Научная статья на тему 'Реализация юридико-психологических оснований в тренинговых методиках преодоления стрессову курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Реализация юридико-психологических оснований в тренинговых методиках преодоления стрессову курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ДИСТРЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / ТРАНСАКТНЫЙ / РЕГУЛЯТОРНЫЙ ПОДХОДЫ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / STRESS / DISTRESS / ECOLOGICAL / TRANSACTIONAL / REGULATORY APPROACHES / PSYCHO-PREVENTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич

В статье анализируется психологический тренинг как метод преодоления отрицательных стрессов (дистрессов) курсантов образовательных организаций ФСИН России. Представлены трехфакторная модель напряженности труда, а также трансактный, регуляторный, экологический подходы, посвященные созданию совершенных видов психодиагностических методов, помогающих выработать просоциальную жизненную стратегию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of a psychological reason in the training techniques of overcoming of stress among the studentsof educational institutions of the FPS of Russia

The article analyzes psychological training as a method of overcoming the negative stresses (distresses) of cadets of the FPS of Russia universities. A three-factor model of labor intensity is presented, as well as transactional, regulatory, and ecological approaches devoted to the creation of perfect types of psychodiagnostic methods that help develop a prosocial life strategy.

Текст научной работы на тему «Реализация юридико-психологических оснований в тренинговых методиках преодоления стрессову курсантов образовательных организаций ФСИН России»

УДК 159.9

Бабурин Сергей Витальевич Baburin Sergej V.

кандидат психологических наук, доцент, начальник

Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е)

candidate of sciences (psychological), associate professor, head

Vladimir law institute of the Federal penitentiary service (67e Bol'shaya Nizhegorodskaya st., Vladimir, 600020)

E-mail: vui@vui.vladinfo.ru

Реализация юридико-психологических оснований в тренинговых методиках преодоления стрессов у курсантов образовательных организаций ФСИН России

Implementation of a psychological reason in the training techniques of overcoming of stress among the students of educational institutions of the FPS of Russia

В статье анализируется психологический тренинг как метод преодоления отрицательных стрессов (дистрессов) курсантов образовательных организаций ФСИН России. Представлены трехфакторная модель напряженности труда, а также трансактный, регуляторный, экологический подходы, посвященные созданию совершенных видов психодиагностических методов, помогающих выработать просоциальную жизненную стратегию.

Ключевые слова: стресс, дистресс, экологический, трансактный, регуляторный подходы, психопрофилактический тренинг

The article analyzes psychological training as a method of overcoming the negative stresses (distresses) of cadets of the FPS of Russia universities. A three-factor model of labor intensity is presented, as well as transactional, regulatory, and ecological approaches devoted to the creation of perfect types of psychodiagnostic methods that help develop a prosocial life strategy.

Keywords: stress, distress, ecological, transactional, regulatory approaches, psycho-preventive training.

Социально-экономические и политические реалии современного общества требуют от человека значительных затрат физических и психологических ресурсов. Специалисты в области практической психологии констатируют, что немалая часть социальных страт испытывает психические перверсии, детерминированные острым или хроническим дистрессом. Постепенно это явление приобретает масштабы пандемии и постулируется как социально-психологическая проблема социума [1].

В этой связи особое значение приобретает обеспечение психологической помощи населению, в особенности той его части, которая наиболее подвержена воздействиям стрессо-генных обстоятельств. Анализ современного отечественного законодательства позволяет заключить, что в настоящий момент в России

отсутствует комплексная правовая база, регулирующая оказание населению психологической помощи. Отдельные положения в данном направлении регулирования можно встретить в некоторых нормативных правовых актах федерального уровня. Так, в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в качестве вида социальных услуг обозначены услуги социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде [2]. В 2014 году был разработан и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации» (далее — проект Закона

о психологической помощи населению). Проект содержал базовые положения, регламентирующие деятельность психологов по направлению оказания психологической помощи, такие как: формы и виды психологической помощи, права и обязанности психологов и консультируемых, особенности деятельности саморегулирующихся организаций психологов и т. д. Однако к настоящему моменту данный нормативный правовой акт не принят, что оставляет вопрос об урегулированности рассматриваемого вида деятельности открытым.

Отсутствие федерального правового регулирования компенсируется принятием ведомственных правовых актов. В частности, вопросы деятельности психологических служб в уголовно-исполнительной системе регламентируются приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» [3]. Несмотря на то, что в целом данный акт регламентирует основные направления, цели, функции, виды работ, выполняемых психологами, очевидна необходимость наличия единой концепции регулирования, принятой на федеральном уровне, которая бы обозначила общие положения анализируемой деятельности. Ведомственное нормотворчество не может и не должно иметь характер базового — оно должно конкретизировать федеральное законодательство с учетом собственных актуальных потребностей.

Курсанты образовательных организаций ФСИН России — наиболее уязвимая социальная группа. Это обусловлено сложностью их будущей профессиональной деятельности, связанной с охраной и обороной объектов, находящихся в ведении ФСИН России, конвоированием, исправлением, реадаптацией, ре-социализацией осужденных, специфическими условиями учебной и служебной деятельности курсантов, обусловленной совмещением учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей; жестко регламентированным распорядком дня учебной деятельности; принципами подчинения и субординации, преобладанием групповых видов учебной деятельности над индивидуальными.

Адаптивные способности к дистрессу, профессиональная надежность и устойчивость к дистрессу — это основные параметры психологической подготовленности к решению профессиональных задач в непростых условиях [4]. Их недостаточная развитость, неумение

справляться с психофизиологическим состоянием может инициировать серьезные негативные последствия и для деятельности, и для психического и физического здоровья сотрудников. Согласованная система психологического обеспечения поможет избежать отрицательных последствий дистресса. Одним из элементов этой системы выступает психофизиологический тренинг, ориентированный на формирование умений и навыков оптимального использования личностных ресурсов и способностей с целью повышения продуктивности деятельности, сохранения и реанимирования психического здоровья [5].

Педагогика, психология, экология, социология — науки, предметом изучения которых в том числе являются и различные аспекты дистресса. Немецкий психотерапевт К. Фопель выделяет три базовых подхода к анализу профессионального дистресса: экологический, трансактный, регуляторный.

В рамках экологического подхода дистресс понимается как результат симбиоза человека с окружающей средой. Трансактный подход рассматривает дистресс как индивидуально-приспособительную реакцию индивида на осложненную ситуацию. Регуляторный же подход анализирует профессиональный дистресс как класс состояний, демонстрирующий механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях [1].

Объектом экологического подхода выступают характерологические особенности дистресса на «входе» (этиология, факторы, приводящие к разрушительному стрессу) и «выходе» (последствия дистресса для трудовых операций, физического и психического здоровья).

Закономерные связи между факторами напряженности труда и их отрицательными последствиями констатируют наличие дистресса. Американские ученые Г. Олдхэм и Дж. Хэкман разработали модель, служащую основой для методики диагностики базовых структурных составляющих труда, описываемых пятью базовыми составляющими: многообразием, сложностью, важностью задач, самостоятельностью исполнения и наличием обратной связи [6].

Разработаны модели, ориентированные на дефиниции «психическое здоровье», «личностное благополучие». Профессор В.Л. Марищук отмечает, что наиболее оригинальные из них — модель «салютогенеза труда» А. Марселла, «витаминная модель» психического здоровья П. Варра, трехфакторная модель напряженности труда Р. Карасека и Т. Теорелл.

Несмотря на определенную дифференциро-ванность, для этих моделей характерно общее, заключающееся в том, что необходимо отказаться от традиционного акцента на исследовании только отрицательных аспектов дистресса и создать модели, анализирующие оптимальное рабочее состояние, в котором акцент делается не на перечислении трудовых нагрузок и личностных характеристик работающих, а на анализе эффектов их воздействия [7].

В середине 70-х годов ХХ века сформировался трансактный подход, инициированный развитием познавательных концепций дистресса. В его становлении большую роль сыграла разработанная американским психологом Р Лазарусом теория психологического стресса. Вектор интересов сместился с исследования регулирования постоянства внутренней среды и стадий приспособительного характера на рассмотрение личностно-психологических факторов, детерминирующих развитие дистресса. Квинтэссенция в этом анализе принадлежит субъективной значимости той ситуации, в которой осуществляет свою деятельность человек, и тем механизмам, которые помогают ему преодолевать затруднения.

Основным недостатком рассмотренной модели выступает отсутствие четкого понимания того, как определенные противоречия в познавательной модификации поступающей извне информации об имеющейся ситуации реализуются на уровне «живого потока» функционирования профессионала.

Становление регуляторного подхода детерминировано проводимыми психологией труда и инженерной психологией исследованиями, посвященными рассмотрению различных состояний человека (переутомление, однообразные действия, дистресс и прочие), которые оказывают влияние на продуктивность их деятельности. Основополагающим предметом исследований в контексте регуляторного подхода явились детализация представлений о перемене механизмов регуляции деятельности под влиянием разнообразных факторов, оценка их значимости с точки зрения эндогенных затрат. В конструировании более совершенных видов психодиагностических методик регуляторный подход нашел большое практическое применение, направлен на анализ структурных изменений в ходе функционирования деятельности.

Третью стратегию целесообразно применять, когда необходимо индивидуализировать средства оказания психологической поддержки. Она есть симптом дефицита индивидуальных

способов и навыков нивелирования дистрессо-вых ситуаций, который можно восполнить при специальной тренировке и обучении.

Стрессоустойчивость можно трактовать как многокомпонентное явление, тесно связанное с копинг-стратегиями и зависящее от ряда индивидуально-характерологических особенностей личности (локус контроля, тип темперамента, эмоциональная устойчивость). Данное качество определяет степень эффективности борьбы со стрессовыми ситуациями. Для оценки устойчивости — неустойчивости индивида к воздействиям стресса необходимо учитывать все показатели не только деструктивных условий, но и личностных ресурсов человека, а также имеющегося опыта в нивелировании идентичных ситуаций.

Наиболее успешным способом объединения развиваемых компонентов, когда в воссоздаваемой ситуации участники смогут опираться на приобретенные знания и навыки, выступает тренинг [8].

В соответствии с ранее упомянутым проектом Закона о психологической помощи населению тренинг выступает одним из видов психологической помощи наряду с психофизиологической профилактикой и психологическим просвещением, психологическим консультированием, психологической поддержкой и психологическим сопровождением, психологическим анализом и немедицинской психотерапией, психологической диагностикой, психологической реабилитацией, психологической коррекцией, психологической экспертизой. Авторы законопроекта определили психологический тренинг в качестве процесса формирования эмоционально-корректирующего опыта, снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера.

На наш взгляд, именно данная разновидность психологической помощи является наиболее эффективным элементом психологического сопровождения образовательной и воспитательной деятельности в образовательных организациях ФСИН России, поскольку в совокупности своих направлений может способствовать реализации конструктивного потенциала стрессовых ситуаций. Речь идет, например, о моделировании ситуаций, в которых стрессо-

генные обстоятельства выступают элементом мотивации в решении практических задач.

С целью определения места психологического тренинга в системе мер формирования стрессо-устойчивости у курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была подготовлена тренинговая программа, представленная ограниченным числом узконаправленных занятий. Программа тренинга была апробирована на шести учебных группах курсантов первых и вторых курсов ВЮИ ФСИН России. Тренинговая программа предусматривала конструирование умений без прерывания профессиональной деятельности. В качестве основной цели проводимого тренинга было определено развитие стрессоустойчивости индивида. Тренинги проводились под руководством наиболее опытных психологов психологической службы института в учебных группах, общая численность курсантов в которых варьировалась от 22 до 24 человек. Программа тренинга подразумевала пять занятий по три часа для каждой группы. Период реализации программы — семестр учебного года. Каждое занятие, проводимое в рамках реализации программы, включало в себя следующие компоненты:

— приветствие, рефлексия предыдущих знаний (краткая характеристика работы на предыдущих занятиях);

— информация, раскрывающая тему занятия;

— реализация тренинговых упражнений;

— обсуждение и подведение итогов.

Участниками тренинга выступали члены экспериментальной группы. Их объединяла тождественность выполняемых заданий. Участники контрольной группы (курсанты двух учебных групп) тренинг не проходили.

В рамках контрольного эксперимента, сравнивая данные констатирующего этапа и тестирования после проведенного тренинга, описательные статистики, ^критерий Манна—Уитни и Т-критерий Вилкоксона в экспериментальных и контрольных группах, были зафиксированы появившиеся качества у курсантов, прошедших тренинг: оптимизм, саногенное мышление, про-социальная жизненная стратегия, умение регулировать психофизиологические процессы, адаптация.

Изменение параметров фрустрации как одной из характерологических особенностей личности, воздействие на которую предполагалось в тренинговой программе, носило опосредованный характер, обусловленный инициированием уверенности в себе, саногенностью, эвохомоло-гической направленностью, социальной зрелостью, развитием социального иммунитета.

Реализованное эмпирическое исследование подтвердило предположение о развивающем воздействии тренинговой программы на эмоциональный, познавательный и бихевио-ристический компоненты стрессоустойчивости индивида.

Анализ результатов тренинга, последующий анализ его течения и динамики позволили прийти к выводу о необходимости сокращения числа участников в тренируемой группе до 12—16 человек. Данное число участников будет способствовать полному вовлечению каждого курсанта в процесс решения задач, а также наибольшей степени подконтрольности процесса тренинга организующему и курирующему психологу.

Нам представляется, что результаты, полученные в ходе исследования, можно применять для конструирования коррекционных и превентивных программ в процессе работы с сотрудниками ФСИН России. Научно аргументированную и апробированную программу тренинга развития стрессоустойчивости личности целесообразно использовать при работе с курсантами образовательных организаций ФСИН России. Для актуализации методологии и организации идентичных исследований можно подобрать более широкую палитру диагностических методик, которые позволят не только всеобъемлюще, с детальным анализом каждого параметра стрессоустойчивости учесть изменения до и после, но и констатировать промежуточные результаты. Выделив несколько контрольных групп, будет возможно проконтролировать гипотетические погрешности при разработке и апробации программы для сотрудников ФСИН России. Вместе с тем, особое значение приобретает нормативное правовое регулирование деятельности психологических служб, качество которого непосредственно зависит от наличия базового правового акта, принятого на федеральном уровне.

Примечания

1. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 2001. 288 с.

2. Российская газета. 2013. 30 декабря.

3. Документ опубликован не был.

4. Даутова В.Ю., Резепин А.В., Михайлов В.Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 44—48.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. М., 2005. 640 с.

6. Хэкман Дж.Р., Олдхэм Г.Р. Теория характеристик работы. М., 2008. 160 с.

7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляции человека в условиях стресса. СПб., 2001. 260 с.

8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2003. 224 с.

Notes

1. Fopel K. Psychological groups. Working papers for the leader. Moscow, 2001. 288 p.

2. Rossiyskaya gazeta. 2013. December 30.

3. The document was not published.

4. Dautova V.Yu., Rezepin A.V., Mikhaylov V.B. Psychological support of the adaptation of first-year students to the conditions of educational and official activity // Psycho-pedagogy in law enforcement agencies. 2001. № 2. P. 44—48.

5. Enikeev M.I. Legal psychology with the basics of general and social psychology. Moscow, 2005. 640 p.

6. Khekman Dzh.R, Oldkhem G.R. Theory of the characteristics of work. Moscow, 2008. 160 p.

7. Marishchuk V.L., Evdokimov V.I. Behavior and self-regulation of a person under stress. St. Petersburg, 2001. 260 p.

8. Vachkov I.V. Fundamentals of group training technology. Psychotechnics. Moscow, 2003. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.