Научная статья на тему 'Речевой этикет как компонент языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку'

Речевой этикет как компонент языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой этикет / иноязычный речевой этикет / языковая компетентность / обучение иностранному языку / компетентностно-семиотический подход / педагогические условия развития речевого этикета учащихся. / etiquette / language competence / teaching a foreign language / com- petency-semiotic approach / pedagogical conditions for the development of speech etiquette of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимовина Ольга Алексеевна, Федутинова Н. А.

в статье рассматриваются возможности развития речевого этикета как компонента языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку в контексте компетентностно-семиотического подхода. Проводится анализ дефиниции «речевой этикет». Приводятся педагогические условия комплекса педагогических условий развития речевого этикета как компонента языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку. Описываются методические рекомендации по обучению речевому этикету в современных образовательных условиях средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH ETIQUETTE AS A COMPONENT OF THE LANGUAGE COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN TEACHING ENGLISH

The article discusses the possibilities of developing speech etiquette as a component of the language competence of high school students in teaching english in the context of a semiotic competency-based approach. There is made an analysis of the definition of “speech etiquette”. The pedagogical conditions of the complex of pedagogical conditions for the development of speech etiquette as a component of the language competence of secondary school students in teaching english are given. The methodical recommendations for teaching speech etiquette in the modern educational conditions of secondary school are described.

Текст научной работы на тему «Речевой этикет как компонент языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку»

педагогика

речевой этикет как компонент языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку

Зимовина Ольга Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор,Международный инновационный университет (г. Сочи), е-mail: zimovina@mail.ru

Федутинова H.A.

Аспирант,Международный инновационный университет (г. Сочи), е-mail: zi-movina@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10003

Аннотация: в статье рассматриваются возможности развития речевого этикета как компонента языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку в контексте компетентностно-семиотического подхода. Проводится анализ дефиниции «речевой этикет». Приводятся педагогические условия комплекса педагогических условий развития речевого этикета как компонента языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку. Описываются методические рекомендации по обучению речевому этикету в современных образовательных условиях средней школы.

Ключевые слова: речевой этикет, иноязычный речевой этикет, языковая компетентность, обучение иностранному языку, компетентностно-семиотический подход, педагогические условия развития речевого этикета учащихся.

speech etiquette as a component of the language competence of secondary school students in teaching english

Zimovina Olga Alekseevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, International Innovative University (Sochi), е-mail: zimovina@mail.ru

Fedutinova N.A.

Postgraduate student, International Innovative University (Sochi), е-mail: zimovina@ mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10003

Annotation: The article discusses the possibilities of developing speech etiquette as a component of the language competence of high school students in teaching English in the context of a semiotic competency-based approach. There is made an analysis of the definition of "speech etiquette". The pedagogical conditions of the complex of pedagogical conditions for the development of speech etiquette as a component of the language competence of secondary school students in teaching English are given. The methodical recommendations for teaching speech etiquette in the modern educational conditions of secondary school are described.

Key words: etiquette, language competence, teaching a foreign language, com-petency-semiotic approach, pedagogical conditions for the development of speech etiquette of students.

Преподавание иностранного языка в условиях наличия общечеловеческой межнациональной культуры, прежде всего, выполняет миссию её распространения среди учащихся средних школ. Умение общаться на иностранном языке уже не является единственной целью обучения иностранному языку, и школьник, изучая иностранный язык, получает доступ к ценностям, опыту и традициям мировой культуры, того народа и той страны, чей язык он изучает. При этом происходит развитие общей культуры личности учащегося, так как совершенствуются его интеллект, кругозор, эрудиция, речевое и логическое мышление, а также трудолюбие и память. 28

Разработке концепции развития речевого этикета при изучении иностранного языка посвящены научные работы В.Е. Гольдина, Е.А. Земской, А.А. Акишина, Е.И. Пассова, Л.П. Крысина и др.; теория социокультурного подхода к изучению иностранных языков отражена в работах Т.В. Григорьевой, П.В. Сысоева, В.В. Сафонова и др.; семиотическим и структурным концепциям посвящены работы Е.Н. Зарецкой, А.Н. Барулина, Э. Кассирера, Ю.С. Степанова, Г.П. Щедровицкого и др.

Осмысление теоретико-методических аспектов структуры языковой компетенции учащихся средней школы невозможно без опоры на труды по теории и методологии компетентностного подхода в образовании К.Г. Митрофанова, Д.А. Иванова, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Татура, О.В. Соколовой, А.В. Хуторского и др.; а также на положения общей и профессиональной педагогики, разработанные А.С. Белкиным, Э.Ф. Зеером, Г.Д. Бухаровым, В.А Сластёниным и др.

Речевой этикет является неотъемлемой составляющей культурологического аспекта обучения языку и культуры речевого общения, так как знание иностранного языка выражается, в том числе, и в соблюдении культуры речевого этикета, точности, богатстве и выразительности речи, в осмыслении сущности и аспектов разных культур, понимании и уважении чужих культурных традиций.

Львов М.Р. определяет дефиницию «речевой этикет как «правила речевого поведения, опирающиеся на национальные и интернациональные традиции и отношения и реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в условиях вежливого контакта с собеседником» [1]. Также дефиниция «речевой этикет» определяется как национально опосредованные традиционные регулирующие правила поведения в официальных и неофициальных (бытовых) коммуникативных ситуациях носителе языка в соответствии с их личностными, ролевыми и статусными отношениями.

Также под «иноязычным речевым этикетом» подразумевается система неизменных, национально специфичных и стереотипных формул речевого общения, существующих в данном обществе при различных видах коммуникаций, характеризующаяся национальными особенностями, традиционностью, народными ритуалами и обычаями, наличием речевых запретов и имеющая комплекс универсальных черт (стандартных выражений в типичных ситуациях, вежливых оборотов речи, сдерживающих речевых конструкций) [9]. Сфера применения этикетно-речевых формул - это типичные ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы и др.

Анализ практики обучения английскому языку средних школ сочинского региона показал недостаточность содержательно-методического фундамента (базы) для формирования и развития у школьников иноязычного речевого этикета.

В основе процесса развития у учащихся средних школ языковой компетенции должен лежать обладающий теоретико-методическими возможностями для развития речевого этикета и способствующих обновлению методов, форм и содержания

аспектов овладения речевым этикетом компетентностно-семиотический подход, который рассматривает учащегося как субъекта образовательного процесса, способного осуществлять целенаправленный выбор этикетных высказываний, учитывая их смысловое содержание и выражение для успешного выполнения этикетно-речевой деятельности в условиях диалога культур и их применения в новых ситуациях иноязычного общения. [3, 14, 18]

На основании данного подхода можно выделить следующие принципы развития у учащихся средних школ языковой компетенции в контексте овладения речевым этикетом: принцип поликультурности, принцип междисциплинарности, принцип коммуникативности, принцип деятельностного характера обучения и принцип диалогического общения [6, 8, 11, 19]. Практическое воплощение данных принципов заключается в постоянном применении при обучении школьников иностранному языку в средних школах ситуаций этикетной направленности.

Как показывает практика, достаточно эффективным приёмом при обучении учащихся средних школ иностранному языку является методически ориентированная игра, стратегия и тактика которой должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Возможность формулировать реальные коммуникативные ситуации, в которой диктуются определенные правила поведения для школьников и учителя, также возможность подбора эффективных и адекватных языковых средств в зависимости от выбранной игровой ситуации, является преимуществами использования данного метода обучения речевому этикету как компоненту языковой компетенции школьника.

Таким образом, при обучении английскому языку в средней школе необходимо уделять время изучению этикетно-речевых формул, так как именно знание речевого этикета определяет уровень общей культуры человека и способствует развитию культуры как родной, так и иноязычной речи школьника. Кроме того, речевой этикет является своеобразной квинтэссенцией национального опыта, обычаев, традиций и устоев быта народа, чей язык осваивает учащийся.

Источниками или носителями речевого этикета традиционно являются художественные произведения иностранной, а нашем случае - английской, литературы, на основе изучения персонажей которой школьники учатся воспринимать и правильно интерпретировать их речь, начинают ориентироваться в современном многокультурном мире и адекватно включаются в процесс межкультурной коммуникации.

Для успешного использования в процессе обучения иностранному языку учащихся средней школы этикетно-речевых формул целесообразно применение данных четырёх типов коммуникативных задач: познавательная функция общения на иностранном языке, включающая в себя информирование, то есть запрос информации, её сообщение, подтверждение, возражение, а также описание сути процесса или явления; регулятивная функция, подразумевающая побуждение в виде просьбы, совета, запрета и пояснения; ценностно-ориентированная функция - выражение мнения или оценка, куда входят одобрение, похвала, критика, убеждение; конвенциональная функция, собственно, сам речевой этикет, куда

входят обращение, приветствия, поздравления, приглашения, комплименты и т.п. [5]

Успешность развития речевого этикета как компонента языковой компетенции учащихся средней школы при обучении английскому языку обуславливается комплексом педагогических условий, дополненных следующими позициями: 1) внедрение в образовательный процесс приёма «коллаж» и метода «коллажирования»; 2) применение на уроках приёма «семиотический монтаж»; 3) готовность школьников в команде, делегировать полномочия в группе обучающихся и оказывать взаимопомощь в процессе совместной работы; 4) наличие постоянной обратной связи как от учителя, так и от других школьников; 5) применение мотивации успеха в процессе совместного обучения.

В частности, коллаж и коллажирование выступают достаточно эффективными методами формирования языковой компетенции учащегося средней школы, так как выступают в качестве зрительной опоры для устной речи, средства расширения речевого вокабуляра, средства семантизации культуроведческих понятий, а также способствуют развитию внимания, творческого мышления и памяти учащегося [21]. Расширение использования в процессе обучения иностранному языку приёма «семиотический монтаж» позволяет сформировать и развивать у школьников ценностное отношение к отечественной и иностранной культуре; способствует процессу осмысления особенностей своего менталитета; воспитывает качества принятия носителей иностранного менталитета; повышает уровень восприятия культурных традиций и правил другого народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. 172 с.

2. Барулин, А.Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация Ч. 1 / А.Н. Барулин. М.: Изд-во «Спорт и Культура -2000», 2012. - 464 с.

3. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М., 2001. - С. 14-76.

4. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // Иностранный язык в школе, 2014. - № 5. - С. 6 - 11.

5.Грачева, Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи / Н.П. Грачева // Иностранный язык в школе. 2013. - № 1. - С. 26-30.

6. Григорьева, Т.В. Социокультурный компонент в обучении иностранным

языкам / Т.В. Григорьева // Язык и культура. - Томск, 2016. - С. 65-68.

7. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2015. - 352 с.

8. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. М.: Языки славянской культуры, 2014. - 685 с.

9. Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 2016.

- № 1.- С. 34-49.

10. Кавнатская, Е.В. Социокультурные аспекты развития умений профессионально-делового общения специалистов в области обучения иностранным языкам: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Кавнатская. - М., 1999.-205 с.

11. Карасик, В.И. Этикет и английский язык / В.И. Карасик // Иностранный язык в школе, 2013. - № 2. - С. 58 - 59.

12. Карасик, В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик. М.: Гнозис, 2015. - 389 с.

13. Кузьменкова, Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян / Ю.Б. Кузьменкова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015.- 316 с.

14. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2011. - 448 с.

15.Миролюбов, А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Иностранный язык в школе, 2011. - № 5.- С. 1-14.

16. Обучение иностранным языкам / отв. ред. М.К. Колкова. - СПб.: КАРО,

2013.- 320 с.

17. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин; под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб.

- М., Просвещение, 1988. - 479 с.

18. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластёнина. - М.: Изд-во Института Психотерапии,

2014. - 585 с.

19. Семиотика: Антология / сост. Ю.С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 702 с.

20. Сысоев, П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук / П.В. Сысоев. - Тамбов, 2019. - 16 с.

21. Толкач, С.В. Технология развития навыков речевого этикета у учащихся пятых-шестых классов: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Толкач. - Екатеринбург, 2014. - 238 с.

22. Формановская, Н.И. Речевой этикет. Русско-английские соответствия: справочник / Н.И. Формановская, С.В. Шведова. М.: Высш. шк., 2017. - 95 с.

REFERENCES

1. L'vov M.R. Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary-guide on the methodology of the Russian language]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 172 p.

2. Barulin, A.N. Osnovaniya semiotiki. Znaki, znakovye sistemy, kommunikatsiya Ch. 1 [The foundations of semiotics. Signs, sign systems, communication Part 1]. A.N. Barulin. Moscow: Publ. Sport i Kul'tura -2000, 2012. 464 p.

3. Vereshchagin, E.M. Yazyk i kul'tura [Language and Culture]. E.M. Veresh-chagin, V.G. Kostomarov. Moscow, 2001. P. 14-76.

4. Gal'skova, N.D. Yazykovoi portfel' kak instrument otsenki i samootsenki uchashchikhsya v oblasti izucheniya inostrannykh yazykov [Language Portfolio as a Tool for Assessing and Self-Assessing Students in the Field of Studying Foreign Languages]. N.D. Gal'skova. Inostrannyi yazyk v shkole [Foreign language at school,], 2014. № 5. p. 6 - 11.

5. Gracheva, N.P. O kompleksnom ispol'zovanii sredstv naglyadnosti v ovladenii grammaticheskoi storonoi ustnoi rechi [On the integrated use of visual aids in mastering the grammatical side of oral speech]. N.P. Gracheva . Inostrannyi yazyk v shkole [Foreign language at school]. 2013. № 1. Pp. 26-30.

6. Grigor'eva, T.V. Sotsiokul'turnyi komponent v obuchenii inostrannym yazykam [Sociocultural component in teaching foreign languages]. T.V. Grigor'eva . Yazyk i kul'tura [Language and Culture]. Tomsk, 2016. p. 65-68.

7. Elizarova, G.V. Kul'tura i obuchenie inostrannym yazykam [Culture and teaching of foreign languages]. G.V. Elizarova. SPb.: KARO, 2015. 352 p.

8. Zemskaya, E.A. Yazyk kak deyatel'nost': Morfema. Slovo. Rech '[Language as an activity: Morpheme. Word. Speech]. E.A. Zemskaya. Moscow: Languages of Slavic culture, 2014. 685 p.

9. Kabardov, M.K. Tipy yazykovykh i kommunikativnykh sposobnostei i kompe-tentsii / M.K. Kabardov, E.V. Artsishevskaya // Voprosy psikhologii. 2016. - № 1.- S. 34-49.

10. Kavnatskaya, E.V. Sotsiokul'turnye aspekty razvitiya umenii profession-al'no-delovogo obshcheniya spetsialistov v oblasti obucheniya inostrannym yazykam: dis. ... kand. ped. nauk [Sociocultural aspects of the development of professional and business communication skills of specialists in the field of teaching foreign languages: dis. ... cand. ped sciences]. E.V. Kavnatskaya. Moscow, 1999. 205 p.

11. Karasik, V.I. Etiket i angliiskii yazyk [Etiquette and English]. V.I. Karasik. Inostrannyi yazyk v shkole [Foreign language at school], 2013. № 2. p. 58 - 59.

12. Karasik, V.I. Yazykovoi krug: Lichnost', kontsepty, diskurs: monografiya [Language circle: Personality, concepts, discourse: monograph]. V.I. Karasik. Moscow: Gnozis, 2015. 389 p.

13. Kuz'menkova, Yu.B. Ot traditsii kul'tury k normam rechevogo povedeniya

britantsev, amerikantsev i rossiyan [From cultural traditions to the norms of speech behavior of the British, Americans and Russians]. Moscow: Izd. dom GU VShE, 2015. 316 p.

14. Leont'ev, A.A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obshchei i pedagogicheskoi psikhologii: izbrannye psikhologicheskie trudy [Language and speech activity in general and educational psychology: selected psychological works]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Voronezh: NPO «MODEK», 2011. 448 p.

15. Mirolyubov, A.A. Kul'turovedcheskaya napravlennost' v obuchenii inostran-nym yazykam [Cultural Studies in Teaching Foreign Languages]. Inostrannyi yazyk v shkole, 2011. № 5. p. 1-14.

16. Obuchenie inostrannym yazykam [Teaching foreign languages]. otv. red. M.K. Kolkova. SPb.: KARO, 2013. 320 p.

17.Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped in-tov [Pedagogy: textbook. allowance for students ped inst.] Yu.K. Babanskii, V.A. Slastenin, N.A. Sorokin; pod red. Yu.K. Babanskogo. 2-e izd., dop. i pererab. Moscow, Prosveshchenie, 1988. 479 p.

18. Psikhologiya i pedagogika: uchebnoe posobie [Psychology and pedagogy: textbook]. pod red. A.A. Bodaleva, V.I. Zhukova, L.G. Lapteva, V.A. Slastenina. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2014. 585 p.

19. Semiotika: Antologiya [Semiotics: Anthology]. sost. Yu.S. Stepanov. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Akademicheskii Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2018. 702 p.

20. Sysoev, P.V. Sotsiokul'turnyi komponent soderzhaniya obucheniya amerikan-skomu variantu angliiskogo yazyka: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Sociocultural component of the content of teaching American English: abstract of thesis. ... cand. ped sciences]. Tambov, 2019. 16 p.

21. Tolkach, S.V. Tekhnologiya razvitiya navykov rechevogo etiketa u uchash-chikhsya pyatykh-shestykh klassov: dis. ... kand. ped. nauk [Technology for the development of speech etiquette skills in students of fifth through sixth grades: dis. ... cand. ped sciences]. Ekaterinburg, 2014. 238 p.

22. Formanovskaya, N.I. Rechevoi etiket. Russko-angliiskie sootvetstviya: spra-vochnik [Speech etiquette. Russian-English correspondence: reference book]. N.I. Formanovskaya, S.V. Shvedova. Moscow: Vyssh. shk., 2017. 95 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.