе исследования данные позволяют не только судить об уровне владения РЖ приветствия / прощания современным учителем начальных классов, но при тщательном анализе могут послужить материалом для создания методических пособий, направленных на развитие представлений об РЖ приветствия / прощания как у самого учителя, так и у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Вып. 28. Саратов, 1999. С. 3-28.

2. См., напр.: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.; Кара-

сик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 478 с.; Голубева И.В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. 266 с.; и др.

3. Мишланова С.Л. Профессиональная языковая личность как категория когнитивного термино-ведения // Изменяющийся языковой мир. Мат-лы Междунар. науч. конф. Пермь: ПГУ, 2001. С. 13-17.

4. Голубева Е.В., Голубева И.В. Всем, кому гордое имя - Учитель...(образ современного учителя): монография. Ростов н/Д: Легион, 2010. 112 с. С. 36.

5. Дорфман И.И. Опыт словаря основных терминов по теории речевых жанров. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. 84 с. С. 51.

6. См.: Минаева Н.А. Речевой жанр извинения: системно-концептологическая характеристика и реализация в речи младших школьников. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. 160 с.; Минаева Н.А. Фрагмент русской языковой картины мира: концептуальное, категориальное, стратегическое пространства (на материале речевого жанра извинения). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. 140 с.; Дорфман И.И. Факторы, оказывающие влияние на выбор этикетных формул речевого жанра приветствия / прощания // Языковая личность. Речевые жанры. Текст. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2011. С. 30-35; Хохлов А.В. Речевой жанр поздравления: модель и ее современная реализация // Там же. С. 103-107.

7. Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 26 с. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП в рамках финансирования Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013. Лот № 2, шифр лота 2011-1.3.2303-013. Тема: "Проведение научных исследований целевыми аспирантами в следующих областях: философские науки, социологические науки и культурология; филологические науки и искусствоведение; психологические и педагогические науки".

21 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.