Научная статья на тему 'РЕАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

РЕАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

2992
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый реализм / неореализм / литература / жанр / new realism / neorealism / literature / genre.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джулдызай Орынбасаровна Калдыбаева

В данной статье рассматриваются два главных вопроса. Первый – изучение сущности нового реализма как художественного течения в русской литературе 2000-х годов и сопоставление с классическим реализмом. Второй – новый реализм в творчестве Сергея Шаргунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses two main issues. The first is the study of the essence of new realism as an artistic trend in the Russian literature of the 2000s and comparison with classical realism. The second is the new realism in the work of Sergei Shargunov

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-942-945

РЕАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Джулдызай Орынбасаровна Калдыбаева

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

silverbelt@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются два главных вопроса. Первый -изучение сущности нового реализма как художественного течения в русской литературе 2000-х годов и сопоставление с классическим реализмом. Второй -новый реализм в творчестве Сергея Шаргунова.

Ключевые слова: новый реализм, неореализм, литература, жанр.

ABSTRACT

This article discusses two main issues. The first is the study of the essence of new realism as an artistic trend in the Russian literature of the 2000s and comparison with classical realism. The second is the new realism in the work of Sergei Shargunov

Keywords: new realism, neorealism, literature, genre.

ВВЕДЕНИЕ

Литература конца ХХ - начала XXI в. в России сложна и необычна. Существует огромное количество материала по ее изучению, но до сегодняшнего дня так и не решены спорные вопросы, к которым относятся функционирование современного реализма.

Реализм в русской литературе появился в первой половине XIX века и продолжает оставаться ведущим направлением. В высказывании Б. Пастернака «Реализм не есть нечто такое, что может пониматься как направление, реализм - это сама природа искусства, ее сторожевой пес, который не дает уклониться от следа, проложенного ариадниной нитью» [1,с. 267- 277].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Реализм в литературе - это направление, изображающее действительность такой, какая она есть без каких-либо преувеличений.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-942-945

В русской литературе реализм возник в 1830 году, а расцвета достиг к середине XIX века. Развитие реализма в русской литературе в первую очередь связывают с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин является основоположником реализма. Именно они были одними из первых писателей, которые перешли от романтизма к реализму. Реалисты стремились описать действительность такой, какая она есть, стремились найти правду и справедливость.

В конце XIX и начале ХХ века реализм в русской литературе терпит кризис, так как о себе заявило новое направление - символизм. В ХХ веке появляется понятие неореализм, которое обозначает «ложь». Писатели данного направления отказывались от традиций классического реализма.

Неореализм ярко проявился в прозе И.А. Бунина. Жанры неореализма повесть и рассказ. Меняется герой в новой литературе. Герои в реализме анализируют мир как вокруг себя, так и внутри себя.

Если героев XIX века согревала надежда на будущее, то у сегодняшнего героя отсутствует надежда, вера в будущее, душа героя беспокойная. В XIX веке герои реализма — это типичные образы, которые находились в типических обстоятельствах, это были великие люди. В современной литературе герои поменялись, это - наркоманы, бомжи, убийцы, воры, женщины легкого поведения.

В современной русской литературе тип «маленького человека» остается таким, каким был в XIX веке, т.е. тот, у которого бесцельная жизнь, скучные будни, чувство постоянного одиночества.

Изменяется жанровая специфика современного реализма, появился интерес к таким жанровым формам как манифест, автобиография, эссе, роман в рассказах. Ведущим жанром в литературе была повесть. Роман практически исчезает.

Современные писатели изображали народ, который постоянно страдал, мучился, находился в положении нищеты.

В современной литературе постоянно идет поиск положительного героя, который хочет вырваться из темного мира, где царит ужас современности, где вокруг убийцы, наркоманы. На примере произведения «Ура!» С. Шаргунова, видно, как главный герой зависит от наркотиков, сигарет, но признается, что все это губит человека.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-942-945

Реализм — это «вечное стремление к земной реальной действительности», что означает «утверждение конечного во имя бесконечного», романтизм — «вечное стремление и проникновение за пределы земной реальности» и, значит, «отрицание конечного во имя бесконечного» [2, с.63].

«Новый реализм» в первую очередь противостоит постмодернизму. С. Шаргунов в своих статьях высказывал мнение, что он относил свое творчество также к постмодернизму.

Как известно, С. Шаргунов является одним из самых современных писателей, он основоположник «нового реализма». Писатели «нового реализма» изображали время, соответствующее социальной действительности, проявляли интерес в основном к социальной тематике.

Герой нового реализма — «странник, скиталец, неприкаянная душа» — находится с миром в романтическом конфликте. «Он не принимает законы и структуру мира, а потому становится в нем неустроенным. Способов самореализации немного: личная автономия, уход в себя, либо взрыв, бунт, открытое противоборство» [3, с. 6]

«Новый реализм — это, может, и не самое удачное определение, зато важный поворот в литературе, а именно возвращение интереса к реальности, к жизни. С одной стороны, наследуя старому доброму критическому реализму, а с другой — впитав авангардные приемы, постмодернистские практики и отзываясь на современные реалии, такой реализм вправе называться именно новым. Я не могу себя строго причислить к какому-то направлению. Главное — писать книжки, которые будут хорошими. Поскольку определение «новый реализм» все-таки довольно условное и часто охватывает авторов жанрово и стилистически разных, то новые реалисты, наверное, прежде всего собратья по духу, по настроению, по какому-то стремлению к новизне, твердости, искренности. Не думаю, что новый реализм себя исчерпал, но он должен усложняться. От исповедей и очерков, то есть от прямой трансляции личного опыта, многие уже перешли к психологически достоверным романам. Это важно и нужно» -Сергей Шаргунов [4, с. 47].

Важным новаторством повести является появление нового героя. Шаргунов не называет своего героя положительным, это герой, который представляет собой поколение 90-х годов XX века.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-942-945

В творчестве Шаргунова часто говорится о наркотиках, алкоголе, криминале. Иногда появляется ненормативная лексика, демонстрируя стремление «нового реализма» к своеобразной «низовой правде». В повести Ура» автор осуждает алкоголь, курение, считает их психической зависимостью. Стоит отметить, что произведение является автобиографичным. Главный герой по имени Шаргунов не обладает супер способностями, это обычный человек, который соответствует своему обществу, что характерно для современного реализма. «Ура!» многие критики упрекали в излишнем пафосе, в позерстве, но в этом и заключен неклассический психологизм повести, написанной от лица современного 20-летнего молодого человека. «Я смогу работать, как весело и исправно работал лет в семнадцать» [5, с. 159].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что реализм никогда не уйдет из художественного творчества, так как без этого направления невозможно представить современную литературу. Главная цель для современных писателей - описать современную действительность без каких-либо приукрашиваний, без фантастики. Направление реализм зависит от социальной действительности, в которой творят писатели. Начиная с эпохи античности, авторы часто гиперболизировали образы, общество, но постепенно все изменилось.

REFERENCES

1. Несмеянова О. Цикл "Беседы о реализме". Цит. по: Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975. - С. 267- 277

2. Косарева Л. А. Русская литература ХХ века: учеб. пособие / Л.А. Ко-сарева. -М.: Российский университет дружбы народов, 2012. - 287 с.

3. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: в 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1986-1990-е годы): учеб. пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 216 с.

4. Шаргунов С.А. Ура! // Новый мир. - 2002. - № 6 [Электронный ресурс] — URL: http://magazmes.russ.ru/novyi_mi/2002/6/shar.html (дата обращения 12.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.