Научная статья на тему 'Реальность или консенсуальность договора автомобильной перевозки груза'

Реальность или консенсуальность договора автомобильной перевозки груза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА / КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ ДОГОВОР / РЕАЛЬНЫЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК / ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ / THE CONTRACT OF CARGO CAR TRANSPORTATION / CONSENSUAL CONTRACT / REAL CONTRACT / THE CONTRACT OF TRANSPORT ORGANIZATION / BILL OF LADING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мариненко Е. Л.

Статья посвящена проблеме определения договора автомобильной перевозки груза признаком реальности или консенсуальности. Исследуя данный вопрос, автор приходит к выводу, что указанный договор, в зависимости от конкретных обстоятельств может иметь как реальную, так и консенсуально-правовую природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реальность или консенсуальность договора автомобильной перевозки груза»

Мариненко Е.Л. ©

Аспирант, кафедра гражданского права, Российская академия правосудия

РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ КОНСЕНСУАЛЬНОСТЬ ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

ГРУЗА

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения договора автомобильной перевозки груза признаком реальности или консенсуальности. Исследуя данный вопрос, автор приходит к выводу, что указанный договор, в зависимости от конкретных обстоятельств может иметь как реальную, так и консенсуально-правовую природу.

Ключевые слова: договор автомобильной перевозки груза, консенсуальный договор, реальный договор, договор об организации перевозок, транспортная накладная.

Keywords: the contact of cargo car transportation, consensual contact, real contact, the contact of transport organization, bill of lading.

Дискуссия о присвоении договору автомобильной перевозки груза признака реальности или консенсульности является весьма актуальной. Данная проблема обусловлена тем, что в новом Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта [1] не дано легального определения договора автомобильной перевозки груза и не понятно четкое соотношение данного договора и транспортной накладной, подтверждающей его заключение. Кроме того, проблема осложнена включением в УАТиГНЭТ ранее не знакомого старому Уставу [2] договора фрахтования на автомобильном транспорте.

Сторонниками консенсуальной природы договора автомобильной перевозки груза являются Х.И. Шварц, О.С. Иоффе, Г.П. Савичев, М.Е. Ходунов, Г.А. Елдашов и некоторые другие. Авторы полагают, что в силу специфики автомобильного транспорта необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок, т.е. заключить договор перевозки, а после этого, на основе данного договора направить перевозочные средства к пункту погрузки.

Получается, что вышеуказанные авторы договором автомобильной перевозки груза называют договор об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ), что не верно, поскольку он направлен на организацию будущих систематических перевозок [3]. При этом договор автомобильной перевозки груза призван опосредовать обязательство по перевозке конкретного груза из пункта отправления в пункт назначения.

Тем не менее, на практике иногда встречается смешение вышеуказанных договоров, что, на наш взгляд, вызвано непониманием сути двух различных договоров. Так, по ряду аналогичных дел судами установлено, что между сторонами был заключен договор перевозки грузов автомобильным транспортом от 14.05.2009 N 99/ТП-09, во исполнение которого грузоотправитель подал, а перевозчик принял заявку на перевозку груза [4].

Гражданский Кодекс РФ, в отличие от Гражданского Кодекса РСФСР, в статьях 785 и 798 явно разграничивает данные договоры. В соответствии с п. 5 ст. 8 УАТиГНЭТ и п. 6 Правил [5] договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. При этом согласно п. 1 ст. 8 УАТиГНЭТ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

По нашему мнению, из данных положений следует, что формой договора автомобильной перевозки груза является транспортная накладная. А словосочетание «договор перевозки груза заключается посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (заявки)» законодателем внесен для удобства. И, кроме того, решающим является «к исполнению», которое обозначает тот факт, что договор перевозки заключается не в момент, когда перевозчик только принял заказ (заявку), а когда начал его исполнение, то есть, посредством подачи транспортного средства под погрузку и встречного предъявления груза грузоотправителем.

Полагаем, тем самым законодатель подчеркивает длительность процесса, а моментом заключения договора автомобильной перевозки груза является момент принятия перевозчиком предъявленного отправителем груза вместе с заполненной транспортной накладной, что

© Мариненко Е.Л., 2012 г.

подтверждает реальность данного договора. Кроме того, обширная судебная практика придает транспортной накладной особую важность, - истец, обратившись в суд с иском о взыскании задолженности за автомобильную перевозку, не представил транспортную накладную в подтверждение осуществленной перевозки, вследствие чего суды признали факт осуществления спорной перевозки недоказанным [6].

Таким образом, мы приходим к выводу, что договор автомобильной перевозки груза является реальным договором, заключенным в момент принятия перевозчиком предъявленного отправителем груза вместе с транспортной накладной. Тем не менее, все-таки, по новому Уставу договор автомобильной перевозки груза может быть и консенсуальным, в случае, если заключается договор фрахтования (ст. 18 УАТиГНЭТ).

Полагаем, что при конкретных обстоятельствах договор автомобильной перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным, что довольно распространено уже долгое время на морском транспорте.

Этим же, по нашему мнению, стоит объяснить тот факт, почему законодатель не стал включать в УАТиГНЭТ легальное определение договора перевозки груза. Ведь если дать единое понятие договора автомобильной перевозки груза пришлось бы, либо смешать в один два совсем разных договора, либо их полностью разграничить. Законодатель видимо предпочел оставить данную проблему на разрешение теоретикам, а легальным определением является определение, данное в ст. 785 ГК РФ, в соответствии с которым всякий договор перевозки груза, по общему правилу, признается реальным договором.

Нормативные акты и судебная практика:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - УАТиГНЭТ);

2. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12;

3. По мнению Тринадцатого апелляционного суда (Постановление от 8.06.2010 по делу N А56-93359/2009), в соответствии с законом договор организации перевозок и договор перевозки являются различными видами договоров с различным предметом и различными существенными условиями;

4. Определение ВАС от 07.12.2011 № ВАС-15159/11; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2011 по делу № А39-4138/2010; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2006 по делу № А58-9301/05-Ф02-4133/06-С2; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2011 по делу № Ф03-3477/2011;

5. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272;

6. Определение ВАС РФ от 09.08.2011 № ВАС-9853/11 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.