Научная статья на тему 'Реализация торговой политики странами единого экономического пространства'

Реализация торговой политики странами единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещеряков Андрей Николаевич

Укрепление интеграционных связей между Россией, Беларусью и Казахстаном на современном этапе требует от стран-участниц Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) более продуманных и согласованных действий во всех сферах экономического сотрудничества. Первые результаты функционирования названных интеграционных объединений свидетельствуют о том, что экономики России, Беларуси и Казахстана еще не в полной мере открыты друг для друга. Однако в то же время уже несколько лет с определенными успехами существует единое таможенное пространство, система единых таможенных тарифов, применяемых к товарам, ввозимым на объединенную таможенную территорию и т.д. Цель на ближайшее будущее – это формирование единой и эффективной торговой политики экономического блока, учитывающей экономические интересы всех участников ЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация торговой политики странами единого экономического пространства»

тельно, распределение налоговых доходов среди федеральных округов отличается от равномерного распределения. Полученное значение коэффициента Лоренца К_округа_20п = 0,19 и коэффициента Джини £а_0круга_2011 = 0,18 (коэффициенты близки друг к другу) также говорит о том, что распределение налоговых доходов в федеральных округах в среднем отличается от равномерного распределения.

Рассчитанные значения аналогов коэффициента Лоренца (К_РФ_20ц = 0,35) и коэффициента Джини (Кс_РФ ш\ = 0,39) по всем 83 субъектам РФ указывают на то, что распределение налоговых доходов субъектов сильно отличается от равномерного распределения. Расчет структурного показателя распределения налогообложения по субъектам (т.е. отношение долей da и ¿ш) для субъектов РФ показал, что только в 16 из них он больше единицы.

Также была оценена неравномерность налогообложения субъектов РФ по трем основным налогам. Значение такого интегрального показателя неравномерности налоговых доходов по налогу на прибыль организаций, как коэффициент Джини, равняется 0,43. Такое высокое значение коэффициента говорит о сильном отклонении фактического распределения налоговых доходов по НП среди субъектов РФ от равномерного распределения. Оценив неравномерность налогообложения субъектов по НДФЛ, было получено значение коэффициента Лоренца, равное 0,23. Это свидетельствует о более равномерном распределении налоговых доходов по НДФЛ в субъектах РФ.

Исследовав структуру налоговых доходов в бюджет РФ, полученных за счет НДС, оказалось, что коэффициент Лоренца по НДС в 2011 году равняется 0,43. Данный показатель равен коэффициенту Лоренца по налогу на прибыль и свидетельствует о сильном отклонении фактического распределения налоговых доходов по НДС среди субъектов РФ от равномерного распределения.

Библиографический список

1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - М.: ФНС России, 2005-2012. - Режим доступа: http://www.nalog.ru

2. Регионы России. Социально-экономические показатели-2011: статистический сборник / Росстат. - М., 2011.

3. Камалетдинов А.Ш., Ксенофонтов А. А. Структура налоговых доходов в РФ в 2008 году // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 1. - С. 258-266.

4. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Центральном федеральном округе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 18. - С. 162166.

5. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе // Инновации и инвестиции. - 2011. - № 4. - С. 40-45.

6. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Приволжском федеральном округе // Инновации и инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 188-193.

7. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Уральском федеральном округе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 139-144.

А.Н. Мещеряков

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНАМИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: укрепление интеграционных связей между Россией, Беларусью и Казах-

© Мещеряков А.Н., 2014

станом на современном этапе требует от стран-участниц Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) более продуманных и согласованных действий во всех сферах экономического сотрудничества. Первые результаты функционирования названных интеграционных объединений свидетельствуют о том, что экономики России, Беларуси и Казахстана еще не в полной мере открыты друг для друга. Однако в то же время уже несколько лет с определенными успехами существует единое таможенное пространство, система единых таможенных тарифов, применяемых к товарам, ввозимым на объединенную таможенную территорию и т.д. Цель на ближайшее будущее - это формирование единой и эффективной торговой политики экономического блока, учитывающей экономические интересы всех участников ЕЭП.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, торговая политика, таможенные пошлины, таможенное регулирование.

Функционирование в течение нескольких лет Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (ТС) и созданного на его основе Единого экономического пространства (ЕЭП) позволяет в некоторой степени охарактеризовать результаты экономической интеграции и степень вовлеченности названных государств в мировую торговлю. Эта степень, как оказывается, достаточно разная.

По индексу ограничения торговли Всемирного банка, который учитывает только тарифные ограничения, наименее либерализованной во внешней торговле среди стран ТС является Беларусь (87 место из 125 в мировом рейтинге), в то время как Казахстан является одной из наиболее либеральных стран мира (7 место). Россия занимает близкое к Беларуси положение (70 место). При этом величина среднего тарифа на импорт в Беларуси составляет 8,8 %, в России - 6,1 %, а в Казахстане всего 2 %. Для сравнения: в странах Евросоюза средний тариф составляет 4,1 %, в странах-членах ВТО - 4,3 % [2].

По индексу рейтинга «Ведение бизнеса 2013», посвященному международной торговле, все страны ТС имеют существенные проблемы с точки зрения обеспечения благоприятных условий для развития международной торговли. Беларусь занимает 151 место среди 183 стран мира, Россия - 162, а Казахстан - 182. При этом в 2011 году Россия и Казахстан относились к странам с наибольшим количеством документов при проведении импортных операций [3].

Индекс уровня развития логистики (характеристика внешних условий для осуществления международной торговли) также указывает на существенные проблемы при реализации внешнеторговых отношений: страны ТС близки друг к другу по уровню развития, причем этот уровень низкий. В 2012 году наиболее благоприятной ситуация была в Казахстане - 86 место в мире, Беларусь находится на 91 позиции, Россия - на 95. Наибольшие проблемы у всех стран сконцентрированы в сфере таможни, однако и прочие области (инфраструктура, логистика, транспорт) нуждаются в улучшении [2].

Торговая политика России на протяжении последних трех лет складывалась под воздействием следующих факторов:

1) вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО);

2) начало функционирования Таможенного союза;

3) сырьевой характер экспорта России.

Вступление России в ВТО в 2012 году привело к тому, что по ряду позиций России пришлось существенно снизить таможенные пошлины. В целом по всем видам продукции таможенный тариф составил в среднем 7,8 % против 10 % в 2011 году. Для сельскохозяйственной продукции средний предельный тариф составил 10,8 % против среднего уровня

2011 года в 13,2 %. Средний предельный тариф на промышленную продукцию составил 7,3 %, тогда как средний тариф на импортируемую промышленную продукцию в 2011 году составлял 9,5 % [2].

Изменения, связанные со вступлением России в ВТО, ожидаются также на рынке финансовых, транспортных, коммуникационных, страховых и других услуг. В частности, в сфере телекоммуникационных технологий после вступления в ВТО Россия обязалась отказаться от ограничения в размере 49 % на участие зарубежных собственников. Также Россия обязалась применять условия Соглашения ВТО о базовых услугах в сфере телекоммуникаций. Предполагается, что доступ на российский рынок получат иностранные страховые компании и банки. Страховые компании смогут открывать свои отделения в России через девять лет. В отношении банков не предусматриваются ограничения на долю участия иностранного капитала, хотя общее иностранное участие в банковской системе России будет ограничено в размере 50 % (за исключением иностранного капитала, инвестированного в потенциально приватизируемые банки).

Поскольку внешнеэкономическая деятельность стран ТС взаимосвязана, то это потребовало определенных изменений и со стороны других стран-участников ТС. В настоящее время страны ТС осуществляют согласование вопросов по тарифному регулированию, лицензированию, сертификации, фитосанитарному контролю и т.д. Только в 2011 году Комиссией ТС было принято 47 решений, в том числе 32 решения в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта промышленных товаров и 15 решений по корректировке ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов бумаги и картона, отдельных видов тропических масел и овощей, отдельных видов зерна, сахара, соевого шрота, мойвы свежей или охлажденной, фосфатов, отдельных видов концентратов и пюре для производства соков.

В 2010 году Беларусь, Казахстан и Россия разрабатывали таможенное законодательство ТС, включая Таможенный кодекс ТС, международные соглашения и решения Комиссии ТС. С 1 июля 2011 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС (ТК ТС). Одновременно были предприняты шаги по повышению эффективности работы таможни. В частности ТК ТС предусматривает:

1) сокращение общего срока выпуска товаров с трех дней до одного;

2) сокращение количества документов для экспорта несырьевых товаров с 25 до 7;

3) снижение суммы финансовых гарантий для таможенного представителя с 50 млн до 40 млн рублей (то есть на 20 %), для таможенного перевозчика - с 20 млн до 8 млн рублей (на 60 %);

4) увеличение срока уплаты таможенных платежей с 15 дней до четырех месяцев.

В 2010 году был разработан новый закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года. Закон разработан с учетом современных тенденций развития таможенного дела, в том числе связанных с упрощением экспорта высокотехнологичных товаров и оптимизацией таможенных операций. Принятие нового закона было вызвано тем, что ТК ТС и международные соглашения государств-членов ТС содержат более 200 отсылочных норм к национальным законодательствам. Закон же содержит максимальное количество норм прямого действия. Отсылочные нормы используются в основном в отношении технологических вопросов совершения таможенных операций.

В законе прописаны меры, направленные на реализацию ключевых задач по модернизации российской экономики и поддержке высокотехнологичных и инновационных производств. Предполагается упростить процедуры по экспорту высокотехнологичного оборудования и импорту комплектующих, используемых для его создания. Предусмотрен

упрощенный порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит ряд положений, упрощающих осуществление экспортно-импортных операций в РФ [1]:

1) определен перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами у участников внешнеэкономической деятельности;

2) для выпуска несырьевых товаров список документов сокращен с 14 до 7;

3) упрощены ввоз и вывоз научных и коммерческих образцов;

4) законодательно закреплен перечень оснований для продления срока выпуска товаров с 1 до 10 дней.

Законодательные изменения направлены на улучшение условий внешней торговли, что должно способствовать развитию внешней торговли не только между странами ТС, но и с третьими странами. Российские власти осознают существование проблем в сфере таможни. В 2010 году Россия присоединилась к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции «Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 26 июня 1999 года. Основной целью Конвенции является максимальное содействие развитию мировой торговли путем упрощения и гармонизации таможенных правил и процедур. Страны, присоединившиеся к Конвенции, должны применять одинаковые международные стандарты в работе таможенных служб, упрощенные и автоматизированные таможенные процедуры, а также обеспечить переход на использование электронных документов и создание электронных систем единого окна.

Особое значение во внешнеторговой политике России занимает регулирование экспорта углеводородов и нефтепродуктов. С 1 октября 2011 года в России начал действовать новый режим расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так называемая система «60-66» предусматривает, что при расчете экспортной пошлины на нефть будет приниматься во внимание не 65 % разницы между ценой мониторинга и ценой нефти (в $ 182,5 за т), а 60 % [2]. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом унифицированы. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 716 от 26 августа 2011 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155» с 1 октября 2011 года по 31 декабря 2014 года пошлина на все нефтепродукты, кроме бензинов, составит 66 % пошлины на сырую нефть. На бензин пошлина будет иметь запретительный характер и равняться 90 % размера нефтяной. Таким образом, ожидается, что экспорт бензина окажется экономически невыгодным, а мазутов - менее прибыльным. С 1 января 2015 года планируется повысить коэффициент для темных нефтепродуктов до 1.

Российские власти также вынуждены бороться с ограничительными мерами, применяемыми иностранными государствами для защиты внутреннего рынка. По состоянию на 1 января 2012 года в отношении России действовало 72 ограничительные меры, годом ранее -90. Ограничительные меры включают в себя как антидемпинговые, так и меры нетарифного регулирования. Обращает на себя внимание тот факт, что даже страны ТС защищают свои рынки друг от друга. Например, в Беларуси с марта по сентябрь 2011 года действовали меры, препятствующие поступлению импортных товаров путем ограничения доступа импортеров к покупке иностранной валюты для оплаты контрактов по закупке товаров некритичного импорта. Доступ к покупке иностранной валюты был ограничен как на биржевом, так и на межбанковском национальных рынках, что привело к появлению задолженностей белорусских потребителей перед российскими экспортерами и разрыву многолетних наработанных

контактов. Беларусь, наряду с ЕС, США и Украиной, относится к странам (регионам) с максимальным количеством ограничений на торговлю с Россией.

Все вышеупомянутые факты свидетельствуют о том, что в настоящее время существует ряд проблем в области формирования единой торговой политики странами-участницами ЕЭП. В условиях продолжающегося углубления экономической интеграции между Россией, Казахстаном и Беларусью вопросы взаимного сотрудничества в этой области становятся крайне актуальными. И поэтому выработка в ближайшем будущем единого подхода и принципов реализации такой политики выходят на первый план.

Библиографический список

1. Федеральный закон № Э11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 (ред. от 23.07.2013).

2. Единая торговая политика и решение модернизационных задач ЕЭП: докл. № 8. - Санкт-Петербург, 2012. - СПб: ЦИИ ЕАБР, 2012. - 238 с.

3. World Bank. 2013. Doing Business 2013: Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, DC: World Bank Group. - 282 p.

М.С. Нальгиев

О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

Анотация: в статье рассматриваются вопросы взаимосвязи экономической и социальной эффективности производства. Автор обозначил ряд факторов, которые не учитываются в содержании понятия экономическая эффективность производства. Показывается не полнота его содержания. Анализируется органическая взаимосвязь этих показателей, доказывается не возможность их рассмотрения по отдельности.

Ключевые слова: экономическая эффективность производства, социальная эффективность производства, целостная экономическая система.

Проблема повышения эффективности управления производством является одной из ключевой в условиях современной экономики. Эффективное управление производством связано с эффективностью производства. Оно способствует образованию благоприятных организационно-экономических условий которые направлены на реализацию целей и задач управляющей системы на основе научно-технического развития производства. Содержание понятия эффективность управления производством шире по экономическому содержанию, чем эффективность производства. Эффективность производства направлена на решение проблем эффективного применения вовлеченных в хозяйственный оборот производственных ресурсов, в свою очередь эффективность управления характеризует, в том числе и внешние факторы такие как: соотношение спроса и предложения, конъюнктура рынка, состояние рекламной деятельности и другие. Отмеченное выше говорит том, что эффективность управления может быть осмыслена только лишь через призму динамики эффективности производства, уровень которой обусловливает качественное состояние системы управления.

Эффективность изучается как социально-экономическая категория. Хотя в основе по-

© Нальгиев М.С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.