тевого взаимодействия субъектов профессиональной социализации в региональной системе образования. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 38 с.
7. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. - М.: МПГУ, 1995. - 219 с.
8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
9. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988. -80 с.
10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологический аспект - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа. № 4. 2010. С 74-83.
УДК 371.1 ББК 74.204.2
Т.В. Гусейнова
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Рассмотрены особенности речевого этикета как компонента педагогической компетентности, профессиональной и общей культуры. Показаны особенности понятия «речевой этикет учителя», его специфика в рамках педагогического речевого общения и роль в формировании педагогической культуры в профессиональном и деловом общении.
Ключевые слова: речевой этикет, речевой этикет педагога, профессиональное общение, культура делового общения, нормы делового общения, языковая культура.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль речевого этикета остается важной - знание особенностей речевой культуры является обязательным для преподавателя. Культура речи преподавателя - один из важнейших показателей духовного богатства педагога и одновременно могучее средство формирования личности выпускника.
Понятие «речевой этикет преподавателя» и просто «речевой этикет» не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. Особенность понятия «речевой этикет преподавателя» обусловлена спецификой педагогического речевого общения - задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [1]. По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать образцом, выражающим систему должных и желаемых ценностей.
Понятие «речевой этикет» - это умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным
выражениям. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилисти-ческим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. По содержанию профессиональной деятельности преподаватель должен обладать совокупностью качеств, таких, как педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность, а также обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры [9].
Культура речи педагога - дисциплина профессиональная: преподавателю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, сказанное им не только запоминается, но воспроизводится не один раз. Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенции учителя-профессионала - умением владеть правилами речевого этикета.
В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].
Особенность понятия «речевой этикет учителя» обусловлена спецификой педагогического речевого общения - задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285].
По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283]. Понятие «речевой этикет» следует отличать от понятия «языковая культура», так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, го не прибегая к вульгарным выражениям»
ш
§ [2, с. 21]. К типичным же нарушениям 8 речевого этикета в речи преподавателя являются: злоупотребление словами, н имеющими отрицательную эмоциональ-
но-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. В различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы.
Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению лич-ностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного. Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении.
Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.
Культура общения включает ряд общих моментов . Так, неумение вести разговор приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у студентов и преподавателей,
что никогда не способствует общему делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности» [12, с. 130]., которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [12, с. 132]. Также относится к студентам равноправно, не стоит выделять любимчиков.
Речевой этикет преподавателя предполагает соблюдение следующих принципов [6; 9]:
• никогда не давать возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение;
• соблюдайте принцип распределительной справедливости - чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;
• поощряйте своих студентов даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого преподавателя;
• укрепляйте у студента чувство собственного достоинства;
• доверяйте студентам и иногда признавайте собственные ошибки. Этические принципы - это свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что преподаватель должен ценить свободу своих студентов, что выражается в недопу-
стимости ущемления даже в мелочах их интересов.
Другим основополагающим принципом взаимоотношений педагог -студент является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и недостатков студентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает «гасить» конфликтные ситуации.
Ж. Данкел [5] делает вывод о том, что деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку, в данном случае, - студенту. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего студента как равноправную человеческую личность, с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих студентов. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным педагогам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку лич-ностно-деловых качеств преподавателя и его деятельности, признания и индивидуальности, открытости критике, самокритичности.
Мы согласимся с точкой зрения М.А. Поваляевой [11], В.Е. Голдина [4], А. Прихожан [12], которые приводят к выводу, что хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой
га ч: о
го со
0
1
<и о .5у
СО
другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения - это то, без чего невозможно полноценное общение и педагогическое общение, в частности. Особенно это актуально когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справиться с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки - это то, чему можно научить только собственным примером.
В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь преподаватель должен не просто дать студенту готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога - создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. Это, прежде всего, вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.
Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы. И в этом смысле приведем мнение Д. Карнеги: «резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у
человека обиду» [7, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.
Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становится системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье, в первую очередь, самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [10, с. 48].
Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не
только в учебной аудитории. «Речевой день» [8, с. 35] педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.
В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету [1; 3-5; 11]. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно - неэтикетно, уважительно - неуважительно.
Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными. Библиографический список: 1. Акишина А.А., Формановская Н.И.
Русский речевой этикет. - М., 1983. -
184 с.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990. - 248 с.
3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. - Минск, 1996. - 282 с.
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. -Саратов, 1978. - 120 с.
5. Данкел Ж. Деловой этикет. -Ростов н/Д, 1997. - 320 с.
6. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. № 3. 160 с.
7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - СПб., 1998. — 768 с.
8. Ладыженская Т.А. Живое слово. - М., 1986. - 190 с.
9. Михальская А.К. Педагогическая риторика. - М., 1998. - 431 с.
10. Педагогика и психология высшей школы / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д, 2006. - 554 с.
11. Поваляева М.А. Деловое общение. -Ростов н/Д, 2006. - 222 с.
12. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали // Популярная психология. Хрестоматия. - М., 1990. - 289 с.
13. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982. - 192 с.
га ч: о