Научная статья на тему 'Речевое воздействие в англоязычном политическом медиа-дискурсе (на примере спортивного концепта лузер)'

Речевое воздействие в англоязычном политическом медиа-дискурсе (на примере спортивного концепта лузер) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
409
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сальникова Ирина Михайловна

В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать речевое воздействие спортивной метафоры на примере концепта 'лузер' в современном англоязычном политическом медиа-дискурсе. Одним из продуктивных средств повышения экспрессивности современных англоязычных электронных СМИ выступает метафора из различных понятийных сфер, в том числе и из сферы 'спорт'. Такие метафорические конструкции создают яркие образы и усиливают эмоциональное влияние высказывания на читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сальникова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое воздействие в англоязычном политическом медиа-дискурсе (на примере спортивного концепта лузер)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11 (226). Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 126-128.

И. М. Сальникова

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ

МЕДИА-ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО КОНЦЕПТА ‘ЛУЗЕР’)

В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать речевое воздействие спортивной метафоры на примере концепта ‘лузер’ в современном англоязычном политическом медиа-дискурсе. Одним из продуктивных средств повышения экспрессивности современных англоязычных электронных СМИ выступает метафора из различных понятийных сфер, в том числе и из сферы ‘спорт’. Такие метафорические конструкции создают яркие образы и усиливают эмоциональное влияние высказывания на читателя.

Ключевые слова: метафора, дискурс, политическая коммуникация, речевое воздействие, концепт.

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам политического дискурса. поскольку он представляет собой явление, которое в социуме имеет гораздо большее частотное проявление по сравнению с другими типами дискурсов. Вопросы теории и практики политической коммуникации привлекают внимание многих специалистов: А. Н. Баранова, Р. М. Блакара, Э. В. Будаева, В. З. Демьянкова, О. С. Иссерс, Г. Г. Почепцова, Е. И. Шейгал, А. П. Чудинова и др.

Проблема речевого воздействия в политическом дискурсе рассматривается в рамках политической лингвистики, когнитивистики, прагматической лингвистки, теории дискурса, психологии. Актуальность темы данной статьи обусловлена повышенным интересом к проблеме манипулирования сознанием общества1 .

Как отмечает Е. И. Шейгал, одним из наиболее ярких проявлений власти является монополия на информацию и право на речь2. Способность языка навязывать мировоззрение играет в данном случае большую роль. В связи с этим, одна из характерных черт исследований в сфере политической коммуникации - это взгляд на язык как на средство достижения прагматической цели: манипуляции сознанием адресата. Политики, как правило, активно воздействуют на существующую в сознании электората картину мира. В политической коммуникации речевое воздействие планируется (т. е. осознаётся говорящим как иллокутная задача)3. Таким образом, можно говорить о стратегии манипуляции. Вслед за В. М. Масловой, под манипуляцией мы понимаем процесс навязывания взглядов, мнений, способов действий, которые

адресант может считать заведомо ложными, но выгодными для себя4.

Политики используют различные приемы воздействия на сознание электората и оппонентов. Как утверждает Э. Э. Шуберт, «...в организации воздействующей речи первостепенное значение имеет лингвистический аспект (речевые стратегии). За ним следует экстралингви-стическое наполнение коммуникативной ситуации. Третьим по значению является паралинг-вистическое оформление воздействующей речи (голос, мимика, жесты, облик, взгляд и т. д.)»5.

Одна из основных черт процесса убеждения - это эффективное использование языка, который, как известно, является инструментом власти. Политическая власть в значительной степени осуществляется посредством языка, который помогает политику войти в личностную сферу реципиента как с помощью простых приемов (частое употребление местоимения ‘мы’ (вместо ‘я’), выбор языка (в условиях билингвизма), так и более сложных приемов манипуляции (языковая игра и др.). Под манипуляцией мы понимаем процесс навязывания населению взглядов, мнений, способов действий, которые адресант может считать заведомо ложными, но выгодными для себя; это связано с использованием специальных приемов, направленных на понижение критического мышления со стороны реципиентов. Причем власть языка используется в любых обществах. Среди наиболее часто употребляемых языковых средств с целью оказания воздействия специалисты выделяют устойчивые словосочетания, стереотипизированные клише, встречные вопросы, эмоционально-оценочные, экспрессивные единицы языка, неологизмы. Вместе с тем, выделяется огромная роль метафор6.

Основаниями для метафорического использования спортивной терминологии в политическом медиа-дискурсе, с нашей точки зрения, являются расширение социальной значимости категорий спорта; символическая близость спортивно-игровой и политической сфер; «общеизвестность» понятийного поля ‘спорт’, что делает его способным восполнять понятийные лакуны, вызванные незнанием определённых политических феноменов, упрощенное представление сложных политических явлений наименованиями из спортивной сферы; формирование необходимых эмотивных ассоциаций, сильный воздействующий потенциал метафор спорта. Именно анализу речевого воздействия посредством спортивной метафоры на примере концепта ‘лузер’ посвящена настоящая статья.

Данная метафорическая единица имеет негативную окраску и несёт мощное эмоциональное послание. В следующих примерах концепт ‘лузер’ употребляется авторами статей электронных СМИ в качестве характеристики политических лидеров, представителей ряда политических партий и течений, политических программ и решений, законопроектов и даже отдельных государств.

• There you have it. Emasculation as a political tactic is a loser - political suicide in fact - at least in 2010. But valuing masculinity may actually provide a political benefit, even to a female candidate7.

• Pundits Dub Arizona Suit a Political Loser for Dems8.

• U.S. News and World Report discussed last July how politicians are beginning to see restricting the Second Amendment rights of law-abiding Americans is a political loser9.

• Turkey Could be Major Political Loser in Israel-Gaza Conflict10.

• Merkel a Political Loser in European Bailout11.

• Ron Paul, political loser, now best-selling author12.

• It is that time a year again when we at VUI predict our list of political race losers13.

• O’Reilly: Arizona Lawsuit A Political “Loser” For Obama14.

• Political losers as a barrier to economic development15.

• Ignatieff deemed political loser of summer season. But Harper government still having a hard time ‘catching a break’ when it comes to public opinion16.

• Apprentice loser may attempt career as political loser11.

Нетрудно заметить, что все приведенные выше примеры несут в себе негативную оценку, за счет того что спортивная метафора ‘лузер’ способствует формированию отрицательного образа в сознании читателей. Именно таким образом проявляется один из способов речевого воздействия посредством спортивной метафоры как орудия манипулирования социальным сознанием.

Итак, спортивная метафора - явление, довольно часто встречающееся в современных англоязычных средствах массовой информации. И это не случайно. Мы видим, что спортивная метафора представляет собой мощный инструмент убеждения, и, вследствие того, что политическая коммуникация является по своей природе увещевательной формой коммуникации, спортивная метафора становится средством политической пропаганды с возможностью воздействия на способ восприятия политических событий, политиков и их действий аудиторией18.

Примечания

1 Чистякова, С. В. Речевое воздействие в политическом дискурсе // Слово, высказывание. текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : материалы науч. конф. (26-21 апр. 2010 г., г. Челябинск). Челябинск, 2010. С. 369-311.

2 Шейгал, Е. И. Категория прогностичности в политическом дискурсе // Язык, сознание, коммуникация. М., 2000. Вып. 14.

3 Иссерс, О. С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // Вестн. Ом. ун-та. Вып. 1. Омск, 1996. С. 11-14.

4 Маслова, В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом : учеб. пособие. М. : Вузов. учеб., 2005. 126 с.

5 Шуберт, Э. Э. Специфика лингвистического воздействия. URL : http://www.ej.kubagro.ru/ get.asp.

6 Чудинов, А. П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе. URL : http://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=124192.

1 There you have it. URL : http://www.the-spearhead.com/2010/11/03/%E2%80%9Cman-up%E2%80%9D-attack-phrase-a-political-loser-in-2010-elections.

8 Pundits Dub Arizona Suit a Political Loser for Dems. URL : http://www.aolnews.

com/2010/07/13/opinion-pundits-dub-arizona-

suit-a-political-loser-for-dems.

9 U.S. News and World Report. URL : http://fin-

darticles.c0m/p/articles/mi_mOBQY/is_l 1____52/

ai_n16741388.

10 Turkey Could be Major Political Loser. URL : http://www.huffingtonpost.com/harut-sassounian/ turkey-could-be-major-pol_b_155659.html.

11 Merkel a Political Loser in European Bailout. URL : http://www.thefiscaltimes.com/Issues/The-Economy/2010/05/10/Merkel-a-Political-Loser-in-European-Bailout.aspx.

12 Ron Paul, political loser. URL : http://latimes-blogs.latimes.com/washington/2008/05/ron-paul-politi.html.

13 It is that time a year again. URL : http://votin-gundertheinfluence.blogspot.com/2010/11/vuis-political-losers.html.

14 O’Reilly : Arizona Lawsuit. URL : http://www. realclearpolitics.com/video/2010/01/01/oreilly_ari-zona_lawsuit_a_political_loser_for_obama.html.

15 Political losers as a barrier. URL : http://elibrary. ru/item.asp?id=6016153.

16 Ignatieff deemed political loser of summer season. URL : http://hilltimes.com/page/view/2009-august-31-inside_politics.

11 Apprentice loser may attempt career as political loser. URL : http://www.tvsquad.com/2005/10/12/ap-prentice-loser-may-attempt-career-as-political-loser.

18 Чудинов, А. П. Спортивная метафора...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.