Научная статья на тему 'Реализация внешнеэкономической политики России в многополярном мире'

Реализация внешнеэкономической политики России в многополярном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
224
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / FOREIGN POLICY / GLOBALIZATION / MULTIPOLAR WORLD / CONFRONTATION / COOPERATION / PARTNERSHIP / INTEGRATION / ENERGETIC RESOURCES / INVESTMENTS / SAFETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Имяреков Сергей Михайлович, Четайкина Юлия Вячеславовна, Лохтина Лариса Михайловна

Статья посвящена проблеме реализации внешнеэкономической политики России в многополярном мире. Рассматриваются проблемы энергетического сотрудничества Российской Федерации в условиях многополярного мира, в том числе на постсоветском пространстве. Дается характеристика внешнеэкономических связей России с различными странами мира. Отмечается, что при разности геополитических интересов России и США, необходимости решения ключевых мировых экономических проблем Россия выступает за полноценную евроазиатскую экономическую интеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Russia foreign economic policy in a multipolar world

The article is devoted to the problem of realization of Russian foreign economic policy in a multipolar world. Authors review the problems of energetic cooperation of Russian Federation in conditions of multipolar world, including the post-Soviet territories. The article characterizes Russian foreign economic relations with different countries. It is noted that the difference between the geopolitical interests of Russia and the United States, the need to solve key global economic problems, Russia is in favour of a full-fledged Eurasian economic integration.

Текст научной работы на тему «Реализация внешнеэкономической политики России в многополярном мире»

44

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)

УДК 339.9

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ

С.М. Имяреков, Ю.В. Четайкина, Л.М. Лохтина

Статья посвящена проблеме реализации внешнеэкономической политики России в многополярном мире. Рассматриваются проблемы энергетического сотрудничества Российской Федерации в условиях многополярного мира, в том числе на постсоветском пространстве. Дается характеристика внешнеэкономических связей России с различными странами мира. Отмечается, что при разности геополитических интересов России и США, необходимости решения ключевых мировых экономических проблем Россия выступает за полноценную евроазиатскую экономическую интеграцию.

Ключевые слова: внешняя политика; глобализация; многополярный мир; противостояние; сотрудничество; партнерство; интеграция; энергоресурсы; инвестиции; безопасность.

S.M. Imyarekov, Yu.V. Chetaykina, L.M. Lokhtina. IMPLEMENTATION OF RUSSIA FOREIGN ECONOMIC POLICY IN A MULTIPOLAR WORLD

The article is devoted to the problem of realization of Russian foreign economic policy in a multipolar world. Authors review the problems of energetic cooperation of Russian Federation in conditions of multipolar world, including the post-Soviet territories. The article characterizes Russian foreign economic relations with different countries. It is noted that the difference between the geopolitical interests of Russia and the United States, the need to solve key global economic problems, Russia is in favour of a full-fledged Eurasian economic integration.

Keywords: foreign policy; globalization; multipolar world; confrontation; cooperation; partnership; integration; energetic resources; investments; safety.

Современный многополярный мир находится в процессе своего формирования. Его особенность заключается в том, что каждая страна, народ и человек могут выбрать собственный путь развития. Также особенность ситуации состоит в том, что субъекты международных экономических отношений (скажем, участники переговоров) должны играть одновременно в несколько игр, в которые вовлечены различные акторы. Сторонники многополярности подчеркивают, что эта система не позволяет ни одному участнику международных отношений претендовать на мировую гегемонию. Но многополярность современного мира непрочна и находится под угрозой блокового противостояния.

Экономические тенденции глобального развития сложны, противоречивы и неоднородны, но есть общие параметры развития обществ. Так, внешнеэкономическая политика развивается в борьбе цивилизаций и обеспечения главенства одних государств над другими. Под внешнеэкономической политикой мы понимаем деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. В то время как Кремль предложил европейским странам перейти от политики атлантизма к евроатлантизму, США начали активно продвигать Трансатлантическое торго-

вое и инвестиционное партнерство и Транстихоокеанское партнерство, а Китай и Россия - экономический альянс «Шелковый путь». Однако этому мешают противоречия геополитического развития. Решить их кардинально невозможно, так как работает закон неравномерности политического и экономического развития стран. Борьба за источники сырья, чистую питьевую воду и территории будет продолжаться. В этих условиях отстаивание территориальной целостности государств, нерушимости существующих границ, борьба с терроризмом являются одним из фундаментальных принципов мирового права. Отметим, что, по мнению ряда экспертов, Россия стремится использовать для достижения своих стратегических целей и интересов в мире «ядерный щит» и «нефтяной меч» [7]. Однако Кремль не воспользовался «газовым краном» в годы холодной войны и в период распада СССР В условиях санкционного противостояния Евросоюз и Китай, в отличие от США значимые для России торговые партнеры, стремятся продолжить диверсификацию источников поставок энергетических ресурсов в целях безопасного развития собственных экономик. Политическое руководство России с пониманием относится к позиции ЕС, но экономической конкуренции никто не отменял. Поэтому ПАО «Газпром», оста-

ваясь важным поставщиком энергоресурсов на Запад, устремилось и на Восток.

Одним из основных вопросов энергетического сотрудничества стран выступает бесперебойный транзит газа и нефти. Учитывая поведение украинских «партнеров» и в целях окончательного решения проблемы беспрепятственной доставки газа из России в Западную Европу, был построен газопровод «Северный поток». В проекте - строительство «Северного потока-2». Отметим, что на российском энергетическом рынке работают французская, немецкая, американская, японская, итальянская, индийская, вьетнамская и китайская компании, а с 1996 г на Дальнем Востоке осуществляются проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Са-халин-3» [6]. Еще 20-21 ноября 2005 г заключены взаимовыгодные соглашения о сотрудничестве в энергетике: японцы строят в России заводы, участвуют в добыче нефти в Иркутской области и желают вести разработку угля на Элегестском месторождении в Тыве [4].

В целях сохранения своих позиций на газовом рынке и соблюдения определенного торгового баланса в экономических связях Россия покупала часть узбекского, казахского, азербайджанского и туркменского газа. Вопросы сотрудничества в энергетической сфере обсуждались во время визита президента Узбекистана И.А. Каримова в Москву 20 апреля 2010 г. Кроме того, в ходе переговоров с Д.А. Медведевым было заявлено о намерении сторон развивать сотрудничество в авиа- и машиностроении, сфере массовых коммуникаций и космоса. Эти вопросы обсуждались и в ходе рабочего визита 14 июня 2011 г. главы Российского государства в Узбекистан.

Проблемы энергетического сотрудничества рассматривались во время визита 17 апреля

2009 г. президента Азербайджана И.Г. Алиева в Москву. Соглашение о поставках ежегодно в Россию до 2 млрд м3 газа достигнуты 3 сентября

2010 г., когда президент РФ снова посетил Баку. К тому же вопросы эксплуатации газопровода «Средняя Азия - Центр» обсуждались во время визита Д.А. Медведева в Ашхабад (4-5 июля 2008 г.). Также было принято решение открыть прямое железнодорожное и паромное сообщение между странами, определены направления сотрудничества в подготовке кадров и в культурной сфере. В целом сотрудничество развивалось успешно, и свидетельство тому - растущий товарооборот, который в 2008 г. составил 7 млрд долл. 24-25 марта 2009 г., во время визита президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова в Москву, были подписаны соглашения о защите инвестиций, признании дипломов двух стран

и борьбе с наркотрафиком. Кроме того, Россия планирует построить туркменскую часть железной дороги «Иран - Туркменистан - Казахстан», окончательно согласовано открытие паромной переправы «Туркменбаши - Астрахань - Махачкала» [2]. Отметим, что после падения спроса в России на туркменский газ в кризисном 2009 г., правительства Туркменистана и Узбекистана попытались диверсифицировать его поставки. 22 декабря 2009 г. прошел очередной визит Д.А. Медведева в Ашхабад, во время которого обсуждалось строительство Прикаспийского газопровода и возобновление с 1 января 2010 г поставок туркменского газа в Россию в объеме 30 млрд м3 в год по европейской формуле ценообразования, так как Туркменистан выступил против продажи газа по фиксированным ценам [4]. Также обсуждалось сотрудничество в сфере связи и судостроении. 20 декабря 2008 г. в Москве подписано соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, а окончательная точка в этом проекте была поставлена во время рабочего визита Д.А. Медведева в Туркменистан 13 сентября 2009 г. В Ашхабаде состоялась его встреча с президентами Туркменистана, Казахстана и Азербайджана, на которой обсуждались вопросы строительства газопровода. Во время ответного визита президента Туркменистана в Москву 23 декабря 2011 г. вновь обсуждался вопрос о закупках Россией туркменского газа, так как объемы его импорта сократились. Г.М. Бердымухамедов заявил, что будет поставлять газ в Китай, и объемы экспорта вырастут в 3 раза, до 65 млрд м3, что создает конкуренцию «Газпрому» [4].

«Газовые войны» заставили Россию начать реализацию проекта газопровода «Южный поток», который многие эксперты считали ошибкой. Его начали строить 7 декабря 2012 г. по проекту «Газпрома» и итальянской компании «Eni». Отметим, что в 2002-2005 гг. введена в эксплуатацию первая очередь проекта «Голубой поток», по которой природный газ в объеме 30 млрд м3 в год поставляется из Уренгоя в Турцию [4].

После обострения отношений с Турцией, из-за сбитого российского штурмовика в Сирии 9 августа 2016 г., в Санкт-Петербурге при посредничестве лидеров Азербайджана и Казахстана состоялась встреча президентов РФ и Турции. Стороны договорились реанимировать российско-турецкие отношения и разработать программу торгово-экономического, технического и культурного сотрудничества на 20162019 гг. Также В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган договорились реализовать проекты «Турецкий поток» и атомной электростанции (АЭС) «Аккую».

10 октября 2016 г. в Стамбуле президенты РФ и Турции обсуждали вопросы международной политики и торгово-экономические отношения, в том числе в энергетической сфере. Было подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». Отметим, что с 1 января 2015 г. цена российского газа для Турции была снижена на 6 %, но в марте 2015 г. переговоры о скидке зашли в тупик [1].

Учитывая большую зависимость бюджета России от экспорта энергетических ресурсов и позицию ряда стран Западной Европы по их закупке, было принято решение о расширении их поставок в другие регионы мира. Достигнуты договоренности о поставках углеводородных ресурсов в КНР. Во время визита 21-22 марта 2006 г. В. В. Путина в Китай стороны договорились о строительстве отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» в 20092011 гг. и газопровода - с 2015 г., а 12-14 октября 2009 г. в Пекине был подписан контракт на поставку в Китай из месторождения Чаяндин-ское (Якутия) до 70 млрд м3 газа ежегодно. Однако в феврале 2011 г. Китай поставил вопрос о цене на российские нефть и газ, который решался во время рабочего визита В.В. Путина в Китай 11-12 октября 2011 г. Состоялись встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао и председателем Госсовета В. Дзябао, и было решено, что товарооборот между странами составит 70 млрд долл. Договаривающиеся стороны приняли решение о расчете по товарообороту между странами в рублях и юанях, подписали меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики и согласовали цены на нефть. Кроме того, В. В. Путин предложил совместный проект по строительству пассажирского самолета, а в целом объем подписанных соглашений составил 7 млрд долл., в том числе по агропродовольственной политике [4].

На фоне обострения отношений России с Евросоюзом и США, из-за ситуации на Украине, Кремль стал активнее развивать азиатский вектор сотрудничества. Однако есть опасность в недооценке или переоценке роли азиатских стран в многополярном мире. Так, 20-21 мая 2014 г. состоялся визит российского лидера в Китай. В результате переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином ПАО «Газпром» и SNPS подписали контракт на 30 лет стоимостью 400 млрд долл. на поставку российского газа в Китай, которую планируется начать в 2018-2021 гг. в объеме 38 млрд м3 в год с последующим наращением до 60 млрд м3. Для этого начали прокладку газопровода «Сила Сибири» с ответвлением в Китай от месторождений Ча-

янда (Якутия) и Ковыкта (Иркутская область) до Благовещенска, Хабаровска, Биробиджана и Владивостока. Это даст возможность развивать восточные регионы России, создаст единую систему газоснабжения в стране и позволит диверсифицировать газовые потоки за рубеж. В КНР газ пойдет и по западному маршруту - газопроводу «Алтай». В целом Россия планирует поставлять в Китай до 70 млрд м3 газа ежегодно [3]. Отметим, что Пекин - сложный переговорщик, китайская сторона попыталась привязать цену на газ к углю, что поставило бы «Газпром» в невыгодное положение. В итоге договорились о том, что стоимость сибирского газа будет привязана к азиатской корзине цен на энергоносители.

8 мая 2015 г. в Кремле прошли очередные переговоры В. В. Путина с Си Цзиньпином. По их результатам подписаны соглашения об информационной безопасности, создании специального фонда для инвестиций в агропромышленный комплекс в объеме 2 млрд долл., лизинге ста пассажирских самолетов SukhoiSyperjet 100. Москва и Пекин договорились о стыковке ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», обсудили вопросы строительства моста через реку Амур (договор подписан 15 июня 2016 г.; стоимость проекта - 16 млрд руб.) и газопровода в Китай. Однако цена поставок газа была объявлена коммерческой тайной, она привязана к цене на нефть и нефтепродукты. Ранее, 22 мая 2014 г., на XVIII Петербургском международном экономическом форуме министр экономического развития РФ заявил, что газ будет продаваться по цене 350 долл. за 1 тыс. м3. Отметим, что в 2013 г. Китай потребил 170 млрд м3 голубого топлива из собственных месторождений, а также из Туркменистана, Мьянмы и Катара [4]. В этой ситуации ряд экспертов заявили, что российско-китайский газовый контракт обрушит рынок сжиженного природного газа (СПГ), более дорогого, чем сибирский. Однако 17 июня 2014 г. Лондон и Пекин договорились о поставках СПГ компанией ВР в КНР.

Вопросы двусторонних отношений обсуждались во время визита В.В. Путина в Китай 2-3 сентября 2015 г. В Пекине президент РФ встретился с председателем КНР Си Цзиньпи-ном и премьером Госсовета Ли Кэцяном. Был подписан меморандум об «Экономическом поясе Шелкового пути». Однако в 2015 г. Россия выпала из числа 15 основных торговых партнеров КНР, а объем товарооборота между странами сократился на 29 % - до 68 млрд долл., тогда как товарооборот между КНР и США составил 588 млрд, КНР и ФРГ - 156 млрд

долл. Пути выхода из кризиса Д. А. Медведев обсудил с руководителями Китая в ходе визита в Пекин 14-17 декабря 2015 г. В перспективе Россия и КНР стремятся нарастить товарооборот до 200 млрд долл. к 2020 г. Было подписано 33 документа в различных сферах сотрудничества, в том числе о создании фонда агропромышленных инвестиций и экспорте пшеницы, кукурузы, сои, рапса, риса в Китай. 25 июня 2016 г. в ходе очередного визита В. В. Путина в Пекин было заключено более 20 соглашений в энергетике, авиастроении, гуманитарной и спортивной сферах. Так, китайские вагоны будут собирать в России, наметился совместный выпуск вертолетов и самолетов. В целом на 50 совместных проектов планируется потратить 50 млрд долл. [8].

Стратегическим партнером для России является Индия. После визита 25-26 января 2007 г. В.В. Путина в эту страну стало развиваться сотрудничество двух государств в атомной энергетике, авиастроении, военной сфере и в инновационных технологиях. В целом стороны инвестировали в совместные проекты 8 млрд долл., а ГК «Росатом» построила два энергоблока АЭС «Куданкулам». Новый импульс двусторонним отношениям придал визит 4-5декабря 2008 г. в Индию Д.А. Медведева, во время которого партнеры особо проявили интерес к нашей военной технике. В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия поставила индийской стороне 80 вертолетов Ми-17Б. В сентябре 2009 г. был подписан контракт на поставку 50 истребителей Су-30МКИ. Следует отметить, что в 2009 г., в период мирового финансового и экономического кризиса, ВВП Индии подрос на 6,5 %. Вместе с тем 250 млн чел. в этой стране голодает, получая талоны на рис [4].

7 декабря 2009 г. во время рабочего визита в Москву премьер-министра Индии М. Синг-ха была подписана декларация о сотрудничестве. В ходе ответного визита В.В. Путина в Индию (12 марта 2010 г.) диалог по вопросам международной политики и двусторонних отношений продолжился: была достигнута договоренность о закупке Индией 29 самолетов МиГ-29К на сумму 1,5 млрд долл. Военное сотрудничество было предметом обсуждения и во время визита В.В. Путина в Нью-Дели 24 декабря 2012 г. Также стороны договорились о научно-техническом партнерстве. Так, Индии было предложено принять участие в работе над формированием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в качестве равноправного партнера. Однако в настоящее время Индия активно развивает технологиче-

ское сотрудничество не только с Россией, но и с такими странами, как Израиль и Соединенные Штаты. В начале 2000-х гг. Индия сама активно предлагала инвестиции в ГЛОНАСС российскому правительству, но тогда Россия от них отказалась. Совершенно очевидно, что следом за этими инвестициями появилась бы мотивация открыть для ГЛОНАСС новый огромный рынок сбыта, выстроить соответствующее техническое регулирование на индийском рынке. Однако, если Индия сейчас выступит в качестве полноправного партнера, т.е. ГЛОНАСС превратится в двусторонний проект, это будет означать двустороннее вложение ресурсов в данный проект. Кроме того, Индия будет уже не так свободна в сотрудничестве в космической области с другими странами, хотя бы из-за недостатка ресурсов на развитие космических проектов с США или Израилем.

21 октября 2013 г. премьер-министр Индии М. Сингх вновь прилетел в Россию. Он заявил, что Индия заинтересована в подписании договора о зоне свободной торговли со странами Таможенного союза. Стороны обсуждали вопрос о сборке в Индии грузовых автомобилей «КамАЗ», помощи российских инженеров в строительстве метро, а также возможности наземной транспортировки углеводородов из России в Индию (в декабре 2015 г. Туркменистан начал прокладывать газопровод в Индию). Ответный визит В.В. Путина состоялся 11 декабря 2014 г. В Нью-Дели российский президент с премьер-министром Индии Н. Моди обсуждал вопросы сотрудничества в добыче алмазов, машиностроении, энергетике, военной сфере, культуре. Отмечалось, что Индия среди торговых партнеров РФ находится на 18 месте. В 2013 г. товарооборот составил 10 млрд долл. По итогам визита было подписано более 20 документов, в том числе о поставках «Роснефтью» в Индию нефти в течение 10 лет в объеме 100 млн т, вхождении индийских компаний в российские нефтегазовые проекты Арктики. Также Россия брала на себя обязательство помочь в создании оператора индийской мобильной связи. Однако по итогам 2015 г. товарооборот между странами упал на 14,4 %, поэтому в ходе визита 23-24 декабря 2015 г. в Москву Н. Моди стороны решили увеличить совместные инвестиции на 1 млрд долл., интенсивнее реализовы-вать разработки в авиа- и автомобилестроении и военно-техническое сотрудничество. Также были подписаны документы о сотрудничестве в сферах энергетики и туризма, в том числе межправительственный протокол об упрощении визового режима для бизнесменов [5].

15-16 октября 2016 г. в штате Гоа (Индия)

состоялись очередные переговоры президента РФ с премьер-министром Индии. Главы государств отметили, что позиции стран по международным вопросам, в частности по Сирии и Украине, близки или совпадают. Россия поддержала кандидатуру Индии в постоянные члены Совета Безопасности ООН и Группы ядерных поставщиков. Был подписан меморандум о прокладке газопровода в Индию. «Роснефть» и ONGC подписали соглашение о готовности закрыть сделку по приобретению ONGC 11 % акций в АО «Ванкорнефть». Всего согласовали 18 проектов [4].

В рамках развития азиатского вектора сотрудничества сибирский газ «придет» в Южную Корею. В целях реализации проекта 29 мая 2008 г. создана совместная группа «Газпром» - Kogaz», а 29 ноября 2008 г., во время визита президента Республики Корея в Москву, подписаны соглашения о поставках газа, совместных разработках на западно-камчатском шельфе, сотрудничестве в атомной энергетике и освоении космического пространства. Об этом говорили во время визита Д.А. Медведева в Сеул 10 ноября 2010 г.: было подписано более десяти соглашений.

2 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге на встрече российского и корейского президентов обсуждались планы прокладки через КНДР газопровода из России в Южную Корею. «Газпром» планирует ежегодно поставлять 10 млрд м3 газа и уголь в Северную и столько же в Южную Корею [4]. Этот вопрос 24 августа 2011 г. Д.А. Медведев обсудил в Улан-Уде с главой КНДР Ким Чен Иром. Однако эти планы иллюзорны в силу агрессивной внешней политики КНДР, а российско-южнокорейский товарооборот в 2002-2012 гг. вырос в 13 раз и в 2012 г. (как и в 2014 г.) составил 25 млрд долл. Это констатировалось в ходе визита В.В. Путина в Республику Корея 13 ноября 2013 г. По итогам переговоров подписано около 20 соглашений, в том числе совместные проекты по фонду «Сколково». Кроме того, В.В. Путин вновь предложил объединить Транссиб и Южнокорейскую железнодорожную магистраль и построить газопровод из РФ в Южную Корею.

Значимым партнером для России является Монголия. В 2000 г. в ходе визита в Улан-Батор В.В. Путина подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, атомной энергетики и транспорта, созданы совместные предприятия по добыче угля, золота и меди в Монголии. В июле 2006 г. были достигнуты договоренности о том, что российские инвестиции придут в добычу урана, угля и золота. В результате к 2008 г. товарооборот

между странами вырос до 1,3 млрд долл., а темпы развития торговли превысили договорные. Развитию двусторонних отношений способствовал ответный визит в Москву 17 марта 2009 г. премьер-министра Монголии С. Баяра. Во время переговоров с В.В. Путиным были достигнуты договоренности о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, выделении Монголии в 2009 г. 300 млн долл. на развитие сельского хозяйства, предоставлении ежегодной квоты в наших вузах для 230 монгольских студентов, подготовке военных кадров для этого азиатского государства. Для проработки была предложена идея перехода в торговле между странами на взаимные расчеты в рублях и тугриках. Кроме того, 19 марта 2009 г. ПАО «Российские железные дороги» и Монгольская железнодорожная компания создали совместное предприятие по строительству магистралей в этой стране. Часть финансирования из требуемых на это 7 млрд долл. взял на себя холдинг «РЖД», который получил половину акций Улан-Баторской железной дороги.

Новый этап сотрудничества между странами начался 13 мая 2009 г., когда В.В. Путин в очередной раз посетил Улан-Батор. В ходе переговоров с президентом Монголии отмечалось, что российско-монгольские совместные предприятия производят 1/5 часть ВВП Монголии. Наш товарооборот с Монголией имел положительное сальдо. Так, в 2010 г. Россия поставила туда товаров и услуг на сумму 1,2 млрд долл., а приобрела - на 100 млн долл. [4]. Поставки монгольских товаров сдерживали высокие российские таможенные тарифы и бюрократические издержки.

Дальнейшему развитию двусторонних отношений послужил ответный визит В.В. Путина в Монголию 3 сентября 2014 г., а в январе 2016 г. Москва списала Улан-Батору долг в 174 млн долл. [4]. Отметим, что сегодня Монголия проводит многовекторную политику и предлагает реализовать концепцию «Степного пути». Более половины ее товарооборота приходится на Китай, а на Россию - 15-18 %. Хорошие позиции на рынке Монголии имеют Австралия, Великобритания, США и Япония, с которой подписано соглашение о зоне свободной торговли. Бизнесмены всего мира стремятся в эту страну с трехмиллионным населением.

Россия придает большое значение всестороннему сотрудничеству с Ираном. Например, ГК «Росатом» завершила строительство Бу-шерской АЭС. С российской и китайской помощью там построят еще три реактора, но развитию взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства мешала позиция Ирана

по ряду международных проблем, в том числе по нераспространению ядерного оружия [9].

Традиционно хорошие отношения у России с арабскими странами. Так, 21 августа 2008 г. в Сочи прилетал президент Сирии Б. Асад. В ходе его переговоров с Д.А. Медведевым достигнуты договоренности о развитии военного и экономического сотрудничества. Однако в марте 2011 г. в Сирийской Арабской Республике начались массовые протесты против правящего режима, которые переросли в гражданскую войну. В целях стабилизации законной власти в САР и обеспечения безопасности России 30 сентября 2015 г. Совет Федерации ФС РФ дал согласие президенту России использовать военно-космические силы в Сирии для борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ). С этой просьбой к В.В. Путину обратился президент Сирии, так как экономический ущерб составил от 150 до 255 млрд долл. [4].

Развитию отношений России с арабским миром способствовал визит Д.А. Медведева в Египет 23 июня 2009 г., в ходе которого договаривались о поставках в эту страну зерна, машин, промышленного оборудования, нефтепродуктов и строительстве АЭС. В целом стороны стремились к увеличению товарооборота с 3 до 5 млрд долл. в год [4]. Так, 9-10 февраля 2015 г. стороны констатировали, что возможно создание зоны свободной торговли между странами. Москва предложила увеличить поставки пшеницы в Египет, а Каир - овощей и фруктов в РФ. Продолжение российско-египетского диалога состоялось в Москве 26 августа 2015 г.: В.В. Путин и президент Египта А.Ф. Ас-Сиси обсуждали вопросы двусторонних отношений, в том числе создание инвестиционного фонда с участием России, Египта и ОАЭ.

Таким образом, ключевые элементы внешнеэкономической стратегии России обусловливаются многополярностью мира, дефицитом энергетических и водных ресурсов, глобализацией и бедностью, увеличивающимся экономическим разрывом между странами. Внешняя политика нашей страны отражает глобальные политические и экономические реалии, а ее руководству во многом удается выстраивать новую систему координат. В перспективе отношения и противоречия между США, Россией, Китаем и Индией будут определять экономический облик мира. В этих условиях Кремль придает большое значение экономическим связям

РФ в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АТЭС, а также с Евросоюзом и арабскими странами. В условиях экономических санкций Евросоюза и США России необходим азиатский противовес, что положительно скажется на развитии Сибири и Дальнего Востока.

Список литературы

1. Белякова Н.С. Роль и место Черноморского региона во внешней политике Турецкой Республики на современном этапе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2015.

2. Имяреков С.М. Внешняя экономическая политика России на современном этапе мирового развития // Кооперативная наука и образование в инновационных исследованиях: материалы Меж-дунар. науч. конф. проф.-преподават. состава, сотрудников и аспирантов Рос. ун-та кооп., кооп. вузов стран СНГ по итогам науч.-исслед. работы в 2013 г. (Москва, 6 фев. 2014 г.). Ярославль-Москва, 2014. С. 113-127.

3. Имяреков С.М. Современные социально-экономические и политические проблемы России // Современные проблемы кооперации: материалы Междунар.науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Рос. ун-та кооп. Саранск, 2012. Ч. 1.

4. Имяреков С.М. Стратегия Владимира Путина: модернизация Российского государства и экономики: монография. М.: Академический Проект, 2017. 500 с.

5. Имяреков С.М., КаргинЮ.И., Кукушкин О.В. Четыре «И» президента Д.А. Медведева: экономический аспект // Российский научный мир. 2015. № 1 (5). С. 59-69.

6. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2012. 237 с.

7. Имяреков С.М., Лохтина Л.М. Современная внешнеэкономическая политика России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education. ru/121-18813 (дата обращения: 03.01.2016).

8. Имяреков С.М., Четайкина Ю.В., Фоши-на К.А. Проблемы и основные тренды формирования современной экономической агропродоволь-ственной политики России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 3 (34). С.168-176.

9. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН, 2012. 245 с.

ИМЯРЕКОВ Сергей Михайлович - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и торгового дела. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: simyarekov@yandex. ru.

ЧЕТАЙКИНА Юлия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры

менеджмента и торгового дела. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: uchetajkina@rucoop.ru.

ЛОХТИНА Лариса Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и торгового дела. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: llohtina@rucoop.ru.

IMYAREKOV, Sergey Mikhaylovich - Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Trading Business. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: simyarekov@yandex.ru.

CHETAYKINA, Yulia Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Trading Business. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: uchetajkina@rucoop.ru.

LOKHTINA, Larisa Mikhaelovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Trading Business. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: llohtina@rucoop.ru.

УДК 338.46:331.108.2

ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

В.В. Кафидов

Усиление конкуренции в сельском туризме предполагает повышение эффективности использования персонала. Объектом данного исследования является качество персонала сельских туристских фирм, предмет исследования - система управления персоналом. Проведен сравнительный анализ двух систем управления качеством, и сделаны выводы о том, как повысить эффективность управления персоналом сферы сельского туризма.

Ключевые слова: качество; туристские услуги; сельский туризм; персонал туристской фирмы.

V.V. Kafidov. STAFF AS A FACTOR OF THE QUALITY OF TOURIST SERVICES

Increased competition in rural tourism implies more efficient use of personnel. The object of this study is the quality of rural tourism enterprises' staff, the subject of study - personnel management system. Comparative analysis of two quality management systems and conclusions on how to improve the efficiency of personnel management in the sector of rural tourism was carried out.

Keywords: quality; tourist services; rural tourism; the staff of tourist firm.

Проблемы эффективного использования ресурсов сельских районов, в том числе рекреационных, туристических и людских, делают создание новых рабочих мест в сельской местности очень сложным процессом [5]. Здесь роль фирм, работающих в сфере сельского туризма, переоценить сложно. В свою очередь, решение проблемы привлекательности сельской территории для туризма невозможно без соответствующего качества туристских услуг. Эксперты отмечают, что Калининградская область имеет естественный рекреационный и историко-познавательный потенциал для развития туризма, в том числе и сельского. При этом регион значительно уступает по качеству туристских услуг в сельской местности своим соседям - Литве и Польше [3].

Поскольку качество услуг, в том числе и туристских, не в последнюю очередь обеспечи-

вается сотрудниками организаций, эти услуги предоставляющих, основой для повышения качества услуг является совершенствование системы управления персоналом [8].

Сельский туризм, в свою очередь, еще больше зависит от персонала. Для персонала, работающего в сельском туризме, эта работа зачастую - единственная возможность трудоустройства. А для фирмы местные жители - не только население, но и основа, на которой базируется туристская компания.

Разработка маркетинговой стратегии и тактики туристских компаний в целом базируется на информации, в том числе и информационных технологиях. Но, имея самые передовые информационные базы, компьютеры и подключения к глобальной сети, сельские туристские фирмы не в состоянии удовлетворить клиентов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.