Научная статья на тему 'Реализация текстуально-диалогического подхода к формированию морального мышления будущего учителя на занятиях по практическому курсу иностранного языка'

Реализация текстуально-диалогического подхода к формированию морального мышления будущего учителя на занятиях по практическому курсу иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / МОРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБЪЕКТ МОРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / РАБОТА С ТЕКСТОМ / STUDENT FUTURE TEACHER / MORAL THINKING / THE OBJECT OF MORAL THINKING / TEXTUAL-DIALOGICAL APPROACH / PRACTICAL COURSE OF A FOREIGN LANGUAGE / TEXT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненашева Ольга Владимировна

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования морального мышления студента будущего учителя. Предлагается определение морального мышления учителя как интеллектуальной деятельности, сопровождающей моральную деятельность учителя, пронизывающей педагогическую деятельность в процессе решения этических ситуаций, нравственных проблем, выбора ценностей, принимающей форму мотивов его педагогической деятельности по развитию способности учащихся к моральному выбору, к моральной рефлексии. Определяется объект морального мышления создаваемое моральной деятельностью учителя пространство морали. Обосновывается эффективность реализации на занятиях по практическому курсу иностранного языка текстуально-диалогического подхода к формированию морального мышления будущего учителя, назначением которого (подхода) является расширение категориальных рамок морального мышления будущего учителя, формирование опыта «расшифровки» закодированного в изучаемых студентами текстах знания, выполняющего оценочно-императивную функцию, предписывающего требование двустороннего действия золотого правила нравственности. Приводятся результаты анализа учебников французского языка для вузов, позволившего выявить тексты, содержащие нравственные проблемы (морального одиночества, ценностей жизни, взаимоотношений между родителями и детьми, детских суицидов, толерантности и др.). На примере текста «Застывшая женщина», изучаемого на одном из занятий по практическому курсу иностранного языка, показано, как реализуется текстуально-диалогический подход к формированию морального мышления студентов будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the textual-dialogical approach to the development of the future teacher’s moral thinking in the practical course of a foreign language

The article explains the importance of the problem of developing a studentfuture teacher’s moral thinking. It suggests defining moral thinking of the teacher as an intellectual activity that penetrates teaching in the case of the ethical situations and their solutions, moral issues, values choice, and that motivates students to make their moral choice and encorages their moral reflection. The paper highlights the object of moral thinking it is moral environment that the teacher’s moral activity contributes to. It also explains the effectiveness of the textual-dialogical approach implementation in the practical course of a foreign language the aim of which is to develop the teacher’s moral thinking that is to expand the category-based framework of the future teacher’s moral thinking, to sharpen students’ skills of «deciphering» the text information carrying out an assessment and an imperative function and implying the reciprocity of the Golden Rule. The author presents the results of the French language textbooks for universities analysis that revealed the texts on moral problems (moral loneliness, life values, the relationship between parents and children, children's suicides, tolerance, etc.). The way the textual-dialogical approach works and contributes to students future teachers’ moral thinking development is exemplified in the text «Frozen Woman».

Текст научной работы на тему «Реализация текстуально-диалогического подхода к формированию морального мышления будущего учителя на занятиях по практическому курсу иностранного языка»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ МОРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

THE IMPLEMENTATION OF THE TEXTUAL-DIALOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER'S MORAL THINKING IN THE PRACTICAL COURSE OF A FOREIGN LANGUAGE

© 2016

О.В. Ненашева

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

O.V. Nenasheva Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования морального мышления студента -будущего учителя. Предлагается определение морального мышления учителя как интеллектуальной деятельности, сопровождающей моральную деятельность учителя, пронизывающей педагогическую деятельность в процессе решения этических ситуаций, нравственных проблем, выбора ценностей, принимающей форму мотивов его педагогической деятельности по развитию способности учащихся к моральному выбору, к моральной рефлексии. Определяется объект морального мышления - создаваемое моральной деятельностью учителя пространство морали. Обосновывается эффективность реализации на занятиях по практическому курсу иностранного языка текстуально-диалогического подхода к формированию морального мышления будущего учителя, назначением которого (подхода) является расширение категориальных рамок морального мышления будущего учителя, формирование опыта «расшифровки» закодированного в изучаемых студентами текстах знания, выполняющего оценочно -императивную функцию, предписывающего требование двустороннего действия золотого правила нравственности. Приводятся результаты анализа учебников французского языка для вузов, позволившего выявить тексты, содержащие нравственные проблемы (морального одиночества, ценностей жизни, взаимоотношений между родителями и детьми, детских суицидов, толерантности и др.). На примере текста «Застывшая женщина», изучаемого на одном из занятий по практическому курсу иностранного языка, показано, как реализуется текстуально-диалогический подход к формированию морального мышления студентов - будущих учителей.

The article explains the importance of the problem of developing a student- future teacher's moral thinking. It suggests defining moral thinking of the teacher as an intellectual activity that penetrates teaching in the case of the ethical situations and their solutions, moral issues, values choice, and that motivates students to make their moral choice and encorages their moral reflection. The paper highlights the object of moral thinking - it is moral environment that the teacher's moral activity contributes to. It also explains the effectiveness of the textu-al-dialogical approach implementation in the practical course of a foreign language the aim of which is to develop the teacher's moral thinking that is to expand the category-based framework of the future teacher's moral thinking, to sharpen students' skills of «deciphering» the text information carrying out an assessment and an imperative function and implying the reciprocity of the Golden Rule. The author presents the results of the French language textbooks for universities analysis that revealed the texts on moral problems (moral loneliness, life values, the relationship between parents and children, children's suicides, tolerance, etc.). The way the textual-dialogical approach works and contributes to students - future teachers' moral thinking development is exemplified in the text «Frozen Woman».

Ключевые слова: студент - будущий учитель; моральное мышление; объект морального мышления; текстуально-диалогический подход; практический курс иностранного языка; работа с текстом.

Keywords: student - future teacher; moral thinking; the object of moral thinking; textual-dialogical approach; practical course of a foreign language; text analysis.

В лице функционально грамотного, компетентного специалиста современное общество востребует нравственного человека, ориентированного на благо и на пользу

для себя и для другого, способного к состраданию и к соучастию в решении проблем другого. В такой ситуации возрастает значение образования и воспитания в при-

общении учащейся молодежи к нравственным ценностям, содержание которых в общем смысле и есть мораль. Это ценности блага, добра, справедливости, милосердия...

Понимание морали как блага обуславливает решение учителем задачи надси-туативного уровня - задачи создания пространства морали как отношений между учителем и учащимися, поскольку мораль есть «такая нацеленность людей друг на друга, которая мыслится существующей до каких-либо конкретных, многообразно расчлененных отношений между ними и делает возможными сами эти отношения» [1, с. 30].

Решение задачи надситуативного уровня актуализирует необходимость формирования профессионального мышления учителя «не только с понятийно-логической (гносеологической, гностической, когнитивной), но и с аксиологической стороны» [2, с. 5], а также со стороны морального мышления, сопровождающего моральную деятельность педагога, одной из задач которой является формирование нравственного, добродетельного учащегося.

Мы ведем речь о моральном мышлении, в то время как в научной периодике последних лет рассматриваются проблемы в том числе и этического мышления, и морально-этического мышления [3-5].

Моральное мышление учителя как интеллектуальная деятельность, в которой познавательные элементы подчинены совершаемым в уме нормативно-оценочным процедурам по созданию пространства морали как отношений между учителем и учащимися, сопровождает моральную деятельность учителя, пронизывающую педагогическую деятельность в процессе решения этических вопросов, нравственных проблем, выбора ценностей, принимающих форму мотивов его педагогической деятельности по развитию способности учащихся к моральному выбору, к моральной рефлексии.

Объектом морального мышления учителя являются создаваемое моральной деятельностью пространство морали, которое есть отношения между учителем и учащимися; собственно педагогическая деятельность учителя по созданию пространства морали, по организации моральной деятельности учащихся, ее результаты; внутренний нравственный мир школьника как мир его ценностей, на преобразование которого направлена моральная деятельность

учителя, сопровождаемая его моральным мышлением. В создаваемом учителем пространстве морали происходит «движение» ценностей от учителя к учащимся и от учащихся к учителю, приводящее к переходу ценностей «для себя» в ценности «для другого», создающему условия для межличностного ценностного синтеза.

Моральное мышление учителя как практическое мышление, включенное в его моральную деятельность, обеспечивающее применение общих знаний к конкретным ситуациям деятельности при создании пространства морали, направлено на решение этических ситуаций, проблемных моральных ситуаций, ситуаций ценностного и морального выбора во взаимодействии с учащимися, на развитие способности учащихся к моральному выбору, к моральной рефлексии. Предметностью моральной деятельности учителя является нравственный мир учащегося, а вектор такой деятельности направлен на его субъектность, характеристиками которой являются способность к целеполаганию и рефлексия. Моральное мышление учителя сопровождает моральную деятельность педагога по развитию, преобразованию нравственного мира учащегося как мира его ценностей, а условием преобразования и развития нравственного мира школьника является его включение в моральную деятельность.

В идее формирования морального мышления будущего учителя не только отображается задача устранения дефицита сочувствия, сострадания людей друг другу, но и проясняется, что в моральном мышлении учителя как деятельности познавательные моменты подчинены совершаемым в уме нормативно-оценочным процедурам по созданию пространства морали как отношений между ним и учащимися.

Моральное мышление учителя не должно восприниматься как нечто, необходимое лишь в профессиональной деятельности, его нельзя «оставить» в классе, выходя за двери школы. Моральное мышление сопровождает жизнь учителя прежде всего как человека, а затем уже как профессионала. В повседневной действительности мы зачастую сталкиваемся с тем, что человек, строго следующий нормам морали на рабочем месте, совершенно противоположным образом ведет себя в семье, с друзьями и т.д. Такая двойная мораль рано или поздно обнаруживает себя, и если это учитель, то

он разрушительно воздействует на личность ребенка, показывая пример лицемерия. Поэтому мы полагаем, что при формировании морального мышления студента необходимо в равной мере учитывать как на человеческие, так и на профессиональные аспекты его личности.

Таким образом, формирование морального мышления будущего учителя направлено на становление студента педагогического вуза как человека и профессионала, для которого требования морали должны стать достоянием его нравственности, ибо, как указывает О.К. Позднякова, мораль объ-емлет объективное, а нравственность есть субъективное [6,с.42].

В нашей статье мы остановимся на практических аспектах решения проблемы формирования морального мышления будущих учителей и покажем, каким образом возможно формирование такого мышления в рамках учебной дисциплины «Практический курс иностранного языка».

Нами было установлено, что эффективное формирование морального мышления будущих учителей возможно в процессе реализации задачного [7] и текстуально-диалогического подходов [8].

На занятиях по практическому курсу иностранного языка мы используем текстуально-диалогический подход, назначением которого является расширение категориальных рамок морального мышления будущего учителя, формирование опыта «расшифровки» закодированного в изучаемых студентами текстах знания, выполняющего оценочно-императивную функцию, предписывающего требование двустороннего действия золотого правила нравственности. В рамки данного подхода вписываются положения Р.Г. Апресяна об универсализации высказываний в процессе становления морального мышления [9].

Текстуально-диалогический подход к формированию морального мышления будущего учителя ориентирует преподавателя педагогического вуза на отбор таких предъявляемых студентам текстов, ситуаций как текстов, в которых содержатся смысловая информация и научное знание, закодированные в императивах требуемого поведения, отношения учителя к ученику(кам); на организацию такого диалога с автором текста, в котором раскрывающиеся смыслы

определяют «место встречи» студентов, воспринимающих, осмысливающих текст, с его автором как субъектом культуры, морали; на развитие опыта и культуры совместного поиска решения нравственных проблем.

Мы проанализировали тексты, предлагаемые в учебниках французского языка, и пришли к выводу, что наибольшими возможностями в формировании морального мышления будущих учителей обладают учебники для студентов четвертого [10] и пятого [11] курсов, в содержании тем которых содержатся разнообразные нравственные проблемы. Это проблемы морального одиночества [12]; ценностей жизни [13]; искусства жизни [14]; взаимоотношений между родителями и детьми [15]; детских суицидов [16]; толерантности [17]; жизни сообща [18] и др. Данные нравственные проблемы возникают (могут возникнуть) в ситуациях взаимодействия с учащимися в урочное и внеурочное время, в конкретных жизненных ситуациях учащихся и их межличностных отношениях с другими людьми, в обстоятельствах жизни учащихся, пройти мимо которых учитель не имеет морального права. Это нравственные проблемы, которые волнуют как учащихся, так и студентов как молодых людей.

Когда мы акцентируем внимание на возможностях учебников для четвертого и пятого курсов в формировании морального мышления студентов, то это, естественно, не означает, что мы не формируем моральное мышление студентов на младших курсах на практических занятиях по иностранному языку, по лексикологии, лингвостра-новедению и страноведению, по стилистике. Однако преимущество практического курса иностранного языка перед этими и другими дисциплинами предметной подготовки в том, что на занятиях от студентов требуется знание и стилистики, и лексикологии, используя которое мы тем самым акцентируем внимание студентов на литературном французском языке. Сравнительная типология французского и русского языков позволяет нам акцентировать внимание на литературном русском языке как на языке А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других великих русских писателей, в том числе и наших современников.

Следует отметить, что на практических занятиях по французскому языку мы наряду с решением в соответствии с образовательным стандартами задач предметной подготовки (лексикология: функции слова, лексическое и грамматическое значение слова, лексические платы и др.; стилистика: классификация стилей и виды стилистических значений и др.), используя метод работы с книгой (текстом), проводя этические диалоги с элементами убеждающего воздействия, применяя метод незаконченных предложений, методы «информация - наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление», формируем моральное мышление студентов в русле идеи нацеленности учителя на учащихся и учащихся на учителя как ведущей идеи работы по формированию морального мышления будущих учителей. По сути, мы решаем совместно со студентами задачу надситуативного уровня - задачу создания пространства морали, в котором проживают студенты в вузе и которое они создают в период педагогической практики в процессе реализации своей моральной деятельности и организации моральной деятельности учащихся.

Так, после прочтения текста «Застывшая женщина» [19] мы, реализуя текстуально-диалогический подход, предлагаем студентам задания, формулируемые в виде вопросов и суждений (утверждений):

1. Что является особенностью данного текста? Обоснуйте свой ответ.

2. Идентифицируйте стили речи. Какой стиль речи является доминирующим?

3. Определите смысловую нагрузку первого предложения текста: «Лицей - среда равенства, братства и свободы...»

4. Какова позиция автора по отношению к социальному неравенству лицеистов? По каким признакам Вы судите о моральном одиночестве автора и в чем оно проявляется?

Предлагая такие задания, мы моделируем проблемные педагогические ситуации нравственного содержания. Побуждая студентов к выполнению данных заданий, к поиску ответов на вопросы, мы стремимся, чтобы они, вступив в диалог с автором, во-первых, выразили свое субъективное отношение; во-вторых, выявили нравственные проблемы, которые есть сама жизнь; в-третьих, выявили этическую составляющую текста.

В процессе беседы студенты выявляют такую нравственную проблему, как социальное неравенство лицеистов, одним из следствий которого является моральное одиночество. В процессе беседы мы задаем вопросы: «Есть ли связанность между ценностями лицеистов как представителей различных социальных групп?», «К чему ведет отсутствие связанности личности с "каким-либо ценностями, символами, устоями"?» [20, с. 26].

Как показывает беседа, перерастающая в этический диалог «Моральное одиночество», студентов волнуют проблемы социального неравенство в нашей стране, которое является одной из причин душевного одиночества, морального одиночества. Предлагая студентам для осмысления следующие суждения Э. Фромма: «Отсутствие связанности с каким-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством» [20, с. 26], «Из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное» [20, с. 27], - мы вводим их в проблему жизни сообща. Студенты дают описательную характеристику такой жизни: это потребность в другом человеке, в связи с другими людьми. «Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный, -обрести товарища по судьбе» [20, с. 27], которая (потребность) «связывается с началом человеческого мышления» [20, с. 38].

На заключительном этапе работы с данным текстом студентам предлагается определить «место встречи» лицеистов как представителей различных социальных групп. Определение такого «места встречи» становится возможным благодаря вычленению ценностей, значением которых обладают понятия морали (ими студенты оперируют в своем уме, читая текст как жизненную ситуацию, как саму жизнь). Это ценности сострадания, понимания другого как своего-другого, принятие другого как своего-другого, справедливости и милосердия и т.д.

Завершается работа с данным текстом размышлениями студентов об отношениях между людьми, которые и есть пространство морали. Как показывает беседа, размышления о моральном одиночестве выводят студентов на понимание значения нацеленности одного человеке на другого человека в жизни сообща, устраняющей мораль-

ную разобщенность людей, моральное отчуждение человека. Эта нацеленность приводит жизнь людей к общему знаменателю, каким являются нравственные отношения. Тем самым мы ориентируем студентов на

решение нравственной задачи - задачи нацеленности людей друг на друга, нацеленности учителя на учащихся, учащихся на учителя. Это решение возможно при создании пространства морали.

•к it it

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика : учеб. М. : Гардарики, 1998. 472 с.

2. Позднякова О.К., Ненашева О.В. Проблемно-методологический и задачный подходы к формированию морального мышления студента - будущего учителя // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. №3. С. 164-175.

3. Бадалова М.Л. Морально-этические составляющие профессионального мышления психолога // Психология когнитивных процессов. 2015. № 2. С. 22-37.

4. Калинина Т.Л. Этическое мышление о благе, долге, моральном законе и других категориях нравственности // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №6. URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/979 (дата обращения 20.04.2016).

5. Хакимова Н.Г. Особенности морально-этического мышления студентов педвуза в этническом аспекте // В мире научных открытий. 2014. № 11.13(59). С. 5271-5278.

6. Орлов А.А. Организация исследования проблемы становления профессионального мышления студентов педвуза как ценности // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 / под ред. А.А. Орлова. Тула : ТГПУ, 2005. С. 3-12.

7. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2006. 492 с.

8. Ненашева О.В. Текстуально-диалогический подход к формированию морального мышления студента - будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, №1(4). С. 845-849.

9. Апресян Р.Г. Универсализация высказываний в процессе становления морального мышления // Философия и культура. 2014. № 4. С. 607-617.

10. Базилина Н.М. Учебник французского языка : для студентов IV курса факультета иностранных языков. М. : Просвещение, 2003. 160 с.

11. Ломизова Т.И. Французский язык для студентов институтов и факультетов иностранных языков. V курс. Нижний Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1998. 392 с.

12. Ernaux A. La femme gellée // Базилина Н.М. Учебник французского языка. С. 11-13.

13. Mauriac F. Thérèse Desqueyroux // Базилина Н.М. Указ. соч. С. 140-142.

14. Jardin A. Le Zubial // Базилина Н.М. Указ.соч. С. 36-37.

15. Gregoir B. L' Adolessence et sa famille // Ломизова Т.И. Французский язык для студентов институтов и факультетов иностранных языков. С. 6-8.

16. Deymard C. Le Nouvel Observateur // Ломизова Т.И. Указ. соч. С. 20-22.

17. Curtis J.-I. Une sacrée dose de patience: un extrait de l' œuvre «La quarantaine» // Ломизова Т.И. Указ. соч. С. 23-24.

18. Être en groupe // Ломизова Т.И. Указ. соч. С. 25-26.

19. Ernaux A. La femme gellée // Базилина Н.М. Указ. соч. С. 11-13.

20. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1995. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.