Научная статья на тему 'Речевая агрессия как характеристика религиозного контента современной русскоязычной интернет-коммуникации'

Речевая агрессия как характеристика религиозного контента современной русскоязычной интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РЕЛИГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краснобрижая А.

В статье автор исследует феномен речевой агрессии как средство коммуникации интернет-пользователей. Рассматривается религиозный контент сети Интернет, анализируются источники религиозного контента русскоязычной блогосферы, содержащие элементы речевой агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая агрессия как характеристика религиозного контента современной русскоязычной интернет-коммуникации»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 81'27

Краснобрижая А.

Студентка 5 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ

Научный руководитель: Месропян Л.М.

к.ф.н., асс., Южный федеральный университет

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО КОНТЕНТА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье автор исследует феномен речевой агрессии как средство коммуникации интернет-пользователей. Рассматривается религиозный контент сети Интернет, анализируются источники религиозного контента русскоязычной блогосферы, содержащие элементы речевой агрессии.

Ключевые слова: речевая агрессия, вербальная агрессия, средства массовой информации, социальные сети, религия, идеология.

В современном информационном пространстве такое понятие, как культурное речевое поведение, к сожалению, зачастую утрачивает свои позиции, вместо него на первый план выходит агрессивная коммуникативная модель поведения. Возможность анонимного общения в социальных сетях и на различных форумах позволяет человеку вести разговоры на любые, остро интересующие его темы, и в частности религиозные. Анонимность также избавляет человека от ответственности за свои слова, рождает у них чувство безнаказанности, дает шанс рассуждать и выражать свои мысли более открыто. В связи с этим речевая агрессия в сети Интернет становится актуальным объектом лингвистического изучения. Наша задача в рамках данной работы состоит в том, чтобы выявить источник негатива: либо он исходит от самих пользователей сети, которые настроены крайне агрессивно, либо средства массовой информации намеренно повышают конфликтогенность общения.

Речевую агрессию можно охарактеризовать как речевую грубость по отношению к собеседнику, проявляющуюся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии. С точки зрения коммуникативного взаимодействия, речевая агрессия — это установка адресанта на антидиалог в широком смысле слова. Таким адресантом может стать каждый пользователь сети, особенно когда речь заходит о религии.

Психология массового сознания еще на заре своего существования выявила факт «другого» поведения индивидуума в коллективе. Социологические эксперименты показали отчетливую взаимосвязь между фактором вовлеченности в группу и силой убеждения человека. Например, если опросить несколько националистов по отдельности и определить степень их неприязни к лицам иного этноса по определенной системе координат, мы получим у каждого свой результат — как правило, средний показатель. Однако если собрать этих же людей вместе в одну группу и дать им возможность пообщаться на эту тему, обнаружим, что взгляды их подверглись значительной радикализации, а нетерпимость к «иным» переросла в ненависть и даже в мотив к агрессивным действиям. Этот механизм психологии масс сегодня, как бомба замедленного действия, заложен в социальных сетях, где граждане асоциальных убеждений создают свои сообщества по интересам и постепенно становятся преступниками — кто лишь мысленно, а кто-то доходит в своей ненависти и до реальных дел. Негативная роль соцсетей с каждым годом все больше усугубляется

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

манипулятивными факторами — широкий инструментарий их воздействия на массовое сознание все чаще используется политическими силами различных стран и глобальных религиозных групп в целях искусственного нагнетания противоречий в обществах, а иногда даже для достижения крайних форм ненависти.

Говоря о причинах речевой агрессии, Ю.В. Щербинина в своей книге «Вербальная агрессия» пишет, что одной из причин является «недостаточная осознаваемость... собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нём» [1].

О причинах агрессии на страницах газет читаем в статье Л. Рацибургской: «Для того, чтобы выжить и оставаться конкурентоспособными на информационной арене, СМИ обращаются к интересам толпы и в соответствии с ними строят свою модель. В последнее время определяющим в выборе языковых средств оказался общий тон современных СМИ — очень часто иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский. В результате, — подводит итог Л. Рацибургская, — газетно-журнальный язык приобрёл характер речевой агрессии» [2].

Адекватное понимание механизмов речевой агрессии как вида речевого воздействия невозможно без осознания того факта, что речевая агрессия реализуется посредством различных коммуникативных стратегий. Существуют разные виды стратегий: контроля над темой, привлечения внимания, построения имиджа и др. Но наиболее действенным и эффективным средством реализации речевой агрессии видится такой вид речевых стратегий, как стратегия дискредитации. Цель этой стратегии — унизить, оскорбить, посмеяться над собеседником. А тактиками данной стратегии выступают оскорбление, угроза, насмешка, обвинение, враждебное замечание, упрёк, клевета и т.д.

Установка на конфликт, т.е. выбор говорящим речевой агрессии характеризуется:

• выбором поведения с активным воздействием на партнёра по общению;

• с использованием негативных лексических средств;

• с доминированием роли говорящего;

• с нарушением коммуникативных норм поведения;

• с навешиванием ярлыков;

• с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.

Исходя из вышесказанного, социальные сети, различные блоги и сайты являются не только отражением общественного мнения, но и источником негатива. С помощью перечисленных источников можно проследить, как через СМИ отражается отношение людей к религии и церкви в настоящее время.

Рассматривая религиозный контент в сети Интернет, из десяти взятых нами источников, восемь содержали элементы речевой агрессии:

- ирония (И чтобы нам чего ни будь добиться, надо обращаться к своему президенту или губернатору, а не в Калифорнию. Так не лучше ли обратится за помощью к своим Богам, к своему роду, уж они-то наверняка постараются нам помочь, Если вы найдёте человека, который может вам их назвать, а потом с высоко поднятой головой добавить «горжусь и помню», немедленно приставьте к нему вооружённую охрану, ибо он — редкий и вымирающий вид; любой попик уверит вас, что косматые варвары с радостью лезли в Днепр; Израильтяне и сопричисляющие себя к ним молящиеся «православные» ежедневно ликуют и радуются поголовной гибели египетских первенцев у людей и скота, гибели египетского войска вместе с фараоном в пучине Красного моря, восславляя за эти злодеяния израильского бога, который для христиан — бог всемирный; Въра — это Въдение обо всем, что было и естъ — по Сути, а не так «как кажется» современной сублимированной и не менее субъективной личности.. )

- сравнение ( «Итак, христианство составляет с иудаизмом практически одно общее идеологическое древо, на котором Новый Завет — лишь малые побеги и веточки», «

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Христиане даже, не смущаясь своей однодревности с иудеями, сравнивают иудаизм со зловонием, а христианство с ароматом», «Вместо них — серое стадо человекообразных баранов, именуемое «потребитель и налогоплательщик», и раз в несколько лет — «электорат»»; Когда я двадцать лет назад как материалист почитывал Библию, чтобы бороться с «опиумом» для народа,.)

- риторические вопросы (Но как могут на одном древе соседствовать мерзость и пряность, отрава и лекарство? Сами подумайте, что у бога там автоконцерны на небесах, домостроительные комбинаты, монетные дворы, да? Сейчас, ему что, больше делать нечего? Он будет деньги печатать, квартиры строить, а люди просто будут ждать манны небесной? Но, если они рабы Бога, то их Бог раб кого, по образу и подобию? Он, чей раб? Задумались?»)

- вопросы, на которые автор тут же давал ответы (объяснять, почему? Как только ребёнка окрестили, вся отвтственность родителей снимается, и ребёнок находится под защитой эгрегора данной конфессш. Откройте Библию, что там написано? 1исус чётко сказал (Евангелге от Матфея глава 15, стих 24), он чётко своим ученикам отвтил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Всё. Он пришёл, что? Спасти данный народ. Поэтому в Евангел1е от Матфея, в 10 главе, стихи 5, 6 и далея, он собрал учеников, и, что он им говорил? «На путь к язычникам, то есть к представителям других народов, другаго языка, другой культуры, не ходите. И в город самарийский, то есть где арийцы живут, не входите. А идите, наипаче, к погибшим овцам дома Израилева. Если перевсти на современный язык, то президент США о ком думает? О гражданах США. Правильно? Премьер Израиля думает о своих гражданах.)

Таким образом, религиозный контент русскоязычного интернет-пространства характеризуется усилением речевой агрессии и речевого насилия, деструктивно воздействующего на реципиентов и выступающего в качестве катализатора социальной розни.

Литература

1. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю. В. Щербинина. — 2-е изд. — М.: ЛКИ, 2008. — 360 с.

2. Рацибурская, Л. В.Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте [Текст] / Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская // Русский язык в школе. — 2006. — N 1. — С. 76-82.

3. Славянский базар. http://www.slavbazar.org/forum/thread2650.html. Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

4. Почему Вы против христианства? Форум Pikabu. http://pikabu.ru/story/pochemu_vyi_protiv_khristianstva_467212. Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

5. Атеисты против верующих: психология дискуссии / Сайт для людей: http://setadra.ru/2011/12/ateisty-protiv-veruyushhix-psixologiya-diskussii/ Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

6. Почему я выступаю против христианства? Блог Ольги Денисовой в Живом журнале: http://oldland.livejournal.com/1519.html Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

7. Против евреев, христианства и коммунизма/ Открытая группа в социальной сети Вконтакте: http://vk.com/protivevreev Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

8. Не плюсов ради. Запретим ОПК / Форум Pikabu. http://pikabu.ru/story/ne_plyusov_radi_zapretim_opk_3661513. Дата обращения на сайт: 03.12.2015г.

9. Около 1,5 миллиардов лет назад предки славяно-арийского человека прибыли на Землю из созвездий Малой и Большой Медведицы / Форум Pikabu. http: //pikabu.ru/story/okolo_15_milliardov_let_nazad_predki_slavyanoariyskogo_cheloveka_pribyili_na_ze mlyu_iz_sozvezdiy_maloy_i_bolshoy_medveditsyi_3628842. Дата обращения на сайт: 03.12.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.