Научная статья на тему 'Реальные преобразования как способ улучшения имиджа России за рубежом'

Реальные преобразования как способ улучшения имиджа России за рубежом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1001
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / РЕАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗМ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КОММУНИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафронов А.М.

В статье рассматривается имидж Российской Федерации, как государственного образования, за рубежом. Дается понятие имиджа государства, определяются его составляющие. Автор путем анализа существующих методов поддержки позитивного имиджа России предлагает рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реальные преобразования как способ улучшения имиджа России за рубежом»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

всего государственного аппарата. И по экспертным оценкам проводимая политика главы государства довольно эффективна, именно поэтому рейтинг главы государства не падает даже в кризисной ситуации России. А пресс-конференции с главой государства, по мнению экспертов, повышает легитимацию власти в стране.

Таким образом, важным аспектом легитимации власти является доверие или недоверие граждан, точка зрения которых складывается в зависимости от проводимой государством политики. И чем больше развита система прямой и обратной связи между обществом и государством, возможность общества следить за происходящими событиями, чем больше обществу предоставляется достоверной информации, тем сильнее власть легитимна. А слухи и недостоверная информация в свою очередь только усугубляют ситуацию. Следовательно, формирование открытого и прозрачного коммуникативного пространства публичной политики в современной России выступает основополагающим условием легитимации власти.

Примечание:

Работа выполнена в рамках реализации Гранта РГНФ N° 14-13-34008 на тему «Инновационные ресурсы и технологии противодействия коррупционным практикам в административно-политическом пространстве Волгоградской области: региональная специфика минимизации модернизационных рисков и угроз».

Список использованной литературы: 1. Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении / Ю.А. Красин // Полития. - 2004. - № 3. - С. 5 - 23

© Кривошеева Н.И., Порошина Т.В., 2016

УДК 327.83

А.М. Сафронов

Ст. преподаватель Факультет управления Кубанский госагроуниверситет г. Краснодар, Российская Федерация

РЕАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация

В статье рассматривается имидж Российской Федерации, как государственного образования, за рубежом. Дается понятие имиджа государства, определяются его составляющие. Автор путем анализа существующих методов поддержки позитивного имиджа России предлагает рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Ключевые слова

Имидж государства, политический имидж, реальные преобразования, формальные преобразования,

социализм, гуманизация, коммунизм.

Актуальность рассмотрения имиджа России как государственного образования с нашей точки зрения велика: особенно в эпоху международной геополитической турбулентности.

На сегодняшний день наша страна воспринимается международной общественностью неоднозначно и противоречиво, если не сказать агрессивно и это требует и теоретического анализа сложившейся ситуации и целого ряда практических шагов по совершенствованию инструментов создания позитивного имиджа России за рубежом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Формирование имиджевой составляющей страны в целом - это стратегическая задача любого современного государства. Эффективная имиджевая политика страны свидетельствует об уровне ее экономического и культурного развития, является важной составляющей успешной политики как внутри государства, так и за его пределами.

Положительный имидж страны определяет уровень конкурентоспособности, успешности, влиятельности, стабильности, привлекательности политического субъекта на внутреннем и внешнем рынке.

Первым, кто обосновал важность изучения имиджа для успехов в бизнесе и политике, был американский специалист Кеннет Боулдинг. В конце 50-х годов XX века им было сформулировано следующее определение имиджа как «поведенческого стереотипа, основанного не на действительных фактах, а на престиже, мнениях, иллюзиях, которые люди создают о самих себе, на мифологическом представлении о прошлом, на воображаемом представлении о будущем, который способен влиять как на поступки отдельных личностей или групп, так и на поведение целых наций».

Применительно к государству: мы предполагаем следующее определение имиджа, которое дал профессор Д.В. Ольшанский: «имидж государства - это воображаемый образ данного государства у граждан страны и зарубежья». При этом, мы также согласны, что как пишет профессор Е. Б. Перелыгина рассматривать имидж государства необходимо как «системно-корпоративный комплекс, исходя из системной организации государственных структур и их взаимосвязей, а также сущностных оснований политической деятельности».

Вот исходя из этих двух определений мы и будем строить свои выводы в дальнейшем и опираться именно на них.

Значимость вопросов укрепления положительного имиджа Российской Федерации на международной арене всё яснее и громче звучит из уст российских политиков, притом даже противоположных политических позиций. Это требует и объективная внешнеполитическая обстановка. В последнее время в мире сложилась кризисная геополитическая ситуация. Острая борьба за ресурсы и за жесткий контроль над сырьевыми источниками, столкновение однополярной и многополярной стратегий мироустройства, расширение и углубление кризисных явлений в мировой экономической системе, вплоть до обострения локальных военных конфликтов, усиления деятельности международного терроризма и опасности развязывания основными державами очередной мировой войны.

При этом, с формированием имиджа нашей страны есть определенные проблемы. В недавнем прошлом в программном выступлении в МИДе в июле 2012 года на встрече с российским дипломатическим корпусом В.В. Путин высказался по этому поводу со всей определённостью: «Пока, надо признать образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажён и не отражает реальную ситуацию в нашей стране».

В настоящее время имидж России является предметом пристального внимания многих политологов, социологов, историков, предлагающих своё видение возможных путей положительной коррекции имиджа страны за рубежом. Однако данная деятельность невозможна без детального исследования не только сложившегося к данному моменту имиджа страны в русле общемировых тенденций, но и процесса его трансформации.

В обществе всё больше проявляется необходимость в консолидации здоровых сил как внутри страны, так и на международном уровне.

Политические акторы справедливо полагают, что имидж должен конвертироваться в политическое влияние страны на международной арене. Тем не менее вот с этим процессом есть известные проблемы. Даже там, где имидж нашего государства позитивен мы далеко не всегда можем конвертировать его в политическое влияние и поддержку. Типичный пример - это ситуация со сбитым самолетом в Турции, когда в нашу поддержку открыто не выступили даже наши союзники. Очевидно - с конвертацией позитивного имиджа в политические дивиденды есть серьезные институциональные сбои.

Как же оценивается имидж России за рубежом сегодня?

Социологические службы констатируют факт, что отношение к России в 2014 г. существенно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

ухудшилось и ситуация принимает «драматический» характер. Наиболее существенные сдвиги в сторону русофобии наблюдаются в Европе и США

Исследователи Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования получили экспертную оценку динамики отношения мирового сообщества к России. Методология исследования основывалась на том, что экспертам было предложено оценить отношение к стране в конкретные периоды времени, затем полученные оценки усреднялись

Как показали исследования, Россия постепенно обретала позитивный имидж во время существования СССР, но со второй половины 90-х гг. ХХ столетия происходит его очевидная утрата. Разрушительные, в первую очередь для социально-экономической сферы, процессы, начавшиеся со вступлением в перестроечный период, клеймение собственной истории, отказ от права на идеологию и от собственной идентичности, принятие либеральной Конституции, игнорирование национальных интересов и западноцентричная устремленность резко снизили рейтинги нашей страны в мире, уважение к ней упало.

В 2014 г. Международной службой BBC было проведено масштабное исследование, посвященное оценке характера влияния шестнадцати крупнейших государств на положение дел во всем мире. В результате исследования выяснилось, что в половине стран отношение к России ухудшилось. Причем, если по сравнению с предыдущим годом негативное восприятие России увеличилось на 4 пункта, то сопоставление данных, полученных за весь период проведения мониторинга (с 2005 г.), показывает потерю реноме уже на 12 пунктов

По данным исследования, хуже всего воспринимают Россию жители Европейских государств, Израиля и Северной Америки. Только в семи странах отношение населения к России оказалось преимущественно положительным — это Китай, Индия, Гана, Турция, Чили, Перу и Мексика. Южноамериканские государства, участвовавшие в опросе, хотя и высказались в пользу России, однако значительная часть их граждан (примерно треть) затруднилась обозначить четкую позицию.

Т.е. мы видим, что динамика в формировании нашего имиджа за рубежом отрицательная. Показатели плавно ухудшаются, хотя и позитивные сдвиги есть.

Теперь необходимо проанализировать те инструменты, которыми пользуются органы государственного управления и наше общество в целом для того, чтобы осуществлять позитивную коррекцию нашего имиджа за рубежом. Основные из них следующие:

1. Формирование позитивного имиджа через СМИ (тут самый положительный пример телеканал RT);

2. Осуществление совместных образовательные проектов;

3. Грантовая поддержка пророссийских организаций за рубежом;

4. Работа с диаспорой русскоязычных и патриотически настроенных иностранных граждан;

5. Осуществление совместных культурных программ.

Тем не менее в рамках каждого метода существуют объективные недоработки. Телеканал RT фактические единственный в своем роде. Пророссийской прессы и СМИ вообще в странах западной Европы, США просто нет. Так же, как и ее нет в республиках бывшего СССР. Есть коммуникативные каналы, но пророссийских традиционных СМИ нет.

Образовательные проекты со времен СССР также практически свернуты. Иностранные студенты массово учатся только в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Во всех остальных крупных городах факультеты по работе с иностранными студентами в большинстве вузов не сохранились (пример -Кубанский ГАУ и факультет субтропического земледелия).

Грантовая поддержка слабая. Общий грантовый фонд РФ меньше двух процентов от мирового, тогда как у США 17% (пример Украины куда вкачали больше 5 млрд долл).

С диаспорой также работа не блещет эффективностью. Вот в прошлом году прошла конференция представителей русских диаспор: состояние их поддержки со стороны нашего государства удручает! Поддержка минимальна! Россотрудничество испанской диаспоре даже с сайтом помочь не способно!

Та же беда и с культурными программами. Единственный из языков ООН, которого нет в аудиогиде Лувра - русский! Важно понять, что без государственной поддержки во всех этих сферах имидж не улучшить.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Также важно отметить следующее. Помимо имиджа страны в гражданском обществе других государств не малое значение имеет имидж страны в глазах элитных групп зарубежных стран. И тут мы сталкиваемся с глобальной проблемой: отсутствие миропроекта делает нашу страну не привлекательной для сотрудничества и строительства крепких союзных отношений. Наша страна должна предложить миру свой миропроект, а таким миропроектом может быть только строительство коммунизма. Список использованной литературы:

1. Атлагич С. Политическая коммуникация: к проблеме имиджа России и его роли в процессе реализации ее интересов за рубежом (на примере Сербии) // Научн. ведомости Белгородс. гос. ун-та. 2014. № 8 (179). Вып. 30. С. 161-166.

2. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета №3 (19), - Томск, - 2013 г., - с.29-45

3. Капустин П.П. Гуманизация социально - экономических отношений в капиталистической и социалистической формации // Наука и современность Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, - 2015. - С. 43-46.

4. Самойленко К.Г. Развитие экономики России в условиях международных санкций // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, - 2015. - С. 178-181.

5. Сафронов А.М. Оценка экономики современной России под углом зрения формального и реального обобществления хозяйственного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 3 (127). - С. 45-50.

6. Сафронов А.М. Проблема теоретического осмысления кризиса 1991 года в экономике СССР // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 36. - С. 47-52.

7. Сергеева А.И. Основные прблемы рынка труда России и Краснодарского края // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка. Сборник научных статей под редакцией М.П. Дулина. - Краснодар, - 2013. - С. 171-179.

8. Хлопина О.В. Особенности экономического роста и его основные приоритетные направления в России // Инновационное развитие: ключевые проблемы и решения Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, - 2015. - С. 154-156.

© Сафронов А.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.