Научная статья на тему 'Речевой жанр хрии: история изучения и типология'

Речевой жанр хрии: история изучения и типология Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1348
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / RHETORIC / ХРИЯ / НАРРАТИВ / ЦИТИРОВАНИЕ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / INTERTEXTUALITY / CHREIA / NARRATION / CITATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Москвин Василий Павлович

Рассмотрены и систематизированы виды хрии как дидактического жанра (декларативная, ответная, классическая и др.), в том числе и те её типы (хриод, этология, двойная хрия и др.), описания которых отсутствуют в отечественной научной литературе; уточнено место хрии в системе смежных категорий: а) жанров таких, как гнома, притча, басня и пословица; б) фигур речи, прежде всего дескрипции и аллегории. По античным (греческим и латинским) источникам изучена и дополнена история вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPEECH GENRE OF CHREIA: historical background AND TYPOLOGY

The paper explores various types of chreia (declarative, responsive, scholastic, etc.) as a didactic genre. These various types include those that are still unresearched in the Russian linguistic literature, e.g., e.g., chriod, ethology, double chreia, and others This language phenomenon is analyzed and systematized and its correlation with a system of adjacent categories is specified. Chreia is juxtaposed to a) enres, such as gnome, parable, fable, and proverb; b) figures of speech, primarily to description and allegory. The historical background of chreia is studied and clarified on the basis of antique (Greek and Latin) sources.

Текст научной работы на тему «Речевой жанр хрии: история изучения и типология»

ЖАНРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

УДК 808.51+82-15 ББК 83.7

В. П. Москвин

Волгоград, Россия

V. P. Moskvin

Volgograd, Russia

РЕЧЕВОЙ ЖАНР ХРИИ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ТИПОЛОГИЯ

THE SPEECH GENRE OF CHREIA: HISTORICAL BACKGROUND AND TYPOLOGY

Аннотация. Рассмотрены и систематизированы виды хрии как дидактического жанра (декларативная, ответная, классическая и др.), в том числе и те её типы (хриод, этология, двойная хрия и др.), описания которых отсутствуют в отечественной научной литературе; уточнено место хрии в системе смежных категорий: а) жанров - таких, как гнома, притча, басня и пословица; б) фигур речи, прежде всего дескрипции и аллегории. По античным (греческим и латинским) источникам изучена и дополнена история вопроса.

Ключевые слова: риторика, хрия, нарратив, цитирование, интертекстуальность.

Abstract. The paper explores various types of chreia (declarative, responsive, scholastic , etc.) as a didactic genre. These various types include those that are still unresearched in the Russian linguistic literature, e.g., e.g., chriod, ethology, double chreia, and others This language phenomenon is analyzed and systematized and its correlation with a system of adjacent categories is specified. Chreia is juxtaposed to a) enres, such as gnome, parable, fable, and proverb; b) figures of speech, primarily to description and allegory. The historical background of chreia is studied and clarified on the basis of antique (Greek and Latin) sources. Key words: rhetoric, chreia, narration, citation, in-tertextuality.

Сведения об авторе: Москвин Василий Павлович, About the author: Moskvin Vasily Pavlovich, доктор филологических наук, профессор кафедры Doctor of Philology, Professor of Department of русского языка и методики его преподавания. Russian Language and Methods of Teaching.

Место работы: Волгоградский государственный Place of employment: Volgograd State Social Peda-социально-педагогический университет gogical University (VGSPU)

(ВГСПУ).

E-mail: [email protected], [email protected]_

Научный анализ объекта принято начинать с рассмотрения истории вопроса; при пропуске данного шага анализ не может претендовать на достаточную степень адекватности. История изучения хрии, одного из традиционных понятий риторики, начинается с целого ряда античных текстов, к сожалению, не переведённых на русский язык, чем, видимо, объясняется очевидная неполнота описания в отечественной специальной, в частности учебной литературе: а) истории вопроса; б) видов хрии. Следствиями данного обстоятельства являются: а) отсутствие современной типологии видов хрии как немаловажной части общей типологии дидактически релевантных жанров; б) неопределённость места хрии в системе смежных категорий. Цель настоящей статьи состоит в восполнении данного пробела; актуальность исследования определяется, как следует из сказанного выше, потребностями практической риторики.

Хрия обычно трактуется как краткий рассказ о каком-либо происшествии, использу-

Работа выполнена при поддержке РГНФ: проект № текста в дискурсах разных типов». © Москвин В. П., 2015

емый с целью дидактического разъяснения, т.е. «суть хрии есть наставление (öiöaaKaAia)» [1 : 585]. Из этой дефиниции следует, что в функциональном отношении хрия является жанром назидательной речи. Этимологию термина хрия принято связывать с понятием пользы: «Названа так хрия прежде всего потому, что она, помимо всего прочего, полезна для жизни (xpeiwönc ¿ал тф ßiw)» [2 : 67], ср. греч. хрыйбцд 'полезное', хряа 'использование'. Отсюда один из вариантов перевода термина хрия на латынь, который встречаем, в частности, в грамматике Присциана (V / VI вв. н.э.): «usus» [3 : 429]. Вместе с тем, хрия демонстрирует возможные последствия неверных действий и учит, как их избежать, отсюда, на наш взгляд, не менее актуальная для прояснения как сути, так и генезиса данного жанра этимологическая связь с понятиями предсказания и совета 'дело, польза', 'долг; долг перед природой, смерть, судьба', 'предсказание судьбы', xpäw^ai 'советоваться с оракулом'].

13-04-00381 «Интертекстуальность и фигуры интер-96

Как рассказ о происшествии хрия представляет собой разновидность прагмато-графии [греч. прсууа 'действие', YPCфш 'описываю'] - типа дескрипции, состоящего в описании события, т.е. хрия есть форма повествования. В античной риторике хрия рассматривается после нарратива и басни, от которых ее отличает лишь то, что хрия «требует более изощрЫного членения (пolKlЛытepav бореам)» [4 : 458-459]. Поскольку дескрипция является приемом, хрия ex definitio относится к разряду фигуративных жанров.

Вслед за филологами поздней античности, прежде всего Гермогеном, Теоном и Авсонием, принято различать три типа хрий: практические (праклкаО, вербальные (ЛoYlкaí) и смешанные (щтаО [2 : 67-68; 1 : 585]. Противопоставим данные типы семиотически, т.е. по характеру знака-носителя, который может быть: а) невербальным; б) вербальным.

П р а к т и ч е с к а я хрия представляет собою дидактически значимый невербальный акт: «Однажды Диоген, увидев мальчика, который вел себя дурно, побил его воспитателя». Назидательное действие здесь, по мнению Гермогена из Тарса (ок. 160-230), -«побил воспитателя (пal5aYWY6v)» [6 : 19]. М. В. Ломоносов приводит такой пример: спартанцы, «стараясь детей своих научить трезвости..., приводили их к пьяным рабам, чтобы смотря на толь гнусное позорище, от вина отвращение имели» [5 : 296]. Здесь назидательное деяние - «приводили детей к пьяным рабам». Как видим, практическая хрия не предполагает обязательного словесного сопровождения.

Смешанной хрией именуют вербальное описание дидактически значимого невербального акта: «Когда философа Пифагора спросили, насколько продолжительна жизнь человеческая, тот влез на крышу и выглянул оттуда, показавшись на мгновенье; знаменовало сие деяние жизни краткость» [2 : 70-71]. На этом же виде хрии основано стихотворение А. С. Пушкина «Движение», описывающее спор Зенона Элейского с Ан-тисфеном (V в. до н. э.):

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Вербальная хрия представляет собой исключительно словесное поучение, не предполагающее использования дидактически значимых невербальных действий. Среди вербальных хрий авторы разных лет и эпох различают три основных типа, которые можно противопоставить тематически:

1. Хриод. Квинтилиан, отмечая, что «даже в действиях людей, как некоторые полагают, может содержаться ХР£1°», рассматривает хрию и, в частности, хриоды («Храшбед») в одном разделе с басней и повествованием1. Судя по примеру, который он приводит, под хриодом следует понимать «рассказец (narratiuncula)», рекомендующий либо порицающий тот или иной поступок либо поведенческий образец: «Геракл, привыкнув носить на себе каждый день теленка, кончил тем, что стал таскать быка» [7 : 100]. Подобные «рассказцы» известны нам: а) по некоторым пословицам: Начал за здравие, а свел за упокой; Авоськал, авоськал да и до-авоськался; Метил в ворону, а попал в корову; Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку; б) по отдельным басням Эзопа:

Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да сам шевелись».

Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

2. Этологию [греч. qQoAoYia 'изображение характера' < sQoq 'нрав', ср. ^QoAoYoq 'мим, исполняющий характерные роли'], которую Квинтилиан ставит в один ряд с басней и хрией и трактует как характеристику лица («ethologia personis continetur»), а его комментатор - как вид хрии («nam Ethologia species est chriae») [8 : 99], т.е. считает этологию назидательным жанром, - видимо, вслед за Сенекой, который определяет ее как наставление, состоящее в «описании... добродетели и порока (descriptio... cuiusque

virtutis ac vitii)», указывая на то, что именуют

„2

данный тип дескрипции и характерисмой , например: «Воздержан тот, кто делает это, а того сторонится (abstinet)» [10: 98]. Краткие «рассказцы», содержащие дидактически значимые описания (или, по Сенеке, «примеры» и «образцы») характеров, также находим: а) среди пословиц: Скупой платит дважды; Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет; без номинации этоса: У Фили пили, да Филю и побили; Девушка Гагула села прясть да и заснула;

1 Отсюда традиция рассмотрения хрии как части учения о повествовании и периоде.

2 Ср.: «Характцрю/лод. Подобно тому как художник красками образы живописует, так и оратор чрез сию фигуру изображает либо недостатки, либо достоинства того, о ком речь ведёт» [9 : 16].

Глазами плачет, а сердцем смеется; б) среди басен Эзопа:

Была у человека жена, нрава которой никто вынести не мог. Решил он проверить, будет ли она так же вести себя и в отцовском доме, и под благовидным предлогом отослал ее к отцу. Через несколько дней она вернулась, и муж спросил, как ее там приняли. «Пастухи и подпаски, - отвечала она, - смотрели на меня очень сердито». - «Ну, жена, - сказал супруг, - уж если на тебя сердились те, кого с их стадами и дома не бывает с утра до вечера, то что скажут другие, от кого ты целый день не отходила?»

Примерами развернутых этологий являются литературные дескрипции положительных и отрицательных героев (Чацкого, Мол-чалина, Плюшкина, Ноздрева и др.), выполняющие функцию социально значимых морально-поведенческих ориентиров.

3. Сентенциальная хрия - рассказ о сентенции (гноме, афоризме). Хрии данного типа различаются по способу предъявления сентенции:

А. Декларативная хрия [греч. ánoyavTiKóv, англ. sayings chreia, букв. 'пословичная'] описывает обстоятельства и причины, вызвавшие появление ставшего «необходимым» [ср. лат. sententia necessaria], крылатым, т.е. вошедшим в пословицу высказывания известного лица:

Однажды авва Макарий застал в своей келии вора, который грузил его вещи на стоявшего у келии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе:

- Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем! (Библейская притча «Авва и вор»).

Б. Ответная хрия [греч. ánoKpmKÓv, ср. англ. responsive chreia] предъявляет сентенцию как ответ известного лица (греч. áno^wvqpa, лат. sententia responsiva), обретший статус крылатых слов, афоризма [cf. 12 : 43]:

На вопрос, как изжить преступления среди людей, Солон ответил:

- Нужно, чтобы пострадавшим и непострадавшим было одинаково тяжело.

Можно ли считать «рассказ о гноме» [4 : 460], т.е. «рассказец» о речевом событии, видом нарратива в современном понимании этого термина? Считается, что нарратив возникает, если как минимум между двумя событиями «обнаруживается темпоральная связь (temporal juncture)» [11 : 28]. Если счи-

тать вопрос и ответ темпорально связанными событиями, то ответная хрия вполне соответствует формуле нарратива «Бц ^ ЕТ2 (^ ЕТ3 ...)», где «Е» - событие, «Т» - время, «ЕТ1 ^ ЕТ2» - нарративный минимум. Заметим, что при описании действий и деталей, сопровождавших повествуемое речевое событие, ответная хрия может принимать пространный характер, обретая более видимые признаки нарративного текста. Распространение такой хрии происходит:

а) за счет описания обстоятельств, сопровождавших речевое событие:

Когда к Приене, родному городу греческого мудреца Бианта, приблизились войска персидского царя Кира, жители стали убегать, захватив самое ценное из своего имущества. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивленных сограждан, где его вещи, Биант ответил: «Все свое я ношу с собой».

б) за счет ответной части:

Когда император Адриан спорил с философом Фаворином о значении некоторых слов, тот очень скоро с ним во всем согласился. Друзья его вознегодовали по этому поводу, но он ответил: «Смеетесь вы надо мной, что ли? Как может он, начальствуя над тридцатью легионами, не быть ученее меня?» Август писал эпиграммы на Поллиона: «А я, - сказал Поллион - буду молчать. Неблагоразумно писать против того, кто может предписать мне отправиться в ссылку». И оба они были правы. Ибо Дионисий, не будучи в состоянии сравняться в искусстве поэзии с Филоксеном и в красноречии с Платоном, одного приговорил к работам в каменоломнях, а другого велел продать в рабство (М. Монтень. Опыты).

Так называемая «двойная хрия» основана на использовании двух сентенций. В качестве примера Элий Теон, александрийский ритор и софист III в. н. э., приводит такой диалог [2 : 70], имеющий явно центонный характер:

Александр Македонский, стоя над спящим Диогеном, спросил:

- Ночи во сне проводить подобает ли мужу совета? <Илиада, 2:24>

Тот, проснувшись, ответил:

- Судьбы народа - в тебе, и подумать бы надо о многом. <Илиада, 2:25>

Мудрое изречение, содержащее зачастую скрытое, не выраженное явно поучение, в греческой риторике именовалось гномой букв. 'суждение', ср. 'знание'].

Каково различие между гномой (т.е. сентенцией, афоризмом) и хрией? В литературе разных лет эти понятия нередко отождеств-

ляются - либо de facto, либо explicite, cf.: «chria scilicet sententia» 'хрия, т.е. сентенция' [13 : 16]; «chria, sive sententia» 'хрия, или сентенция' [14 : 573], etc. Элий Теон разводит эти понятия: «Хрия всегда связана с определенным лицом, гнома - не всегда; хрия утверждает то всеобщее, то частное, гнома - только всеобщее; далее, хрия иногда есть лишь бесполезное для жизни развлечение, гнома же выражает полезное; наконец, хрия есть действие [имеется в виду практическая хрия. - В. М.] или высказывание, гнома же - только высказывание» [2 : 67]. Точнее было бы считать, что высказывание «Все свое ношу с собой» <Биант> является гномой, а краткий рассказ, описывающий произнесение этого высказывания (в тех или иных обстоятельствах), - хрией. По отношению к гноме хрия играет роль прецедентного текста; с этой точки зрения гному следует рассматривать как интертекстуальный жанр.

Поскольку хрия регулярно расширяется за счет описания событий и обстоятельств, сопровождавших повествуемое высказывание либо факт (i.e., «ек nepiaTâaewç aÙYKEirai» [4 : 464]), данный жанр определяется как «амплификация какого-либо факта или изречения» [15 : 99].

Итак, хрия «содержит пример мудрой речи или поступка, достойного подражания» [16 : 35]. Римский поэт и ритор Децим Магн Авсоний (ок. 310-394) определяет хрию как «краткую историю» [1 : 585], Гермоген Тарс-ский - как «историю, связанную с высказыванием или поступком либо с тем и другим, - краткую, но наибольшей пользы ради употребляемую» [6 : 19]. Идентификатор «история (àno^vn^oveu^a, букв. 'воспоминание, реминисценция')», на котором построены приведенные определения, этимологически сближает хрию с фигурой анамнесиса [греч. avâpvqaiç 'припоминание'] - описания пережитых и запечатлённых в памяти событий. При рассказе о вербальном или невербальном действии известного лица хрия усили-

1

вается аргументом к авторитету .

Как следует из сказанного выше, вербальная хрия бывает: а) простой [англ. abbreviated chreia]; б) развернутой [англ. expanded chreia], которая «представляет собой амплификацию простой» [17 : XII; cf. : 2 :

1 Рус. термин аргумент к авторитету восходит к лат. argumentum ad auctoritatem; иная схема тер-минообразования применяется в англоамериканской традиции: англ. appeal to authority (to mob, etc.) является полукалькой лат. provocatio [букв. 'призыв, апелляция'] ad auctoritatem (adpop-ulum, etc).

67]. Вербальная хрия, развертываемая по следующей жесткой схеме, именуется классической, или строгой. Она, согласно учению Гермогена, включает: 0) название, роль которого играет основной тезис хрии, например: «Корень учения горек, но плод его сладок» (этот пункт ни у Гермогена, ни у поздних авторов не был пронумерован); 1) похвалу ^кы^ю^, адресованную автору тезиса: «Это сказал Исо-крат, мудрый философ» (данный пункт, играющий роль вступления, представляет автора и усиливает его значимость, в результате тезис обращается в афоризм, а значит в довод к авторитету); 2) парафраз (парафраа1д) - популярное истолкование тезиса: «Означает сие, что учеба трудна, однако человек, владеющий знаниями, более успешен в жизни, чем невежда»; 3) указание причин (ата) необходимости принятия тезиса: «Ибо лишь чрез упорный труд можно прийти к великим свершениям, а успех приносит удовольствие»; 4) противопоставление возможному антитезису (довод «ката то еvаvтl6v», создающий элемент двусторонней аргументации): «Простые дела, в отличие от важных, конечно же, не требуют труда, но они не дают удовлетворения»; 5) сравнение с чем-либо подобным (довод «ек парароЛпс»): «Подобно тому, как крестьянин должен вырастить плоды, прилагая труд рук своих, так же и во всем остальном, включая и речи»; 6) приведение примеров (довод «ек параб^матод»): «Так, Демосфен, закрывшись дома и тяжкому предавшись труду, позже собрал его плоды в виде наград и признания» (как видим, роль примера играет хриод); 7) аргументация к авторитету (довод «ек хРПаеыд еп1хе1рпаа1», «свидетельство»): «Гесиод сказал: ««Но добродетель от нас отделили бессмертные боги тягостным потом»»; 8) заключение в виде наставления, например призыва следовать данному тезису [6 : 21-23]. Данную схему, без видимых изменений, позже активно использовали многие другие авторы, в том числе Авсоний : 1 : 585 ; 18 : 23-25], которому нередко приписывается изобретение классической хрии, отсюда ещё одно её название: сЬпа ЛрМЬоп'апа 'Авсониева хрия'. Пункты 3-7 представляют собой, по учению византийского ритора Иоанна Докса-патра (XI в.), обоснование тезиса (<^^»); некоторые риторики по традиции, восходящей к этому же учению, членят схему Гермо-гена иначе: а) протасис, или пропозиция (= пункт 0, содержащий сентенцию); б) этиоло-гия2, «еп^рп^а» (= пункт 3); в) амплифика-

2 Этиология [греч. amoAoyia 'приведение при-

ция, «èpYaaia» (пункты 4-7); г) заключение [19 : 248, 266]. Такая хрия «учит сентенцию доказывать, распространять, применять; первое в этиологии, второе в источниках амплификации, третье в заключении, кои иногда вступлением предварять должно, которое в Авсониевой хрии похвалу автору или сентенции содержит» [20 : 515]. Классическая хрия строится: а) по дедуктивной модели (от тезиса к обоснованию); б) по индуктивной модели (от обоснования к тезису). Первую называют прямой [лат. chria recta], вторую - обратной [chria inversa], ср.:

Будем же следовать наставлениям мудрых! Ге-сиод в поэме «Труды и дни» пишет:

Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.

Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога,

И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,

Легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде.

Демосфен, закрывшись дома и предавшись тяжкому труду, позже собрал его плоды в виде наград и признания: ибо подобно тому, как крестьянин должен вырастить плоды, прилагая труд рук своих, так же происходит и во всём остальном, включая и произнесение речей. Простые дела, в отличие от важных, как известно, не требуют труда, но они не дают удовлетворения. И лишь упорный труд может привести к великим свершениям, а ведь большой успех приносит немалое удовольствие. Воистину мудро сказал философ Исократ: «Корень учения горек, но плод его сладок».

Развертывание и усиление хрии может происходить: а) вне строгой последовательности элементов, такая хрия называется свободной; б) вне заданного состава элементов (неполная хрия). Пример неполной свободной хрии:

Исократ, мудрый философ седой древности, сказал: «Корень учения горек, но плод его сладок». Так, Демосфен, закрывшись дома и предавшись тяжкой работе, позже, когда стал великим оратором, собрал плоды своего учения в виде наград и признания. Учеба, конечно же, - это огромный труд, однако человек, владеющий знаниями, гораздо более успешен в жизни, чем невежда.

чин'] трактуется как фигура (согласно указаниям некоторых авторов - краткого) указания на причину в целях доказательства или разъяснения, ср.: «AmoAoyia. Hoc schema efficitur ratione brevi et sen-tentiosa» [9 : 21]. В риториках разных лет данный раздел хрии зачастую именуется неточно: этология, этимология, аксиология и проч.

В отличие от неполной и свободной, полная классическая хрия существует прежде всего как школьное упражнение, т.е. как схема, развивающая определённые риторические навыки, но за пределами школы лишенная жизненной силы, отсюда одно из латинских ее названий: chria scholastica, т.е. школьная хрия, «названная так, ибо со школы ее использование началось» [20 : 522]. Излюбленным предметом школьной хрии были сентенции Цицерона, отсюда наименование: chria Ciceroniana 'Цицеронова хрия'.

Прислушаемся к мнению М. В. Ломоносова: «Хотя у древних учителей красноречия о хрии правил не находим, однако немало есть оныя примеров в их сочинениях. Правда, что они по большей части неполны и непорядочны [т.е. имеют свободный характер. - В. М.], однако мне рассудилось, что для образца лучше предложить оные, нежели по предписанным от Автония-софисты правилам, строго от новых авторов сочиненные, из которых почти ни единой путной [курсив наш. - В. М.] видать мне не случилось» [5 : 299-300]. И действительно: в реальной речевой практике используется неполная свободная хрия, состав и последовательность частей которой определяется, в зависимости от актуальной коммуникативной ситуации, «по усмотрению оратора» [20 : 521], отсюда ее название: практическая хрия.

История классической хрии восходит к рассмотренной выше схеме Гермогена Тарсского. Известны попытки найти ее истоки в более ранних текстах, в частности в «Риторике к Александру» (IV в. до н. э.), приписываемой Анаксимену из Лампсака, а также в анонимной «Риторике к Гереннию» (I в. н. э.) [см., например: 21 : 85-89], однако сопоставление указанных трех концепций приводит к убеждению, что между ними нет ничего общего. Так, Р. Хок и Э. О'Нейл утверждают идентичность пунктов классической хрии и пунктов описанной автором «Риторики к Гереннию» техники эксполиции («отделки» речи). Данная техника, однако: а) предполагает не убеждение и назидание, а украшение и («дабы не наскучить слушателю») варьирование речи; б) рекомендует «активно использовать возможно большее число фигур», в частности: 1) диалогизм (sermocinatio); 2) повтор; 3) антитезу; 4) различные типы сравнений; 5) примеры; 6) это-пею; 7) просопопею; 8) намек (significatio); 9) «демонстрацию», т.е. указание на «то, что предшествовало действию, сопутствовало ему и следовало за ним» [22 : 363-400]. Р. Хок и Э. О'Нейл «превращают» антитезу в довод от противного, пункты (1), (2), (6), (7),

(8) и (9) предусмотрительно пропускают, т.е. в основе их доводов лежат: а) софизм ложного основания; б) софизм изъятия.

Любой жанр строится по набору специфических для него правил, нарушения которых обозначают границы, в пределах которых он может существовать и варьироваться. Исчислив характерные для данного жанра типовые нарушения, мы тем самым выявим требования (т.е. законы жанра), которым должен подчиняться его составитель.

Правило 1. Хрия должна представлять собой интересный рассказ, ибо условие коммуникативной успешности прагматогра-фии - ее занимательность. Вместе с тем, хрия нередко трактуется не как рассказ, а просто как схема доказательства. Например:

1. Протасис: «Детям должно повиноваться родителям». 2. Этиология: «Ибо Господь обещает послушным счастье». 3. Амплификация посредством примера: «Иосиф Египетский повиновался во всем отцу своему Иакову, и впоследствии получил воздаяние». 4. Заключение: «Следовательно, юношество обязано подчиняться родителям». Неполную обратную хрию данного типа рекомендуется строить по двум схемам: а) «этиология + протасис»: 1. Этиология: «Господь обещает послушным счастье».

2. Протасис: «Детям должно повиноваться родителям»; б) «амплификация + протасис»: 1. Амплификация: «Иосиф Египетский повиновался во всем отцу своему Иакову, и впоследствии получил воздаяние». 2. Протасис: «Детям должно повиноваться родителям» [23 : 80-82]. Как видим, в этом типе хрии тезис не обладает статусом афоризма (а значит и силой аргумента к авторитету), сама же хрия полностью лишена признаков рассказа о сентенции, а значит и интереса, который призван возбудить у адресата такой «рассказец», лишенное же занимательности нравоучение не достигнет своей цели.

Правило 2. Нравоучение не должно носить прямой характер, поэтому хрия нередко подразумевает некий тезис или «мораль», о выведении которых должен позаботиться сам адресат (по эвристической формуле «Имеющий уши да услышит»). Давно замечено, что «иные хрии бывают построены как силлогизм, а иные - в форме энтимемы» [2 : 72], имея во втором случае характер косвенного поучения, что бывает отражено в определении хрии как «содержащей намек (еп] т6 аuмpоuЛеuтlк6v avаYешl)» [1 : 569]:

- Где все твое богатство и все твои владения? -спросил у Диогена некий правитель.

- У них, - ответил Диоген, показывая на своих многочисленных учеников.

Хрия зачастую имеет затемненный, нарочито неясный характер, что, впрочем, соответствует этимологии термина (греч. 'оракул, предсказание'). Если автор не уверен, что смысл хрии будет понятен адресату, он может снабдить ее пояснением (в классической хрии эту роль играет парафраз), ср.:

- Где все твое богатство и все твои владения? -спросил у Диогена некий правитель.

- У них, - ответил Диоген, показывая на своих многочисленных учеников и последователей. Он имел в виду знания, которыми их обогатил.

Правило 3. Хрия («auvTO^og апофатд», «brevis commemoratio», «narratiuncula» 'по-вествованьице') представляет собой краткий жанр, ибо: а) не в меру пространное наставление не достигнет своей цели; б) хрия адресована прежде всего детям. Приведем мнение Сенеки: «Легче запоминается <нечто> отдельное, краткое и подобно стихотворной строке сжатое, поэтому мы и задаем мальчикам заучивать сентенции и то, что греки хриями называют, ведь более сложное детская душа еще не может объять» [24 : 236]. В качестве одного из примеров нарушения требования краткости укажем классическую хрию Т. Ф. Марсаля «Invia virtuti nulla est via» 'Для доблести нет непроходимых путей' [25], объем которой, за счет нагнетания причин, доводов от противного, примеров, сравнений и «свидетельств», составил ок. 130 страниц.

Суть понятия проясняется путем определения его места в системе смежных категорий, т.е. путем сравнения с последними. С этой целью рассмотрим:

1. Соотношение хрии (в частности, хрио-да и этопеи), притчи, басни и пословицы. Выражая через нарратив высокую философскую мысль, религиозную максиму, хрия сближается с притчей, которой не чужд торжественный библейский слог, высокий про-фетический стиль. Если же хрия выражает бытовую мораль, житейскую мудрость, она может приобрести очертания: а) басни, «коих сюжеты как раз после рассказов кормилицы следуют, а язык повествованья прозрачен и над средним стилем не поднимается» [7 : 99] - в случае развернутости и (факультативно) использования парной рифмы (сближающей басню с народным стихом, в частности раёшником), а также вольного стиха и ямба, соответствующих, как известно, ритмике разговорно-бытовой речи, ср.:

«Я лягу на полок, а ты потри мне спину, -

Кряхтя, сказал толстяк худому гражданину. -

Да хорошенько веничком попарь.

Вот так-то я, глядишь, чуток и в весе скину.

Ты только, братец, не ошпарь!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трёт Тонкий Толстого. Одно пыхтит лежачий: «Еще разок пройдись!.. Еще наддай!.. А ну еще разок! Смелей - я не заплачу!

А ну еще разок!..» - «Готово, друг! Вставай!

Теперь я для себя парку подкину.

Мочалку мылить твой черед!» -

«Нет, братец, уж уволь! Тереть чужую спину Мне не положено по чину.

Кто трет другим, тот сам себе потрет!» * * *

Смеялся от души народ,

Смотря в предбаннике, как Тонкий одевался И как в сторонке Толстый волновался: Он чином ниже оказался!

С. Михалков. Толстый и тонкий

б) пословицы - в случае сжатости до одного речевого акта, одной фразы, нередко ритмически организованной и зарифмованной: Ехал в Казань, да заехал в Рязань (хри-од); У злой Натальи все люди канальи (это-пея). С этой точки зрения трудно принять мнение о том, что «вербальная хрия излагается высоким стилем» [26 : 44].

2. Соотношение хрии и аллегории. Считается, что такие «формы поэзии, как пословица, басня, притча», являются аллегорическими жанрами [27 : 195]. Однако, как показано выше, форму пословицы, басни и притчи вполне может принять и хрия. Хрия используется в той же функции, что и аллегория, но в отличие от нее однопланова в содержательном отношении.

* * *

Итак, основными параметрами систематизации видов хрии представляются:

1. Семиотический, дифференцирующий виды хрии по характеру знака-носителя: а) практическая хрия, носителем которой является невербальное дейстие; б) вербальная хрия, носителем которой является вербальное дейстие; в) смешанная хрия, носителем которой является невербальное дейстие, получившее вербальное описание.

2. Тематический. По объектам описания различается три типа вербальных хрий: а) хриод - рассказ, рекомендующий либо порицающий определенный поступок либо поведенческий образец; б) этопея - рассказ, содержащий дидактически значимое описание и оценку характера; в) сентенциальная хрия - рассказ об авторе и обстоятельствах появления сентенции (гномы, афоризма).

3. Способ предъявления сентенции. По данному критерию выделяется два типа сентенциальной хрии: а) декларативная хрия, предъявляющая сентенцию как высказыва-

ние известного лица, вызванное теми или иными обстоятельствами и причинами; б) ответная хрия, предъявляющая сентенцию как ответ известного лица, т.е. как фрагмент диалога.

4. Количественный. По данному критерию противопоставлены: 1) простая хрия; 2) развернутая, в частности классическая хрия. Последняя образуется путем распространения простой декларативной хрии: 1) по жесткой схеме из девяти пунктов: а) дедуктивно (прямая хрия); б) индуктивно (обратная хрия); 2) с ситуативно уместным: а) пропуском отдельных пунктов (неполная хрия); б) вольным изменением порядка следования пунктов (свободная хрия). Схема классической хрии восходит к учению Гермогена Тарсского, попытки обнаружить иные ее источники неубедительны. Учитывая тот факт, что творческая активность ученого охватывала конец 70-х - начало 80-х годов II в. н. э., появление классической хрии следует отнести именно к этому времени.

5. Стилистический. При возвышении стиля хрия сближается с притчей, при снижении - с басней или (в случае свернутости до одной фразы) пословицей.

Законами для хрии как жанра наставления являются: а) занимательность; б) косвенный характер (например, изложение в виде энтимемы); в) краткость. Поскольку хрия адресована прежде всего детям, смысл ее должен быть прозрачен. Если хрия и содержит метафору, то обязательно замкнутую, что обеспечивает однозначность ее дешифровки: Корень учения горек, а плод его сладок. В отличие от аллегории, представляющей собой развернутую незамкнутую пояснительную метафору [см. 28 : 4556], хрия всегда однопланова. Сила хрии и аллегории состоит в том, что поучение в них представлено в виде определённой истории, т.е. наглядно. Хрия опредмечивает абстрактную дидактическую формулу, именно это делает данный жанр эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. £%6A,ia eiç та тои A906viou npoyo|xvaa^axa // Rhetores graeci, ex codicibus Florentinis, Mediolanensi-bus, Monacensibus, Neapolitanis, Parisiensibus, Romanis, Venetis, Taurinensibus et Vindobonensibus / Ad. Ch. Walz. Vol. II. Stuttgartiae et Tubingae, 1835. P. 565-684.

2. Theonis Sophistae Progymnasmata. Lugduni Ba-tavorum, 1626. 144 p.

3. Prisciani Caesariensis grammatici opera / Ad. Avg. Krehl. Vol. II. Lipsiae, 1820. 638 p.

4. NiKoXaou ИофютоВ npoyu^vaa^axa // Rhetores graeci / Ex rec. L. von Spengel. Vol. III. Lipsiae, 1854. P. 449-498.

5. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч. в 11 т. Т. 7. М. ; Л., 1952. C. 89-378.

6. Ep^oysvouq проуо^аа^аш // Rhetores graeci, ex codicibus Florentinis, Mediolanensibus, Monacensi-bus, Neapolitanis, Parisiensibus, Romanis, Venetis, Taurinensibus et Vindobonensibus / Ad. Ch. Walz. Vol. I. Stuttgartiae et Tubingae, 1835. P. 7-54.

7. M. Fabii Quinctiliani De institutione oratoriae libri duodecim. Lugduni Batavorum, 1720. 1178 p.

8. Burmann P. Nota «Sententiae» // M. Fabii Quinctiliani De institutione oratoriae libri duodecim. Lugduni Batavorum, 1720. P. 99.

9. P. Rutilii Lupi Schemata lexeos // Rhetores latini minores / Em. C. Halm. Lipsiae, 1863. P. 3-21.

10. Seneca ad Lucilium epistulae morales. Vol. III. L., 1925. 464 p.

11. Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: oral versions of personal experience // Essays on the verbal and visual arts: Proceedings of the 1966 Annual Spring Meeting of the American Ethnological Society / Ed. J. Helm. Seattle, 1967. P. 12-44.

12. Iulii Rufiniani De figuris sententiarum et elocu-tionis liber // Rhetores latini minores / Ed. C. Halm. Lipsiae, 1863. P. 38-47.

13. Pet. Iohan. Nunnesii Valentini Institutionum rhetoricarum libri quinque. Barcinone, 1593. 448 p.

14. Huldrici Zuinglii opera. Vol. III. Latinorum scriptorum pars 1. Didactica et apologetica pro evin-cendo transitu in evangelicam veritatem et libertataem ab anno 1521 ad 1526. Turici, 1832. 677 p.

15. Moine P. J. Tyrocinium Artis Oratoriae Sacrae et Profanae. Solodori, 1714. 397 p.

16. Mack P. Elizabethan rhetoric : theory & practice. Cambridge Univ. Press, 2002. 326 p.

17. Robbins V. K. Introduction : Using Rhetorical Discussions of the Chreia to Interpret Pronouncement Stories // The Rhetoric of Pronouncement. Atlanta, 1994. P. VII-XVII.

18. A90OVIOU аофштоВ проуо^аа^ата // Rhetores graeci / Ex rec. L. von Spengel. Vol. II. Lipsi-ae, 1854. P. 21-56.

19. До^опатрои o^iai si; Aф96vюv // Rhetores graeci / Ad. Ch. Walz. Vol. II. Stuttgartiae et Tubingae, 1835. P. 81-564.

20. Weinhold G. A. Periodi et chriae Ciceronianae. Dresdae, 1706. 1186 p.

21. Hock R. F., O'Neil E. N. The Chreia and Ancient Rhetoric : classroom exercises. Vol. 2. Leiden, 2002. 411 p.

22. M. T. Ciceronis, ut ferunt, Rhetoricorum ad Herennium libri quattuor, eiusdem de inventione rhe-torica libri duo. Lipsiae, 1828. 704 p.

23. Schmidt J. N. Exercitationes oratoriae et poёti-cae. Viennae, 1827. 144 p.

24. Seneca ad Lucilium epistulae morales. Vol. I. London, 1925. 467 p.

25. Marsal T. F. Inuia virtuti nulla est via: chria verbalis rhetorico illustrata stylo, historico comprobata exemplo. Barcinone, 1707. 132 p.

26. Dominique de Colonia. De arte rhetorica libri quinque lectissimis veterum auctorum statis aures perpetuisque exemplis illustrate. Hags, 1739. 538 p.

27. Харциев В. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907. C. 161-199.

28. Москвин В. П. К определению понятия «аллегория» // Русская речь. 2006. № 2. С. 45-56.

REFERENCES

1. £%6Xia si; та тои Aф96vюu проуо^аа^ата. Rhetores graeci, ex codicibus Florentinis, Mediolanensibus, Monacensibus, Neapolitanis, Parisiensi-bus, Romanis, Venetis, Taurinensibus et Vindobonensi-bus. Ad. Ch. Walz. Vol. II. Stuttgartiae et Tubingae, 1835, pp. 565-684.

2. Theonis Sophistae Progymnasmata. Lugduni Batavorum, 1626. 144 p.

3. Prisciani Сaesariensis grammatici opera. Ad. Avg. Krehl. Vol. II. Lipsiae, 1820. 638 p.

4. NiKoXaou ИофштоВ проуо^аа^ата. Rhetores graeci. Ex rec. L. von Spengel. Vol. III. Lipsiae, 1854. pp. 449-498.

5. Lomonosov M. V. Concise guide to eloquence [Kratkoje rukovodstvo k krasnorechiju]. Polnoje so-branije sochinenij: v 11 t. [Complete works: in 11 vol.]. Vol. 7. Moscow; Leningrad, 1952, pp. 89-378.

6. Ер^оуеуои; проуо^аа^ата. Rhetores graeci, ex codicibus Florentinis, Mediolanensibus, Monacensi-bus, Neapolitanis, Parisiensibus, Romanis, Venetis, Taurinensibus et Vindobonensibus. Ad. Ch. Walz. Vol. I. Stuttgartiae et Tubingae, 1835, pp. 7-54.

7. M. Fabii Quinctiliani De institutione oratoriae libri duodecim. Lugduni Batavorum, 1720. 1178 p.

8. Burmann P. Nota «Sententiae». M. Fabii Quinctiliani De institutione oratoriae libri duodecim. Lug-duni Batavorum, 1720. 99 p.

9. P. Rutilii Lupi Schemata lexeos. Rhetores latini minores. Em. C. Halm. Lipsiae, 1863, pp. 3-21.

10. Seneca ad Lucilium epistulae morales. Vol. III. London, 1925. 464 p.

11. Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: oral versions of personal experience. Essays on the verbal and visual arts: Proceedings of the 1966 Annual Spring Meeting of the American Ethnological Society. Ed. J. Helm. Seattle, 1967, pp. 12-44.

12. Iulii Rufiniani De figuris sententiarum et elocu-tionis liber. Rhetores latini minors. Ed. C. Halm. Lipsi-ae, 1863, pp. 38-47.

13. Pet. Iohan. Nunnesii Valentini Institutionum rhetoricarum libri quinque. Barcinone, 1593. 448 p.

14. Huldrici Zuinglii opera. Vol. III. Latinorum scriptorum pars 1. Didactica et apologetica pro evin-cendo transitu in evangelicam veritatem et libertataem ab anno 1521 ad 1526. Turici, 1832. 677 p.

15. Moine P. J. Tyrocinium Artis Oratoriae Sacrae et Profanae. Solodori, 1714. 397 p.

16. Mack P. Elizabethan rhetoric: theory & practice. Cambridge, 2002. 326 p.

17. Robbins V. K. Introduction: Using Rhetorical Discussions of the Chreia to Interpret Pronouncement Stories. The Rhetoric of Pronouncement. Atlanta, 1994, pp. VII - XVII.

18. Aф96vlou аофютои проуо^аа^ата. Rhetores graeci. Ex rec. L. von Spengel. Vol. II. Lipsiae, 1854, pp. 21 - 56.

19. До^опатрои o^iXiai eiç Ä966viov. Rhetores graeci. Ad. Ch. Walz. Vol. II. Stuttgartiae et Tubingae, 1835, pp. 81-564.

20. Weinhold G. A. Periodi et chriae Ciceronianae. Dresdae, 1706. 1186 p.

21. Hock R. F., ONeil E. N. The Chreia and Ancient Rhetoric: classroom exercises. Vol. 2. Leiden, 2002. 411 p.

22. M. T. Ciceronis, ut ferunt, Rhetoricorum ad Herennium libri quattuor, eiusdem de inventione rhe-torica libri duo. Lipsiae, 1828. 704 p.

23. Schmidt J. N. Exercitationes oratoriae et poëti-cae. Viennae, 1827. 144 p.

24. Seneca ad Lucilium epistulae morales. Vol. I. London, 1925. 467 p.

25. Marsal T. F. Inuia virtuti nulla est via: chria verbalis rhetorico illustrata stylo, historico compro-bata exemplo. Barcinone, 1707. 132 p.

26. Dominique de Colonia. De arte rhetorica libri quinqué lectissimis veterum auctorum œtatis aureœ perpetuisque exemplis illustrate. Hagœ, 1739. 538 p.

27. Hartsijev V. Elementarnyje formy poezii [The elementary forms of poetry]. The questions of theory and psychology of creativity [Voprosy teorii i psi-hologii tvorchestva]. Vol. 1. Har'kov, 1907, pp. 161— 199.

28. Moskvin V. P. K opredeleniju poniatija «allegorila» [Toward the definition of the concept «allegory»]. Russian speech [Russkaja rech']. 2006, no. 2, pp. 45-56.

Статья поступила в редакцию 17.01.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.