Научная статья на тему 'Речевое развитие младших школьников в условиях формирования регулятивных учебных действий'

Речевое развитие младших школьников в условиях формирования регулятивных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовская Н.А.

Реализация деятельностного подхода направленное на повышение эффективности образования, на развитие познавательных интересов, творческого подхода, способности организации своей учебной деятельности, ее контроля и оценки имеет значительное место в вопросе мотивации и интереса к учебе младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие младших школьников в условиях формирования регулятивных учебных действий»

Речевое развитие младших школьников в условиях формирования регулятивных учебных действий

Дубовская Н.А.,

аспирантка 2-го курса кафедры общей педагогики, дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

г. Ставрополь, Россия

Реализация деятельностного подхода направленное на повышение эффективности образования, на развитие познавательных интересов, творческого подхода, способности организации своей учебной деятельности, ее контроля и оценки имеет значительное место в вопросе мотивации и интереса к учебе младших школьников.

Программа «Перспективная начальная школа» реализует принцип деятельностного подхода, сочетая в себе достоинства традиционного и развивающего обучения, рассматривая процесс обучения не только как усвоение предметных ЗУНов, но и процесс познавательного развития личности обучающегося через формирования универсальных учебных действий направленные на способность субъекта к саморазвитию.

Первостепенной задачей программы начальной школы заключается в формировании навыков умения, которые помогут учащемуся в личностном становлении в условиях общества, межличностном общении, а также подготовить его к обучению на ступени среднего звена.

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя систему требований, предполагающую формирование общих учебных умений, таких как работа, с учебником, словарями, другими источниками информации, вести деловое общение, предполагающее работу, как в парах, так и осуществление коллективной работы, взаимопроверку, умение рассмотреть две точки зрения и выбрать наиболее подходящий вариант решения задачи. Особенностью данной программы являются условия организации учебной деятельности, таким образом, где ребенок выступает в роли обучаемого, обучающего и непосредственно в роли организатора учебного процесса.

Способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения в процессе организации своей учебной деятельности обеспечивает широкую ориентацию в учебном материале, а также полноценное освоение учениками различные предметные области. Учащийся, обладающий навыками чтения, грамотной устной и письменной речью, умеющий выразительно и четко излагать свои мысли определяет успешность в учебной работе и по другим предметам [2. с.65].

Умение учиться формируется в ходе учебного процесса. Данная связь осуществляется через организацию обучения, обращенную на постановку и решение учебной задачи с опорой на потребность познания самого учащегося.

Составной частью учебной деятельности начальной школы является речевое развитие младшего школьника как средство коммуникации. Решение данной задачи осуществляется в рамках образовательной программы «Перспективная начальная школа», в основе учебной деятельности которой лежит формирование регулятивных учебных действий [2. с.69].

Важное место в формировании умения учиться занимает регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, коррекцию, контроль и рефлексию учебной деятельности. Оттого, насколько точно ученик определит цель урока, и планирование действий по ее реализации и будет зависеть результат его конечной деятельности. Данную связь определяют регулятивные учебные действия, где четко просматривается поэтапность выполнения организации учебной деятельности. Регулятив-

ные учебные действия отражают способность ученика самостоятельно строить учебно -познавательную деятельность, которая является ведущей деятельностью в обучении.

Одним из важных этапов урока является целеполагание, где учащиеся способны формулировать и удерживать учебную задачу на протяжении всего урока. Для эффективной реализации данного этапа мы используем установление связи между темой урока и целью его предоставления с помощью вопроса «Для чего нам необходимо это знать или уметь?» Например, темой урока развития речи является составление порядка абзацев в тексте. Перед учащимися представляется проблема в виде текста содержащий набор предложений не имеющий логической связи в тексте, в процессе разбора задания учащимся задаются вопросы о том, можно ли понять смысл написанного и что необходимо сделать для того, чтобы текст можно было понять при чтении. На этом этапе учащиеся размышляют, дискутируют и приходят к общему выводу, что позволяет благополучно приступить к рассмотрению следующего этапа описанного ранее - конкретизация цели. Рассматривая задание, учащиеся, имея ранее представление, что такое текст смогли пояснить, какая проблема перед ними представлена и как ее следует разрешить, в соответствие с этим учащимися определяется цель урока[1. с.28,29].

Следующий этап формирования регулятивных учебных действий трактуется как планирование, умение точно следовать образцу, алгоритму, устанавливать определенную последовательность действий для разрешения учебной задачи. На примере данного урока этот этап реализуется через установление взаимосвязи отдельных абзацев и идейного содержания текста. Определяющими вопросами здесь являются «Что необходимо учитывать при формировании текста?», «Как необходимо расставить порядок абзацев для построения текста?», « Как проверить или определить что задание выполнено верно?». Таким образом, этап планирования является своего рода алгоритмом по осуществлению учебных действий, которые будут предложены учащимся в процессе выполнения практических заданий.

Роль прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы: «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Что достаточно знать для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

При отборе заданий для организации практической деятельности на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, для этого в арсенале учителя должны быть разного объема и содержания задания, но они обязательно должны быть направлены на одну общую цель, в результате которой и слабый и сильный ученик, достигнут положительных результатов в изучении темы.

На этапе самоконтроля ученик осуществляет контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по уставленному правилу или образцу. Данная работа направлена на применение различных способов осуществления контроля своей работы и работы своих одноклассников. Вопросы направленности: «Такой ли получен результат как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь ли ты доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Сделайте вывод» помогают выявить в правильном ли направлении ведет свою работу ученик [1. с.30,32].

На этапе коррекционной работы учащимися производится работа по исправлению ошибок, при необходимости могут вноситься дополнения или изменения в работу, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, адекватно воспринимая предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Коррекционная работа производится также через набор демонстрационных карточек содержащие ранее изученные правила, среди которых учащийся должен выбрать именно ту карточку, которая поможет ему исправить свои ошибки[4. с.32].

На этапе саморегуляции ученик проявляет способность сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений, желание стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения задачи. Задания этого уровня основываются на познавательном интересе, например, прочитай зашифрованное слово, выполни ряд заданий, дойдя до вершины горы, даны первое и последнее предложение напиши связный рассказ. Используются в работе ряд практических и тренинговых упражнений, на примере ранее рассмотренной темы урока по развитию речи учащиеся могут составить свои тексты с заданной проблематикой урока и представить ее своим одноклассникам.

Завершающий этап урока содержит самооценку своей деятельности в течение урока. Ученик должен уметь определить уровень и качество проделанной работы, своих знаний, он понимает изложенный материал и адекватно расценивает то, что ему еще необходимо усвоить, в обязательном порядке устанавливает соответствие между поставленной целью и итоговыми результатами. Со стороны учителя, предлагаются критерии оценки результата с учетом оценивания результата деятельности или процесса его выполнения [8. с.63].

Хотелось бы отметить, что несоизмеримая роль наглядного материала также оказывает влияние на учащихся, именно поэтому этапы организации учебной деятельности мы отразили с помощью древа решений учебной задачи. Данная схема отражает наводящие вопросы, обращенные к учащимся, ответы на которые помогают ученикам организовать свою деятельность именно так, чтобы сохранить и реализовать учебную задачу на протяжении всего урока.

Помимо структуры урока, направленного на организацию ученика для достижения результата, хотелось бы отметить, что в рамках образовательной программы «Перспективная начальная школа» каждый урок русского языка сопровождается работой со словарем. Главным помощником в изучении слов - синонимов, антонимов, явлений многозначности, новых и устаревших слов служат словари русского языка входящие в учебный комплект УМК [5. с.216].

В содержании учебного комплекта включен толковый словарь, фразеологический словарь, обратный словарь, орфографический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь и словообразовательный словарь.

Использование широкого спектра словарей создают благоприятные условия для работы с детьми имеющие разный уровень владения языком, в том числе учащиеся имеющие ряд логопедических проблем.

В работе со словарями выделяются 3 этапа: подготовительный, начальный и основной.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке каждого ученика к обращению со словарем как со своим главным помощником, данный этап осуществляется в течение освоения словаря как книги учебного характера.

Начальный этап формирует у детей первоначальные умения пользоваться со словарем, формирует представление о разных видах лингвистических словарей и об их назначении в процессе работы.

Основной этап базируется на обучении со 2 по 4 класс. Целью этапа выступает воспитание умения пользования словарем и привитием привычки и необходимости обращаться к страницам словаря за помощью, что активно используется учащимися к концу первого полугодия 2 класса [7. с.38].

Одной из главных разработок авторов программы на наш взгляд является разработка «Обратного словаря». При помощи данного словаря учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, пользуясь предложенной инструкцией на форзаце учебника. Систематическая работа с обратным словарем, в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.

Таким образом, работая со словарями, представленные в УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся формируется понимание того, как образуются новые слова, как они изменяются, в чем их смысл и какова их роль в обучении языка.

Нельзя оставить без внимания представленную авторами программы «Азбуку вежливости», направленную на развитие устной и письменной речи, где охватывается весь необходимый курс элементарного речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми. Раздел охватывает ситуации встречи, расставания, просьбы, норм поведения и совершенного поступка. Наблюдая за тем, как с увлечением учащиеся познают нормы поведения, нельзя не отметить уникальность этого раздела [1. с.27].

Таким образом, необходимо привлекать самый разнообразный материал при работе по формированию речевого развития, важно не только расширять словарный запас, но и постепенно пополнять его по возрастающей степени трудности. Вариативность словарного материала ведет к разнообразию видов упражнений, обеспечивая тесную связь с развитием речи учащихся. На наш взгляд работа по УМК «Перспективная начальная школа» является основным помощником в решении данной задачи.

В рамках внеурочной деятельности с учащихся младших классов проводится работа речевого развития школьным логопедом. Деятельность учебных групп направлена на коррекционные занятия с целью исправления дефектов речевого развития и закрепления изученного материала в ходе учебного процесса. Работа осуществляется по направлениям: формирование фонематического восприятия, лексико - грамматического строя речи, развитие навыков звукослогового анализа и синтеза слов, совершенствование связной речи, исправление нарушений письма и чтения, развития моторики [9. с.256].

В результате коррекционно-развивающей работы логопеда наблюдается заметное улучшение состояния речи детей, повышению их мотивации к речевому общению, улучшению показателей орфографической зоркости на уроках русского языка. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств обучения для того, чтобы учащиеся могли в полном объеме познать всю уникальность родного языка [6. с.121].

Осуществляя исследовательскую работу на базе МБОУ СОШ № 64 г. Ставрополя мне приходилось наблюдать становление «вчерашних» первоклассников в любознательного, способного решать самостоятельно поставленную задачу, активно участвующего в диспуте ученика. Описанная ранее программа помогает не только ученику обретать ряд важный качеств для становления личности, но и учителю, который также активно задействован в этом увлекательном процессе превращения. Программа насыщенна вариативностью обучения предмета, не смотря на это, авторы оставляют место для учителя, для его активного участия, содействия, реализации творческого потенциала. Учитель, взаимодействует с учениками, разрешая одну учебную задачу за другой, двигаясь к одной

общей цели - развить в каждом учащемся личность, способную планировать, реализо-вывать, оценивать свою деятельность, грамотно и красиво излагать свою речь, принимать активное участие не только в своей жизни, но и в жизни общества.

Литература

1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М., 2014 г., с. 27 - 32.

2. Асмолов А.Г. «От общеучебных умений к универсальным учебным действиям», М., 2013 г., с. 52 - 79.

3. Бабанский Ю.К. «Рациональная организация учебной деятельности», М., 2010 г., с. 96.

4. Воровщиков С.Г. «Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции», М., 2007г., с.32.

5. Давыдов В.В. «Формирование учебной деятельности школьников», М., 2012г., с.216.

6. Давыдов В.В. «Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся», М.,2013г., с. 121.

7. Демидова Т.Е. «Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников», М., 2012 г., с. 38.

8. Лошкарева Н.И. «Развитие общих учебных умений и навыков школьников», М. 2010г., с.63.

9. Матюхина М.В. «Мотивация учения младших школьников», М., 2014г., с.256.

10. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений», М. 2013г., с. 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.