Научная статья на тему 'Реализация Водной стратегии в агропромышленном комплексе России: пути и решения'

Реализация Водной стратегии в агропромышленном комплексе России: пути и решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водная стратегия / агропромышленный комплекс / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / водные объекты / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / схемы комплексного использования и охраны водных объектов / Water strategy / agro-industrial complex / Water resources / water bodies / hydraulic structures / Water industry / schemes of complex use and protection of water bodies

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Senchukov G. A., Kapustyan A. S.

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития водного хозяйства в агропромышленном комплексе России. Даны предложения по реализации Водной стратегии в АПК, включающие: разработку административного регламента Минсельхоза РФ по ведению учета и предоставлению сведений для внесения в государственный водный реестр; совершенствование методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение предложений в основные направления проекта концепции ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Senchukov G. A., Kapustyan A. S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems and prospects of development of water management in agro-industrial complex of Russia. The suggestions for realization of the Water Strategy in agro-industrial complex were given: development of administrative regulations for recordkeeping and providing information for inclusion in the State Water Register in Agriculture Ministry of Russian Federation; improvement guidelines for development of schemes of complex use and protection of water bodies and submitting proposals to the main direction of the project concept FTP "Development of water sector of the Russian Federation in 2012-2020 years".

Текст научной работы на тему «Реализация Водной стратегии в агропромышленном комплексе России: пути и решения»

Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 1(01), 2011 г.

УДК 626.81:338.43.02

Г. А. Сенчуков, А. С. Капустян (ФГНУ «РосНИИПМ»)

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОДНОЙ СТРАТЕГИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ: ПУТИ И РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития водного хозяйства в агропромышленном комплексе России. Даны предложения по реализации Водной стратегии в АПК, включающие: разработку административного регламента Минсель-хоза РФ по ведению учета и предоставлению сведений для внесения в государственный водный реестр; совершенствование методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение предложений в основные направления проекта концепции ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.».

Ключевые слова: водная стратегия, агропромышленный комплекс, водные ресурсы, водные объекты, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

G. A. Senchukov, A. S. Kapustyan

REALIZATION OF THE WATER STRATEGY IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA: WAYS AND SOLUTIONS

The article deals with the problems and prospects of development of water management in agro-industrial complex of Russia. The suggestions for realization of the Water Strategy in agro-industrial complex were given: development of administrative regulations for recordkeeping and providing information for inclusion in the State Water Register in Agriculture Ministry of Russian Federation; improvement guidelines for development of schemes of complex use and protection of water bodies and submitting proposals to the main direction of the project concept FTP "Development of water sector of the Russian Federation in 20122020 years".

Keywords: Water Strategy, agro-industrial complex, water resources, water bodies, hydraulic structures, water industry, schemes of complex use and protection of water bodies.

Водная стратегия, разработанная в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определила основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса и закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов [1].

Сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей водных ресурсов. На его нужды расходуется более 18 млн м воды, что составляет 24 % объема водопотребления по России. Основной забор воды

в сельском хозяйстве, по данным государственной статистики, идет на хозяйственно-питьевое водоснабжение (3,99 %), орошение (83,07 %), сельскохозяйственное водоснабжение (4,89 %) и прочие нужды (8,05 %). В перспективе, предполагается существенное увеличение водопотребления в АПК России с объемом изъятия водных ресурсов к 2020 году до 27 км3/год [1].

В этой связи представляется важным разработка предложений по реализации Водной стратегии в агропромышленном комплексе России.

Для информационного обеспечения комплексного и целевого использования и охраны водных объектов, а также планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод с 2007 года формируется государственный водный реестр.

В целях ведения государственного водного реестра Министерство сельского хозяйства Российской Федерации должно представлять Федеральному агентству водных ресурсов сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотреб-ления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах [2].

Одним из инструментов реализации государственной политики в данном направлении может быть административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по исполнению государственной функции по ведению учета и предоставлению сведений для внесения в государственный водный реестр. Административный регламент будет определять последовательность и сроки административных действий и процедур по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации

о водных объектах мелиоративного назначения.

Разработка административного регламента Минсельхоза России позволит оптимизировать исполнение государственной функции в данном направлении работ.

Основным инструментом обеспечения комплексного использования водных объектов Водная стратегия определила схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), разработка которых должна быть завершена в 2015 году [1]. Они должны включать в себя систематизированные материалы о состоянии и использовании водных объектов и быть основой для осуществления водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Источником сведений при разработке СКИОВО всегда служила общегосударственная сеть гидрологических постов и станций. Справочно: в бывшем СССР гидрологическая сеть включала 35 тыс. постов, в том числе около 8 тыс. пунктов наблюдений [3]. В настоящее время в России существующая сеть гидрологических наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды включает всего 3085 гидрологических постов. За последние 20 лет сокращение сети гидрологических наблюдений в Российской Федерации составило в среднем 30 %, а в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - до 50 % [1]. Данное обстоятельство обусловило устойчивую тенденцию ухудшения качества гидрологических прогнозов.

Требования к структуре проектов СКИОВО, составу и последовательности действий по их разработке, утверждению к реализации, внесению изменений в эти схемы определяют утвержденные в 2007 году методические указания [4]. Апробация которых, при выполнении Государственных контрактов по разработке СКИОВО, показала необеспеченность разработчиков в полном объеме первичной информацией Росгидромета, Роснедра, Роспотребнадзора, Росрыболовства и методическими документами [5].

Анализ методических документов по использованию и охране водных объектов показывает, что для разработки СКИОВО есть необходи-

мость в разработке новых и корректировке действующих документов, наиболее важные из которых следующие:

- совершенствование системы государственного учета использования водных ресурсов с унификацией методических документов по терминологии, формам представления и использования результатов;

- разработка методических рекомендаций по прогнозированию использования водных ресурсов;

- разработка методики расчета водохозяйственных балансов;

- разработка методов оценки экологического состояния водного объекта.

Предыдущий опыт осуществления мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования методики составления схем.

Так как СКИОВО разрабатываются для нахождения наиболее эффективных решений местных водохозяйственных задач в пределах бассейна, в составе бассейновых схем должны учитываться схемы развития и размещения объектов сельскохозяйственного и мелиоративного назначения, т.е. развитие и размещение мелиорации и водного хозяйства в АПК.

В целях определения антропогенной нагрузки, выявления причин и источников загрязнения водных объектов в результате хозяйственной деятельности, методические указания предусматривают оценку сельскохозяйственного использования водосборной территории речного бассейна, включающую площади возделываемых культур, площади орошения и осушения, поэтому СКИОВО, кроме сведений по водным объектам, должны включать, по нашему мнению, данные по земельным ресурсам.

Составление схем комплексного использования водных и земельных ресурсов практиковалось в 70-х годах прошлого столетия при осуществлении международного сотрудничества и оказания научно-технической по-

мощи при подготовке Схем ряду зарубежных стран: Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Афганистану, Ирану и Кубе [6]. Включение сведений по земельным ресурсам в разрабатываемые Схемы позволит значительно расширить диапазон задач, предусмотренных методическими указаниями.

С конца 1980-х годов большинство проблем водного хозяйства в АПК решалось только за счет регулирования стока, без проведения необходимых работ по поддержанию и совершенствованию водохозяйственной инфраструктуры.

Обострение проблемы наводнений в России непосредственно связано со старением основных производственных фондов водного хозяйства страны, поэтому особую опасность представляет техническое состояние русловых плотин. В случае возможных аварий в их зону поражения могут попасть многие населенные пункты и предприятия, сотни гектаров сельскохозяйственных угодий. Пойменные земли большинства, нерегулирован-ных водотоков также представляют собой паводкоопасные территории, так как из-за недостаточного финансирования в последние годы противопаводковые мероприятия на сельскохозяйственных территориях в требуемом объеме не проводились.

Наряду с инженерными мероприятиями по повышению безопасности гидротехнических сооружений необходимо формирование единой базы данных по потенциально опасным сооружениям мелиоративного назначения.

К настоящему времени срок эксплуатации большинства сооружений мелиоративного назначения составляет от 30 до 50 лет и является предельным для такого класса сооружений, поэтому требуется их реконструкция, ремонт или модернизация.

По данным Российского регистра гидротехнических сооружений, на балансе Минсельхоза России насчитывается 250 потенциально опасных

Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 1(01), 2011 г. объектов, создающих напорный фронт, из которых 44 водохранилища объ-

33

емом более 10 млн м , 105 - объемом от 1 до 10 млн м и 101 - водоемы и пруды объемом менее 1 млн м3.

Одним из эффективных методов государственной поддержки регионов, не связанным с предоставлением единовременной помощи, являются федеральные целевые программы. Они обеспечивают реализацию структурной, научно-технической и инновационной политики государства направленной на гарантированное обеспечение водными ресурсами и обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений.

Исходя из вышеуказанного, в основные направления проекта концепции ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 20122020 гг.» необходимо внести следующие предложения:

- поэтапная реконструкция мелиоративных систем в перспективных для развития орошаемого земледелия южных районах европейской части Российской Федерации (бассейны рек Волги, Дона, Кубани), а также территориях юга Сибири и Приморского края, с внедрением современных водосберегающих мелиоративных технологий;

- поэтапное оснащение мелиоративных систем современными приборами и оборудованием для учета объемов потерь воды при транспортировке;

- формирование и ведение единой базы данных по безопасности и надежности гидротехнических сооружений.

Дальнейшее развитие комплексного и рационального использования водных ресурсов тесно связано с разработкой долгосрочных целевых программ, направленных на гарантированное обеспечение водными ресурсами и обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений.

Внедрение разработанных предложений в практику водохозяйственной деятельности Минсельхоза России позволит повысить эффективность выполнения запланированных мероприятий и ускорить реализацию Водной стратегии в целом.

Список использованных источников

1 Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р).

2 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 ноября 2007 г. № 316 «Об утверждении порядка предоставления и состава сведений, представляемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр».

3 Комплексное использование и охрана водных ресурсов / И. И. Бо-родавченко [и др.]. - М.: Колос, 1983. - 175 с.

4 Методические указания по разработке Схем комплексного использования и охраны водных объектов (утв. Приказом МПР РФ от 4 июля 2007 г. № 169).

5 Решение семинара «Методическое обеспечение разработки Схем комплексного использования и охраны водных объектов». - Москва, 2829 апреля 2009.

6 Штепа Б. Г. О разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР // Методы составления схем комплексного использования и охраны водных ресурсов малых бассейнов: материалы советско-финляндского симпозиума. - Елгава, 1975. - 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.