32
14. Кузнецов А. А. Источники по подготовке избирательного закона в Государственную думу // Проблемы источниковедения и историографии. Калининград, 2001.
15. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 1.
16. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). СПб., 2000. Т. 2.
17. О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу // Калинычев Ф. И. Государственная дума в России: Сборник документов и материалов. М., 1957.
18. Островский А.В. Третьеиюньский государственный переворот: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1977.
19. Павелъева Т.Ю. Польская фракция в Государственной думе России 1906— 1914 годов // Вопросы истории. 2000. № 3.
20. Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 года // Калинычев Ф. И. Указ. соч.
21. Польская декларация. СПб., 1906.
22. Правые партии. Документы и материалы. 1905—1910 гг. М., 1998. Т. 1.
23. Программа национально-демократической польской партии // Программные документы. Вып. 2.
24. Сиделъников С.М. Образование и деятельность первой Государственной думы. М., 1962.
25. Смирнов А. Ф. Государственная Дума Российской Империи 1906— 1917 гг.: Историко-правовой очерк. М., 1998.
Об авторе
Р. В. Королева — документовед музея РГУ И. Канта, [email protected].
УДК 947: 930
С. В. Попова
«РЕЧЬ» И «руль» КАК НОСИТЕЛИ ИДЕЙ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
Предлагается сравнительный анализ принципов построения и основных идей двух наиболее влиятельных периодических изданий конституционно-демократической партии — газет «Речь» и ««Руль», а также их роли в формировании либеральной системы ценностей.
The article presents a comparative analysis of the principles of construction and the basic ideas of two most influential periodicals of the Constitutional-Democratic Party - the newspapers "Rech" and "Rul"- as well as their role in the formation of the liberal system of values.
«Лежащий в основе культурной деятельности народов идейный обмен внезапно приостановился бы, если бы газета изо дня в день не приносила известий, не вскрывала перед нами значение общественных язв», — уверенно заявляет исследователь истории периодической печа-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 32—35.
«Речь» и «Руль» как носители идей российского либерализма
ти Л. Саламон [14, с. 69]. Современная свободная пресса не возникла из пустоты. Это был длительный процесс, протекавший в контексте формирования либеральной системы ценностей еще с 1905 года. Знамя либерализма в России прочно удерживали лидеры конституционно-демократической партии. Кадетским средствам массовой информации принадлежит одна из ведущих партий в хоре антиправительственных голосов. Настроение их выразил депутат Думы А. И. Шингарев: «Пусть эта власть тонет! Такой власти мы не можем бросить и обрывка веревки» (цит. по: [15, с. 430]).
Либералами был создан целый ряд «светлых мифов» о Западе и ряд «черных мифов» о России. Даже находясь в эмиграции, кадеты продолжили будирование против власти, критикуя теперь Советскую Россию. Редакция газеты «Руль» прямо утверждала: «Наша основная политическая задача — освещать неприглядную русскую действительность» [11, с. 1]. С другой стороны, благодаря профессионализму кадетов-из-дателей происходила модернизация традиционного русского общества. «Руль» послужил мостом, который соединял две ветви русской культуры — эмигрантскую и собственно российскую. Его издатели считали недопустимым моральный разрыв: «Если не будет найден путь к объединению “нас” с “ними”, холод чужбины сменится для нас холодом родины» [9].
История кадетской периодической печати требует тщательного исследования, выходящего за рамки данной работы, в которой представлен анализ лишь двух наиболее заметных ее органов: «Речи» — ежедневной политической, экономической и литературной газеты, выходившей с февраля 1906 по октябрь 1917 года в Петербурге, и «Руля», издававшегося также ежедневно с 16 ноября 1920 до 14 октября 1931 года под редакцией И. В. Гессена в Берлине.
Обе газеты были созданы по подобию лондонской «Таймс» и представляли собой традиционный тип органов печати такого рода — большую ежедневную политическую газету с серьезным литературным отделом. «Руль» совершенно сознательно имел такую же «внешность», что и дореволюционная «Речь»: тот же рисунок заголовка, подбор шрифтов, по большей части прежним остался и коллектив сотрудников. Конечно, в газетах была не только «политика». Немало места в них занимала реклама, под которую в «Речи» отводилась первая полоса, в «Руле» — последняя, с десятками объявлений русских кабаре и ресторанов. Особо следует отметить большую роль, которую играли для двух газет литературные материалы. Безусловна здесь заслуга И. В. Гессена, всегда стремившегося расширить художественный отдел «Речи». Унаследовавший ей «Руль» уже по праву считался центром культурной жизни «русского Берлина».
«Речь» и «Руль» претендовали на независимость от каких-либо партийных организаций и определяли себя как «внепартийные политически свободные органы». Редакторы «Речи» действительно не состояли в рядах конституционно-демократической партии, но их безоглядное увлечение кадетской идеологией было очевидно. И. В. Гессен признавался позднее: «Налет односторонности был на газете, потому что мне
33
34
лично скучным тогда казалось все, что идет мимо партии Народной Свободы» [3, с. 222]. Понятия «позиция газеты “Руль”» и «правокадетское направление» так же ясно воспринимаются как синонимичные и в общественно-политической жизни русского Берлина.
В дореволюционной России либералам приходилось иметь дело с государством, пресекавшим любые попытки вести политическую деятельность. По словам П. Б. Струве, «жизнь народа и развитие государства были абсолютно замкнуты самодержавием в наперед установленные границы» [12, с. 196]. Эмигранты также были заложниками европейской политики по отношению к России. «Русская жизнь описала круг: начав с настоящего, перелетела в будущее, которого не будет, разметалась и вернулась вспять», — писал известный журналист Ал. Дроздов [6]. Российский либерализм в первой половине XX века и в России, и в эмиграции оказался перед одними и теми же вопросами, главный из которых — определение отношения к демократии и авторитаризму.
«Речь» последовательно добивалась уничтожения самодержавия. В первом же номере «Руля» его создатели также декларировали свою приверженность демократическому либерализму. Относительно средств достижения указанных целей редакции двух газет исходили из признания первенства духовной жизни в том смысле, что «внутренняя жизнь личности, а не самодовлеющие начала политического порядка является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства» [1, с. 46]. «Руль» также соглашался с тем, что русский народ «чрезвычайно малокультурен и темен. Не надо веровать в него, а надо скорее открывать перед ним все школы и в том числе школу общественного и политического служения стране» [13]. В. В. Шелохаев охарактеризовал данный подход как особый тип интеллектуального либерализма [16, с. 31].
В эмиграции политическая элита дореволюционной России была обречена вести призрачное существование. Идеи либерализма были не в фаворе, отстаивались не права человека, а сила государственной власти. По словам В. А. Маклакова, «диктатуры выросли там, где государства присущих либерализму недостатков преодолеть не сумели» [8, с. 31]. В. Д. Набоков со страниц «Руля» убеждал эмигрантов, что монархисты должны войти в союз с кадетами. Теоретическим основанием для подобного сотрудничества явилась формула «непредрешения». Русской эмиграции грозило распыление и денационализация, ведь политические изменения могли произойти лишь в самой России. С другой стороны, эмигранты обладали подлинной духовной свободой. В данных условиях «Рулю» необходимой представлялась «творческая контрреволюция». Неслучайно в «Руле» печатаются «Идеологические заметки» К. Зайцева, где много говорится о роли личности в решении проблем России. И. В. Гессен возлагал все надежды на молодое поколение: «.там, где не повезло отцам, повезет их сыновьям» [4].
Парадоксально, но идея единства активизировала политические силы эмиграции так, что лишь подчеркнула разногласия между ними. И. Гессен вспоминал: «Появление “Мира и Труда” привело к первому обнаружению внутренних трений в беженстве, и меня тогда несказан-
«Речь» и «Руль» как носители идей российского либерализма
но огорчало, что наш домашний спор развертывается на глазах у иностранцев» [3, с. 35]. Журналист «Руля» Лери анализировал генеалогию «особого эмигрантского микроба, получившего впоследствии название «микроба миротрудческого» [7]. Увлеченный идеями противодействия большевизму, Гессен не заметил угрозы в нарождавшемся фашистском движении, восприняв его как временное явление, которому уготовано раствориться в системе демократического парламентаризма. Ему даже принадлежат несколько благожелательных отзывов об итальянском фашизме [5].
Постепенно Россия приобрела в изображении берлинских газет черты «первой» родины, допускающей существование и других. Даже язык газет в этот период активнее впитывает производные от иностранных слов, типа «алармизирующий» [10]. Редакция не заметила изменений, произошедших с ее аудиторией, которая постепенно теряла интерес к событиям на Родине, искала «отдохновенья от забот в разгадывании крестословиц, в детективах» [2, с. 144]. Последним этапом политического «падения» правых кадетов явилось объединение членов редакции газеты с организацией «Крестьянская Россия».
Газеты кадетской партии «Руль» и «Речь» были заметным явлением на фоне русской жизни первой трети XX века. Неслучаен путь развития, пройденный «Речью» и «Рулем»: от признания революции до национальной идеи. Закрытие сначала «Речи», а затем и «Руля» не было оставлено современниками без внимания, так как оно знаменовало собой конец целой эпохи российского либерализма.
Список источников и литературы
1. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи. М., 1991.
2. Гессен И. В. В двух веках. Жизненный отчет. Берлин, 1937.
3. Он же. Годы изгнания. Париж, 1979.
4. Он же. Своими путями // Руль. 1924. 25 дек.
5. Он же. К кризису фашизма // Руль. 1924. 5 дек.
6. Дроздов Ал. Без завтрашнего дня // Время. 1921. 9 мая.
7. Лери. Берлинская болезнь // Руль. 1921. 6 марта.
8. Маклаков В. А. Первая Государственная Дума. Воспоминания современника. 27 апреля — 8 июля 1906 года. М., 2006.
9. Набоков Вл. Мы и они // Руль. 1920. 2 дек.
10. Ольденбург С. Долг перед Россией // Руль. 1921. 21 мая.
11. Руль. 1920. 6 нояб.
12. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
13. Яблоновский С. (Потресов). Роковое противоядие // Руль. 1921. 25 авг.
14. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. М., 2002.
15. Солженицын А. И. Двести лет вместе. М., 2002. Т. 1.
16. Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М, 1999.
Об авторе
35
С. В. Попова — асп., РГУ им. И. Канта.