Научная статья на тему 'Речь как черта личности'

Речь как черта личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4338
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / PERSONALITY / SPEECH / COMMUNICATION / STYLE / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косинская Е.В., Черных А.В.

В данной статье рассматриваются свойства личности. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и воля человека. По высказываниям людей можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about different features of personality. By the speech we can judge whether a person is opened or reserved, mind, feelings and will are reflected in our speech. According to the statements of people we can see whether they have a tendency to think about the fact or phenomenon, which they are talking about.

Текст научной работы на тему «Речь как черта личности»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Косинская Е.В., Черных А.В.

РЕЧЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: личность, речь, общение, стиль, индивидуальный.

Аннотация: В данной статье рассматриваются свойства личности. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и воля человека. По высказываниям людей можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят.

Keywords: personality, speech, communication, style, individual.

Abstract: This article is about different features of personality. By the speech we can judge whether a person is opened or reserved, mind, feelings and will are reflected in our speech . According to the statements of people we can see whether they have a tendency to think about the fact or phenomenon, which they are talking about.

Всякого, кто в принципе расположен к аналитическому мышлению, поражает чрезвычайная сложность различных типов человеческого поведения, и можно предположить, что явления, к которым мы в нашей обыденной, повседневной жизни относимся как к чему-то само собой разумеющемуся, столь же удивительны и необъяснимы, как и все удивительное и необъяснимое, что может быть обнаружено в этом мире. Так приходит и осознание того, что вопреки нашим представлениям речь - это материя очень далекая от простоты и самоочевидности, что она в очень значительной степени доступна утонченному анализу с позиций исследования человеческого поведения и что в ходе такого анализа могут накапливаться некоторые идеи, важные для изучения проблем личности.

Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие, как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Эрудиция оценивается в основном содержательностью речи. Когда человек высказывается по затронутым вопросам, спонтанно находит аргументы для подтверждения своей точки зрения, при этом подбирая четкие языковые единицы, каждому ясно: он эрудирован. Когда же человек, хотя и говорлив, но за его потоком слов не удается рассмотреть чего-либо дельного - это болтун. Эрудиция предполагает

наличие глубоких и разносторонних знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладает искусством речи. Вместе с тем мы понимаем, что не все эрудиты склонны к спонтанному речевому поведению. Есть и скупые на слова, и не охотники до словотворчества.

Интеллект говорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные непорядки в потоке слов часто наталкивают людей на мысли о нарушении в мыслительном процессе говорящего.

Нередко встречаются длинные тирады, которые трудно понять при первом восприятии. Обычно говорящий здесь с трудом доводит фразу до завершения. Слушающий же в таких случаях перестает следить за речью, и суть дела до него не доходит.

Речь является важнейшим индикатором всей психической жизни человека. По ней слушающие делают выводы о норме и отклонениях в психике. Даже не имея ясного представления о патологии, о чем могут компетентно судить лишь специалисты, слушающие хорошо улавливают неполадки.

Общительность - это оптимальное проявление потребности в контактах с другими людьми. Вступая в речевой контакт, человек ставит перед собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания, высказать отношение к происходящим событиям и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительность нельзя свести к речевой активности. Общительным можно считать такого человека, который обладает богатством духовной жизни и которому есть что сказать другим.

Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме можно сказать. Эта сторона общительности связана с убеждениями личности и тактом, проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает, что сказать, но и помнит, что он говорил. Повторение одного и того же рассказа, одних и тех же мыслей свидетельствует об отсутствии того богатого содержания мысли, чувств и отношений, которые лежат в основе общительности.

Чертой, противоположной общительности, является замкнутость. Замкнутый человек оставляет «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Причина замкнутости часто лежит не в недоверии к людям, не в сознательном

нежелании поделиться с ними своими мыслями, а в отсутствии потребности и привычки общаться. Такая замкнутость не имеет ничего общего со скрытностью, недоверием, подозрительностью по отношению к окружающим.

Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость -проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о чем иногда следует умолчать из-за соображения элементарной этики. Болтливость связана с поверхностностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств личности.

Присущая человеку черта характера может изменяться под влиянием эмоциональных состояний. Поэтому степень общительности в данный момент иногда бывает результатом эмоционального состояния. Эмоциональный подъем может вызвать у замкнутого человека прилив общительности и откровенности. Переживание страха приводит порой замкнутого человека в состояние болтливости.

Отличительной чертой личности может быть красноречие. Эта черта чаще всего появляется у общественных деятелей, ораторов, преподавателей, актеров. Для таких людей характерно единство мысли и слова. Мысль облекается в яркую, образную, убедительную речь. Высказывания красноречивого человека отличаются целенаправленностью и убежденностью. Красноречие не противоречит лаконичности речи. С красноречием нельзя смешивать краснобайство. Для краснобая характерно отсутствие за словом мысли и дела. Бессодержательность, пустая декларативность речи, облеченная в красивую языковую форму, - отличительные черты краснобайства.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. Оценивая разговор с человеком, можно всегда отмечать, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость, уважение, как и многие другие отношения и черты характера, раскрываются в содержании и эмоционально-интонационной окраске высказываний.

Серьезно характеризует человека волевая саморегуляция речи. Говорящий обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь мысленно поставить себя на место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать слова, которые бы

наиболее убедительно выражали его мысль. Мыслящий человек своей логикой захватывает слушателей.

Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека. Всегда можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика или он безразличен и безучастен к сообщаемому. Слушатель сразу замечает, когда самому говорящему становится скучно. Более сильные эмоции -страх и радость, восторг и ликование - также в той или иной мере выражаются в речи.

У человека тип высшей нервной деятельности может быть установлен с помощью выявления особенностей речевой деятельности. Быстрота произнесения слов и фраз (темп речи), плавность проговаривания предложений (ритм речи), относительная сила голоса в обычной ситуации общения, богатство речевых интонаций и эмоциональность речи - все эти показатели говорят о типологических особенностях личности. Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой возбудительного процесса. Ритм речи, особенно его изменения в соответствии с требованиями обстановки (чтение в ограниченные отрезки времени), свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность речи издавна принимается психологами за показатель темперамента.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается и целый ряд особенностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большей обобщенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах шлифует предельно ясные формы выражения мышления в слове.

Привычка обдумывать вопрос «про себя», т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль, совершенно ясная для самого говорящего, не воспринимается

аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не раскрывает мысль, а «закрывает» ее.

Для характеристики культурного уровня человека существенное значение имеет стиль речи, тесно связанный с направленностью личности. В стиле речи отражены особенности умственной и трудовой деятельности человека, специфика его профессии, привычные формы общения. Это сказывается в лексике, характере сравнений, образов. Различают несколько стилей речи: обиходно-бытовой, художественный, деловой, научный и их различные сочетания. Особенность названных стилей с достаточной полнотой раскрывается в значении слов.

Обиходно-бытовой стиль связан с общением на житейские темы. В устной речи этот стиль проявляется в беседе, а в письменной наблюдается в неофициальных письмах, которыми обмениваются близкие. Художественный стиль господствует в устных рассказах о событиях, в письменной речи он представлен различными формами прозы и поэзии. Деловой стиль связан с трудовыми официальными отношениями и проявляется в форме собеседования, доклада, обсуждения, докладных записок, заявлений, актов. Научный стиль связан с учебной и познавательной деятельностью и отчетливо выражен в лекциях, научных трудах. Для каждого стиля характерны своя лексика (подбор слов) и своеобразная структура предложений.

Практика общения формирует стиль речи, который становится отличительной чертой личности. Культура речи и многогранность речевого развития личности состоят в том, что человек умеет приспосабливать стиль речи к ситуации общения.

Список литературы

1. Speech as a personality trait. - In: «American Journal of Sociology», 1927, vol. 32, pp. 892-905.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 328 с.

3. Гасанова П.Г., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития молодого педагога // Успехи современной науки. 2016. Т. 4 № 4. С. 912.

4. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 267 с.

5. Мегирьянц Т.А. Деловой разговор как разновидность устной речи // Территория науки. 2016. № 1. С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.