Научная статья на тему 'Речевая культура подростков в условиях влияния средств массовой коммуникации'

Речевая культура подростков в условиях влияния средств массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2023
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивкина Юлия Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования речевой культуры подростков в условиях влияния средств массовой коммуникации. В статье определено понятие речевой культуры, приводятся результаты анкетирования подростков, направленного на выявление степени влияния средств массовой коммуникации на становление личности подростка, определение их роли в обучении и в повседневной жизни школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH CULTURE OF TEENAGERS UNDER CONDITIONS OF INFLUENCE OF MASS MEDIA

Article is devoted to the topical problem of formation of speech culture of teenagers under conditions of influence of mass media. In the article the concept of «speech culture» is defined, the results of the survey of teenagers, directed to revealing the degree of influence of mass media on the formation of a teenager, the definition of their role in training and in everyday life of schoolboys are given.

Текст научной работы на тему «Речевая культура подростков в условиях влияния средств массовой коммуникации»

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

SPEECH CULTURE OF TEENAGERS UNDER CONDITIONS OF INFLUENCE OF MASS MEDIA

Ю. М. Ивкина

Статья посвящена актуальной проблеме формирования речевой культуры подростков в условиях влияния средств массовой коммуникации. В статье определено понятие речевой культуры, приводятся результаты анкетирования подростков, направленного на выявление степени влияния средств массовой коммуникации на становление личности подростка, определение их роли в обучении и в повседневной жизни школьников.

Ключевые слова: речевая культура, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации.

Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры. По мнению Н. Г. Комлева, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной» [1].

Речевая культура человека на современном этапе является одним из главных ориентиров в образовании. Известно, что «уровень сформированности речевой культуры отдельного человека в значительной мере определяет его интеллектуальную, эмоциональную культуру, и в целом - общекультурное состояние социума» [2].

Большое влияние на характер становления языковой личности школьников-подростков имеют как внешние (социальные), так и внутренние (психологические и биологические) факторы. Наиболее значимыми социальными факторами являются семья, школа, круг общения, средства массовой коммуникации, для которых характерны речевая агрессия, использование внелитературной лексики, низкая речевая культура.

Для подростков характерна ориентация на образцовые тексты, которые воспринимаются ими как эталон и являются предметом подражания и копирования (речь окружающих их людей: дикторов телевидения, радио, родителей, учителей, друзей).

Анализ речевой культуры подростков позволяет сделать следующие выводы: лексический запас современных подростков активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами.

Подростки используют в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы. Речь подростков - это своеобразный способ самоутверждения их во «взрослом мире».

Ju. M. Ivkina

Article is devoted to the topical problem of formation of speech culture of teenagers under conditions of influence of mass media. In the article the concept of «speech culture» is defined, the results of the survey of teenagers, directed to revealing the degree of influence of mass media on the formation of a teenager, the definition of their role in training and in everyday life of schoolboys are given.

Keywords: speech culture, mass communication, mass media.

Таким образом, мы полагаем, что формирование речевой культуры подростков происходит в совершенно новых условиях.

Понятие «массовая коммуникация» в научной литературе определяется как систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, Интернет и т. д.) среди больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Газеты и журналы, радио и ТВ, Интернет являются для подростков наиболее авторитетным средством получения информации. Изучение влияния масс-медиа на развитие речевой культуры подростков сегодня социально востребовано.

В лингвистике вопросы культуры речи рассматривали такие крупные ученые лингвисты, как В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, В. Г. Костомаров, Л. И. Скворцов, А. М. Пеш-ковский, Б. Н. Головин, А. А. Реформатский, В. Г. Костомаров, С. И. Ожегов.

Проанализировав лингвистическую литературу, мы определили понятие «речевая культура». Здесь мы разделяем мнение С. И. Ожегова, рассматривающего данное понятие как «систему ценностей, определяющую отношение людей к родному языку, его нормам, образцам, и проявляющуюся в процессе повседневного общения» [3].

В психолого-педагогической литературе процесс формирования речевой культуры освещается в работах Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского.

«Обучение ведет за собой развитие», - говорил Л. С. Выготский [4, с. 98]. Поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предпо-

лагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и т. д.).

Методика формирования культуры речи опирается на общедидактические принципы обучения русскому языку (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский) и методические принципы, разработанные Л. П. Федоренко. Значительный вклад в вопросы методики формирования культуры речи внесен М. Р. Львовым, Т. А. Ладыженской.

На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования речевой культуры учащихся, созданы программы и учебники по культуре речи для обучающихся в средних и высших учебных заведениях. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса формирования культуры речи.

Современные исследователи (И. В. Челышева, Б. В. Кривенко, Е. В. Якушина и др.) устанавливают факт пагубного влияния многих телевизионных передач на становление речи школьников. Констатируется наличие в речи детей негативных изменений, обусловленных влиянием рекламы, некоторых сериалов и др.; ставится вопрос о необходимости разработки и внедрения ряда мер, направленных на противодействие этому влиянию. По нашему мнению, одной из мер противодействия негативному влиянию средств массовой информации на процесс формирования речевой культуры школьников выступает целенаправленное формирование умений осознанного выбора педагогически контролируемых теле- и радиопередач.

В рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирование, направленное на выявление степени влияния средств массовой коммуникации на становление личности подростка, определение их роли в обучении, в повседневной жизни школьников. В содержании анкеты нашел отражение наиболее популярный тип средств массовой коммуникации - телевидение.

Анализ данных анкетирования позволил выявить, что наиболее распространенным средством массовой коммуникации среди подростков является телевидение и Интернет: более половины (70%) школьников значительную часть времени проводят перед телевизором; большинство из них (57%) выбирают для просмотра каналы СТС и ТНТ, и лишь 12% канал «Культура». Подростки смотрят «все, что показывают», но предпочитают комедийные сериалы («Счастливы вместе», «Универ», «Интерны»). Во время просмотра телепередач и сериалов подростки не замечают и не обсуждают речь, ошибочное произношение героев, телеведущих, гостей студии ни с родственниками, ни с учителями.

Наблюдение показало, что на переменах подростки весьма активно обсуждают друг с другом ситуации реалити-шоу «Дом-2».

Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что необходимо формировать у детей привычки обращать внимание на речь персонажей телеэкранов, замечать неточности в речи, воспитывать желание учиться говорить грамотно и выразительно.

Необходимо создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре. Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью. Именно текст - основа создания той речевой среды, которая развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя становлению языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем. Текст должен обладать определенными качествами, то есть надо иметь в виду не только его содержание, но и то, интересно ли это современному школьнику, способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус? Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей.

Овладение речевой культурой подразумевает знание условий эффективного речевого общения, основных аспектов культуры речи, умение анализировать речевую ситуацию, переходить с одного функционального стиля на другой, отсутствие злоупотребления иностранной лексикой, целесообразное использование внелитера-турной лексики и т. п.

Одной из главных задач в деятельности учителя русского языка является формирование культуры речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по формированию культуры речи обладает определенной системой в развитии устной и письменной речи учащихся. Достоинство этой системы - непрерывность работы в течение всех лет обучения в школе и на каждом уроке.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комлев Н. Г. Понимаем ли мы, на каком языке говорим // Лит. газета. 1997. 8 окт.

2. Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996.

3. Ожегов С. И. О трех типах толковых словарей современного русского языка; Очередные вопросы культуры речи // Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 2006. 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.