Научная статья на тему 'Реализация теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце xіx начале XX вв'

Реализация теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце xіx начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРИРОДНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FREE EDUCATION / PUBLIC SCHOOL / ACTIVE PERSONALITY / NATURAL AND PERSONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Светлана Игоревна

Статья посвящена анализу реализации теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце XІX начале XX вв. Рассматривается значение идеи теории свободного воспитания для современных воспитательных и образовательных концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realizing Free Education Theory in L. N. Tolstoy's Activity at the End of the 19th the Beginning of the 20th Centuries

The article is devoted to the analysis of the implementation of free education theory in L. N. Tolstoy's activity at the end of the 19th the beginning of the 20th centuries. The article discusses the importance of this theory for modern educational concepts.

Текст научной работы на тему «Реализация теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце xіx начале XX вв»

УДК 37(09) ББК Ч33(2)5

Реализация теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце XIX - начале XX вв.

С. И. Яворская г. Чита, Россия

Статья посвящена анализу реализации теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого в конце XIX - начале XX вв. Рассматривается значение идеи теории свободного воспитания для современных воспитательных и образовательных концепций.

Ключевые слова: свободное воспитание, народная школа, активная личность, природно-личностный потенциал.

S. I. Yavorskaya Chita, Russia

Realizing Free Education Theory in L. N. Tolstoy’s Activity at the End of the 19th - the Beginning of the 20th Centuries

The article is devoted to the analysis of the implementation of free education theory in L. N. Tolstoy’s activity at the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries. The article discusses the importance of this theory for modern educational concepts.

Keywords: free education, public school, active personality, natural and personal potential.

В новых социально-экономических и культурных условиях современный человек поставлен перед выбором своего дальнейшего развития. Как известно, возникновение постиндустриального этапа сопровождается проявлением кризиса в различных сферах: социальной, демографической, политической, экономической, экологической и др. Важно обратить внимание и на кризис в образовательном процессе, сущность которого заключается в несоответствии получаемых результатов объективным требованиям современного и будущего развития общества.

Таким образом, в настоящее время необходимы изменения уровня сознания, самосознания, самоопределения человека и его ценностных установок. Преодоление кризиса обусловливает интерес к теоретическим и практическим разработкам отечественных педагогов-новаторов свободного воспитания, идеи которых получили широкое распространение в России в конце XIX - начале XX вв.

Процессы укрепления России на рубеже XIX-XX вв. привели к реформированию содержания образования и воспитания. Процесс индустриализации усиливал прагматическую, технологическую направленность содержания образования и воспитания, привёл к появлению технических, ремесленных школ и училищ. Среди основных положений радикального пересмотра были вы-

делены следующие: важность государственного начала в развитии образования, необходимость подготовки специалистов для прогресса в сфере материального производства.

Задачи государства были направлены на вооружение учащихся новыми знаниями и умениями, необходимыми в технократическом мире для решения социальных и практических задач общества. Важно отметить, что полученные в данных условиях знания и умения не были ориентированы на воспитание свободной личности, не способствовали её самостоятельному и творческому развитию.

Таким образом, возникает противоречие между принципами существовавшей нормативной педагогики и потребностью воспитания и образования самостоятельной личности, которое приводит к появлению новой педагогической теории в России - свободного воспитания, рассматривающей учащегося не только как объект воспитательного воздействия, но и как активного субъекта воспитания. В отличие от официальной педагогики, «свободное воспитание» обращало внимание на необходимость нравственного воспитания, на важность приобщения к ценностям национальной культуры, создавало атмосферу для принятия учениками ценностей.

Культивируемая государством традиционная педагогика, была противопоставлена новой

92

© С. И. Яворская, 2011

общественной педагогической мысли. Деятели новой педагогики поставили в центр образования человека и его стремление к свободному и гармоничному развитию. Идеи педагогов формировались на основе изучения мировой культуры (в частности немецкой классической философии) и образовательной практики стран Западной Европы [6, с. 19].

В своих исканиях педагоги-реформаторы (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, С. Н. Дурылин, И. И. Горбунов-Посадов, П. Ф. Каптерев) указывали на подавление детской личности в существующей школе, формализм, интеллектуализм и репродуктивность учебного и воспитательного процесса. Выделив основные предпосылки, можно определить теорию свободного воспитания как совокупность педагогических идей, ориентированных на свободное развитие внутренних потенциалов ребёнка, способствующих полному проявлению индивидуальности и духовно-нравственному становлению личности [1, с. 35].

Названные педагоги были едины во мнении о необходимости создания новой концепции образования и воспитания, духовно-нравственного воспитания. Главной целью новых педагогических концепций в конце XIX - начале XX вв. было расширение образовательных возможностей независимо от сословной принадлежности ребенка, всестороннее развитие личности. Педагоги-новаторы активно выступали против рассмотрения человека как данности, которое не позволяло развивать творческий порыв и реализовывать природно-личностный потенциал.

Значительный вклад в разработку теории свободного воспитания, проблемы развития целостной личности внёс Л. Н. Толстой (1828-1910). Великий педагог стремился к реорганизации современной ему системы воспитания и образования. Он рассматривал существующую систему воспитания как принудительное воздействие одного лица на другого с целью образовать похожего человека. Существующие школы были обозначены им как насильственные учреждения (школы-казармы), в которых образовательный процесс основывался на механизации обучения [3, с. 45].

Л. Н. Толстой утверждал, что существующее образование являлось бессознательным и не способствовало самостоятельному приобретению знаний, использованию их в жизни. Согласно принципам теории свободного воспитания, школа должна быть творческой, сообразоваться с индивидуальностью каждого ученика. Новая

школа может быть создана только тогда, указывал Л. Н. Толстой, когда учителя откажутся от «старого взгляда на школу», как на дисциплинарную роту [3, с. 38].

Исходя из своих философско-педагогических взглядов, он считал, что основой свободного воспитания является гармония и естественное развитие согласно законам природы. Л. Н. Толстой опирался на идеи Ж.-Ж. Руссо о том, что цивилизация и культура разрушают человеческую природу, не предоставляют воспитываемым необходимой свободы. Педагог призывал заменить авторитет личности авторитетом вещей, который позволит вывести ребёнка из-под власти воспитателей.

Теоретические педагогические принципы Л. Н. Толстого были реализованы в созданной им Яснополянской школе. Основной закон обучения в данном образовательном учреждении был основан на поиске новых путей преподавания согласно восприимчивой натуре ребёнка. Педагог считал верным тот способ обучения, при котором осуществляется диалог и совместный поиск решения [4, с. 477].

Следует отметить взаимосвязь теории свободного воспитания и педагогики личности в Германии в конце XIX - начале XX вв. Особую значимость проблема развития и воспитания инициативной и активной личности приобретает в конце XIX - начале XX вв. в связи с развитием новых общественных отношений с Германией и другими европейскими странами. В числе наиболее значимых характеристик находилось обоснование немецкими педагогами-реформаторами необходимости полного освобождения личности, реализация личности согласно объективным обстоятельствам и собственных возможностей. Как отмечает Л. В. Образцова, идеалы подготовки «нового» человека представители антиавторитар-ной педагогики черпали из прогрессивных идей гуманистического направления В. Дильтре, Л. Ви-веса, Ж.-Ж. Руссо [5, с. 55].

Известно, что многие педагоги мира спорят о первоначальных источниках реформаторского движения. Так, например исследователь реформаторского движения Г. Рерс, указывая хронологические рамки в становлении данного течения, обращается к педагогическим теориям Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, О. Декро-ли. Вместе с тем нужно отметить, что, по мнению многих учёных, первой из школ свободного воспитания является Яснополянская школа Л. Н. Толстого. Методы, используемые в данной

школе великого педагога, описаны им в такой работе, как «Школа в Ясной Поляне в ноябре и декабре 1862 года». Одновременно следует отметить, что данная работа была перепечатана в том же году в ведущих педагогических журналах Англии, Германии, Франции. Главные характеристики указанной педагогической работы заключались в критике Л. Н. Толстым культурно-социальных основ общества.

С позиции ряда исследователей (В. В. Зень-ковский, Г. А. Новичкова, Л. В. Образцова, С. С. Соловейчик), Л. Н. Толстой стал основателем «свободной школы», получившей широкое распространение среди педагогов на Западе, превратившей школу в жизненное пространство, основываясь на атомизации человеческой жизни. Реализация данных направлений отражена во многих педагогических течениях в Западной Европе [6, с. 68].

В работе « О народном образовании» Л. Н. Толстой обращается к опыту школ Германии на протяжении XIX в. Педагог рассматривал немецкие школы как учреждения для мучения детей, в которых их лишают свободного движения. Главными условиями данной школы являлись -противоестественное положение спокойствия и послушания. Л. Н. Толстой писал: «Существующая школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, а таким образом, чтобы учителям было удобно учить» [8, с. 61].

Л. Н. Толстой сделал вывод, что результат окончания школы в Германии представлял собой положение ребёнка, которое было названо «schulfrei» (свободный от школьных занятий), механистическое умение читать и писать. Педагог выделил понятие, характерное для немецкого образования, - «verdummen» (глупеть). Школа ограничивала развития умственных способностей детей, в такой школе дети не могли оставаться жизнерадостными и любознательными, какими они являются по природе. В принудительной школе ребёнок терял свою независимость и самостоятельность. Данное устройство школы исключает возможность прогресса, не соответствует требованиям общества и времени. Исследуя проблему народного образования, Л. Н. Толстой приходит к выводу, что школа должна рассматриваться как педагогическая лаборатория, опыт которой станет основанием образования. С этих позиций педагог определил основные положения новой школы: школа - это часть государства; школа должна осознавать законы, по которым живет народ [8, с. 64].

Перечисленные характеристики позволяют выделить основные положения педагогической теории свободного воспитания Л. Н. Толстого:

- дети - существа совершенные и гармоничные;

- образование является законным и разумным процессом;

- единственный критерий педагогики - свобода и опыт;

- школы должны быть свободными учреждениями;

- достоинство учебного метода всецело определяется удовольствием учащихся и их желанием учиться;

- народная школа должна устраиваться самим народом.

Л. Н. Толстой обозначил главный недостаток как существовавших в рассматриваемый период школ в России, так и в странах Западной Европы, который заключался в принудительности образования. Данное положение образовательных учреждений исключало возможность их прогресса. Существующие школы были основаны на системе воспитания, не позволяющей детям не только говорить, спрашивать, выбирать, но и лишало учителя возможности использовать потребности учеников.

В своей статье «О народном образовании» Л. Н. Толстой подчеркивал, что потребность в образовании присуща каждому человеку. Он утверждал, что правительство и общество должны содействовать процессу образования народа. Сравнивая школу средних веков и существующую в рассматриваемый период систему образования, Л. Н. Толстой отмечал, что, несмотря на огромное количество предлагаемых методов, форма и содержание образования оставались догматическими. Доводы правительства в защиту существующей школы Л. Н. Толстой определил как религиозные, философские, опытные и исторические [8, с. 56].

Важно отметить, что основой теории свободного воспитания является понятие «свобода». Л. Н. Толстой считал, что границы свободы в школе определяются разумным ограничением учителя. Одновременно отмечая, что принцип свободы в обучении и воспитании как необходимый тип общения между учителями и учащимися является важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Следует отметить, что Л. Н. Толстой в ответ на статью немецкого профессора Л. Гурлитта «Воспитание мужественности» писал: «Я согласен, свобода

нужна, но свобода всегда бывает для чего-нибудь и то чего-нибудь. Настоящая свобода человека -это свобода от насильственного обучения, которая возможна только при соблюдении нравственного закона [1, с. 202].

Актуализация идей теории свободного воспитания Л. Н. Толстого в конце XIX - начале XX вв., основанного на развитии активной творческой личности, внутренних способностей, саморазвитии и свободе ребёнка, приобретают приоритетное значение в современных образовательных и воспитательных концепциях. В настоящее время школа переживает сложный период изменения содержания образования. Несмотря на то, что главным направлением заявлено отношение к ученику как субъекту воспитания и образования, в данных условиях отсутствует возможность создания определённой среды, в которой ученики ощущали бы себя полноправными

участниками образовательного процесса, смогли раскрыть и развивать свои внутренние природные задатки.

Таким образом, обращение современных образовательных и воспитательных концепций к теории свободного воспитания Л. Н. Толстого обусловлено рядом обстоятельств. Данная теория даёт наиболее полное представление о необходимости создания единого развивающего пространства, исключающего ограничение свободы учеников и механизацию обучения. Свободное воспитание представляет многообразие вариантов развития личности, учитывает её природно-личностный потенциал. Теоретические и практические выводы теории свободного воспитания позволят решить возникшее противоречие современной образовательной системы в России, которое заключается в провозглашении высоких гуманистических целей и невозможностью раскрытия человеческого потенциала.

Список литературы

1. Валеева Р. А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996. 172 с.

2. Дурылин С. Н. О Толстом и у Толстого // Свободное воспитание. 1980. № 12. С. 199-226.

3. Гусеев Н. Н. Л. Н. Толстой в его педагогических высказываниях. М., 1929.

4. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб. 2004. 560 с.

5. Корнетов Г. Б. Свободное воспитание. М., 1995. 224 с.

6. Образова Л. В. Гуманистическая педагогика и школа Германии к XIX - начала XX века (18701933). Пятигорск, 2004. 342 с.

7. Тебиев Б. К. На рубеже веков. М., 1996. 256 с.

8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 544 с.

Рукопись поступила в редакцию 18.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.