Секция
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
УДК 372.862
РЕАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ КАК НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
О. В. Бразговка, Е. А. Сон-Дон-Суль
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: 0braz@mail.ru
Рассмотрены перспективы использования в обучении по начертательной геометрии не только 3D-мoдeлeй геометрических объектов, но и фотографии реальных городских конструкций.
Ключевые слова: пространственное мышление, графические изображения, пространственные образы.
REAL PHOTOS AS A NEW EDUCATIONAL ELEMENT IN STUDYING
DRAWING GEOMETRY
O. V. Brazgovka, E. A. Son-Don-Syl
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: 0braz@mail.ru
The prospects of using not only geometric objects 3D models in teaching, but also photographs of real urban structures in descriptive geometry are considered in this article.
Keywords: spatial thinking, graphic images, spatial images.
Процесс решения любых технических задач, в том числе задач по начертательной геометрии требует создания пространственного образа заданного условия, его осмысливания, преобразования и оформления графического решения. Как отмечают исследователи [1] именно создание пространственного образа и оперирование им (мысленное перемещение, поворот) при решении теоретических и практических задач вызывает трудности. Такой вид умственной деятельности, обеспечивающим создание пространственных образов и оперирование ими психологи называют пространным мышлением - процессом создания образов технических изделий, технологических процессов путем, результата труда до его начала. Оно создает модель конечного продукта деятельности.
Особенно важно целенаправленное развитие пространственного мышления в следующих направлениях:
- от предметных изображений к условно-схематическим, знаково-символическим изображениям и обратно;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
- от плоскостных (двухмерных) изображений к объемным (трехмерным) изображениям и обратно [2].
Первое направление дает возможность в будущей профессиональной деятельности быстро и легко переводить словесное техническое задание в образы и схемы, а образы и схемы - в практическое техническое решение. Примером такой деятельности может служить образное представление механизма по его описанию и кинематической схеме.
Второе направление развития пространственного мышления, как правило, вызывает затруднения связанные с представлением образа предмета при переходе от двухмерных изображения к трехмерному. Для решения этой проблемы можно использовать различные виды учебной наглядности (см. рисунок), которые мы условно разделим на группы:
- знаковые модели - формулы, математические символы, текстовые надписи;
- графические изображения - чертежи, эпюры, схемы;
- натуральные предметы - макеты, технические изделия или их фотографии.
Виды учебной наглядности
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
Каждая из представленных наглядностей имеет разные функции в представлении формы предмета. Знаковые модели наиболее теоретичны, они несут семантическую функцию. Иллюстративная функция больше присуща условным графическим изображениям, среди которых мы выделим двумерные и трехмерные изображения, которые различаются степенью наглядности. Натуральные предметы (фотографии) являются опорой для формирования конкретных образов изучаемых объектов на основе реальных объектов. Они наглядно показывают форму изучаемого предмета, которая выражена словесно и графически.
Таким образом, фотографии малых архитектурных форм, элементов городских ограждений, освещения или реальных технических конструкций как дополнение к теоретическим определениям, графическим чертежам в рабочей тетради [3] помогут создать визуальный ряд подачи учебного материала графических дисциплин [4], приводят к эффективному пониманию изучаемой темы.
Библиографические ссылки
1. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. С. Якиманская. М. : Изд. центр «Академия», 2004
2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под. ред. И. С. Якиманской; Акад. пед. наук СССР, Научно-исследовательский институт общей и пед. психологии. - М. : Педагогика, 1989. - 224 с.
3. Начертательная геометрия : рабочая тетрадь / авт.-сост. : О. В. Бразговка, О. П. Микова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2012. - 84 с.
4. Бразговка О. В. Визуализация в обучении графическим дисциплинам - Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс]: сб. материалов XV Междунар. научн-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (08-12 апреля 2019 г., Красноярск): в 3-х т. Т.3. ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019. - С. 639-641.
© Бразговка О. В., Сон-Дон-Суль Е. А., 2020