Научная статья на тему 'Реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом'

Реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищные стратегии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / LIFE SUPPORT OF THE POPULATION / УПРАВЛЕНИЕ ДОМОМ / HOUSE MANAGEMENT / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / MANAGEMENT COMPANY / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резвов Георгий Александрович, Сироткин Виктор Анатольевич, Синцова Светлана Георгиевна

Современное состояние жизнеобеспечения населения России необходимо рассматривать, прежде всего, во взаимосвязи власти, бизнеса и общества, то есть тех, кто создает условия жизнеобеспечения, особенно в жилищно-коммунальной сфере, и тех, кто в этих условиях существует. При этом управляющим компаниям необходимо решать вопросы управления многоквартирными домами, используя на конкурсной основе подрядные организации для работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. С целью создания реальной и эффективной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышения качества и их доступности даны предложения по развитию и совершенствованию системы управления жилищно-коммунальной сферой за счет реального взаимодействия власти, производителей, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг, с более активным участием в ней органов местного самоуправления. Представленный материал и сделанные выводы базируются на основе исследований авторами данной проблематики и многолетнем активном участии в практической реализации жилищно-коммунальной реформы одного из них в должности начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства отраслевого министерства Свердловской области. Материалы статьи могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти, управляющими компаниями, студентами экономических специальностей профильных вузов, а также широкими слоями населения, заинтересованными в получении комфортных условий проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резвов Георгий Александрович, Сироткин Виктор Анатольевич, Синцова Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reality and prospects for managing an apartment building

We need to consider the current state of life support for the population of Russia, first of all, in conjunction with interrelationship between government, business and society, that is, those who create life support, especially in housing and communal services, and those who exist under these conditions. At the same time, management companies need to solve the issues of managing multi-apartment buildings, using contractors on a competitive basis for works on the maintenance and repair of common property at home. In order to create real and effective competition in the market of housing and communal services, improve the quality and their accessibility, we present proposals for development and improvement of the housing and communal services management system through real interaction between authorities, producers, suppliers and consumers of housing and communal services, with more active participation of local authorities in it. The presented material and conclusions drawn are based on research by the authors of this subject and long-term active participation of one of them in the practical implementation of the housing and communal reform as a head of the economy department, tariff policy and the reform of housing and communal services of the branch ministry of the Sverdlovsk region. The materials of the article can be used by state and municipal authorities, management companies, students of economic specialties of profile universities, as well as general population interested in obtaining comfortable living conditions.

Текст научной работы на тему «Реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом»

ЖИЛИЩНЫЕ СТРАТЕГИИ

Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1621 Russian Journal of Housing Research

издательство

Креативная экономика

реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом

Резвов Г.А. \ Сироткин В.А. 2, Синцова С.Г. 3

1 Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия

2 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

3 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Современное состояние жизнеобеспечения населения России необходимо рассматривать, прежде всего, во взаимосвязи власти, бизнеса и общества, то есть тех, кто создает условия жизнеобеспечения, особенно в жилищно-коммунальной сфере, и тех, кто в этих условиях существует. При этом управляющим компаниям необходимо решать вопросы управления многоквартирными домами, используя на конкурсной основе подрядные организации для работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. С целью создания реальной и эффективной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышения качества и их доступности даны предложения по развитию и совершенствованию системы управления жилищно-коммунальной сферой за счет реального взаимодействия власти, производителей, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг, с более активным участием в ней органов местного самоуправления. Представленный материал и сделанные выводы базируются на основе исследований авторами данной проблематики и многолетнем активном участии в практической реализации жилищно-коммунальной реформы одного из них в должности начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства отраслевого министерства Свердловской области. Материалы статьи могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти, управляющими компаниями, студентами экономических специальностей профильных вузов, а также широкими слоями населения, заинтересованными в получении комфортных условий проживания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жизнеобеспечение населения, управление домом, управляющая компания, жилищно-коммунальная система, социальная защищенность, жилищно-коммунальные услуги.

Reality and prospects for managing an apartment building

Rezvov G.A.1, Sirotkin V.A.2, Sintsova S.G. 3

1 The Ural State Forest Engineering University , Russia

2 Russian State Vocational Pedagogical University (RSVPU) , Russia

3 The Ural State University of Economics (USUE), Russia

Введение

На 13 пресс-конференции 14.12.2017 года Президент Российской Федерации Вдадимир Владимирович Путин заявил, что сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны больше негатива,

чем позитива, и в этом виноваты органы исполнительной власти и управляющие организации.

При этом частные управляющие компании стали сами для себя заказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, реализовы-вать эти же услуги, оценивать качество их выполнения и стоимость и себе же оплачивать якобы выполненные работы. И все это делается при виртуальном контроле со стороны государства, муниципалитетов и собственников помещений в многоквартирном доме.

Это обусловливает важность развития системы взаимодействия власти, производителей, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг, позволяющей создать реальные условия для решения крупной социальной проблемы.

действующая схема взаимодействия участников жилищно-коммунальной сферы

Сегодня ни одно СМИ не обходит стороной проблемы жилищно-коммунальной сферы. В среде журналистов и политиков существует целая армия знатоков этих про-

ABSTRACT:_

We need to consider the current state of life support for the population of Russia, first of all, in conjunction with interrelationship between government, business and society, that is, those who create life support, especially in housing and communal services, and those who exist under these conditions. At the same time, management companies need to solve the issues of managing multi-apartment buildings, using contractors on a competitive basis for works on the maintenance and repair of common property at home. In order to create real and effective competition in the market of housing and communal services, improve the quality and their accessibility we present proposals for development and improvement of the housing and communal services management system through real interaction between authorities, producers, suppliers and consumers of housing and communal services, with more active participation of local authorities in it. The presented material and conclusions drawn are based on research by the authors of this subject and long-term active participation of one of them in the practical implementation of the housing and communal reform as a head of the economy department, tariff policy and the reform of housing and communal services of the branch ministry of the Sverdlovsk region. The materials of the article can be used by state and municipal authorities, management companies, students of economic specialties of profile universities, as well as general population interested in obtaining comfortable living conditions.

KEYWORDS: life support of the population, house management, management company, housing and communal services, social security, housing and communal services.

JEL classification: L97, i38, i39, R21 Received: 27.03.2018 / published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rezvov G.A. (Garic_5O0mai[.ru)

CITATION:_

Rezvov G.A., Sirotkin V.A., Sintsova S.G. (2018) Realnost i perspektivy organizatsii upravleniya mnogokvartirnym domom [Reality and prospects for managing an apartment building]. Zhilischnye strategii. 5. (1). - 49-64. doi: 10.18334/zhs.5.1.38938

блем. Предлагается масса различных вариантов и путей их решения. Не уделяется внимание лишь мнению ученых и специалистов. Ученые «излишне академичны», а специалистов никто не спрашивает, поскольку их мнение расходится с мнением политиков и журналистов.

Начнем с того, что при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений этого дома за предоставление коммунальных и иных услуг и выполнение работ, направленных на обеспечение надлежащего состояния общего имущества данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации соответствующих правил [7].

В то же время, в соответствии с Жилищным кодексом, в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления должны и могут:

• обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от их организационно-правовых форм;

• предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

• содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;

• содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Однако органы местного самоуправления заняли сегодня особую позицию в решении проблем жилищно-коммунальной сферы. Они просто наблюдают со стороны, как рядовые собственники жилых помещений в многоквартирном доме пытаются строить свои взаимоотношения с управляющими организациями.

ОБ АВТОРАХ:_

Резвов ГеоргийАлександрович, профессор-консультант кафедры экономики, эксперт Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России (Garic_5O0mai1.ru)

Сироткин Виктор Анатольевич, доцент кафедры профессионально-экономического обучения, кандидат экономических наук, доцент (docent.sva0yandex.ru)

Синцова Светлана Георгиевна, старший преподаватель кафедры прикладной математики (Svg_sua@ mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Резвов Г.А., Сироткин В.А., Синцова С.Г. Реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом // Жилищные стратегии. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 49-64. doi: 10.18334^1^.5.1.38938

Это связано, прежде всего, с тем, что, в соответствии с тем же Жилищным кодексом, вся полнота владения и пользования жильем, а также вся полнота оплаты жилищно-коммунальных услуг, включая не совершенный государством и ведомствами до приватизации жилья капитальный ремонт, были переданы собственникам помещений многоквартирного дома. Органы местного самоуправления, как долевые собственники помещений в доме, уравнялись в правах и обязанностях с остальными собственнивами жилых и нежилых помещений в каждом конкретном многоквартирном доме.

При этом необходимо особо отметить, что, в силу своей пассивности и правовой безграмотности, собственники жилых помещений в доме не только не участвуют в организации и проведении собраний, но и не проявляют активности в решении вопросов организации управления многоквартирным домом. Все это усугубляется отсутствием системы, позволяющей четко определить конкретное поле деятельности для каждого участника сферы взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг с органами власти и управления.

В настоящее время схема взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг с органами власти и управления выглядит следующим образом (рис. 1).

При этом, в соответствии с Жилищным кодексом, орган местного самоуправления только на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества

Рисунок 1. Схема взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг с органами

власти и управления Источник: составлено авторами.

собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией своих обязательств может проводить внеплановую проверку ее деятельности [9] (Zbritskiy, Chernyshov, ^Ы^ 2017).

Только по результатам проверки при выявлении невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом орган местного самоуправления может созвать собрание собственников помещений в данном конкретном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Столь плачевный результат - это, прежде всего, следствие постсоветского периода реформирования системы управления жилищно-коммунальной сферой. Изначально российские политики и законодатели не стали затруднять себя анализом социально-экономических проблем унаследованной советской системы жизнеобеспечения населения. При организации новой системы управления жилищно-коммунальной сферой они просто обратились за помощью к зарубежным «друзьям».

Начало такому подходу положило Правительство Москвы, заключив в марте 1992 г. соглашение с Агентством международного развития США о разработке программы, предусматривающей передачу управления и содержания (в том числе и ремонта) муниципального жилья частным компаниям [17] (Rezvov, Pryadilina, Sintsova, 2016). Право заняться этой работой выиграл по конкурсу Институт экономики города (США), который и заложил основу жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, реформы, не учитывающей социально-экономические особенности постсоветского состояния российского общества.

В итоге в ходе 25-летних преобразований советской системы управления жилищно-коммунальным хозяйством так и не была решена главная задача реформы - разграничение функций собственника, заказчика и подрядчика. Решение этой задачи позволило бы создать все необходимые условия для формирования конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда, а собственникам жилья - выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.

Однако волевая замена властью муниципальных форм управления на частные формы управления жилой недвижимостью при отсутствии реальной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг привела к ликвидации управляемости сферы жизнеобеспечения населения на всех уровнях властных структур. В итоге сначала сама власть, а затем и современный российский бизнес переложили свою ответственность за социально значимую деятельность на этом рынке на самих собственников жилья -потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Более того, в предверии лицензирования своей деятельности частные управляющие организации активно отказывались от управления проблемными многоквар-

тирными домами с повышенным коэффициентом физического износа [14] (Petrov, Chekalin, 2017). Муниципальные конкурсы по таким домам заканчивались, как правило, с отрицательным результатом. В связи с этим в ряде регионов России начали создавать для управления такими домами муниципальные управляющие организации.

Таким образом, лицензирование деятельности частных управляющих организаций принесло новые проблемы, еще более углубившие кризис в сфере жизнеобеспечения населения [19] (Ruchkina, Vengerovskiy, 2016). Выход из этого кризиса один - возобновление участия муниципальных управляющих органпзаций в управлении многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования, за исключением домов, в которых созданы товарищества собственников жилья или иные потребительские кооперативы.

При этом муниципальные управляющие организации должны решать вопросы только управления многоквартирными домами, нанимая на конкурсной основе подрядчиков по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту домов, а также выполнять контрольные функции в сфере жизнеобеспечения населения [21] (Sirotkin, 2013).

Только такими действиями будет создана реальная и эффективная конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Современное положение дел в сфере жизнеобеспечения населения России не удовлетворяет сегодня ни само население, ни законодательную, ни исполнительную власть всех уровней. Вопросы совершенствования системы управления жилищно-коммунальной сферой в условиях сложившихся на сегодняшний день в России экономических отношений надо решать незамедлительно, поскольку это, прежде всего, те ключевые социально ориентируемые вопросы, от которых в значительной степени зависит не только эффективность функционирования всей системы жизнеобеспечения населения, но и дальнейшая судьба нашей страны.

При этом сферу жизнеобеспечения населения необходимо рассматривать сегодня, прежде всего, во взаимосвязи власти, бизнеса и общества, то есть тех, кто создает условия жизнеобеспечения, особенно в жилищно-коммунальной сфере, и тех, кто в этих условиях существует. Для власти и бизнеса, создающих условия жизнеобеспечения населения, это социальная ответственность, а для общества, существующего в этих условиях, это социальная защищенность или незащищенность.

В современной России социальная ответственность власти и бизнеса в вопросах жизнеобеспечения населения имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, отсутствием реальной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также профессионально не продуманной на всех уровнях и ветвях власти волевой заменой муниципальных форм управления на частные формы управления жилой недвижимостью [1] (Bazhenov, 2016). В итоге российские граждане - потребители жилищно-коммунальных услуг стали социально незащищенной категорией населения России в сфере своего жизнеобеспечения.

В связи с этим развитие социальной ответственности бизнеса в вопросах жизнеобеспечения населения возможно только при хорошо организованном контроле со стороны органов государственной власти, так как при стремлении бизнеса к получению прибыли любые затраты на социально-значимую деятельность будут восприниматься им как неэффективные экономические затраты.

В то же время мощным стимулом повышения социальной ответственности власти и бизнеса в вопросах жизнеобеспечения населения может и должна стать высокая социальная активность самих собственников помещений в многоквартирном доме. Именно из-за их пассивности и не решается задача разграничения функций собственника, заказчика и подрядчика. Собственник пытается минимизировать свои функции, а функции заказчика и подрядчика при пассивности собственника выполняет частная управляющая организация.

концептуальная схема взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере

Сегодня собственники помещений в многоквартирном доме могут эффективно контролировать работу управляющей организации только с помощью органов местного самоуправления, имеющих соответствующие полномочия для создания благоприятных условий жизнеобеспечения населения. И это единство необходимо для создания реальной защищенности граждан в вопросах их жизнеобеспечения.

При этом органы местного самоуправления должны активно и профессионально выполнять свою роль собственника муниципальной доли жилого фонда. И прежде всего, они должны принять активное участие в формировании содержания и заключении договора управления многоквартирным домом, поскольку условия договора управления устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в доме в течение согласованного срока за плату обязуется:

• выполнять работы и/или оказывать услуги по управлению домом;

• оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме;

• предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Кроме этого, управляющая организация может осуществлять иную (непонятно какую) направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В то же время анализ сложившейся на сегодняшний день практики управления в жилищно-коммунальной сфере показывает, что значительная часть получаемых на содержание и текущий ремонт средств от нанимателей и собственников помеще-

ний в многоквартирных домах управляющие организации тратят на содержание своего административно-управленческого персонала. При таких расходах управление в жилищно-коммунальной сфере должно быть идеальным. Конечно, если не брать во внимание занятость административно-управленческого персонала по осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (понятно какой - коммерческой и только для своего обогащения).

В соответствии с Жилищным кодексом, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

• состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

• перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

• порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

• порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

При этом особое значение в договоре управления имеют состав общего имущества многоквартирного дома и порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Обычно рядовые собственники помешений в многоквартирном доме не обращают на это внимания, оставляя управляюшим организациям самим определять состав общего имущества и игнорировать вопросы контроля за своей деятельностью со стороны собственников [20] (Savin, 2010).

В значительной мере все это сказывается на качестве предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг. Авторами предлагается концептуальная схема системы взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере (рис. 2).

Практическая реализация данной системы взаимоотношений предусматривает: введение системы оценки качества предоставляемых услуг на основе социально-экономического мониторинга за счет обратной связи населения с муниципалитетом; эффективного контроля качества услуг со стороны муниципалитетов и собственников помещений в многоквартирном доме; введение муниципальных правил предоставления жилищно-коммунальных услуг. При этом в основу муниципальных правил должен быть положен стандарт качества на жилищно-коммунальные услуги, являющийся обязательным приложением к договору управления между конечными потребителями услуг и управляющими организациями.

Одновременно с этим необходимо организовать правовой всеобуч населения о правах и обязанностях собственников жилых помещений в многоквартирных домах и постоянно информировать их о текущем техническом состоянии жилищно-коммунальных объектов, находящихся на территории муниципального образования.

Рисунок 2. Концептуальная схема взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере Источник: составлено авторами.

Жилищный кодекс ввел единую плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. При этом плата за содержание и ремонт устанавливается сегодня в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, которое в этих видах работ не предусматривает расходы на управление домом. Размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации. При этом размер платы за управление домом в соответствии с действующим законодательством отдельно не оговаривается.

В то же время, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. В этом случае выделение органом местного самоуправления платы за услуги по управлению многоквартирным домом в отдельный вид платежа исключит возможность управляющим организациям самим устанавливать уровень оплаты этих услуг.

При таком подходе норматив оплаты услуг по управлению должен быть единым для всего муниципального образования. При установлении размера платы за услуги по управлению многоквартирным домом органом местного самоуправления он должен быть определен с учетом среднего по муниципальному образованию процента неплатежей населения. При таком подходе своеобразной прибылью управляющей организации при управлении многоквартирным домом (дополнительными доходами) станут результаты от качественной претензионно-исковой работы с постоянными неплательщиками.

Только при активном участии органов местного самоуправления в организации работы по управлению многоквартирным домом рядовые собственники помещений в доме будут иметь возможность получать своевременные и качественные жилищно-коммунальные услуги и спрашивать с управляющей организации за достойные условия своего проживания или обращаться за помощью в соответствующий орган муниципального контроля или государственного надзора.

Одновременно для снижения социальной напряженности в жилищно-коммунальном секторе, ускорения и упрощения работы с обращениями граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг необходима инициатива власти для реализации принципа «одного окна», обеспечивающего достаточность однократного обращения по всем вопросам и проблемам к специалисту государственного жилищного надзора, имеющему доступ к интегрированной базе данных.

Через функцию «одного окна» можно довести до граждан любую информацию, касающуюся вопросов жизнеобеспечения населения, преимуществ и недостатков всех трех способов управления и организации работы по содержанию и ремонту общего

имущества многоквартирных домов при различных способах управления домом.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг не должен самостоятельно, зачастую наугад определять организацию, которая поможет ему в решении его больного вопроса. Да и не каждый гражданин России знает функциональные обязанности всех уровней и ветвей властных структур. Именно поэтому многие потребители жилищно-коммунальных услуг используют так называемую веерную систему обращений, загружая своими проблемами все инстанции одновременно.

заключение

По мнению авторов, эффективному решению отдельных проблем сферы жизнеобеспечения населения могут способствовать следующие практические действия:

• создать реально действующую систему взаимодействия власти, производителей, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг, включающую и реализацию принципа «одного окна», обеспечивающую эффективную обратную связь властных структур с гражданами - потребителями жилищно-коммунальных услуг;

• разработать цивилизованный механизм разрешения спорных вопросов оплаты за фактически потребленные жилищно-коммунальные услуги, направленный на полноценную защиту прав и законные интересы конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг;

• для повышения эффективности взаимодействия и понимания проблем жилищно-коммунальной сферы всеми ее участниками реализовать систему подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих и специалистов экономического и технического профиля.

Кроме этого, на муниципальном уровне власти необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ввести единые муниципальные правила предоставления населению жилищно-коммунальных услуг;

• создать систему оценки качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг на основе социально-экономического мониторинга, обратной связи населения с муниципалитетом, эффективного контроля качества услуг со стороны муниципалитета и собственников помещений многоквартирного дома;

• исключить возможность управляющим организациям самим устанавливать уровень оплаты услуг по управлению многоквартирным домом за счет внедрения единого муниципального тарифа по оплате за 1 кв. м общей площади многоквартирного дома.

Практическая реализация предлагаемых действий позволит создать дополнительные условия для решения главной социальной проблемы России - снижения социальной напряженности в сфере жизнеобеспечения населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Баженов С.И. Совершенствование механизмов управления социально-производст-

венной системой жизнеобеспечения населения // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6(71). - с. 178-183.

2. Блаженкова Н.М., Зарипова Г.М., Зарипова И.Р., Хисаева А.Н. Развитие системы

управления в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства региона. - Уфа: Изд-во Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2016. - 172 с.

3. Блех Е.М., Павленков Ю.В. Анализ смысловой и институциональной конструкции

процесса управления многоквартирными домами экономика строительства // Экономика строительства. - 2013. - № 3(21). - с. 3-11.

4. Гареев И.Ф. О необходимости формирования жилищной стратегии в Российской

Федерации // Жилищные стратегии. - 2015. - № 1. - с. 7-18. - doi: 10.18334/ zhs.2.1.234.

5. Гордеев Д.П. Изменение правового статуса товариществ собственников жилья как

объединения собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2016. - № 11(182).

- с. 74-87.

6. Доровская Ю.В. Решение вопросов управления жилищно-коммунальным хозйством

в Финляндии // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - № 2(003). - с. 66-70.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой Федерального собрания РФ 22.12.2004г., подписан Президентом РФ 29.12.2004г. №188-ФЗ). Информационно-правовой портал Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12138291 ( дата обращения: 23.01.2018 ).

8. Залозная Д.В., Санкович О.Д. ТСЖ как современный инструмент управления мно-

гоквартирным домом // Крымский научный вестник. - 2015. - № 4-1. - с. 260-267.

9. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А. Организационно-методические про-

блемы формирования независимой оценки квалификации в ЖКХ // Экономика строительства. - 2017. - № 2(44). - с. 3-12.

10. Кизиль Е.В. Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциала развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 12(435). - с. 80-97.

11. Кириллова А.Н. Стратегия опережающего развития в сфере ЖКХ: структурные сдвиги, подходы и направления // Недвижимость: экономика, управление. - 2016.

- № 1. - с. 38-41.

12. Ларин С.Н. Современные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и методы оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Теория и практика актуальных исследований. - 2017. - № 17. - с. 94-101.

13. Минаев H.H., Аникин Е.Н. Системы жизнеобеспечения города. / учебное пособие.

- Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. - 104 с.

14. Петров А.Н., Чекалин В.С. Проблемы управления жилищно-коммунальными услугами в современых условиях // Журнал правовых и экономических исследований.

- 2017. - № 3. - с. 204-210.

15. Поморов С.Б., Жуковский Р.С. Ретроспектива развития городского полицентризма и теоретических представлений о нем // Архитектон: известия вузов. - 2015. - № 52.

- с. 2.

16. Резвов Г.А. Особенности и проблемы практической реализации Жилищного кодекса РФ. Новые тенденции в развитии Российской экономики. 2006.

17. Резвов Г.А., Прядилина Н.К., Синцова С.Г. Актуальные проблемы российских собственников жилья // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 2-2(8). - с. 206-211.

18. Резвов Г.А., Прядилина Н.К., Синцова С.Г. Социальная ответственность и социальная защищенность в сфере жизнеобеспечения населения // European research: сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции. - Пенза, 2017. - с. 143-147.

19. Ручкина Г.Ф., Венгеровский Е.Л. Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2016. - № 4. - с. 53-59.

20. Савин К.Н. Динамическая характеристика непрерывного улучшения качества услуг жилищно-комунального хозяйства // Стандарты и качество. - 2010. - № 10. - с. 84-86.

21. Сироткин В.А. Экономические механизмы формирования рынка жилой недвижимости. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 286 с.

22. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М. Методические аспекты оценки результативности деятельности региональных органов власти по управлению жилищно-кому-нальным хозяйством // Управленческие науки. - 2016. - № 1. - с. 67-75.

references:

Bazhenov S.I. (2016). Sovershenstvovanie mekhanizmov upravleniya sotsialno-proiz-vodstvennoy sistemoy zhizneobespecheniya naseleniya [Improvement of management mechanisms of socio-production system of population survivability]. Journal of Eœnomy and Entrepreneurship. (6(71)). 178-183. (in Russian). Blazhenkova N.M., Zaripova G.M., Zaripova I.R., Khisaeva A.N. (2016). Razvitie sistemy upravleniya v sfere uslug zhilischno-kommunalnogo khozyaystva regio-na [Development of the management system in housing and communal services of the region] Ufa: Izd-vo Ufimskiy gosudarstvennyy neftyanoy tekhnicheskiy univer-sitet. (in Russian).

Blekh E.M., Pavlenkov Yu.V. (2013). Analiz smyslovoy i institutsionalnoy konstruktsii protsessa upravleniya mnogokvartirnymi domami ekonomika stroitelstva [Analysis of the semantic and institutional design of the process of managing multi-apartment buildings construction economics]. Economy of construction. (3(21)). 3-11. (in Russian).

Dorovskaya Yu.V. (2016). Reshenie voprosov upravleniya zhilischno-kommunalnym khozystvom v Finlyandii[Solving the issues of managing housing and communal services in Finland]. Aktualnye problemy nauki i praktiki. (2(003)). 66-70. (in Russian).

Fattakhov R.V., Nizamutdinov M.M. (2016). Metodicheskie aspekty otsenki rezulta-tivnosti deyatelnosti regionalnyh organov vlasti po upravleniyu zhilischno-komu-nalnym khozyaystvom [Methodical aspects of the performance assessment of the activities of regional authorities in the management of housing and communal services]. Management Sciences. (1). 67-75. (in Russian).

Gareev I.F. (2015). O neobkhodimosti formirovaniya zhilischnoy strategii v Rossiyskoy Federatsii [On the need to form a housing strategy in the Russian Federation]. Russian Journal of Housing Research. 2 (1). 7-18. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.2.1.234.

Gordeev D.P. (2016). Izmenenie pravovogo statusa tovarischestv sobstvennikov zhilya kak obedineniya sobstvennikov zhilyh i nezhilyh pomescheniy v mnogokvartirnom dome [Changes in legal status homeowners as the union of owners of residential and commercial premises in the apartment house].Property Relations in the Russian Federation. (11(182)). 74-87. (in Russian).

Kirillova A.N. (2016). Strategiya operezhayuschego razvitiya v sfere ZhKKh: struk-turnye sdvigi, podkhody i napravleniya [The strategy of advancing development in the housing sector: structural changes, approaches and directions]. Real estate: economics, management. (1). 38-41. (in Russian).

Kizil E.V. (2016). Logika i metody regulirovaniya munitsipalnyh sotsialno-ekonomi-cheskikh sistem putem strategirovaniya potentsiala razvitiya [The logic and methods of regulation of municipal social-economic systems through strategizing the development potential]. Regional Economics: Theory and Pactice. (12(435)). 80-97. (in Russian).

Larin S.N. (2017). Sovremennye preobrazovaniya v sfere zhilischno-kommunalnogo khozyaystva i metody otsenki kachestva zhilischno-kommunalnyh uslug [Modern transformations in the sphere housing and utility services and methods of estimation of quality of housing and utility services]. Teoriya i praktika aktualnyh issledo-vaniy. (17). 94-101. (in Russian).

Minaev H.H., Anikin E.N. (2009). Sistemy zhizneobespecheniya goroda [Life support systems of the city]Tomsk: Izd-vo Tom. gos. arkhit.-stroit. un-ta. (in Russian).

Petrov A.N., Chekalin V.S. (2017). Problemy upravleniya zhilischno-kommunalnymi uslugami v sovremenyh usloviyakh [Management problems of housing and communal services under modern conditions].Journal of legal and economic studies. (3). 204-210. (in Russian).

Pomorov S.B., Zhukovskiy R.S. (2015). Retrospektiva razvitiya gorodskogo politsentrizma i teoreticheskikh predstavleniy o nem [The evolution of urban polycentrism theory and practice in retrospect].Architecton: News of the Universities. (52). 2. (in Russian).

Rezvov G.A. (2006). Osobennosti i problemy prakticheskoy realizatsii Zhilischnogo kodeksa RF. Novye tendentsii v razvitii Rossiyskoy ekonomiki [Peculiarities and problems of practical implementation of the Housing Code of the Russian Federation. New trends in the development of the Russian economy]UrGEU,. (in Russian).

Rezvov G.A., Pryadilina N.K., Sintsova S.G. (2016). Aktualnye problemy rossiyskikh sobstvennikov zhilya[Actual problems of Russian homeowners]. Actual directions of scientific research: from theory to practice. (2-2(8)). 206-211. (in Russian).

Rezvov G.A., Pryadilina N.K., Sintsova S.G. (2017). Sotsialnaya otvetstvennost i sotsi-alnaya zaschischennost v sfere zhizneobespecheniya naseleniya [Social responsibility and social protection in the sphere of life support of the population] European research. 143-147. (in Russian).

Ruchkina G.F., Vengerovskiy E.L. (2016). Rynok zhilischno-kommunalnyh uslug: nekotorye pravovye problemy sozdaniya konkurentnoy sredy [The market of housing and communal services: some legal issues of creating a competitive environment]. Property Relations in the Russian Federation. (4). 53-59. (in Russian).

Savin K.N. (2010). Dinamicheskaya kharakteristika nepreryvnogo uluchsheniya kachestva uslug zhilischno-komunalnogo khozyaystva [Dynamic characteristics of continuous improvement of the quality of housing and communal services]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (10). 84-86. (in Russian).

Sirotkin V.A. (2013). Ekonomicheskie mekhanizmy formirovaniya rynka zhiloy ned-vizhimosti [Economic mechanisms for the formation of the residential real estate market] Yekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta. (in Russian).

Zaloznaya D.V., Sankovich O.D. (2015). TSZh kak sovremennyy instrument upravleni-ya mnogokvartirnym domom [HOA as a modern tool for managing an apartment building]. Crimean scientific bulletin. (4-1). 260-267. (in Russian).

Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A. (2017). Organizatsionno-metodicheskie problemy formirovaniya nezavisimoy otsenki kvalifikatsii v ZhKKh [Organizational and methodological problems of independent evaluation system of qualifications in housing and communal services]. Economy of construction. (2(44)). 3-12. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.