Научная статья на тему 'Речь учителя как основное средство передачи информации в процессе обучения физической культуре'

Речь учителя как основное средство передачи информации в процессе обучения физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ / ИНИЦИАЦИЯ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышев Е. М.

В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а именно, рассмотрен вопрос о значении речи, ее характеристик в создании правильной программы движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речь учителя как основное средство передачи информации в процессе обучения физической культуре»

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© Вандышев Е.М.*

Ангарский лицей № 2, г. Ангарск

В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а именно, рассмотрен вопрос о значении речи, ее характеристик в создании правильной программы движений.

Ключевые слова физическая культура, требования к речи, инициация мотивации.

Процесс реформирования образовательной системы характеризуется изменением приоритетов в содержании обучения и воспитания, повышением требований к подготовке специалистов, в том числе и специалистов в сфере физической культуры и спорта. Специалист в данной области должен быть подготовлен к педагогической, тренерской, научно-исследовательской, управленческой и воспитательной деятельности, направленной на формирование личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, их приобщение к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни.

Учительская деятельность относится к числу лингвоинтенсивных, что налагает на учителя физической культуры большую ответственность, предъявляет высокие требования к его профессиональной культуре.

В сфере коммуникативно-ориентированных специальностей, в которой взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, большую роль играет речевая культура учителя, как отражение его общей культуры [1, 7].

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно-воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры заключается, прежде всего, в преобладании на них двигательной деятельности. Объем слов на уроке физической культуры значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова, его точность, направленность, предметность.

Слово относится к основным средствам передачи информации на уроках физической культуры. К слову, как второсигнальному раздражителю, можно сформулировать ряд требований:

* Учитель физической культуры (высшая категория).

- создание представления об изучаемых видах упражнений;

- обеспечение организации действий учеников и руководство ими;

- передача необходимых знаний;

- активизация творческого отношения ученика к учебному процессу;

- стимулирование развития интеллекта;

- решение воспитательных задач, регулирование поведения эмоционального состояния учеников.

Кроме того, одно из назначений слов преподавателя - оценить качество выполненных движений, поощряя или осуждая действия ученика. Пользуясь этими двумя формами реагирования на действия учеников, следует иметь в виду их принадлежность к интровертам (лицам необщительным, переживающим в «себе») и лиэкстравертам (общительным, легко выражающим свои эмоции). Для первых похвала за успехи - в большей мере стимул овладения навыками двигательных действий; для вторых - критическое замечание за допущенные неточности.

Ощущения, возникающие у человека в процессе деятельности, могут быть отнесены к первичным формам подкрепления в процессе обучения физическим упражнениям, а слово преподавателя - к вторичным. Преподаватель должен давать оценку сразу после окончания выполнения задания. Ученик должен уловить связь между возникшими кинестезическими ощущениями и правильностью своих движений. Оценка, данная с запозданием, не окажет положительного воздействия на овладение изучаемым двигательным действием. Поощрение словом особенно полезно на начальном этапе обучения физическим упражнениям.

Говоря о требованиях к речи преподавателя, следует подчеркнуть, что она должна быть ясной, точной и понятной; краткой; образной; разнообразной по содержанию и интонации; правильной в литературном отношении.

Первые три требования определяют, в частности, необходимость в процессе обучения двигательным действиям давать такие объяснения и в такой форме, которые будут понятны учеником без большого напряжения внимания, так как умственная деятельность, требующая большого сосредоточения, влияет отрицательно на эффективность выполняемых произвольных движений ученика. По этой же причине на протяжении одного учебного занятия каждому ученику не следует делать более двух-трех замечаний по поводу допущенных им неточностей. Чем точнее и яснее преподаватель излагает сущность двигательного задания, тем совершеннее выполняет ученик. Задача преподавателя - сделать сложное простым для восприятия [1].

Чтобы убедиться, что ученик понял данные ему указания, полезно предложить повторить их. Чем правильнее и четче он делает это, тем, как правило, лучше и быстрее овладеет движением, исправит допущенную неточность.

Речь преподавателя должна быть краткой, потому что не существует зависимости между временем, затраченным на описание, объяснение движе-

164

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ний, и качеством их выполнения учеником. Во многих случаях, особенно в учебной работе с учениками, ранее мало занимающимися физическими упражнениями, длительные объяснения приносят скорее вред, чем пользу. Более подготовленный ученик (спортсмен - учащийся ДЮСШ) использует словесные указания преподавателя более эффективно, чем начинающий. Во всех случаях преподаватель не должен рассказывать все, что знает об изучаемом движении, а только то, что необходимо знать ученику в данный момент.

Образность речи реализуется преподавателем, главным образом, сравнением спортивного упражнения с работой машин, животных, бытовыми и трудовыми действиями. Можно подчеркнуть движение одной части тела («устремляйся грудью вперед») или создать особое представление о его направлении («метай мяч так, будто стоишь на возвышении»). Образ движения, который следует сформировать, должен полностью соответствовать биомеханической сущности данного действия [7].

Например, в скоростно-силовых видах физического упражнения установка на более быстрое выполнение движений дает лучшие результаты, чем установка на силу. Поэтому лучше говорить ученику «делай быстрее», чем «делай сильнее». Опытность и находчивость преподавателя во многом определяются его способностью найти правильный образ, передающий суть изучаемого движения.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы обозначать краткими, образными выражениями каждую из подсистем физического упражнения вплоть до его элементов. Это дает возможность лучше охарактеризовать двигательное действие, которое должно стать предметом упражнения [1].

Речь преподавателя должна быть содержательной и выразительной, так как если указание, разъяснение, описание упражнения, формы словесного поощрения или осуждения длительное время остаются одними и теми же, то эффективность их теряется. Важно не только что сказать, но и как сказать. Даже повторяясь, преподаватель может искать синонимы, менять мимику, жестикуляцию. Даже самая содержательная, но монотонная речь не достигает цели.

Правильность речи в литературном отношении не является специфическим требованием, которое предъявляется только к преподавателю физической культуры. Она обязательна во всех случаях общения людей друг с другом, особенно когда решаются педагогические задачи.

В ряде случаев речь преподавателя физической культуры выражается в приказной форме, в виде команды, что помогает организовать занимающихся, управлять движениями, регулировать их характер и нагрузку, стимулировать усилие, добиваться необходимой дисциплины [4].

В процессе обучения двигательным действиям (физическим упражнениям) следует иметь в виду, что все используемые средства и методы передачи информации направлены на создание четкого представления о том, чему хотят научить. Установлено, что в процессе выполнения определенных двигательных действий ученик чаще мыслит образами, а не вербально [6].

В настоящее время перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. В связи с этим, учителю надо стремиться овладеть навыком передачи информации учащимся кратко, несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения - слайды, плакаты, таблицы, схемы, кинограммы, -которые ученики не только просматривают, но и комментируют [3, 9].

При обучении элементарным двигательным действиям (физическим упражнениям) целесообразно сочетать их краткое описание преподавателем (его словесную инструкцию) с одновременным выполнением учеником требуемых движений.

Одной из форм инициации мотивационного процесса в ходе обучения является принуждение. Эта форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведения ученика оказываются недействительными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять эталон поведения и т.д. при несогласии ученика с этим [2].

Принуждение действительно только в том случае если принуждающий (преподаватель) имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый (ученик). Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать то, что не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», - писал К.Д. Ушинский [8].

Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на мотивацию адресата влияния, следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать. Как показано А. Меграбяном, при первой встрече адресат влияния на 55 % верит невербальным сигналам другого человека, на 38 % - паралингвическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки, покашливания и т.д.) и лишь на 7 % - содержанию речи [5]. Лишь при повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и паралингвические сигналы не теряют своего значения.

Список литературы:

1. Гагаева Г.М. Роль слова в процессе формирования двигательных навыков в спорте // Материалы совещания по психологии 1-6 июля 1955 г. -М.: АПН РСФСР, 1957.

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - Киев, 1998.

3. Карпушин Б.А. - Исследование эффективности различных форм сочетания слова и наглядности при обучении физическим упражнениям учащихся среднего школьного возраста: автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1971. - 23 с.

4. Касьянов В.М., Фруктов А.Л. Изменение моторных актов человека при нарушении баланса между корковыми процессами возбуждения и торможения // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 3. - С. 184-191.

5. Меграбян А. Принцип «7-38-55» в общении по Альберту Меграбяну. -1971.

6. Москичев С.Г. Развитие точности оценки времени движений в различных условиях их восприятия: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 21 с.

7. Пыжов В.В. Когда вас не понимает ученик. «Говорят мастера плавания» (сборник статей по технике плавания и методике тренировки). - Вып. 1. - М.: Физкультура и спорт, 1962.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974.

9. Филиппович В.И., Колтаков Л.С., Малинак В.И., Матвеев А.П. Об особенностях и взаимоотношениях некоторых проявлений способности овладевать двигательными действиями в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 2. - С. 41-46.

РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© Жданкина Е.Ф.*

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы позволяет подобрать физические упражнения и разработать индивидуальную оздоровительную программу, способствующую повышению адаптации к физическим нагрузкам.

Ключевые слова реабилитация, физические упражнения, индивидуальный подбор, оздоровительная программа, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, вегетососудистая дистония.

* Доцент кафедры Оздоровительной физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.