Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).
Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 173-175.
Н. В. Часовский
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ
Статья посвящена анализу феномена речевой агрессии в креолизованных текстах. Мем, трол-линг, виртуальная коммуникация рассматриваются с точки зрения социолингвистики.
Ключевые слова: речевая агрессия, мем, креолизованные тексты, троллинг.
В современном информационном пространстве такое понятие, как «культурное речевое поведение», к сожалению, нередко утрачивает свои позиции, вместо него на первый план выходит агрессивная коммуникативная модель поведения. Возможность анонимного общения в социальных сетях и на различных форумах избавляет участников от ответственности за свои слова, рождает у них чувство безнаказанности. В связи с этим речевая агрессия в сети Интернет становится актуальным объектом лингвистического изучения.
Речевую агрессию можно охарактеризовать как речевую грубость по отношению к собеседнику, проявляющуюся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др. [3]. Особенность проявления агрессии в креолизованных интернет-текстах заключается в том, что агрессия здесь, как правило, направлена на широкую аудиторию (пользователей Интернета) и носит социальный, культурный или политический характер.
Креолизованным текстом в нашем исследовании мы называем картинку (мем), вызывающую определенные ассоциации у большей части интернет-пользователей и служащую для более точного выражения некой идеи. Картинка сопровождается короткой надписью, в которой отражена авторская мысль. Обычно текст носит иронический (сатирический) характер и преследует цель вызвать какую-либо реакцию, в нашем случае негативную - раздражение, возмущение, негодование и т. д. Термин «мем», таким образом, мы отождествляем в данной статье с понятием «креализованный текст».
Ричард Броуди в своей книге «Психические вирусы» разъяснил подходы некоторых наук к понятию мема. Так, например, приводится биологическое определение мема (по Доукин-су): мем - это основная единица передачи культурной информации, то есть имитации. Исходя из этого понимания, все, что входит в понятие
культуры, состоит из мельчайших частиц - ме-мов, которые «находятся в постоянной конкуренции между собой». Распространяются мемы во время коммуникативного акта, «посредством передачи от сознания одного человека к другому».
Психологическое определение мема (по Генри Плоткину) состоит в следующем: мем является единицей культурной наследственности, аналогичной гену. Данное определение представляет мем как «внутреннюю репрезентацию знания». Соответственно, мемы являются не чем иным, как структурной и функциональной психологической единицей и «живут не во внешних атрибутах культуры, а в самом сознании».
Когнитивистское определение мема (по Дэниела Деннетту): мем - это такого рода комплексная идея, которая формирует себя в виде чего-то определенного и запоминаемого, и распространяется посредством орудий - физических проявлений мема.
В качестве рабочего мы принимаем следующее определение. Мем - это единица информации, которая содержится в сознании. Мем воздействует на события таким образом, чтобы в сознании других людей возникло большее количество его копий.
Так или иначе, мемы циркулируют в коммуникативной среде, определенным образом влияя на сознание и человеческое поведение в целом. Задача мема - в конечном счете «осесть в голове» как можно большего количества людей, «инфицировав» их. Как утверждает Ричард Броуди, «если в вашем сознании действует какой-либо мем, то можно не сомневаться, что он влияет на ваше поведение - существенно или несущественно» [3].
По сути, задача креолизованных текстов -вызвать какую либо реакцию на представленное заявление - позитивную (смех, согласие) или негативную (возмущение, несогласие). Назначение речевой агрессии, естественно, вызывать негативную реакцию и в подобном виде она отчасти совпадает с функциями троллинга и кибербуллинга.
174
Н. В. Часовский
Троллинг и кибербуллинг представляют собой разновидности подрывной деятельности в Интернете, заключающейя в размещении в виртуальном пространстве заведомо провокационных сообщений, целью которых может быть разжигание конфликтов в сети, психологическое давление на интернет-пользователей, киберзапугивание, кибершантаж и т. п. [2].
В интернет-терминологии «тролль» - это человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников. Слово «троллинг» может характеризовать конкретное сообщение либо в целом размещение таких сообщений.
Кроме чисто субъективных проявлений, троллинг может использоваться (и используется) для ведения информационных войн. В этом случае целью его применения является отвлечение внимания людей от острых тем и перевод конструктивного обсуждения проблемы в словесную перепалку. Троллинг является также одним из методов нападения на кого-либо путем агрессивного вброса клеветы, компромата, слухов и т. д.
Ниже рассмотрим проявления речевой агрессии в нескольких сферах:
1. Политическая сфера. Задача политических мемов, как правило, сводится к дискредитации партии соперника (см. рис.) либо к популяризации «своей» партии.
Политический строй в России -
По определению А. П. Сковородникова, политические мемы являются активной непрямой речевой агрессией - распространением злостной клеветы или сплетен о ком-либо. Они служат для создания определенного образа отдельно взятого представителя или партии в целом;
2. Сфера культуры. Задачей речевой агрессии в мемах, посвященных культурной проблематике, является осмеяние принципов и норм морали, общепринятых негласных законов и устоев, насмешка над чьей-либо культурой, либо критика своей.
3. Сфера межнациональных отношений. Самая распространенная речевая агрессия в креолизованных текстах - нападки на представителей других этнических групп. Другими словами, в мемах происходит самоутверждение представителей одних национальных сообществ за счет дискредитации других. По А. П. Сковородникову, данные мемы можно отнести к активной прямой речевой агрессии.
4. Социальная сфера. Мемы, относящиеся к данной сфере, посвящены разнообразным проблемам, возникающим в социуме. Задача подобных мемов - заострить внимание пользователей на негативных аспектах тех или иных социальных групп.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
невероятная эфективность
Распространение речевой агрессии (трол-линга) на просторах Интернета во многом отражает состояние морали в обществе, где люди не относятся друг к другу как к личности, игнорируют проблемы и переживания других и, наконец, отвечают цинизмом на попытку завязать общение.
Речевая агрессия в интернет-общении проявляется по разному: наклеивание различных ярлыков, вызывание негативных ассоциаций, обыгрывание имени объекта агрессии, заострение внимания на неприятных и/или обидных для кого-либо деталях, прямое / косвенное оскорбление и т. д.
По степени «интенсивности» речевой агрессии можно выделить две основных разновидности: сильные, или открытые, формы речевой агрессии: брань, ругань, прямое порицание; слабые, или стертые, формы: косвенное осуждение, скрытый упрек.
В заключение еще раз подчеркнем, что анонимность, свобода и открытость интернет-коммуникации порождают ряд негативных явлений, в том числе направленную речевую агрессию в виде креолизованных текстов. Последствия такого общения могут быть вполне серьезными, а способы фильтрации и корректировки креолизованных текстов представляются довольно смутно. Исследование агрессивно-негативного контента в сети Интернет, выявление механизмов возникновения и тенденций развития агрессивного речевого поведения поможет найти позитивные решения и эффективно противостоять нарастанию данной проблемы.
Список литературы
1. Броди, Р. Психические вирусы. Как защититься от программирования психики : метод. пособие для слушателей курса «Современные психотехнологии». М., 2002. 192 с.
2. Валевский, В. Интернет-троллинг и ки-бербуллинг. Что это? [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.stihi.ru/2012/04/20/10137.
3. Романова, Н. Н. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. М. 2009. 304 с.
4. Салий, Н. С. Речевая агрессия в российских и региональных (дальневосточных) СМИ и ее последствия [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.festival.mggu-sh.ru/works/item/2027.