Н. Н. Гордеева
Реализация закона о всеобуче в Выборге и Выборгском районе в первые послевоенные годы
Для Советского государства в послевоенный период организация народного образования являлась одной из первоочередных задач, от решения которой зависела не только подготовка кадров для восстановления народного хозяйства, но и будущее страны. В сложных условиях послевоенной разрухи для школ не хватало помещений, учебников, наглядных пособий и письменных принадлежностей, педагогических кадров. В результате крайней нужды, в которой оказалось большинство семей того времени, зачастую молодежь шла на производство и поэтому бросала обучение в средней школе [1, с. 115]. Многие дети не посещали школу из-за отсутствия возможности семьи приобрести обувь, одежду, а также из-за удаленности школ, особенно в сельской местности. Несмотря на жесткую послевоенную экономию, выделяя минимальные финансовые средства и привлекая общественную инициативу, советское руководство принимало меры по реализации закона о всеобщем обязательном обучении.
К выполнению закона о всеобуче в Выборге приступили сразу после освобождения города в июне 1944 г. Несмотря на короткий срок, к занятиям учебного года были подготовлены две школы, в зданиях которых были остеклены рамы, отремонтирован водопровод. Школы были полностью обеспечены учебниками, тетрадями, канцелярскими принадлежностями и дровами на весь учебный год. Среди педагогических кадров не хватало военрука и двух учителей начальных классов. Учитывая материальные затруднения в семьях, нуждающимся учащимся было выдано 285 пар обуви [3. Л. 45]. Ввиду недостаточной организации горячих завтраков со стороны «Лен-облторга» в средней школе был организован горячий чай. Посещаемость школ учащимися была низкая и в среднем ежедневная составляла 52-85 % [2. Л. 46]. На 15.01.1945 г. всеобучем не было охвачено 24 человека [2. Л. 46].
В 1945 г. в результате невыполнения обязанностей по восстановлению школ строительно-монтажным управлением из-за отсутствия рабочих рук создалось угрожающее положение по обеспечению выпуска школ к сроку. В этих условиях исполком вынужден был принять ряд экстраординарных мер по привлечению значительного количества организаций на восстановление школ, что позволило решить задачу начать занятия в срок [4. Л. 3]. Кроме того, исключительную помощь оказало население, которое отработало на восстановлении школ 6 тыс. часов [5. Л. 25].
46
В 1945-1946 учебном году в действовавших пяти школах Выборга (средняя школа № 34, неполная средняя, начальные школы по Школьной улице, в Пики-руки и в Тианахаре с общим количеством 60 классов) обучалось 1979 человек [6. Л. 40]. Школы были почти полностью укомплектованы педагогическим персоналом, но не хватало преподавателя истории, преподавателя географии и военрука. Определить подготовленность учителей не предоставлялось возможности, так как многие учителя не работали в Выборге и не имели опыта. Также в школах не хватало столов, стульев, инвентаря. Учебными пособиями, канцтоварами, тетрадями школы были обеспечены лишь на первую четверть. В результате большой ограниченности местных ресурсов на подсобных хозяйствах и отпускных пропусков для школьников, не был решен вопрос питания и требовал вмешательства областных организаций. Кроме того, необходимо было ходатайствовать перед облисполкомом о выделении значительного количества промтоварных ордеров, так как население Выборга состояло целиком из реэвакуированных или прибывших из других областей. Однако со стороны облоно в решении вопросов помощь не оказывалась и не проявлялась забота, «если не считать, что за последние дни они часто звонят по телефону с тем, чтобы составить сводку о готовности школ», - указано в отчете работы гороно за 1945 г. [2. Л. 46].
В 1945 г. большую работу по развертыванию сети школ проделал районный отдел народного образования: вместо девяти запланированных, в районе было открыто 20 школ [2. Л. 46], которые были укомплектованы педагогическими кадрами и хорошо обеспеченны необходимыми канцелярскими и письменными принадлежностями. Однако в докладе инспектора роно Лихачева «О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении» отмечено: «дети колхозов «им. Свердлова» не полностью охвачены школой. Большинство сельсоветов не заботятся об осуществлении закона о всеобщем обязательном обучении. В ряде школ (Алясомская, Лавальская, Сяйненская, Перовская) не завезено достаточное количество топлива» [2. Л. 47]. Поэтому на основании решения исполкома Выборгского райсовета депутатов трудящихся от 29 декабря 1945 г. сельские и поселковые советы обязаны были вести строгий учет детей школьного возраста, прибывших в район и требовать немедленного помещения их в школу. Кроме того, необходимо было обеспечить все школы годовым запасом топлива, организовав его подвоз силами колхозников, организаций и предприятий. От председателей колхозов «Родина» и «Свободный труд» требовалось оказать помощь Вахвиальской школе в организации интерната, а от правления колхоза «им. Свердлова» - организовать систематический подвоз детей в Алясомскую школу. Заведующий «Райпотреб-
47
союзом» Козлов обязан был немедленно завезти в район запланированное количество детской обуви и одежды. Иванову, заведующему «Райторготдела», было поручено в срочном порядке разрешить вопрос об организации школьных завтраков в Иоханес-ской и Тронгзундской семилетних школах и начальной школе поселке Перро. Иоханесская семилетняя школа должна была быть обеспечена необходимым количеством парт и столов. Однако при подведении итогов 1945-1946 учебного года было выявлено 57 человек школьного возраста, которые не были охвачены обучением. Кроме того, в результате неудовлетворительной учебновоспитательной работы в школах, особенно Алясомской, колхозов «Пионер» и «Пограничник», Иоханесской, из имевшегося общего количества 738 человек в следующий класс было переведено 568 учащихся, на второй год оставлено 121 человек, испытание на осень получили 49 учащихся [2. Л. 138]. Поэтому принятые исполкомом решения 10 июля 1946 г. были направлены на улучшение организации учебно-воспитательной работы в школах. Усиливался контроль за работой учителей, укреплялось руководство методического кабинета как центра, организующего методическую помощь учителям. Все школы района должны были быть обеспечены школьной мебелью, необходимыми учебно-наглядными пособиями и библиотечными передвижками. Заведующий отделом кинофикации Будиловский обязан был обеспечить регулярное, не реже одного раза в месяц, обслуживание кинопередвижками. На заведующего роно Чукаловского были возложены обязанности повседневного руководства работой школ по привитию учащимся навыков самостоятельной работы и культурного поведения. Кроме того, совместно с заведующей культотделом Юргиной обязан был развивать художественную самодеятельность среди учащихся района.
В условиях ограниченного финансирования для выполнения закона о всеобуче привлекалась общественная инициатива колхозников. Поступавшие в распоряжение сельских советов дополнительные средства в размере 75 % от общей суммы направлялись на сельские школы, их учебные и хозяйственные расходы. «На средства самообложения Виллальский сельсовет отремонтировал школу», - сообщалось в местной газете «Выборгский большевик» в январе 1947 г. [9].
Для решения вопроса обучения подростков, работающих на предприятиях и желающих продолжать обучение без отрыва от производства, в Выборге в 1945 г. была открыта вечерняя школа рабочей молодежи. Однако, учитывая количество неграмотных и малограмотных, в 1947 г. была утверждена сеть школ при следующих предприятиях: «Газовый завод», «Сельхоззавод», «Водоканал», «Ремстройконтора», сетевязальная фабрика,
48
«Горпромкомбинат», «Обувщик» [7. Л. 32]. Директора предприятий и МК обязаны были выделить средства на обучение и организовать занятия с 1 сентября 1947 г. На заведующую гороно Тихонову были возложены обязанности по обеспечению школ малограмотных педагогическими кадрами, учебниками и контроль над обучением.
Для проверки грамотности, выявления малограмотных и привлечения их к обучению для допризывников на период приписки в 1948 г. был выделен постоянный учитель. Несмотря на решение исполкома горсовета депутатов трудящихся от 16 декабря 1949 г. закончить ликвидацию малограмотности к 15 мая 1950 г. [8. Л. 6], на «3 апреля 1953 года во время приписки по Выборгу было выявлено неграмотных и малограмотных 10 человек» [8. Л. 10].
В условиях сложного послевоенного времени, несмотря на остававшуюся неграмотность и малограмотность как по стране в целом, так и по Выборгу, в результате целенаправленных принимаемых мер по реализации закона о всеобуче, в народном образовании были достигнуты серьезные успехи.
Список литературы
1. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. - М., 2000. - С. 115.
2. Ленинградский областной государственный архив в городе Выборге (далее ЛОГАВ). Ф. Р. 2. Оп. 3. Д. 6. Л. 46, 47, 138.
3. ЛОГАВ. Ф. Р. 2. Оп. 3. Д. 8. Л. 45.
4. ЛОГАВ. Ф. Р. 205. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
5. ЛОГАВ. Ф. Р-437. Оп. 2. Д. 21. Л. 25.
6. Там же. Д. 35. Л. 40.
7. Там же. Д. 53. Л. 32.
8. Там же. Д. 139. Л. 6, 10.
9. Самообложение // Выборгский большевик. - 1947. - 4 янв.
Н. В. Евдокимова
Особенности просветительской деятельности краеведческих музеев Ленинградской области в 60-80-е гг. XX в.
Историческое и культурное наследие Ленинградской области, сосредоточенное в краеведческих музеях, представляет огромный интерес как для научных исследований, так и для просвещения различных слоёв общества в целом. Являясь общедоступными научнопросветительными учреждениями, краеведческие музеи осуществляют потребность общества в сохранении и трансляции культуры прошлого.
В 60-80-е гг. XX в. были заложены новые советские культурные традиции, именно в этот период музей начинает играть важную роль
49