Научная статья на тему 'Реализация требований устойчивого развития на региональном рынке электроэнергии'

Реализация требований устойчивого развития на региональном рынке электроэнергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишнякова О. Н.

В условиях обострения системного эколого-экономического кризиса формирование механизма управления эколого-экономическим развитием (ЭЭР) энергетики приобретает все большее народнохозяйственное значение, безотлагательное в решении. Теоретической основой его становления является имплицирование экологической парадигмы в систему отраслевого управления. Императивный характер создаваемой системы экономической ответственности за экологические последствия в условиях энергоглобализации определяется значительным влиянием отрасли на экономический потенциал страны, уровень благосостояния и окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of sustained development demands at electric power regional market

For a country to understand the role of energy use at the national level, it is necessary to undersstand the relationship of energy use to economic activity and social well-being. There are strong relationship between the availability of energy management, economic activity and improvements in standarts of living. Energy management based on scientific progress is recognized as an important factor in national economies. So, one of the most important economic trends is the increasing integration of nations into the world economy and formation the global energy management.

Текст научной работы на тему «Реализация требований устойчивого развития на региональном рынке электроэнергии»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

О.Н. ВИШНЯКОВА

Казанский государственный энергетический университет

В условиях обострения системного эколого-экономического кризиса формирование механизма управления эколого-экономическим развитием (ЭЭР) энергетики приобретает все большее народнохозяйственное значение, безотлагательное в решении. Теоретической основой его становления является имплицирование экологической парадигмы в систему отраслевого управления. Императивный характер создаваемой системы экономической ответственности за экологические последствия в условиях энергоглобализации определяется значительным влиянием отрасли на экономический потенциал страны, уровень благосостояния и окружающую среду.

Выдвинутая мировым сообществом концепция устойчивого развития (УР), связанная с межсистемной интеграцией, была принята основополагающей при формировании национальной энергетической стратегии. По нашему мнению, устойчивым может быть развитие, если при дестабилизации всей системы или ее подсистем существует и включается механизм управления ЭЭР, базирующийся на гармонизации государственного регулирования и рыночной самоорганизации, который позволяет получить новое состояние равновесия.

Требования устойчивого развития корректируют (экологизируют) экономический механизм регулирования воспроизводственных процессов и методологические подходы к оценке конкурентоспособности. Так в качестве ведущих характеристик конкурентоспособности поставляемой на рынок электроэнергии (ее производителей) следует выделить стоимостные параметры, экономичность, качество, надежность и экологичность производства.

В процессе формирования конкурентного энергетического рынка регионам предоставляется больше самостоятельности, что предполагает и большую их ответственность за результативность проводимых реформ на собственной территории, в том числе за сохранение региональной экосистемы и обеспечение эколого-экономического и социального равновесия. Отсюда стремление регионов адаптировать процессы, присущие всей экономике, под решение собственных проблем.

На региональном рынке электроэнергии основными участниками конкурентных отношений (центрами конкуренции) и потребителями ресурсов окружающей среды (ОС) являются генерирующие компании. Кроме того, на данном этапе выделяется два рыночных сегмента. Первый (15%) - отнесен нами к полю отсутствия каких-либо ограничений на развитие конкуренции, в том числе и косвенных. Это - зона свободного ценообразования. Другой сегмент, регулируемый государством, - это ФОРЭМ.

Координатором рынка, в котором функция государственного регулирования усиливается (не менее 75%), является диспетчеризация. Эта система оперативно-технологического управления была создана для обеспечения надежности, поддержания требуемых качественных параметров и экономичности

© О.Н. Вишнякова Проблемы энергетики, 2004, № 1-2

электроснабжения народного хозяйства. Основной задачей диспетчерского управления (ДУ) на ФОРЭМ является создание необходимых условий для полного удовлетворения спроса на электроэнергию при минимальных затратах на ее производство, транспортировку и распределение с соблюдением требуемых показателей надежности и качества. К последним мы добавляем экологичность. В настоящее время она учитывается косвенно (практически не учитывается) в степени экономичности загрузки оборудования по параметрам удельного расхода топлива.

Система оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) предусматривает вертикальную координацию решений, принимаемых органами ДУ различных уровней рынка в пределах их компетенции. На высшем уровне - это центральное ДУ (ЦДУ), на низшем - диспетчеризация на предприятии. Органы ДУ разных уровней осуществляют экономичное распределение нагрузки между электростанциями и отдельными агрегатами и распоряжаются резервами генерирующих мощностей. Причем варианты загрузки оборудования на станциях не всегда являются оптимальными для самих станций, но в масштабах энергосистемы дают снижение издержек.

Для обеспечения коммерческого и технологического функционирования рынка созданы специализированные подразделения: коммерческий оператор рынка, который отвечает за осуществление коммерческой деятельности, и независимый системный (технологический) оператор рынка, который отвечает за надежное и эффективное функционирование сети. То есть на уровне ДУ параллельно производится учет реальных физических процессов и ведется коммерческий учет. Органы ДУ действуют согласованно с коммерческими центрами оптовых рынков соответствующих уровней, обеспечивая гармонизацию экономических интересов и технологических возможностей.

Как показывают исследования, экологические интересы на рынке, в реальности, не учитываются. Контроль за экологическим воздействием энергетики на ОС региона и регламентация мер по снижению этого воздействия возлагается на РЭК. Так же одной из функций РЭК является согласование размеров эко-платежей энергопроизводителей в бюджет. Ими же рассматривается и согласуется целесообразность введения и размеры экологических надбавок (скидок) к тарифу, а также экологических дотаций населению загрязненных районов. Следовательно, РЭКи должны управлять и взаимодействиями по вопросам трансграничных переносов. Однако этот срез деятельности региональными комиссиями практически не осуществляется.

По результатам исследований мы пришли к выводу, что в условиях рыночного хозяйства координаторами эколого-экономического регулирования и центрами оценки конкурентоспособности должны стать органы диспетчеризации. Здесь для нас важно и то, что они определяют границы балансовой принадлежности электросети, контрольные точки значений показателей качества электроэнергии и ведут учет всех случаев отклонений от стандартов электроснабжения. То есть на диспетчеризацию возлагаются технологические и информационные задачи и функции, которые можно расширить, а скорее детализировать эколого-экономическими параметрами. По уровням ДУ их функции изменяются, агрегируются.

C учетом вышеизложенного логика реализации механизма экологоэкономического регулирования энергетики региона в условиях конкурентного рынка выглядит следующим образом (рис. 1). При вхождении производителей в систему ФОРЭМ определяются характеристики электроэнергии с учетом технико-

экономических и экологических параметров ее производства. Эти данные в соответствии с профилем поступают в сектора технологического и коммерческого учета. Технологические параметры качества электроэнергии четко определены в энергетической стратегии. Их следует дополнить эколого-экономическими показателями энергетического производства. Причем и те, и другие должны быть заложены в приоритетах энергообеспечения и использоваться в процессе ранжирования участников рынка.

На рынке основной экономической величиной и ведущим параметром конкуренции выступает тариф. При формировании тарифов на электроэнергию в регионе можно последовательно выделить три стадии: определение совокупной стоимости обслуживания и среднего тарифа; дифференциация тарифных ставок по группам и категориям потребителей в соответствии с издержками энергоснабжения и расчет базовых тарифов; разработка специальных тарифов, направленных на реализацию определенных целей и отклоняющихся от индивидуальных издержек электроснабжения. Причем последние, согласно статистике, постоянно растут, особенно в связи с ситуацией на рынке ТЭР, сохранением перекрестного субсидирования и качеством основных фондов. Кроме того, возмещая практически любые затраты, цены не стимулируют предприятия к рациональному сберегающему природопользованию, к достижению высоких конечных эколого-экономических результатов.

А.Чубайс, в своем выступлении в КГЭУ в ноябре 2003 г., особо выделил ущербность затратной философии ценообразования и объявил ее «антигосударственной политикой». Новое содержание политики

ценоообразования в отрасли заключается в том, чтобы формировалась как минимум трехлетняя тарифная стратегия, с указанием изменения уровня тарифов за каждый год так, чтобы экономию производитель мог оставлять в своем распоряжении. То есть в конкурентной среде реализуется следующий механизм: не успел снизить затраты - становишься неконкурентоспособным и «вылетаешь» с рынка.

По нашему мнению, альтернативой затратного подхода в ценообразовании является подход, основанный на принципе многофакторности (учета множества факторов, действующих на стадиях жизненного цикла электроэнергии). При этом предполагается учитывать особенности отрасли, характеристики электроэнергии, издержки производства, требования УР, состояние ОС, психологию потребителей и множество других факторов внутреннего и международного рынка. Именно в многофакторности ценообразования с учетом экологического императива содержится ключ к формированию социально-ориентированного рыночного энергетического хозяйства, наиболее полного использования ценового регулирования в достижении эколого-экономической стабилизации.

Особую сложность представляет внесение показателя экологичности в состав параметров конкурентоспособности. В качестве критерия можно предложить коэффициент экологичности Кэк = (Зэк + Зущ)/(Звс+ Зпрев), где Зэк -затраты, связанные с потреблением ресурсов ОС; Зущ - величина ущерба, наносимого ОС; Звс - затраты на восстановление ОС и Зпрев - затраты на превентивные мероприятия. В настоящее время эта величина не достигает 1, но должна стремиться к этому уровню, а в идеале и превышать - для осуществления воспроизводственных процессов.

Рис. 1.Функциональная модель управления ЭЭР энергетики региона в условиях рынка

Дополнительным может выступать коэффициент К', который равен отношению суммы нормативных к сумме сверхнормативных платежей за пользование природными ресурсами. Этот коэффициент, по нашему мнению, должен рассчитываться исходя из состояния эколого-экономической системы региона по натуральным показателям возможности воспроизводства его природно-ресурсного потенциала и объемам необходимых для этого денежных средств, выплачиваемых энергопредприятиями. Кроме того, он, как и прочие нормативы эколого-экономического регулирования, подлежит постоянному пересмотру с учетом эколого-экономической динамики. Эти показатели должны стать обязательными в процедуре ранжирования поставщиков электроэнергии на ФОРЭМе.

Еще один важный момент в нашей концепции - проблема трансграничных переносов. Возможность компенсации ущерба от предприятий энергетики, к примеру соседнего региона, может осуществляться также на уровне диспетчеризации. Это связано с тем, что именно органы ДУ устанавливают поставщиков и покупателей «грязной энергии», а значит, могут определять субъектов экономической ответственности за нарушение требований экологической безопасности.

В связи с этим мы полагаем, что научно-обоснованная модернизация (с точки зрения утверждения экологического императива) и адаптация к условиям региона «Закона об электроэнергетике РФ» позволит регулировать непосредственно энергопоток и гармонизировать эколого-экономические отношения. Для этого закон должен содержать следующие основные моменты с обязательным учетом экологической составляющей по каждому направлению:

- приоритеты энергообеспечения и утверждение нормативно-правовой базы функционирования энергетики;

- дальнейшее углубление экономических реформ в отрасли по принципам, соответствующим укреплению единой энергетической системы РТ и ее интеграции в ЕЭС России;

- принципы регулирования взаимоотношений с РАО «ЕЭС России» и другими ОАО-энерго, основы развития энергетической дипломатии;

- механизм отраслевого управления и разделение компетенции между органами государственного регулирования и самоуправления в конкурентной среде;

- определение тарифной политики и степень государственного вмешательства;

- обоснование ограничений в решении проблемы неплатежей;

- содержание инвестиционной политики для обеспечения динамических перспектив отрасли, ее технического перевооружения и реконструкции;

- основы эколого-экономической политики и механизм экологоэкономического регулирования отраслевого развития.

Таким образом, регулирующим центром эколого-экономических отношений становится диспетчеризация, координирующая государственные управляющие воздействия и рыночные процессы самоорганизации. В распоряжении ДУ должны находиться законодательно установленные критерии принятия решений по параметрам цены, качества электроэнергии, надежности взаимодействующих сторон и экологичности производства и соответствующие методы ранжирования участников рынка. Так же подлежат расширению и утверждению координирующие функции ДУ по решению проблем межрегиональных взаимодействий в области эколого-экономического регулирования.

Предложенные нами решения проблем ЭЭР электроэнергетики в условиях рынка поддаются типизации. Кроме того, при некоторой адаптации они могут быть использованы для других экономикообразующих отраслей народного хозяйства. По нашему мнению, это станет одним из первых шагов к обретению Россией статуса члена ВТО, открывающих региону возможность участвовать в мировой экономике с соблюдением собственных политических, экономических и экологических интересов.

Summary

For a country to understand the role of energy use at the national level, it is necessary to undersstand the relationship of energy use to economic activity and social well-being. There are strong relationship between the availability of energy management, economic activity and improvements in standarts of living. Energy management based on scientific progress is recognized as an important factor in national economies. So, one of the most important economic trends is the increasing integration of nations into the world economy and formation the global energy management.

Поступила 12.01.2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.