Научная статья на тему 'Речевой смысл «Колебание» и ситуация выбора субъекта'

Речевой смысл «Колебание» и ситуация выбора субъекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЕБАНИЕ / СУБЪЕКТ / КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ВЫБОРА / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КВАЛИФИКАТИВНЫЙ СМЫСЛ / СУБЪЕКТИВНО-МОДАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Долженкова А. И.

В статье анализируются особенности коммуникативно-прагматической ситуации выбора субъекта, описывается центральный для данной ситуации субъективно-модальный квалификативный смысл «колебание», рассматриваются языковые средства репрезентации ментальной операции колебания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевой смысл «Колебание» и ситуация выбора субъекта»

УДК 811.161.1

РЕЧЕВОЙ СМЫСЛ «КОЛЕБАНИЕ» И СИТУАЦИЯ ВЫБОРА СУБЪЕКТА

В статье анализируются особенности коммуникативно-прагматической ситуации выбора субъекта, описывается центральный для данной ситуации субъективно-модальный квалификативный смысл «колебание», рассматриваются языковые средства репрезентации ментальной операции колебания.

Ключевые слова: колебание, субъект, коммуникативно-прагматическая ситуация выбора, речевая коммуникация, квалификативный смысл, субъективно-модальные смыслы.

Введение

Одной из основополагающих функций языка является функция общения, или коммуникативная функция. Коммуникация - общение индивидов с целью обмена информацией и установления взаимопонимания между ними. Процесс коммуникации изучает коммуникативная лингвистика, которой исследуются общие закономерности организации речевого общения, а также закономерности построения текста.

В последние десятилетия в центр исследований в научном мире выдвигается человек с его взглядами, чувствами, мыслями. В науках о человеке - философии, социологии, психологии, лингвистике - возрастает интерес к изучению феномена общения. Речевое общение - одно из самых распространенных явлений в человеческом мире. Еще в Древней Греции оно уже являлось объектом исследований. Платон в диалоге «Кратил» обозначал данный процесс как сообщение одного другому чего-либо о вещах [1, с. 613 - 681]. К. Бюлер дал название этому процессу - «сообщение» [2, с. 30 - 32]. Г. Вайнрих выделил составляющие процесса коммуникации, изобразив его как «треугольник между «я» (говорящий), «ты» (слушающий) и «он» (окружающий мир, третье между говорящим и слушающим) [3, с. 111]. Все эти три элемента являются вершинами треугольника и образуют ситуацию общения. Е. Косериу выделяет два вида сообщения: «коммуникация, цель которой что-то сообщить» и «коммуникация, цель которой вступить с кем-либо в связь», при этом отмечает, что «речь всегда направлена на другого человека, с наличием которого она обязательно считается» [4, с. 61].

Основная часть

Процесс коммуникации создается людьми и осуществляется при помощи универсального средства общения - речи (в любом виде - устная или письменная). Следует отметить существование и неязыковой коммуникации, которая осуществляется при помощи жестов, мимики, каких-либо условных сигналов. Но суть важно то, что данная коммуникация является второстепенной по отношению к языковым средствам общения, так как используется либо как вспомогательное средство общения при языковой коммуникации, либо реализуется в специальных ситуациях. Однако не стоит смешивать неязыковую коммуникацию и коммуникацию кодовую. Как отмечает Э. П. Шубин, искусственные коды - это «система информационных сигналов, однозначно соотносящимися со знаками и элементами языка. Цель кодификации - усовершенствование языковой коммуникации, а также ее маскировка» [5, с. 11 - 12]. Примером кодовой коммуникации можно считать, например, телефонную связь, где звук преобразовывается в импульсы тока и обратно.

Обозначенные виды коммуникации образуются на основе коммуникации языковой, ядром которой является речь индивида. Общение возникает по инициативе одного из участников коммуникативного акта, когда условия коммуникативной ситуации делают необходимым его обращение к собеседнику для решения определенной

А. И. Долженкова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

alenoc_888@mail.ru

проблемы. Как и любой вид деятельности, общение имеет свои мотивы, цели и результат. Говорящий, вступая в процесс коммуникации, ставит перед собой определенную цель (сообщить/запросить информацию, выразить просьбу, недовольство и др.), которая предполагает выбор субъектом средства языкового выражения своего намерения. «Язык, в свою очередь располагает целой парадигмой коммуникативных форм предложения, которые могут обеспечить в определенной коммуникативной ситуации достижение говорящим намеченной цели. Правильно выбранная форма позволяет говорящему достичь коммуникативного эффекта, к которому он стремится» [6, с. 4].

Таким образом, можно отметить, что речевая коммуникация - это некий процесс выбора наиболее приемлемых и отвечающих целевым требованиям языковых единиц. При этом реализация коммуникативного намерения возможна несколькими способами, поэтому говорящий «делает выбор на основе их возможной эффективности, зависящей от каждого конкретного случая» [Там же, с. 5]. В коммуникативном аспекте случай, или ситуация, понимается как обстановка или условия коммуникации, включающие отношения между говорящим и адресатом.

Субъект, участвуя в коммуникативном процессе, как правило, ориентируется на собственное видение окружающей действительности. В соответствии с этим он неизбежно вынужден принимать какие-то решения, определяться в собственном выборе, репрезентировать свою точку зрения относительно квалифицируемого события или его фрагментов. Все это ведет к тому, что процесс речевого общения, помимо прочих параметров, определяет еще и параметр достоверности/недостоверности при квалификации события применительно к факторам говорящего и адресата.

Параметр достоверности/недостоверности, лежащий в основе категориального значения субъективной модальности, базируется на степени знания говорящим соответствия или несоответствия высказывания реальному положению дел. В связи с этим говорящий может констатировать факт действительности (нейтральная достоверность), уверять адресата в достоверности сообщаемого (категорическая достоверность), либо сомневаться в вероятности осуществления факта в действительности (проблематическая достоверность).

Вопрос о категории достоверности в лингвистике не имеет однозначного решения. Учеными делались попытки построения условной шкалы достоверности. Одна из первых попыток принадлежит датскому ученому О. Есперсену. В своем труде «Философия грамматики» он выделяет так называемую «сомнительную ступень», которая занимает промежуточное положение между «положительной» и «отрицательной» ступенями, но «допускает большое количество частых подразделений» [7, с. 373 - 375]. В коллективной монографии «Теории функциональной грамматики» предлагается шкала с тремя степенями вероятности существования ситуации: высокой, средней и невысокой. Крайние точки этой шкалы равны «нулю» и «единице» [8, с. 163 - 165]. И. А. Нагорный предлагает следующее определение модальной шкалы степеней достоверности: «условное градуальное построение векторного типа, отправной точкой которого выступает значение нейтральной достоверности, выражающее констатацию говорящим факта действительности» [9, с. 36]. Таким образом, промежуточное положение на данной шкале занимают модальные значения категорической и проблематической достоверности, которые основываются на неком переосмыслении нейтрального, констатационного способа представления ситуации.

Достоверность/недостоверность, являющаяся мотивационной основой для колебания, базируется на степени осведомленности говорящего в сообщаемом, а также на степени его уверенности в достоверности сказанного. Формальными средствами выражения в данном случае являются модальные слова и частицы как со значением достоверности сообщаемого (действительно, безусловно, конечно, несомненно), так и со значением разной степени вероятности (может быть, вероятно, кажется, якобы, авось, вряд ли и др.): Она тоже, конечно, что-то обозначала: вероятно, последнюю пристань, державность брака, нерасторжимость душ, крепость смерти, а

вернее всего, как поётся в церкви: «Оглашённые, изыдите» (Ю. Домбровский); Может быть, допить бутълку, завалиться на диван, и гори оно всё ясным пламенем (В. Быков); У тебя не получилось, так у меня, авось, получится» (В. Аксенов); Разве вот у них, - Сергей Федорычкивнул в сторону Ивана и Нюры. -И то вряд ли. - Частенько русские... домострой вспоминают (В. Шукшин).

Отметим, что рассматриваемый нами субъективно-модальный смысл «колебание», а также сопутствующие ему модальные смыслы (возможность, сомнение, уверенность/неуверенность и др.), включаются в сферу промежуточных категориальных характеристик достоверности/недостоверности сообщаемого. Колебание располагается на модальной шкале достоверности, и, отражая сниженную степень уверенности говорящего в сказанном, занимает промежуточное положение между смысловыми полюсами, представляющими значение нейтральной достоверности. Логично предположить, что колебание как аспект достоверности/недостоверности задействовано в отображении коммуникативно-прагматических аспектов общения на предложенче-ском уровне.

Колебание как состояние процессуальное требует своего разрешения в одну из сторон. Данная ментальная операция характерна для субъекта, включенного в коммуникативный процесс, в разные периоды его жизни. Колебание помогает субъекту осмыслить действительное положение вещей, высказать свое отношение к событиям, оценить результат осуществленного действия с последующим перспективным его применением данного результата.

Необходимо далее рассмотреть, что представляет из себя сам процесс колебания для человека. Операция колебания является универсальной, так как ее применение возможно по отношению практически к любым событиям в действительности. Колебаться можно относительно чего угодно. И мотивация этой мыслительной операции может быть самой различной. Психофизиологические типы субъектов разнообразны, поэтому и степень уверенности субъекта проявляется в мыслях и поступках по-разному. В жизни каждого человека случаются ситуации, развитие которых представляется ему спорным, неоднозначным, неопределенным. К. Хоган описывает процесс колебания следующим образом: «Человек не испытывает никаких колебаний до определенного момента. Затем, совершенно неожиданно, в его сознание проникают иные, противоположные убеждениям идеи. Процесс идет по нарастающей: сначала человек не испытывает никаких сомнений, затем возникает всплеск колебаний, нерешительности и неуверенности, после чего изменяется поведение. Затем начинается период «восстановления» человека, возобновления его гармонии с самим собой. Возникает задача: примирить случившееся со своими прежними убеждениями и представлениями. Для этого приходится либо формировать новые убеждения и представления, либо возвращаться к прежним, объяснив произошедшее минутной слабостью и пообещав себе не повторять ошибки. Колебания, которые происходят после изменения поведения, зачастую бывают не менее драматичными, чем имевшие место до инцидента. Сильные ощущения и яркие эмоции берут верх над тем, что принято называть «рациональным мышлением», и наши убеждения после минутного колебания начинают рушиться, порождая совершенно иное поведение» [10].

Интересен тот факт, как отмечают психологи, что, чем ближе оказывается человек к поставленной перед ним цели, тем более его начинают терзать сомнения, тем чаще он начинает колебаться. По мере приближения к принятию какого-либо решения возрастает желание вообще избежать выбора, так как последний приводит к ограничению будущей свободы выбора. Когда человек испытывает колебания, его порой буквально раздирают противоречия: Стоило ему по любому вопросу, хотя бы просто для испытания, задать пару-тройку встречных вопросов или возражений, и он начинал колебаться, сомневаться, пятиться назад, выискивать хоть какую-нибудь щелочку, через которую можно было бы с достоинством и незаметно отползти, отказаться от высказанного мнения, но так, чтобы это было незаметно!

(Д. Фурманов); Старик начинает колебаться. Он начинает подозревать, что в ««(безрассудном молодом человеке» не все сплошь безрассудства, но, по временам, являются и признаки мудрости (М.Салтыков-Щедрин).

Колебание - это некая временная невозможность осуществления выбора между возможностями. Колебания человека, как правило, тем сильнее, чем важнее для него предмет сомнений. Психологически процесс колебания является достаточно сложным явлением. Колебания изначально присущи человеческому мышлению и человеку как существу мыслящему, способному устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Колебание - это нормальная и порой весьма полезная реакция человека на принятие решения. То есть колебание как операция ментального уровня характерна для субъекта размышляющего, находящегося в процессе поиска решения проблемы: Я колебалась и не смела, я давала отсрочки день за днем, я сама не знала, чего я хочу и что меня ужасает (В. Брюсов); - В то время как вы делали предложение Кити, она именно была в том положении, когда она не могла отвечать. В ней было колебание. Колебание: вы или Вронский. Его она видела каждый день, вас давно не видала (Л. Толстой); - Видите ли, я очень-очень колебалась, прежде чем прийти к вам, так как не привыкла выносить наружу свои семейные дела, но, с другой стороны, было бы глупо радикально менять жизнь, не выяснив даже имени виновницы этой грустной перемены (А. Кошко).

Колебание разворачиваемо в принятие какого-либо решения. Данное его качество отмечается многими исследователями. Обратимся к трактовкам данного понятия в справочной литературе с целью всестороннего описания коммуникативнопрагматической ситуации колебания как развития процесса колебания субъекта:

> «колебание - 1. Действие по глагол колебаться. Колебание струны. Колебания маятника. 2. перен. Нерешительность, неустойчивость, сомненье. После долгих колебаний я решился уехать в провинцию. 11 Неустойчивость, частое изменение. Колебание в мыслях. Колебание цен» [11, с. 1399];

> «колебаться - 1. Мерно двигаться, раскачиваться взад и вперед, из стороны в сторону или сверху вниз. Листья слабо колебались в вышине. Тургенев, Касьян с Красивой Мечи. [Пламя] колебалось и дрожало (М. Горький, Коновалов). По колеблющемуся, готовому провалиться под ногами льду подходим к самому краю полыньи. (Соколов-Микитов, Весна в Чуне); 2. (сов. поколебаться). Терять прежнее значение, расшатываться. Его деспотическое господство над моею мыслью начинает колебаться. (Писарев, Наша университетская наука); 3. Быть неустойчивым, непостоянным; меняться. Цены колеблются. Глубина реки неравномерная и колеблется от 30 до 60 см (Арсеньев, По Уссурийской тайге); 4. Быть в нерешительности, испытывать неуверенность, сомневаться. Юрьева колебалась и молчала, хотя ей хотелось сказать много, очень много знаменитому артисту (Куприн, Полубог). Своим телом, не колеблясь, он заслонит друга от вражеской пули (А. Н. Толстой, Грозная сила народа). Анна Петровна проснулась задолго до Краснодара и все колебалась, разбудить Лелю или нет. (Паустовский, Героический юго-восток); 5. страд. к колебать (в 1 знач.)» [12, с. 71];

> «колебаться - 1) а) Покачиваясь, ритмично двигаться из стороны в сторону или сверху и вниз. б) Трепетать (о пламени, воздухе и т.п.). в) разг. Дрожать (о голосе, звуке чего-л.); 2) перен. Менять свои решения, испытывая нерешительность, сомнения; 3) перен. Терять влияние, устойчивость, вызывать сомнения по отношению к себе; 4) перен. Быть неустойчивым; меняться; 5) Страд. к глаг.: колебать» [13];

> «колебаться - 1. Мерно двигаться, раскачиваться взад и вперёд, из стороны в сторону или сверху вниз. Палуба колебалась под ногами. Пламя костра колеблется на ветру. Почва колеблется под кем-л., под ногами у кого-л. (также: о непрочности, шаткости положения); 2. (св. поколебаться). Терять прежнее значение, расшатываться. Его авторитет колеблется; 3. Быть неустойчивым, непостоянным; меняться. Цены колеблются. Глубина реки колеблется от метра до полутора метров.

К. в каких-л. пределах; 4. Быть в нерешительности, испытывать неуверенность, сомневаться. Не колеблясь, выступить на защиту. Она колебалась, сказать об этом или промолчать. К. между добром и злом. Однокр. Разг. (1 зн.). Колебание, -я; ср. (1, 3 - 4 зн.). К. маятника. К. почвы. Звуковые колебания. К. цен. Колебания температуры. Без колебаний идти вперёд .Колебательный, -ая, -ое. Спец. (1 зн.). К-ые движения. К. контур. К-ые системы» [14];

> «колебаться - 1. (1 и 2 л. не употр.) Раскачиваться от движения взад и вперед или сверху вниз. Ветки колеблются от ветра; 2. (1 и 2 л. не употр.) Терять устойчивость, прочность или прежнее значение. Цены колеблются. Авторитет колеблется; 3. Находиться в состоянии нерешительности, сомнения. К. в оценке кого-чего-н.» [15, с. 283].

Как видим, трактовка значения слова «колебание» соотносится с факторами неустойчивости чего-то, частого изменения, отклонения в одну из сторон. В словарях колебание часто трактуется как нерешительность, неустойчивость, сомнение. Кроме того, колебание обязательно связывается с определенным состоянием субъекта, который находится в нерешительности, сомневается в чем-то, не доверяет чему-то, меняет или не может точно сформулировать свое мнение относительно чего-то, не уверен в целесообразности совершения какого-либо действия, поступка. Таким образом, колебание - это один из результатов сомнения, нерешительность в выборе, возможное изменение своего решения, обусловленное наличием каких - либо внешних или внутренних мотивов: Она колебалась несколько минут. Какой-то отголосок нежной жалости к Ръибникову еще удерживал ее (А. Куприн); Глебов мучился, колебался, язык не двигался, смелости не хватало, и так они сидели некоторое время молча, как вдруг случилось непредвиденное: в животе Глебова громко, явственно забурчало (Ю. Трифонов).

Следует отметить, что колебание, хотя его и сравнивают часто с сомнением, нерешительностью, неуверенностью, не тождественно данным понятиям. В высказывании колебание, сомнение, разного рода неуверенность в сообщаемом нередко рядоположены, накладываются друг на друга, характеризуя внутренний мир человека. Каждое из указанных понятий является не просто словом, оно выражает определенный прагматический смыл. Коммуникативно-прагматическая ситуация колебания предполагает реализацию в высказывании комплекса таких прагматически обусловленных смыслов. Например: Эту трогательную веру высказывали люди, считавшие, что им-то самим вряд ли удастся дожить до мирного времени, ежедневно удивлявшиеся тому, что прожили на земле от утра до вечера (В. Гроссман) - выражение сомнения, неуверенности; Разумеется, не могло быть сомнения, что в смерти разбойника Федьки ровно ничего не было необыкновенного и что таковые развязки именно всего чаще случаются в подобных карьерах, но совпадение роковых слов: ««<что Федька в последний раз в этот вечер пил водку», с немедленным оправданием пророчества было до того знаменательно, что Липутин вдруг перестал колебаться (Ф. Достоевский) - модальная многоплановость, где ведущим квалифи-кативным смыслом является акцентированная достоверность говорящего в сообщаемом, итогом которой является нивелирование сомнения говорящего и его колебания в осмыслении перспективного результата развития события; - Дегтярь, - доктор запнулась, видимо, колебалась, говорить или не говорить, - я не хотела, но теперь вынуждена сказать: многие наши больные возмущены тем, что некоторые пациенты имеют здесь особые привилегии (А. Львов) - колебание с оттенком предположения.

Отметим, что смысл как лингвистическую категорию лингвисты стали рассматривать относительно недавно. В основном внимание ученых было уделено такому языковому явлению, как «значение». С возрастающей частотой функционирования слова «смысл» перед учеными стала проблема различения «смысла» и «значения». Над данной проблемой работали многие лингвисты (С. А. Васильев, Л. С. Выготский,

М. В. Никитин, А. А. Потебня, Г. Фреге и др.). Мы не будем в подробностях освещать данный вопрос, поскольку это не входит в задачи данной статьи, но отметим наиболее существенные различия между данными понятиями с целью аргументации использования понятия «смысл» применительно к понятию «колебание».

Итак, уточим следующее:

1) значение передается языковыми средствами, а смысл может быть передан как языковыми и речевыми средствами, так и невербальным способом;

2) значение, соответственно, представляет собой языковое явление, когда смысл - явление речи, обусловленное ситуативно и личностно (смысл реализуется в контексте);

3) значение служит всегда одним из средств для выражения смысла в высказывании (т.е. значение более узкое понятие по сравнению со смыслом).

По словам Л. С. Выготского, «смысл оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости. Значение есть только одна из зон того смысла, который приобретается в контексте какой-либо речи, и притом зона наиболее устойчивая, унифицированная и точная» [16, с. 369]. Таким образом, логично предположить, что модальное значение рассматриваемого нами явления «колебание» в предложении/высказывании может быть представлено различными смысловыми оттенками. По этой причине в нашей работе мы обратились к рассмотрению не только модальных значений, но и модально-квалификативных смыслов, сопутствующих в высказывании смыслу «колебание».

Термин «смысл» мы, вслед за А. В. Бондарко, будем понимать как информацию, которая «передается говорящим и воспринимается слушающим на основе содержания, выражаемого языковыми средствами в сочетании с контекстом и речевой ситуацией, на фоне существенных в данных условиях речи элементов опыта и знаний говорящего и слушающего» [17, с. 95]. Смыслы, определяющие отношение автора высказывания к достоверности сообщаемого, актуализируются в высказывании для решения определенной коммуникативной задачи. В тексте смысл редко выступает в неосложненном виде. В большинстве случаев смысл осложняется коннотациями, разного рода оценочными наслоениями. Таким образом, логично предположить, что смысл в высказывании должен исследоваться с коммуникативно-прагматических позиций.

В высказывании смыслы в большинстве случаев актуализируются в комплексе: один из смыслов занимает центральное место, является основой, базой для появления и выделения других, сопутствующих смыслов. Центральным для развития исследуемой коммуникативно-прагматической ситуации выступает смысл «колебание». Данный смысл является базовым и объединяющим другие квалификативные смыслы в пределах речевого контекста, репрезентирующего ситуацию колебания на коммуникативном уровне. Смысл «колебание» структурирован, несет одну из основных коммуникативных нагрузок - достижение говорящим основной цели своего сообщения -ориентации высказывания на адресата и донесение до последнего точки зрения говорящего: Он и сам не видал никакого другого выхода и готов был на уступку, но еще продолжал немножко колебаться, как вдруг случилось новое обстоятельство, которое понудило правителя подчиниться внушениям Нефоры (Н. Лесков); Егор Егорыч начал как бы колебаться, но его выручил и поддержал Антип Ильич (А. Писемский); -Ещё увидимся, наверное, - сказал я тем троим (В. Аксенов); Скорее всего, детский, хотя, вполне возможно, и женский... (М. Сергеев); Действительно, с чего всё это началось? Может быть, со дня нашего знакомства? Или гораздо раньше? (С. Довлатов).

Колебание как субъективно-модальный, авторский смысл, выдвигает на первый план фигуру говорящего в ситуации выбора, говорящего, неоднозначно оценивающего реальную ситуацию, сам факт действительности. Соответственно, колебание является субъективно-модусным смыслом. Как модусный смысл, оно пронизывает все высказывание, подчиняя себе объективное содержание предложения (диктум), сов-

местно с которым образует семантическую сторону языково-речевой единицы. В связи с этим нам представляется целесообразным с позиции модусных отношений в перспективе обратиться к описанию особенностей смысла «колебание», а также оригинальности структуры коммуникативно-прагматической ситуации колебания, средств и способов ее выражения в русском языке.

Список литературы

1. Платон. Кратил. Собрание сочинений: В 4-х томах / Пер. Т.В. Васильевой. - Т. 1. -М.: Мысль, 1990. - 865 с.

2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 1993- - 502 с.

3. Weinrich H. Syntax als Dialektik (Bochumer Diskussion) / In: Poetica 1, 1967. - S. 109 - 126.

4. Coseriu E. Interdisciplinary e linguaggio/ In G. Braga, V. Braitenberg, C. Cipolli, E. Coseriu, S. Crespi-Reghizzi, J. Mehler, R. Titone// L'accostamento interdisciplinare alio studio del linguaggio. - Mailand, 1980. - S. 43 - 65.

5. Шубин Э. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1972. - 351 с.

6. Барташова О. А., Полякова С. Е. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 48 с.

7. Есперсен О. Философия грамматики. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 404 с.

8. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Под ред. А. В. Бондарко. - Л.: Наука, 1990. - 363 с.

9. Нагорный И. А. Функциональная перспектива предложений с модально-персуазивными частицами. Учебное пособие к спецкурсу. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 126 с.

10. Хоган К. Секрет колебаний в науке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.elitarium.ru/2012/11/02/sekret_kolebanijj_v_nauke_vlijanija.html

11. Толковый словарь русского языка: В 4-х томах. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос.

ин-т «Советская энциклопедия». - 1935. - Т. 1: А-Кюрины. - 1562 с.

12. Словарь русского языка: В 4-х томах / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - Т. 2. - М.: Русский язык, 1986. - 736 с.

13. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enc-dic.com/efremova/Kolebatsja-36382.html

14. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.:

Норинт, 1998. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enc-

dic.com/kuzhecov/Kolebatsja-60448.html

15. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. - Т.2. - Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

17. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. - 173 с.

SPEECH MEANING "HESITATION" AND THE SI TUATION OF THE SUBJECTIVE CHOICE

The paper discusses the characteristics of communicative-pragmatic situation selecting a subject as central to describe this situation, the subjective-modal qualifying sense of "hesitation" addresses the mental representation of linguistic resources to the operations of fluctuations.

Keywords: hesitation, subject, communicative and pragmatic choice situation, verbal communication, qualifying sense, subjective-modal meanings.

A. I. Dolzenkova

Belgorod National Research University

e-mail:

alenoc_888@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.