Научная статья на тему 'Реализация услуг акселерации предпринимательства в федеральном проекте: проблема комплексности и расширение подхода'

Реализация услуг акселерации предпринимательства в федеральном проекте: проблема комплексности и расширение подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бизнес-акселерация / услуга / акселератор / инфраструктура поддержки / предприниматель / контент-анализ / федеральный проект / business acceleration / service / accelerator / support infrastructure / entrepreneur / content analysis / federal project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернавских Екатерина Николаевна, Головина Алла Николаевна

В России в рамках профильного национального проекта утверждена к реализации задача «создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Выявлены ограничения реализуемого федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», состоящие в нечеткости сформулированного в нем подхода к раскрытию сути самого процесса акселерации. Обзор российских и зарубежных источников показал, что в обобщенном научном подходе основное назначение и специфика акселерации заключается в развитии, проверке и масштабировании проектов в готовые к инвестициям бизнесы, путем комплекса интенсивно оказываемых услуг. Научная проблема заключается в наличии многочисленных положений о специфике акселерации, но отсутствию комплексного и согласованного перечня отличительных признаков акселерации. Цель исследования – обобщить, расширить и классифицировать систему отличительных признаков акселерации и специфичность их услуг, не учтенных в реализуемом федеральном проекте. В исследовании применялись методы анализа и синтеза, контент-анализа и обобщения. Информационной основой для анализа выступили зарубежные (базы данных Web of Science) и российские (база данных РИНЦ) публикации за последние 10 лет, профильные отечественные нормативные и правовые документы. В результате систематизированы существующие разновидности акселераторов по следующим параметрам: решаемой экономической цели, источникам финансирования, целевой аудитории и их этапу развития. Обобщена, расширена и классифицирована система отличительных признаков акселерации, в том числе не учтенных в федеральном проекте. Новизна такого подхода заключается в разработке отсутствующего расширенного перечня отличительных признаков акселерации. Они классифицированы по критериям специфичности и частоты встречаемости, учитывают их представленность в стратегическом законодательстве. Научная и практическая значимость состоит в возможности лучше понять значение услуг акселерации, его преимущества, ограничения и внести вклад в расширение используемого в федеральном проекте подхода за счет увеличения комплексности реализации услуг акселерации. Продолжение исследования будет сосредоточено на эмпирической проверке фактического наличия и распространенности классифицированных признаков в российских акселераторах. Также же требуется последующая оценка вклада акселерационных услуг в систему поддержки предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of entrepreneurship acceleration services in the federal project: the problem of comprehensiveness and expansion of the approach

In Russia, an industry specific national project approved the “creation of an acceleration system for small and medium-sized businesses” task for implementation. The limitations of the implemented federal project “Acceleration of small and medium-sized businesses” are revealed: they consist in the vagueness of the formulated approach to the disclosure of the essence of the acceleration process itself. A review of Russian and foreign sources has shown that in the generalized scientific approach, the main purpose and specificity of acceleration is a complex of intensively provided services for the development, verification and scaling of projects into ready-to-invest businesses. The scientific problem lies in the presence of numerous provisions on the specifics of acceleration, but the absence of a comprehensive and consistent list of its distinctive features. The purpose of the study is to generalize, expand and classify the system of distinctive features of acceleration and the specificity of their services that are not taken into account in the federal project. The methods of analysis and synthesis, content analysis and generalization were used in the study. The information basis for the analysis included foreign (Web of Science databases) and Russian (RSCI database) publications over the past 10 years, relevant domestic regulatory and legal documents. As a result, the existing varieties of accelerators are systematized according to the following parameters: the economic goal to be solved, sources of financing, target audience and their stage of development. The system of distinctive signs of acceleration is generalized, expanded and classified. The novelty of this approach lies in the development of the missing extended list of distinctive features of acceleration. They are classified according to the criteria of specificity and frequency of occurrence, taking into account their representation in strategic legislation. The scientific and practical significance lies in the opportunity to better understand the meaning of acceleration services, its advantages, limitations, and contribute to solving the problem of the complexity of the implementation of acceleration services in the federal project. The continuation of the study will focus on empirical verification of the actual presence and prevalence of classified features in Russian accelerators. It also requires a subsequent assessment of the contribution of acceleration services to the support system of business structures.

Текст научной работы на тему «Реализация услуг акселерации предпринимательства в федеральном проекте: проблема комплексности и расширение подхода»

П-Economy. 2022, Том 15, № 2. С. 79-88.

^ П-Economy. 2022, Vol. 15, No. 2. Pp. 79-88._

Предпринимательство Business

Научная статья

УДК 65.016.2

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15205

РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ АКСЕЛЕРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ: ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОСТИ И РАСШИРЕНИЕ ПОДХОДА

E.H. Чернавских н , А.Н. Головина

ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

и en_en00@bk.ru

Аннотация. В России в рамках профильного национального проекта утверждена к реализации задача «создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Выявлены ограничения реализуемого федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», состоящие в нечеткости сформулированного в нем подхода к раскрытию сути самого процесса акселерации. Обзор российских и зарубежных источников показал, что в обобщенном научном подходе основное назначение и специфика акселерации заключается в развитии, проверке и масштабировании проектов в готовые к инвестициям биз-несы, путем комплекса интенсивно оказываемых услуг. Научная проблема заключается в наличии многочисленных положений о специфике акселерации, но отсутствию комплексного и согласованного перечня отличительных признаков акселерации. Цель исследования — обобщить, расширить и классифицировать систему отличительных признаков акселерации и специфичность их услуг, не учтенных в реализуемом федеральном проекте. В исследовании применялись методы анализа и синтеза, контент-анализа и обобщения. Информационной основой для анализа выступили зарубежные (базы данных Web of Science) и российские (база данных РИНЦ) публикации за последние 10 лет, профильные отечественные нормативные и правовые документы. В результате систематизированы существующие разновидности акселераторов по следующим параметрам: решаемой экономической цели, источникам финансирования, целевой аудитории и их этапу развития. Обобщена, расширена и классифицирована система отличительных признаков акселерации, в том числе не учтенных в федеральном проекте. Новизна такого подхода заключается в разработке отсутствующего расширенного перечня отличительных признаков акселерации. Они классифицированы по критериям специфичности и частоты встречаемости, учитывают их представленность в стратегическом законодательстве. Научная и практическая значимость состоит в возможности лучше понять значение услуг акселерации, его преимущества, ограничения и внести вклад в расширение используемого в федеральном проекте подхода за счет увеличения комплексности реализации услуг акселерации. Продолжение исследования будет сосредоточено на эмпирической проверке фактического наличия и распространенности классифицированных признаков в российских акселераторах. Также же требуется последующая оценка вклада акселерационных услуг в систему поддержки предпринимательских структур.

Ключевые слова: бизнес-акселерация, услуга, акселератор, инфраструктура поддержки, предприниматель, контент-анализ, федеральный проект

Для цитирования: Чернавских Е.Н., Головина А.Н. Реализация услуг акселерации предпринимательства в федеральном проекте: проблема комплексности и расширение подхода // П-Economy. 2022. Т. 15, № 2. С. 79-88. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15205

Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

© Чернавских Е.Н., Головина А.Н., 2022. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Scientific article

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15205

IMPLEMENTATION OF ENTREPRENEURSHIP ACCELERATION SERVICES IN THE FEDERAL PROJECT: THE PROBLEM OF COMPREHENSIVENESS AND EXPANSION OF THE APPROACH

E.N. Chernavskih H , A.N. Golovina

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

e en_en00@bk.ru

Abstract. In Russia, an industry specific national project approved the "creation of an acceleration system for small and medium-sized businesses" task for implementation. The limitations of the implemented federal project "Acceleration of small and medium-sized businesses" are revealed: they consist in the vagueness of the formulated approach to the disclosure of the essence of the acceleration process itself. A review of Russian and foreign sources has shown that in the generalized scientific approach, the main purpose and specificity of acceleration is a complex of intensively provided services for the development, verification and scaling of projects into ready-to-invest businesses. The scientific problem lies in the presence of numerous provisions on the specifics of acceleration, but the absence of a comprehensive and consistent list of its distinctive features. The purpose of the study is to generalize, expand and classify the system of distinctive features of acceleration and the specificity of their services that are not taken into account in the federal project. The methods of analysis and synthesis, content analysis and generalization were used in the study. The information basis for the analysis included foreign (Web of Science databases) and Russian (RSCI database) publications over the past 10 years, relevant domestic regulatory and legal documents. As a result, the existing varieties of accelerators are systematized according to the following parameters: the economic goal to be solved, sources of financing, target audience and their stage of development. The system of distinctive signs of acceleration is generalized, expanded and classified. The novelty of this approach lies in the development of the missing extended list of distinctive features of acceleration. They are classified according to the criteria of specificity and frequency of occurrence, taking into account their representation in strategic legislation. The scientific and practical significance lies in the opportunity to better understand the meaning of acceleration services, its advantages, limitations, and contribute to solving the problem of the complexity of the implementation of acceleration services in the federal project. The continuation of the study will focus on empirical verification of the actual presence and prevalence of classified features in Russian accelerators. It also requires a subsequent assessment of the contribution of acceleration services to the support system of business structures.

Keywords: business acceleration, service, accelerator, support infrastructure, entrepreneur, content analysis, federal project

Citation: E.N. Chernavskih, A.N. Golovina, Implementation of entrepreneurship acceleration services in the federal project: the problem of comprehensiveness and expansion of the approach, n-Economy, 15 (2) (2022) 79-88. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15205

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)

Введение

Актуальность исследования обусловлена, поставленной государством задачей «создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Она утверждена к реализации в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития ...» и профильном нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Важно оценить как принятый в стратегических документах подход к акселерации сочетается со сложившимися передовыми практиками использования акселерации, которые анализируются в научных публикациях.

© E.N. Chernavskih, A.N. Golovina, 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Обзор российских и зарубежных источников позволяет заключить, что исследования акселерации подтверждают наличие научной и практической актуальности. В результате оценки современного состояния можно установить, что термин «акселерация» используется в различных областях человеческой деятельности: физика, биология, психология и экономика. Авторский анализ показывает [1], что в большинстве международных и российских исследований последних десятилетий наблюдается устойчивая практика использовать термин «акселерация» для обозначения специализированной поддержки, нацеленной на ускоренный рост субъектов предпринимательства. В таком распространенном значении как акселерация предпринимательских структур он и будет использоваться в данной статье.

Научные исследования, прежде всего, зарубежные доказывают, что «хорошо разработанные программы поддержки предпринимательства имеют особенно высокую корреляцию с экономическим ростом» [2]. В частности, Birdsall M. и др. показывают, что «фирмы, окончившие ведущие американские ускорители, имеют на 10-15% более высокие показатели выживаемости через пять лет и имеют более ранние, более высокие показатели приобретения, чем сопоставимые компании» [3]. Исследование Hallen B.L., Bingham C., Cohen S. также подтверждает, что многие акселераторы действительно помогают и ускоряют развитие венчурного бизнеса [4]. По их мнению, основная ценность процесса акселерации заключается в том, что предприниматели под его воздействием могут ускорить вывод продуктов и услуг на рынок. То есть, обзор исследований показывает социально-экономическую значимость акселераторов и программ акселерации.

С учетом выявленной значимости и существующего государственного запроса со специфическим подходом важно сосредоточиться на исследовании возможностей поддержки от акселерации и особенностях, оказываемых услуг, отличающих их от традиционных форм поддержки. Обобщенный научный подход к основному назначению и специфике акселерации сводится к развитию, проверке и масштабированию проектов в готовые к инвестициям бизнесы, ориентированные на новые технологий, продукты и рынки, путем комплекса интенсивно оказываемых услуг, ограниченных по времени (в среднем 3-6 месяцев) [5-11]. Выделяемая, исследователями специфика акселерации, может быть разделена на две группы услуг:

1. Нематериальные услуги, относящиеся к акселерации. Именно нефизические ресурсы и услуги считаются основными по сравнению с материальными [8]:

- обучение, образовательная программа, образовательные услуги: интенсивная [12], включающая наиболее важные для развития темы [8];

- наставничество [12], услуги наставничества [8], предназначенные для оказания помощи предпринимателям при принятии бизнес решений;

- мониторинг результативности [8];

- создание сетей [12] в благоприятной одноранговой среде с предпринимательской культурой [13], в том числе после окончания акселерации;

- консультационные услуги от специалистов акселератора [8].

2. Материальные услуги, оказываемые при акселерации. Отличием от близких традиционных услуг, оказываемых в рамках других форм поддержки являются следующие особенности [8]:

- более краткосрочное предоставление услуг размещения (доступ к помещению) и офисной инфраструктуре, которые дополнительно создают благоприятные возможности для сотрудничества и взаимного обучения;

- предварительные инвестиции, обычно в обмен на собственный капитал, а не регулярные платежи;

- основным источником финансирования после окончания акселерации рассматривается бизнес-ангелы и мелкие индивидуальные инвесторы (в меньшей степени ориентированы на венчурных капиталистов).

Существующие научные подходы позволяют установить общую специфику акселерации как особой формы поддержки. Но при этом нерешенной научной задачей является отсутствие комплексного и согласованного перечня существенных отличительных признаков акселерации. Наличие задачи ограничивает полноценное восприятие и реализацию федерального проекта и является проблемой, не полностью решенной в существующих исследованиях. Поэтому объектом исследования, направленного на решение данной научной задачи, авторы выбрали услуги акселерации. Предметом исследования выступает проблема недостаточной комплексности представления акселерации предпринимательских структур в реализуемом федеральном проекте (текущий подход) и необходимость развития подхода к признакам акселерации и специфичности их услуг.

Цель исследования — обобщить, расширить и классифицировать систему отличительных признаков акселерации и специфичность их услуг, не учтенных в реализуемом федеральном проекте. Для достижения цели необходима реализация следующих задач исследования:

1) выявление преимущества и ограничения подхода к акселерации, утвержденного в российском законодательстве;

2) систематизировать существующие разновидности акселераторов для выявления однородности и специфичности услуг акселерации;

3) составить классификацию основных признаков акселерации по критериям специфичности и частоты встречаемости услуг, способную выступить основой для развития научного подхода к акселерации и внести вклад в расширение используемого в федеральном проекте подхода за счет увеличения комплексности реализации услуг акселерации.

Методика исследования

С учетом поисковой цели исследования и успешности применения для аналогичных начальных этапов изучения следующих методов, целесообразно их использовать в данной статье: методы исторического и логического (для обзора публикаций по теме), анализ и синтез (для систематизации разновидностей акселераторов), контент-анализ и обобщение (для выявления административного подхода к акселерации; для группировки и классификации признаков акселерации). Информационной основой для анализа выступили зарубежные (базы данных Web of Science) и российские (база данных РИНЦ) публикации за последние 10 лет, профильные отечественные нормативные и правовые государственные документы, посвященные акселерации и акселераторам. Методологической базой исследования выступают теоретические подходы к формирующемуся концепту акселерации предпринимательства, концепции поддержки предпринимательских структур, теории предпринимательства с учетом теории инвестиционного акселератора, теорий экономического роста и других научных подходов.

Результаты и обсуждение

1. Выявлены преимущества и ограничения административного подхода к акселерации, утвержденного в российском законодательстве (задача исследования № 1). В рамках реализации Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 и профильного нацпроекта запущен специализированный федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Для оценки своевременности данной меры авторами проведен качественный контент-анализ его текста. Установлено, что преимуществом, отраженного в нем подхода к содержанию акселерации является понимание органами власти системы акселерации как набора традиционных и отдельных направлений поддержки, включая необходимую инфраструктуру, в том числе реализуемых посредствам акселерации (рис. 1).

Ограничением утвержденного подхода является нечеткость понимания сути самого процесса акселерации. В проекте не запланирована акселерация через реализацию уникального пе-

Рис. 1. Основные составляющие подхода к системе акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), утвержденные в законодательстве Fig. 1. The main components of the approach to the acceleration system of small and medium-sized businesses approved in the legislation

речня услуг, системно оказываемых только в акселераторах. Данный вывод обладает научной новизной и ранее не представлялся. Получившуюся в результате контент-анализа обобщенную структуру составляющих подхода к системе акселерации, включающую указанные преимущества и ограничения можно назвать «Российский административный подход к системе акселерации». Практическая проблема выявленного подхода заключается в комплексности реализации услуг акселерации.

2. Систематизированы существующие разновидности акселераторов (задача исследования № 2). Установленные положительные результаты процесса акселерации, стимулировали рост популярности и активное появление разнообразия форм акселераторов. Существующие разновидности акселераторов целесообразно систематизировать по следующим основным характеристикам акселерации:

1) по решаемой в процессе акселерации экономической цели (типология Pauwelsa C. и др. [8]):

— акселератор «создатель экосистемы» на микроэкономическом уровне это акселератор, обычно создаваемый корпоративными компаниями, которые хотят создать экосистему клиентов и заинтересованных сторон вокруг своей компании;

— акселератор «создатель потока сделок» основная цель акселерации — определить перспективные инвестиционные возможности для этих инвесторов;

— акселератор «стимулятор благосостояния» — ускоряет стартапы и способствует экономическому росту либо в конкретном регионе, либо в конкретной технологической области.

2) по источникам стратегических целей и финансирования акселерации: типология UBI Global (первые три разновидностями) [14] дополнена еще двумя:

— университетский акселератор («получает бизнес-цели в основном от одного или нескольких университетов, которым он часто управляется и в основном финансируется»);

— общественный акселератор («получает бизнес-цели в основном от одной или нескольких государственных структур, которыми он часто управляется и в основном финансируется»);

— частный акселератор («развивают бизнес-цели в основном независимо, часто работают автономно и в первую очередь финансируют свои собственные операции»);

— корпоративный [15] акселератор («получает бизнес-цели в основном от одной или нескольких коммерческих корпораций, которыми он часто управляется и в основном финансируется»);

— акселератор ассоциации предприятий (общественного объединения) [16].

3) по целевой аудитории акселерационной программы:

— для команды или индивида, имеющих предпринимательские намерения;

— для предпринимательской команды или индивида, реализующих проект (стартап);

— для действующих предпринимателей [17];

— для работников, занятых в предпринимательских структурах;

— для предпринимателей и работников.

4) по этапу развития, на котором находится целевая аудитория акселерационной программы (типология UBI Global [14]):

— на этапе идеи / фаза идеи (31% от международной выборки 2018 г.);

— на ранней стадии / ранняя фаза (38%);

— стадия/фаза роста (21%);

— стадия/фаза ускорения (10%).

Существующее разнообразие форм акселераторов показывает наличие интереса к данной форме поддержки со стороны множества различных групп экономических агентов: государство, бизнес, университеты и предпринимательски активное население. Новизна систематизации акселераторов заключается в возможности лучшего понимания ее однородности и специфичности услуг акселерации.

3. Составлена классификация основных признаков акселерации по критериям специфичности и частоты встречаемости услуг (задача исследования № 3). Обнаруженные в публикациях теоретические положения целесообразно систематизировать в следующие группы признаков, классифицированных по критериям специфичности и частоты встречаемости соответствующих услуг акселерации:

1. Уникальные признаки (совместно характерны только для акселерации; практически, всегда входят в первичный перечень услуг акселератора):

1.1. Структурированная программа обучения [18], направленная на проверку жизнеспособности бизнеса и его масштабируемость [11].

1.2. Ограниченное по времени [11] оказание широкого спектра услуг поддержки, включающего запланированные мероприятия [19] и другой пакет услуг [20] (перечень программ).

1.3. Целенаправленное интенсивное наставничество, менторство [21].

2. Неуникальные признаки (характерны и для других форм поддержки; часто оказываются вместе с акселерацией, но не всегда):

2.1. Распространенные признаки (специфические условия оказания услуг акселерации):

2.1.1. Стратегическая направленность на компании, отвечающие интересам акселерацион-ной программы [11] (по отраслям/технологиям [9], этапу поддержки, типу запуска, географическому охвату).

2.1.2. Конкурсный отбор [8] участников (как правило, открытый конкурс).

2.1.3. Командное участие (приоритет небольшие команды, а не отдельные предприниматели).

2.2. Редкие признаки (вторичный перечень оказываемых акселератором услуг):

2.2.1. Предлагается начальное финансирование [8] в виде инвестиций (часто в обмен на долю в проекте);

2.2.2. Возможно физическое совместное размещение на территории акселератора с другими участниками и доступ к его инфраструктуре (факультативный признак).

Наглядно разработанная классификация основных признаков акселерации представлена на рис. 2.

Таким образом, новизна предложенной авторской классификации состоит в группировке признаков акселерации по критериям специфичности услуг (их уникальности, отличия от других форм поддержки) и частоты встречаемости этих признаков.

Заключение

По итогам исследования получены следующие результаты:

1. Выявлены ограничения реализуемого федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», состоящие в нечеткости раскрытия сути самого процесса

Рис. 2. Классификация основных признаков акселерации Fig. 2. Classification of the main signs of acceleration

акселерации. В проекте не запланирована акселерация через реализацию уникального перечня услуг, системно оказываемых только в акселераторах. Такой административный подход может представлять проблему, теоретическая основа для ее решения недостаточно представлена в существующих исследованиях.

2. Обзор российских и зарубежных источников показал актуальность исследования акселерации и ее влияния на экономический рост, наличия многочисленных положений о специфики акселерации как особой формы поддержки (научный подход). Но нерешенной научной задачей является отсутствие комплексного и согласованного перечня существенных отличительных признаков акселерации.

3. Систематизированы существующие разновидности акселераторов по следующим параметрам: решаемой экономической цели, источникам целей и финансирования, целевой аудитории и их этапу развития.

4. Обобщена, расширена и классифицирована система отличительных признаков акселерации, в том числе не учтенных в реализуемом федеральном проекте. Новизна такого подхода заключается в разработке отсутствующего расширенного перечня отличительных признаков акселерации, классифицированных по критериям специфичности и частоты встречаемости услуг акселерации среди других форм поддержки предпринимательства, учет их представленности в стратегическом законодательстве.

Акселерация является относительно новой формой поддержки предпринимательства в России, специфичность которой заключается в уникальном наборе услуг, оказываемых предпринимательским структурам с целью ускорения их развития. В обобщенном подходе основное назначение и специфика акселерации заключается в развитии, проверке и масштабировании проектов в готовые к инвестициям бизнесы, ориентированные на новые технологий, продукты и рынки,

путем комплекса интенсивно оказываемых услуг, ограниченных по времени. Выработанный в практике других стран и анализируемый в научных публикациях перечень акселерационных услуг (научный подход) не согласуется с административным подходом, реализуемого в России федерального проекта. С учетом выявленной значимости и существующего государственного специфического запроса на акселерацию важно сосредоточиться на развитии научного подхода к системе отличительных признаков акселерации, способных внести вклад в реализацию федерального проекта за счет увеличения комплексности оказания услуг акселерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методами контент-анализа обобщена, расширена и классифицирована система отличительных признаков акселерации и установлена специфичность их услуг, не учтенных в реализуемом федеральном проекте. Научная и практическая значимость состоит в возможности на основе разработанной системы признаков лучше понять уникальность акселерации как достаточно нового института, оказывающего особый перечень услуг поддержки предпринимательских структур, а также лучше осознать его отличия, преимущества и ограничения.

Направления дальнейших исследований

Продолжение данного исследования будет сосредоточено на эмпирической проверке фактического наличия и распространенности классифицированных признаков в российских акселераторах. Также же требуется последующая оценка вклада акселерационных услуг в систему поддержки предпринимательских структур.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1. Чернавских Е.Н. Систематизация научно-методических подходов к содержанию понятия «инфраструктура поддержки предпринимательских структур» в контексте реформирования институтов развития // Экономика Профессия Бизнес. 2021. № 4. С. 93—101.

2. Meyer H., StafunskiImpact N. National benchmark report 2016/17. Russia. Impact assessment of university-linked business incubators and accelerators. URL: https://ubi-global.com/product/im-pact-assessment-of-university-linked-business-incubators-and-accelerators-in-russia-national-bench-mark-16-17/ (дата обращения: 02.03.2022).

3. Birdsall M., Jones C., Lee C., et al. Business accelerators, the evolution of a rapidly growing industry. Report, Judge Business School, Cambridge, September. 2013.

4. Hallen B.L., Bingham C., Cohen S. Do accelerators accelerate? If so, how? The impact of intensive learning from others on new venture development. Organization Science, 2020, vol. 31, no. 2, pp. 378-414.

5. Miller P., Bound K. The Startup Factories: The rise of accelerator programmes to support new technology ventures. NESTA, London, 2011. 39 p.

6. Vknderstraeten J., Matthyssens P. Service-based differentiation strategies for business incubators: Exploring external and internal alignment. Technovation, 2012, vol. 32, no. 12, pp. 656-670.

7. Bliemel M., Flores R., Klerk S.De, Miles M.P., Costas B., Monteiro P. The role and performance of accelerators in the Australian startup ecosystem. Commissioned report for the Department of Industry, Innovation & Science. Canberra, ACT. 2016. 68 p.

8. Pauwelsa C., Clarysseab B., Wrightab M., Van Hovea J. Understanding a new generation incubation model: The accelerator. Technovation. 2016, vol. 50-51, Pp. 13-24. https://doi.org/10.1016Xj.technova-tion.2015.09.003

9. Назарова Н.А. Государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности в российских регионах // Власть. 2019. №3. С. 96-100.

10. Каменских М.А., Постников В.П. Исследование особенностей и перспектив развития бизнес-акселератора как института сетевого взаимодействия (на примере Пермского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 2. С. 369-382. https://doi.org/10.24891/ re.17.2.369.

11. Shankar R.K., Clausen T.H. Scale quickly or fail fast: An inductive study of acceleration. Technovation. 2020, vol. 98, pp. 102-174. DOI: 10.1016/j.technovation.2020.102174

12. Isabelle D.A. Key factors affecting a technology entrepreneur's choice of incubator or accelerator. Technology Innovation Management. 2013, vol. 3, no. 2, pp. 16-22. DOI: 10.22215/timreview/656

13. Christiansen J. Copying Y Combinator, a framework for developing seed accelerator programmes. University of Cambridge, Cambridge. 2009.

14. World Benchmark Report 19/20 — Data, Insights, and Best Practices from Business Incubators and Accelerators. URL: https://ubi-global.com/product/world-benchmark-report-19-20-data-insights-and-best-practices-from-business-incubators-and-accelerators/ (дата обращения: 02.03.2022).

15. Дегтярев П.А. Бизнес-инкубация как альтернативное направление корпоративной акселерации // Казанский экономический вестник. 2018. № 5 (37). С. 46—51.

16. Зимин В.А. Малое предпринимательство в регионе: состояние и перспективы. Самара: Научно-технический центр, 2020. 180 с.

17. Чиназирова С.К., Водождокова З.А., Гишева С.Ш., Хуажева А.Ш. Акселераторы для ускорения роста бизнеса // The Scientific Heritage. 2020. № 54-7. С. 48—51.

18. Петрова Ю.А., Хоменко Е.Б., Кузнецова А.Г. Особенности внедрения программ бизнес-акселерации в систему инфраструктурной поддержки молодежного предпринимательства региона // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2019. № 3 (38). С. 22—25.

19. Смирнов С.Д. Сравнение систем акселерации стартапов России и США. Кконцептуальная схема структуризации проблем развития стартапов и инструментария для их решения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 1 (63). С. 85—91. DOI: 10.17277/voprosy.2017.01. Pp. 085—091.

20. Сытник А.А. Анализ российской системы бизнес-акселерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 51—54.

21. Краева СА. К вопросу о развитии региональных акселерационных программ в России // Вектор экономики. 2019. № 8 (38). С. 32—41.

REFERENCES

1. Ye.N. Chernavskikh, Sistematizatsiya nauchno-metodicheskikh podkhodov k soderzhaniyu ponyat-iya «infrastruktura podderzhki predprinimatelskikh struktur» v kontekste reformirovaniya institutov razvi-tiya // Ekonomika Professiya Biznes. 2021. № 4. S. 93—101.

2. H. Meyer, N. StafunskiImpact, National benchmark report 2016/17. Russia. Impact assessment of university-linked business incubators and accelerators. URL: https://ubi-global.com/product/im-pact-assessment-of-university-linked-business-incubators-and-accelerators-in-russia-national-bench-mark-16-17/ (data obrashcheniya: 02.03.2022).

3. M. Birdsall, C. Jones, C. Lee, et al., Business accelerators, the evolution of a rapidly growing industry. Report, Judge Business School, Cambridge, September. 2013.

4. B.L. Hallen, C. Bingham, S. Cohen, Do accelerators accelerate? If so, how? The impact of intensive learning from others on new venture development. Organization Science, 2020, vol. 31, no. 2, pp. 378-414.

5. P. Miller, K. Bound, The Startup Factories: The rise of accelerator programmes to support new technology ventures. NESTA, London, 2011. 39 p.

6. J. Vanderstraeten, P. Matthyssens, Service-based differentiation strategies for business incubators: Exploring external and internal alignment. Technovation, 2012, vol. 32, no. 12, pp. 656-670.

7. M. Bliemel, R. Flores, S.De. Klerk, M.P. Miles, B. Costas, P. Monteiro, The role and performance of accelerators in the Australian startup ecosystem. Commissioned report for the Department of Industry, Innovation & Science. Canberra, ACT. 2016. 68 p.

8. C. Pauwelsa, B. Clarysseab, M. Wrightab, J. Van Hovea, Understanding a new generation incubation model: The accelerator. Technovation. 2016, vol. 50-51, Pp. 13-24. https://doi.org/10.1016Zj.technova-tion.2015.09.003

9. N.A. Nazarova, Gosudarstvennaya politika stimulirovaniya predprinimatelskoy deyatelnosti v rossi-yskikh regionakh // Vlast. 2019. № 3. S. 96-100.

^ Business_^

10. M.A. Kamenskikh, V.P. Postnikov, Issledovaniye osobennostey i perspektiv razvitiya biznes-akseler-atora kak instituta setevogo vzaimodeystviya (na primere Permskogo kraya) // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2019. T. 17, № 2. S. 369-382. https://doi.org/10.24891/re.17.2.369

11. R.K. Shankar, T.H. Clausen, Scale quickly or fail fast: An inductive study of acceleration. Technovation. 2020, vol. 98, pp. 102-174. DOI: 10.1016/j.technovation.2020.102174

12. D.A. Isabelle, Key factors affecting a technology entrepreneur's choice of incubator or accelerator. Technology Innovation Management. 2013, vol. 3, no. 2, pp. 16-22. DOI: 10.22215/timreview/656

13. J. Christiansen, Copying Y Combinator, a framework for developing seed accelerator programmes. University of Cambridge, Cambridge. 2009.

14. World Benchmark Report 19/20 — Data, Insights, and Best Practices from Business Incubators and Accelerators. URL: https://ubi-global.com/product/world-benchmark-report-19-20-data-insights-and-best-practices-from-business-incubators-and-accelerators/ (data obrashcheniya: 02.03.2022).

15. P.A. Degtyarev, Biznes-inkubatsiya kak alternativnoye napravleniye korporativnoy akseleratsii // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. 2018. № 5 (37). S. 46—51.

16. V.A. Zimin, Maloye predprinimatelstvo v regione: sostoyaniye i perspektivy. Samara: Nauch-no-tekhnicheskiy tsentr, 2020. 180 s.

17. S.K. Chinazirova, Z.A. Vodozhdokova, S.Sh. Gisheva, A.Sh. Khuazheva, Akseleratory dlya uskoreni-ya rosta biznesa // The Scientific Heritage. 2020. № 54-7. S. 48-51.

18. Yu.A. Petrova, Ye.B. Khomenko, A.G. Kuznetsova, Osobennosti vnedreniya programm biznes-aksel-eratsii v sistemu infrastrukturnoy podderzhki molodezhnogo predprinimatelstva regiona // Sotsialno-eko-nomicheskoye upravleniye: teoriya i praktika. 2019. № 3 (38). S. 22-25.

19. S.D. Smirnov, Sravneniye sistem akseleratsii startapov Rossii i SShA. Kkontseptualnaya skhema strukturizatsii problem razvitiya startapov i instrumentariya dlya ikh resheniya // Voprosy sovremen-noy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2017. № 1 (63). S. 85-91. DOI: 10.17277/vo-prosy.2017.01.pp.085-091

20. A.A. Sytnik, Analiz rossiyskoy sistemy biznes-akseleratsii // Vestnik Saratovskogo gosudarstvenno-go sotsialno-ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 5 (59). S. 51-54.

21. C.A. Krayeva, K voprosu o razvitii regionalnykh akseleratsionnykh programm v Rossii // Vektor ekonomiki. 2019. № 8 (38). S. 32-41.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS

ЧЕРНАВСКИХ Екатерина Николаевна

E-mail: en_en00@bk.ru CHERNAVSKIH Ekaterina N.

E-mail: en_en00@bk.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0517-1939

ГОЛОВИНА Алла Николаевна

E-mail: vshko@inbox.ru GOLOVINA Alla N.

E-mail: vshko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 02.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 15.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.