Научная статья на тему 'Речевой этикет преподавателя'

Речевой этикет преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4406
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF BUSINESS COMMUNICATION / НОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / LANGUAGE CULTURE / MANNER OF SPEAKING / TEACHER'S MANNER OF SPEAKING / NORMS OF BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Татьяна Владимировна

Рассмотрены особенности речевого этикета как компонента педагогической компетентности, профессиональной и общей культуры. Показаны особенности понятия«речевой этикет учителя», его специфика в рамках педагогического речевого общения и роль в формировании педагогической культуры в профессиональном и деловом общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Manner of Speaking

Special features of the manner of speaking as an element of pedagogical competence, professional and general culture are discussed. Specifics of the concept ‘teacher's manner of speaking' are revealed, as well as its specifics within educational oral communication, and its rople in the formation of pedagogical culture of professional and business communication.

Текст научной работы на тему «Речевой этикет преподавателя»

тевого взаимодействия субъектов профессиональной социализации в региональной системе образования. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 38 с.

7. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. - М.: МПГУ, 1995. - 219 с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

9. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988. -80 с.

10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологический аспект - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа. № 4. 2010. С 74-83.

УДК 371.1 ББК 74.204.2

Т.В. Гусейнова

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Рассмотрены особенности речевого этикета как компонента педагогической компетентности, профессиональной и общей культуры. Показаны особенности понятия «речевой этикет учителя», его специфика в рамках педагогического речевого общения и роль в формировании педагогической культуры в профессиональном и деловом общении.

Ключевые слова: речевой этикет, речевой этикет педагога, профессиональное общение, культура делового общения, нормы делового общения, языковая культура.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль речевого этикета остается важной - знание особенностей речевой культуры является обязательным для преподавателя. Культура речи преподавателя - один из важнейших показателей духовного богатства педагога и одновременно могучее средство формирования личности выпускника.

Понятие «речевой этикет преподавателя» и просто «речевой этикет» не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. Особенность понятия «речевой этикет преподавателя» обусловлена спецификой педагогического речевого общения - задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [1]. По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать образцом, выражающим систему должных и желаемых ценностей.

Понятие «речевой этикет» - это умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным

выражениям. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилисти-ческим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. По содержанию профессиональной деятельности преподаватель должен обладать совокупностью качеств, таких, как педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность, а также обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры [9].

Культура речи педагога - дисциплина профессиональная: преподавателю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, сказанное им не только запоминается, но воспроизводится не один раз. Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенции учителя-профессионала - умением владеть правилами речевого этикета.

В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].

Особенность понятия «речевой этикет учителя» обусловлена спецификой педагогического речевого общения - задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285].

По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283]. Понятие «речевой этикет» следует отличать от понятия «языковая культура», так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, го не прибегая к вульгарным выражениям»

ш

§ [2, с. 21]. К типичным же нарушениям 8 речевого этикета в речи преподавателя являются: злоупотребление словами, н имеющими отрицательную эмоциональ-

но-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. В различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы.

Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению лич-ностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного. Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении.

Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.

Культура общения включает ряд общих моментов . Так, неумение вести разговор приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у студентов и преподавателей,

что никогда не способствует общему делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности» [12, с. 130]., которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [12, с. 132]. Также относится к студентам равноправно, не стоит выделять любимчиков.

Речевой этикет преподавателя предполагает соблюдение следующих принципов [6; 9]:

• никогда не давать возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение;

• соблюдайте принцип распределительной справедливости - чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;

• поощряйте своих студентов даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого преподавателя;

• укрепляйте у студента чувство собственного достоинства;

• доверяйте студентам и иногда признавайте собственные ошибки. Этические принципы - это свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что преподаватель должен ценить свободу своих студентов, что выражается в недопу-

стимости ущемления даже в мелочах их интересов.

Другим основополагающим принципом взаимоотношений педагог -студент является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и недостатков студентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает «гасить» конфликтные ситуации.

Ж. Данкел [5] делает вывод о том, что деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку, в данном случае, - студенту. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего студента как равноправную человеческую личность, с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих студентов. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным педагогам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку лич-ностно-деловых качеств преподавателя и его деятельности, признания и индивидуальности, открытости критике, самокритичности.

Мы согласимся с точкой зрения М.А. Поваляевой [11], В.Е. Голдина [4], А. Прихожан [12], которые приводят к выводу, что хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой

га ч: о

го со

0

1

<и о .5у

СО

другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения - это то, без чего невозможно полноценное общение и педагогическое общение, в частности. Особенно это актуально когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справиться с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки - это то, чему можно научить только собственным примером.

В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь преподаватель должен не просто дать студенту готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога - создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. Это, прежде всего, вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.

Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы. И в этом смысле приведем мнение Д. Карнеги: «резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у

человека обиду» [7, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становится системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье, в первую очередь, самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [10, с. 48].

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не

только в учебной аудитории. «Речевой день» [8, с. 35] педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету [1; 3-5; 11]. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно - неэтикетно, уважительно - неуважительно.

Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными. Библиографический список: 1. Акишина А.А., Формановская Н.И.

Русский речевой этикет. - М., 1983. -

184 с.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990. - 248 с.

3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. - Минск, 1996. - 282 с.

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. -Саратов, 1978. - 120 с.

5. Данкел Ж. Деловой этикет. -Ростов н/Д, 1997. - 320 с.

6. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. № 3. 160 с.

7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - СПб., 1998. — 768 с.

8. Ладыженская Т.А. Живое слово. - М., 1986. - 190 с.

9. Михальская А.К. Педагогическая риторика. - М., 1998. - 431 с.

10. Педагогика и психология высшей школы / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д, 2006. - 554 с.

11. Поваляева М.А. Деловое общение. -Ростов н/Д, 2006. - 222 с.

12. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали // Популярная психология. Хрестоматия. - М., 1990. - 289 с.

13. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982. - 192 с.

га ч: о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.