Научная статья на тему 'Реализм г. Флобера в оценке отечественных литературоведов'

Реализм г. Флобера в оценке отечественных литературоведов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1119
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОБЕР / РЕАЛИЗМ / РОМАНТИЗМ / «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» / ART FOR ART''S SAKE / FLAUBERT / REALISM / ROMANTICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тенихина А. С.

В статье рассматриваются существующие в отечественной науке точки зрения на творчество Г. Флобера. Особое внимание уделяется спорам о специфике реализма французского классика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLAUBERT''S REALISM FROM THE POINT OF VIEW OF LITERARY CRITICISM

The critical views on Flaubert's works are considered in the article. Special attention is paid to the specifics of realism of the French writer.

Текст научной работы на тему «Реализм г. Флобера в оценке отечественных литературоведов»

УДК 82.0 ВАК 10.01.03

А. С. Тенихина

Екатеринбург, Россия

РЕАЛИЗМ Г. ФЛОБЕРА В ОЦЕНКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Флобер, реализм, романтизм, «чистое искусство». АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются существующие в отечественной науке точки зрения на творчество Г. Флобера. Особое внимание уделяется спорам о специфике реализма французского классика

A. S. Tenikhina

Yekaterinburg, Russia

FLAUBERT'S REALISM FROM THE POINT OF VIEW OF LITERARY CRITICISM

KEY WORDS: Flaubert, realism, romanticism, art for art's sake.

ABSTRACT: The critical views on Flaubert's works are considered in the article. Special attention is paid to the specifics of realism of the French writer.

Творчество Г. Флобера вызывает неослабевающий интерес у литературоведения: художественные произведения французского писателя затрагивают актуальные вопросы продолжают его времени, но к творчеству Г. Флобера обращаются исследователи конца ХХ века и сегодняшнего дня. «Проблема переходности творчества Флобера обусловила основную особенность... поэтики -иронию, хотя эта особенность имела свою особую специфику» [6. С. 370]. Практически не оспаривается факт, что Г. Флобер был крупнейшим представителем нового этапа реализма второй половины XIX столетия. При этом отмечается, что к социальным слоям населения писатель относился противоречиво: «буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной» [1. С. 106].

В отечественной науке изучением творчества Г. Флобера занимались такие литературоведы, как А.В. Карель-

ский («От героя к человеку», 1990); Н.А. Смирнова (статья в энциклопедии «Всемирная история»,1959); М. Е. Елизарова (раздел в учебнике «История зарубежной литературы XIX века», 1972); А. И. Пузиков («Пять портретов», 1972); Г. И. Модина («Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера», 2000); О. С. Борисов, Н.О. Свечникова (раздел в учебном пособии по культурологии, 2008)и другие.

Н. А. Смирнова в Энциклопедии «Всемирная история», вышедшей в свет еще в середине прошлого века, утверждает, что несмотря на несостоятельность позиции Флобера, который призывает художника «уйти в башню из слоновой кости» и служить красоте, писатель дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы [7. С. 106]. А. В. Карельский, тоже имея в виду стремление писателя к романтическому затворничеству, считает, что реализм для Флобера является

65

«долгом, подчас тяжким, как вериги» [3. С. 200]. «Романтизм предстает ему <Флоберу> как беспочвенное обольщение, власть обстоятельств - как непреложный и едва ли не конечный закон» [3. С. 201].

Творчество Гюстава Флобера развивалось в атмосфере трудных для Франции лет: разгром революции 1848 года свидетельствовал не только о кризисе буржуазного общества, но и об исчезновении надежды на развитие духовного потенциала личности, и это отражается на мировоззрении писателя.

В середине XIX в., период в отличие от бальзаковского этапа реализма, в стране развиваются идеи «чистого искусства» и «абсолютно совершенной формы», сторонником которых Флобер в буквальном смысле не был. Но он уделяет идеям формального совершенства произведения гораздо больше внимания, чем его предшественники, что и заставляет исследователей спорить о специфике реализма Флобера.

Мировоззрение и творчество Флобера, в основном сформировавшееся во второй половине века, были противоречивы. М.Е. Елизарова в учебнике «История зарубежной литературы XIX века» (1972) отмечает: «Его беззаветная вера в "Прекрасное" не уменьшала, но еще более увеличивала его пессимизм». Будучи свидетелем буржуазного мира, Флобер осознает, что прекрасного в жизни нет и быть не может. Он видит нечто абстрактное в прекрасном, стоящее над жизнью. Если человек поверит в реальность прекрасного, он жестоко обманется. Эта мысль, по мнению исследователя, становится идейно-композиционным стержнем многих произведений Флобера [2. С. 232].

Произведения Флобера не все исследованы одинаково подробно в нашей науке: нельзя не согласиться с мнением Г. И. Модиной, считающей что «юношеская проза Флобера достаточно долго рассматривалась как явление не

66

слишком серьезное в сравнении с произведениями, созданными в 1850-70-е годы и составляющими флоберовский "канон"». В них, как замечает И. Леклерк, находили интерес лишь с автобиографической точки зрения [4. С. 94]. В настоящее время ученые придерживаются мнения, что в текстах 1830-40-х годов отражается процесс формирования уникального творца, стремящего уже в самых первых литературных опытах к созданию собственного целостного художественного мира.

По мнению Флобера, единственная сфера, в которой есть прекрасное -это искусство. «Из всех самообманов, -писал Флобер, - оно наименее обманчиво» [8]. Поэтому в системе мировоззрения Флобера особое место занимают вопросы искусства. Для его взглядов на искусство характерны серьезное эволюция, которая находит свое отражение в его творчестве и во всех его суждениях.

Искусство следует поставить выше всего в жизни, даже выше личности художника. Для Флобера оно есть ценность, оно прекрасно само по себе, а не потому, что выражает какую-нибудь идею. «Нет ничего менее талантливого, как вкладывать в искусство личные чувства», - утверждал писатель [8]. Тем не менее, все произведения Гюстава Флобера полны глубокого обличительного пафоса. Утверждая, что истинный художник должен жить в башне из слоновой кости, автор делал важное добавление о самом себе: подняться в эту башню ему не удалось, ибо «гвозди сапог тянут его обратно к земле» [8].

Несмотря на все высказывания писателя, в своем творчестве он всегда оставался на земле. Глубокая заинтересованность в жизни, крепкая связь с ней явилась водоразделом между Флобером и представителями «искусства для искусства», определяя его личный путь в литературе. Пошлое и обыденное сделать предметом искусства - это была задача, поставленная автором, которую

он стремился осуществить в своих произведениях.

Воплощением этой задачи стал первый роман писателя - «Госпожа Бо-вари» (1856). Этот роман, которому писатель отдает пять лет напряженного, мучительного труда, отразил миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера. Однако и в более ранних произведениях автора можно увидеть эскизы к большому полотну, которые помогли Флоберу подойти к его замыслу. На наш взгляд, об этом и пишет М. Елизарова: «В буржуазном мир нет ничего прекрасного. Лишь в поэзии, в гармонии стиха, в ювелирно отточенной форме трепещет порой это прекрасное, которого так жаждет сердце человека» [2. С. 241]. Флобер по этому поводу говорит: «Иной раз я готов отдать всю науку болтунов настоящего, прошедшего и будущего, всю дурацкую эрудицию мусорщиков, гробокопателей, философов, романистов, химиков, бакалейщиков, академиков - за два стиха Ламар-тина или Виктора Гюго» [8].

Именно в этом отсутствии прекрасного, по мнению Флобера, заключается страшная трагедия человека. Эта мысль пронизывает все последующие произведения писателя. Сопоставив научные труды разных литературоведов, мы пришли к выводу, что многие исследователи динамику творчества Флобера понимают следующим образом: «Флобер уже предвидел, не отдавая себе в этом ясного отчета, надвигающийся крах буржуазной системы. Он смертельно ненавидел буржуазный порядок и его опору и «героя» - самодовольного, уравновешенного, ограниченного буржуа. Эта ненависть к буржуазному обществу и его культуре помогла писателю создать произведения огромной обличительной силы. Никаких путей к примирению с этим обществом для Флобера не могло быть» [6. С. 235]. С юных лет Флобер питал ненависть к буржуазии, их жизни, воспринимал ее

67

идеи с сарказмом; с течением времени ненависть к однообразной, пошлой жизни буржуа усиливалась, что отражалось на его творчестве.

По мнению Е. А. Петровой, «Свою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить "интересы духа", оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии». Отсюда ставший теперь хрестоматийным его образ «башни из слоновой кости», возвышающей художника над хозяевами жизни - буржуа: «Закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодновато... зато звезды светят ярче и не слышишь дураков» [8]. Однако своими произведениями художник-реалист неизменно оказывается втянутым в решение злободневных проблем современности [5. С. 112].

Вклад Е.А. Петровой и других исследователей очень важен для развития отечественного флобероведения, но несмотря на это, не все приведенные выше точки зрения кажутся сегодня актуальными. Флобер, затрагивая злободневные проблемы современности, указывает на их источники - власть, богатство, но главным оказывается отсутствие в «сером» мире подлинных ценностей, что и вызывает горечь, отражающуюся в произведениях писателя.

Современники Флобера отмечали, что он был требователен к своим произведениям и добивался совершенного стиля. В данном вопросе мы считаем авторитетным мнение Э. Золя, который называл внимание к стилю «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу» [8]. Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Однако его требовательность - не причуда эстета. Убежденный в нерасторжимом двуединстве формы и содержания, Флобер подчеркивает: «Сама по себе закругленность фразы ничего не стоит, а все дело в том,

чтобы хорошо писать, надо одновременно хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выражать (Бюффон)» [8]. Для Флобера «стиль - это способ мыслить», язык - основа, первоэлемент художественной формы, неотделимой от самой сути произведения: «Форма -сама суть мысли, как мысль - душа формы, ее жизнь» [8]. Отсюда - и те «нечеловеческие усилия» (Мопассан), которые затрачивает Флобер в поисках единственно нужных ему слов для точного выражения истин, открываемых в жизни.

Таким образом, проанализировав труды разных литературоведов, мы

пришли к выводу, что существуют различные подходы к изучению творчества Флобера. Одни считают, что он на протяжении всего своего творческого пути пытался бороться с буржуазией, ее законами, выявляя определенные законы литературы, но сам и не следовал, стараясь быть свободным в творчестве. Другие указывают на самобытность его стиля, особенности реализма, который продолжая бытовать в сложных соотношениях с романтической традицией и формирующимся «чистым искусством», тем не менее остается классическим реализмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов О.С. , Свечникова Н.О. Культурология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 483 с.

2. Елизарова М.Е. История зарубежной литературы XIX века. - М.: Просвещение, 1972. - 622 с.

3. Карельский А.В. От героя к человеку. -М.: Советский издатель, 1990. - 405 с.

4. Модина Г.И. Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. URL: http://www.kazedu.kz/referat/81281 (Дата обращения 30.10.2014).

5. Петрова Е.А. История зарубежной литературы XIX века. - М.: Высшая школа, 1991.

6. Пузиков А. Пять портретов. - М.: Художественная литература, 1972. - 460 с.

7. Смирнова Н.А. Энциклопедия. Всемирная история. Т. 6. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. URL: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000036/(дата обращения 30.10.2014).

8. Флобер Г. Письма 1830-1880. URL: http://flober.narod.ru/flaubert/letters.htm (Дата обращения 30.10.2014).

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.