Научная статья на тему 'РЕАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ КАК НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ '

РЕАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ КАК НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное мышление / графические изображения / пространственные образы / spatial thinking / graphic images / spatial images

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О В. Бразговка, Е А. Сон-дон-суль

Рассмотрены перспективы использования в обучении по начертательной геометрии не только ЗБ-моделей геометрических объектов, но и фотографий реальных городских конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL PHOTOS AS A NEW EDUCATIONAL ELEMENT IN STUDYING DRAWING GEOMETRY

The prospects of using not only geometric objects 3D models in teaching, but also photographs of real urban structures in descriptive geometry are considered in this article.

Текст научной работы на тему «РЕАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ КАК НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ »

Секция

«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

УДК 372.862

РЕАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ КАК НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

О. В. Бразговка, Е. А. Сон-Дон-Суль

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 0braz@mail.ru

Рассмотрены перспективы использования в обучении по начертательной геометрии не только 3D-мoдeлeй геометрических объектов, но и фотографии реальных городских конструкций.

Ключевые слова: пространственное мышление, графические изображения, пространственные образы.

REAL PHOTOS AS A NEW EDUCATIONAL ELEMENT IN STUDYING

DRAWING GEOMETRY

O. V. Brazgovka, E. A. Son-Don-Syl

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: 0braz@mail.ru

The prospects of using not only geometric objects 3D models in teaching, but also photographs of real urban structures in descriptive geometry are considered in this article.

Keywords: spatial thinking, graphic images, spatial images.

Процесс решения любых технических задач, в том числе задач по начертательной геометрии требует создания пространственного образа заданного условия, его осмысливания, преобразования и оформления графического решения. Как отмечают исследователи [1] именно создание пространственного образа и оперирование им (мысленное перемещение, поворот) при решении теоретических и практических задач вызывает трудности. Такой вид умственной деятельности, обеспечивающим создание пространственных образов и оперирование ими психологи называют пространным мышлением - процессом создания образов технических изделий, технологических процессов путем, результата труда до его начала. Оно создает модель конечного продукта деятельности.

Особенно важно целенаправленное развитие пространственного мышления в следующих направлениях:

- от предметных изображений к условно-схематическим, знаково-символическим изображениям и обратно;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

- от плоскостных (двухмерных) изображений к объемным (трехмерным) изображениям и обратно [2].

Первое направление дает возможность в будущей профессиональной деятельности быстро и легко переводить словесное техническое задание в образы и схемы, а образы и схемы - в практическое техническое решение. Примером такой деятельности может служить образное представление механизма по его описанию и кинематической схеме.

Второе направление развития пространственного мышления, как правило, вызывает затруднения связанные с представлением образа предмета при переходе от двухмерных изображения к трехмерному. Для решения этой проблемы можно использовать различные виды учебной наглядности (см. рисунок), которые мы условно разделим на группы:

- знаковые модели - формулы, математические символы, текстовые надписи;

- графические изображения - чертежи, эпюры, схемы;

- натуральные предметы - макеты, технические изделия или их фотографии.

Виды учебной наглядности

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Каждая из представленных наглядностей имеет разные функции в представлении формы предмета. Знаковые модели наиболее теоретичны, они несут семантическую функцию. Иллюстративная функция больше присуща условным графическим изображениям, среди которых мы выделим двумерные и трехмерные изображения, которые различаются степенью наглядности. Натуральные предметы (фотографии) являются опорой для формирования конкретных образов изучаемых объектов на основе реальных объектов. Они наглядно показывают форму изучаемого предмета, которая выражена словесно и графически.

Таким образом, фотографии малых архитектурных форм, элементов городских ограждений, освещения или реальных технических конструкций как дополнение к теоретическим определениям, графическим чертежам в рабочей тетради [3] помогут создать визуальный ряд подачи учебного материала графических дисциплин [4], приводят к эффективному пониманию изучаемой темы.

Библиографические ссылки

1. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. С. Якиманская. М. : Изд. центр «Академия», 2004

2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под. ред. И. С. Якиманской; Акад. пед. наук СССР, Научно-исследовательский институт общей и пед. психологии. - М. : Педагогика, 1989. - 224 с.

3. Начертательная геометрия : рабочая тетрадь / авт.-сост. : О. В. Бразговка, О. П. Микова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2012. - 84 с.

4. Бразговка О. В. Визуализация в обучении графическим дисциплинам - Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс]: сб. материалов XV Междунар. научн-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (08-12 апреля 2019 г., Красноярск): в 3-х т. Т.3. ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019. - С. 639-641.

© Бразговка О. В., Сон-Дон-Суль Е. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.