Научная статья на тему 'Речевое воздействие заголовков печатных изданий (на примере прессы Костромской области)'

Речевое воздействие заголовков печатных изданий (на примере прессы Костромской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
817
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ФАКТОР РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / АДРЕСАТ / АДРЕСАНТ / СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / SPEECH INFLUENCE / FACTOR OF SPEECH INFLUENCE / VERBAL ADDRESSEE / ADDRESSER / MEANS OF SPEECH INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышев Сергей Александрович

В статье рассматриваются различные типы заголовков в костромских печатных изданиях, обосновывается их классификация и анализируются речевые средства воздействия на читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The speech influence of headings of Kostroma printing editions

Various types of headings of Kostroma printing editions are examined in the article. The author also gives reasons for their classification and analyses speech levers on the reader.

Текст научной работы на тему «Речевое воздействие заголовков печатных изданий (на примере прессы Костромской области)»

diskurshistorisches Wörterbuch zur Einwanderung seit, 1945. - S. 131-154.

6. Santa Ana O. Immigration as Dangerous Waters: The Power of Metaphor. From Brown Tide Rising:

Metaphors of Latinos in Contemporary Public Discourse. - Austin, TX: University of Texas Press, 2002. - 405 p.

УДК 070

Челышев Сергей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

chelishevs@gmail.com

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГОЛОВКОВ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (на примере прессы Костромской области)

В статье рассматриваются различные типы заголовков в костромских печатных изданиях, обосновывается их классификация и анализируются речевые средства воздействия на читателя.

Ключевые слова: вербальное речевое воздействие, фактор речевого воздействия, адресат, адресант, средства речевого воздействия.

Современные СМИ концентрируются на привлечении аудитории при помощи воздействия на читателя. Одним из важных инструментов удержания аудитории, а также влияния на неё является речевое воздействие.

Определение этого понятия, данное И.А. Стер-ниным, характеризует вербальное речевое воздействие в языке прессы как «воздействие информирующего печатного органа на массовую читательскую аудиторию при помощи языковых средств и сопровождающих речь графико-визуальных средств для достижения поставленной адресантом цели» [13, с. 51].

Потенциал речевого воздействия можно охарактеризовать как способность коммуниканта достигать поставленной цели. Однако свободно оперируя понятием «потенциал речевого воздействия», учёные не могут дать ему единого и точного определения. З.Д. Попова, И.А. Стернин и М.Р. Желту-хина в своих работах отмечают, что это понятие располагается в области психологии.

В нашем исследовании мы сконцентрировались на изучении заголовков, так как это одна из наиболее сильных позиций текста, наряду с эпиграфом, лидом и окончанием. Заголовок обладает большим потенциалом речевого воздействия.

Т.А. Присяжнюк отмечает в своем исследовании: «Среди наиболее важных функций газетного заголовка исследователи современного газетно-пуб-лицистического стиля выделяют: текстообразую-щую, информативную, рекламную, воздействия (эмоционально-оценочную / прагматическую), номинативную, контактоустанавливающую и др.» [10, с. 205].

Для сравнительной выборки были взяты региональные газеты: «Северная правда», «Костромская народная газета» и «Костромские ведомости», которые являются общественно-политическими изданиями и предназначены для широкого круга читателей. Каждое из них обладает также определёнными языковыми особенностями.

Прежде всего, отметим различные стили заголовков. Соответственно, они дифференцируются и по потенциалу речевого воздействия. Отметим несколько типов заголовков.

1. Ритмизированные и рифмованные заголовки. Их частотность в изданиях Костромской области крайне низка. За прошедший год в четырёх изданиях был найден только один подобный заголовок: «Продается газа доза, всем вам доброго психоза!» («Костромские ведомости»). Статья посвящена распространению так называемого «веселящего газа» -закиси азота в ночных клубах города Костромы.

Таким образом, рифмованные заголовки практически не используются в СМИ. Однако стихотворный размер, и особенно в силлабо-тонической системе стихосложения, характерной для русской поэзии, воспринимается гораздо более сознательно, чем прозаический.

2. Конструирование заголовка на основе фразеологических единиц (ФЕ). Относительно частотны в костромских СМИ. Например: «Профессия дальнего действия» («Народная газета»), «Без царя в монастыре», «Не жизнь, а Масленица» («Северная правда»).

3. Метаграфемические заголовки. Заголовки текста оформлены особым образом, с необходимым выбором шрифтовых гарнитур, средств шрифтового выделения - курсив, подчёркивание, разрядка, использование заглавных букв, варьирование насыщенности и размера шрифта и топографемика (способы размещения печатного текста на плоскости). Частотны, особенно в таких газетах как «Северная правда» и «Народная газета». Например: «ХУРМАмочки» («Северная правда»), «ПриВРАТ-ный разговор» («Северная правда»), «РасСТРОИЛИсь» («Северная правда»).

4. Создание (иногда заимствование) новых слов и выражений. Относительно частотны. Во всех изданиях было насчитано около 50 таких заголовков. Например: «Катаклизма» («Костромские ведомости»), «С мэтровой высоты» («Северная правда»).

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

© Челышев С.А., 2014

Речевое воздействие заголовков печатных изданий (на примере прессы Костромской области)

5. Информационно-троповые заголовки. Наиболее частотны в современной костромской прессе. В сугубо информационные заголовки добавлено одно или несколько средств речевой выразительности. Например: «Российскую культуру будут реанимировать» («Костромские ведомости»), «Как оперируют переправу» («Северная правда»), «Нужно "пахать"!» («Северная правда»).

6. Информационные заголовки. Не содержат средств выразительности. «Антицерковным силам не сломить православия» («Северная правда»), «Хроника подтопления», «Вручили заслуженные награды» («Народная газета»), «Русское народное» («Костромские ведомости») и др.

При этом необходимо различать манипуляцию и речевое воздействие. Манипуляция - скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Очень часто различить манипуляцию и речевое воздействие бывает крайне сложно. Приведем пример двух заголовков из Интернет-СМИ Костромской области. Первый из них, «Победы костромичей» [8], опубликован пресс-службой администрации Костромской области на официальном сайте. Материал посвящен выступлению костромичей на Дельфийских играх.

На эту же тему «Народной медиа-группой» на портале k-1news публикуется материал под заголовком «Костромская область провально выступила на Дельфийских играх» [4].

Первый из этих заголовков можно охарактеризовать как информационный. Второй - как информа-ционно-троповый. Использование эпитета проваль-но (разг. 'безнадёжно, завально') [14] позволяет оказать большее речевое воздействие на читателей.

Однако, исходя из текста статьи, можно сделать вывод, что провальным выступление назвать нельзя. Расценивать ли это как манипуляцию? Неоднозначный вопрос, поскольку грань между манипуляцией и воздействием здесь достаточно сложно провести.

В примерах, которые были проанализированы выше, можно отследить определенную градацию. По потенциалу речевого воздействия наиболее сильными являются следующие заголовки: «Катаклизма» [6] и «Профессия дальнего действия» [1].

Первый из них открывает статью о подготовке костромичей к концу света. Заголовок состоит из одного слова, однако обладает большим потенциалом речевого воздействия. Слово катаклизма конструируется из двух слов: катаклизм и клизма. Графически в слове катаклизм добавилась одна буква, что привело к значительным семантическим изменениям.

Катаклизм (книж. 'резкий перелом в характере и условиях органической жизни на обширном

пространстве земной поверхности под влиянием разрушительных атмосферических и вулканических процессов',) [5];

Клизма (мед. 'вливание через задний проход воды или др. жидкости в кишечник с целью его очистки или лечения') [14].

Стоит отметить, что в разговорной речи данная лексема используется для создания иронии. Например: сделать или поставить кому-нибудь клизму ('наказать, отругать').

Таким образом, лексема катаклизма становится эмоционально окрашенной и приобретает отрицательную коннотацию.

Заголовок «Профессия дальнего действия» конструируется на основе устойчивого выражения авиация дальнего действия. Статья, озаглавленная этим метафорическим выражением, посвящена работе учителей. Осуществляется контаминация двух типов заголовка: информационно-тропового и созданного на основе устойчивого выражения.

Рассмотрим следующие, по потенциалу речевого воздействия, заголовки: «Российскую культуру будут реанимировать» [7] и «Антицерковным силам не сломить православия» [11].

Первый из них - информационно-троповый, образован с помощью метафоры. В данном контексте слово реанимировать, употреблённое в переносном значении, ('восстанавливать (восстановить), возвращать (возвратить) к жизни нечто отжившее, переставшее функционировать') [5], позволяет читателю интерпетировать проблематику статьи, не читая весь текст полностью.

Заголовок «Антицерковным силам не сломить православия» можно расценивать как информационный. Однако он также имеет большой воздействующий потенциал, выраженный в эмоциональной окрашенности оценочной лексемы не сломить. Таким образом, заголовок из информационного становится заголовком-лозунгом, позволяющим привлечь внимание читающей аудитории.

В ходе исследования было отмечено, что наиболее яркие заголовки, оказывающие не только речевое, но и психологическое воздействие на читателя, используются в названиях материалов криминальной тематики: «Продается газа доза, всем вам доброго психоза!» - пример из номера «Костромских ведомостей».

Сравним также заголовки костромских газет, объединённые одной тематикой. Так, одна из самых важных тем 2013 года - празднование 400-летия Дома Романовых - по-разному была отражена в материалах, а следовательно, и в заголовках названных изданий. Так, в газетах «Северная правда» и «Народная газета» заголовки материалов данной темы строятся на основе фразеологизмов. «Без царя в монастыре» («Северная правда») [15] - на основе ФЕ без царя в голове (разг. ирон. 'очень глуп, недалёк').

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

189

«Сам себе памятник» («Народная газета») [12] - на основе ФЕ Сам себе голова (разг. 'совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему хочется').

Таким образом, можно сделать вывод, что в костромских СМИ не до конца используются возможности более эффективного речевого воздействия заголовков на читателя. На основе нашего исследования можно заявить, что в костромских СМИ функции воздействия и установления контакта с читателями заголовками выполняются лишь отчасти. Частотность заголовков с наибольшим потенциалом речевого воздействия крайне низка. В большинстве своем заголовки костромских СМИ призваны выполнять информативную и текстооб-разующую функции. При этом важно отметить, что заголовки с наибольшим потенциалом речевого воздействия используются в материалах социальной и криминальной тематики.

Библиографический список

1. Александрова Л. Профессия дальнего действия // Народная газета. - 2012. - 10 октября.

2. Глинчевский Э.И. Средства речевого воздействия в языке СМИ // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2005. - № 4. - С. 18-27.

3. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2004.

4. Костромская область провально выступила на Дельфийских играх // Портал K-1 news [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://k1news.ru/news/ culture/kostromskaya-oЫast-provalno-vystupila-na-delfiyskikh-igrakh/ (дата обращения: 24.05.2013).

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

6. Май Е. Катаклизма // Костромские ведомости. - 2012. - 4 декабря.

7. Май Е. Российскую культуру будут реанимировать // Костромские ведомости. - 2012. - 9 октября.

8. Победы костромичей // Пресс-служба администрации Костромской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adm44.ru/news/2013/ 05/7147a57d-1cef-4345-958c-5dbcfb00a726.aspx (дата обращения: 24.05.2013).

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ, 2007. - 310 с.

10. Присяжнюк Т.А. Характеристика речевого воздействия в языке информационных газетных сообщений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2005. - № 2(4). - С. 205-207.

11. Сазонов Д. Антицерковным силам не сломить православия // Северная правда. - 2013. -30 января.

12. Смирнова Е. Сам себе памятник // Народная газета. - 2012. - 28 марта.

13. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: КО, 2001. - 228 с.

14. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.

15. Шанина Д. Без царя в монастыре // Северная правда. - 2012. - 28 марта.

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.