фгротота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2022. Том 7. Выпуск 9. С. 927-934 | 2022. Volume 7. Issue 9. P. 927-934
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Реализация технологии эдьютейнмент при обучении студентов -будущих учителей английского языка иноязычному аудированию
Гимадиева Э. Н., Салехова Л. Л.
Аннотация. Цель данного исследования - показать эффективность интеграции технологии эдьютейнмент в методику обучения иностранному языку для развития навыка аудирования на английском языке у студентов языкового вуза - будущих учителей английского языка. В статье в рамках технологии эдьютейнмент были рассмотрены публичные лекции TED Talks, отобрано 18 видеолекций в соответствии с темами учебно-методического комплекса "Keynote", смоделирована система упражнений, состоящая из 5 типов заданий: верно/неверно, сопоставление, заполнение пропусков, выбор вариантов ответов, открытый тип, также описан педагогический эксперимент, проведенный со студентами - будущими учителями английского языка Казанского федерального университета. Научная новизна состоит в разработке в рамках концепции эдьютейнмент системы заданий, направленных на развитие навыка иноязычного аудирования у студентов вуза, с применением публичных лекций TED Talks. Результаты проведенного педагогического эксперимента, в котором приняли участие 50 студентов 2 курса Казанского федерального университета - будущих учителей английского языка, позволяют сделать вывод о том, что использование разработанной на основе публичных лекций TED Talks системы заданий положительно влияет на развитие навыка аудирования.
EN
Implementation of Edutainment Technology
When Teaching Foreign Language Listening to Students -
Future English Teachers
Gimadieva E. N., Salekhova L. L.
Abstract. The study aims to show the effectiveness of integrating edutainment technology into the methodology of foreign language teaching for the development of listening skills in English among language university students - future English teachers. The paper considered TED Talks public lectures within the framework of edutainment technology, selected 18 video lectures in accordance with the topics of the "Keynote" learning and teaching support kit, modelled an exercise system consisting of 5 types of tasks: true or false, matching, fill in the gaps, multiple choice, open-ended questions. In addition, a pedagogical experiment involving students - future English teachers at Kazan Federal University was described. Scientific novelty lies in creating a system of tasks aimed at developing university students' foreign language listening skills using TED Talks public lectures within the framework of the edutainment concept. The results of the conducted pedagogical experiment, in which 50 second-year students of Kazan Federal University - future English teachers took part, allow the researchers to conclude that the use of the task system developed on the basis of TED Talks public lectures has a positive effect on the development of listening skills.
Введение
Использование эффективных технологий в современном образовательном процессе вуза обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3+) (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ № 91 от 9 февраля 2016 г. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf), связанными с формированием иноязычной коммуникативной компетенции выпускника бакалавриата. В частности, актуальным является вопрос выбора и применения в обучении иностранному языку технологии эдьютейнмент в сочетании с современными информационно -
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220138
© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/
коммуникационными и интернет-технологиями. Комбинирование двух процессов, а именно развлечения и обучения, обусловило появление в XXI веке технологии эдьютейнмент (англ. edutainment), которая обеспечивает приобретение знаний, создавая при этом «полезное развлечение» (Кобзева, 2012, с. 193).
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что ученые по-разному понимают сущность технологии эдьютейнмент. Например, профессор Микела Эддис (Addis, 2002) определяет данную технологию как «специфичную деятельность, базирующуюся на одновременном обучении и удовлетворении собственного любопытства» (p. 2). Закерия Казанчи (Kazanci, 2009) отмечает, что данная технология есть гибридный жанр, который в значительной мере опирается на визуальный материал в формате рассказа или игры, более неформальный, менее относящийся к дидактическому стилю. Норман Уоллен и Джек Фрэнкел (Wallen, Fraenkel, 2000) делают акцент на том, что данная технология приспосабливает к себе все мультимедийные средства, чтобы «создать» материал для занятия и разбавить его развлекательными формами, например, это могут быть телевизионные программы, компьютерное обеспечение.
В русскоязычном педагогическом дискурсе есть понятие «игровое обучение», которое было переосмыслено в последнее время. В частности, отечественный ученый А. В. Попов (2006) описывает понятие «обучение как развлечение» как «эффективное познание мира в игровой форме» (с. 71). Он же использует понятие «игразо-вание» - донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих обучающимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически. О. О. Дьяконова (2013) отмечает, что «обучение должно быть неразрывно связано с развлечением, а вот объем использования и вид эдьютейнмент-средств учитель может определять самостоятельно, исходя из конкретной ситуации» (с. 61). Использование технологии эдьютейнмент как игровой технологии в обучении иностранному языку изучалось также Н. А. Кобзевой (2018), О. М. Железняковой, О. О. Дьяконовой (2014), А. С. Самойловым (2016).
Исходя из представленных точек зрения зарубежных и отечественных исследователей, можно сделать вывод, что характерной особенностью технологии эдьютейнмент является создание развлекательно-образовательной среды с привлечением современных компьютерных и мультимедийных средств. Однако в позициях ученых нет единства относительно того, что является ведущим в данной технологии - образование или развлечение.
Таким образом, можно выделить два основных подхода к пониманию идеи технологии эдьютейнмент (Zorica, 2014):
1) использование элементов развлечения в образовательной сфере;
2) внедрение образовательных элементов в процесс развлечения.
В рамках нашего исследования мы стоим на позиции первого подхода и считаем, что основной целью применения технологии эдьютейнмент является передача знаний и опыта, формирование умений и навыков; что ее использование должно стимулировать познавательную деятельность студентов и применение полученных ими умений на практике, помогать вовлечь их в обучение и поддержать мотивацию в критические моменты.
Таким образом, актуальным является применение интерактивных, увлекательных и эмпирических средств обучения в процессе обучения.
Задачи исследования:
• обосновать необходимость использования видеолекций TED Talks как средства реализации технологии эдьютейнмент в сочетании с приемами аудиовизуального метода обучения английскому языку будущих учителей английского языка;
• разработать систему упражнений в соответствии с технологией эдьютейнмент на основе видеолекций TED Talks для развития навыков аудирования будущих учителей английского языка;
• проверить эффективность разработанной системы упражнений для развития навыков аудирования будущих учителей английского языка.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением технологии эдьютейнмент в процессе обучения, а также аудиовизуального метода обучения английскому языку (Addis, 2002; Kazanci, 2009; White, 2003; Дьяконова, 2013; Кобзева, 2012; 2018; Попов, 2006).
В статье применяются следующие методы исследования, теоретические: анализ научной литературы, статей и монографий зарубежных и отечественных ученых и методистов; эмпирические: моделирование системы упражнений, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система упражнений по развитию навыка аудирования у будущих учителей может быть успешно внедрена в процесс изучения английского языка в вузе.
Основная часть
Как известно, в процессе обучения иностранному языку у студентов параллельно развиваются четыре вида речевой деятельности: два рецептивных - аудирование и чтение, два продуктивных - говорение и письмо. В данной работе постараемся дать ответ на следующий исследовательский вопрос: «Является ли применение технологии эдьютейнмент эффективным для развития навыка иноязычного аудирования у студентов - будущих учителей иностранного языка?».
Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина (2009), аудирование - это смысловое восприятие устного сообщения. Процесс аудирования предполагает одновременное восприятие языковой формы и понимание содержания высказывания. По мнению ученых, к трудностям
восприятия речи на слух можно отнести однократность и кратковременность предъявления информации, понимание речи незнакомых людей, индивидуальные особенности голоса и речи, наличие или отсутствие зрительной опоры, лингвистические (фонетические, лексические, грамматические) трудности. Метод обучения иностранному языку, который уменьшает перечисленные выше трудности, - аудиовизуальный метод обучения, являющийся современной модификацией прямого метода обучения. Он реализуется при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности для обеспечения зрительно-слухового синтеза.
Исследователи-методисты изучают применение различных аудиовизуальных средств в обучении английскому языку в вузе. Например, Т. Г. Рыбалко (2019) разработала педагогические условия формирования навыков самостоятельной работы у будущих ИТ-специалистов в профессиональном лингвообразовании с помощью аутентичных видеоматериалов, предоставляемых открытым образовательным ресурсом TED Talks. В нашем исследовании на основе этой идеи разрабатывается научно-методическое обоснование применения лекций TED Talks как средства реализации технологии эдьютейнмент в сочетании с приемами аудиовизуального метода обучения английскому языку.
Выбор проекта TED (англ. Technology Entertainment Design), который предлагает короткие публичные лекции (англ. TED Talks) ведущих ученых, деятелей искусств и известных личностей из различных областей, посвященные актуальным темам и современным проблемам общества, а также подкасты для прослушивания, обусловлен тем, что они могут быть эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность. TED Talks благодаря мастерству спикеров, в частности умению преподнести материал в нескучном формате, наличию аудиовизуального материала для «подкрепления» выступления (фото, иллюстрации, предметы и т.д.), эмоциональности и искренности создают «поле» для передачи и усвоения знаний и позитивного эмоционального воздействия.
На данный момент насчитывается более 4100 TED-конференций (https://www.ted.com/). При отборе аудио-и видеоконтента лекций TED Talks для использования на практических занятиях по английскому языку со студентами 2 курса языкового вуза мы опирались на следующие критерии (Stognieva, 2019; Ciccone, 1995; Arnsten, 2016; Пузатых, 2018):
1) тема публичной лекции TED Talks дополняет и расширяет тему занятия по английскому языку, изучаемую с использованием учебно-методического комплекса (УМК) (Stephenson H., Lansford L., Dummett P. Keynote. Upper Intermediate. Boston: National Geographic Learning, 2015) на темы «Экология», «Научные открытия» и т.д.;
2) языковая сложность контента видеолекции, понятная обучающимся на уровне Upper Intermediate;
3) языковой потенциал лектора TED Talks (правильность, связность, выразительность речи и т.д.);
4) количество просмотров лекции TED Talks как показатель актуальности рассматриваемой темы;
5) продолжительность лекции от 4 до 10 минут.
В соответствии с критериями и темами используемого УМК были выбраны 18 TED Talks (Таблица 1).
Аудиовизуальный метод обучения иноязычному аудированию базируется на поэтапности формирования навыков и умений, а именно: восприятии звуковой формы, узнавании ее элементов, синтезировании содержания на их основе. Процесс аудирования обеспечивается работой следующих механизмов: восприятие на слух и узнавание знакомых единиц языка; антиципация (вероятностное прогнозирование содержания текста); кратковременная (оперативная) память, обеспечивающая возможность сохранения информации в памяти непродолжительное время; долговременная память (сохранение информации продолжительное время); эквивалентные замены; вычленение в тексте единиц смысловой информации и ее анализ; синтез такой информации на уровне его формы и значения (Азимов, Щукин, 2009, с. 25). В обучении это достигается путем выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Существуют учебные пособия на базе аудио- и видеоконтента TED Talks:
• Жерновая О. Р., Петрукович Л. А. Погружение в английский с "TED" (Dive into English with "TED"). Н. Новгород, 2016. URL: http://www.unn.ru/books/met_files/TED_TALK.pdf
• Baker B. 21st Century Communication. Listening, Speaking and Critical Thinking. Student Book 1. Boston: National Geographic Learning, 2017.
• Barber D. Perspectives. Pre-Intermediate. Boston: National Geographic Learning, 2018.
• Blass L., Williams J. 21st Century Reading 4: Creative Thinking and Reading with TED Talks. Boston: National Geographic Learning; Cengage Learning, 2015.
• Dummett P., Stephenson H., Lansford L. Keynote. Intermediate. Boston: National Geographic Learning; Cen-gage Learning, 2016.
• Milner M. World English. Book 1. Student Book. Real People, Real Places, Real Language. 2nd ed. Boston: National Geographic Learning, 2014.
А также разработаны задания, основанные на аудио- и видеоконтенте TED Talks (TED-Ed (https://ed.ted.com/), ESL Brains (https://eslbrains.com/), TEDxESL (https://tedxesl.wordpress.com/)), но их тематика, так же как и количество самих заданий, ограничены.
Характерным отличием разработанных авторами статьи упражнений для обучения аудированию на основе технологии эдьютейнмент является то, что они придают эмоциональную окрашенность обучению и повышают мотивацию. Можно также выделить следующие преимущества: у обучающихся появляется возможность работать в своем темпе - поставить видео на паузу, где требуется, пересмотреть какой-то фрагмент при необходимости, включить субтитры при возникновении сложностей с пониманием. Система упражнений для каждой из видеолекций (Таблица 1) создана на основе платформы OnlineTestPad, поскольку она доступна и имеет удобный интерфейс.
Таблица 1. Примеры видеолекций TED Talks, отобранных для использования на практических занятиях по английскому языку со студентами - будущими учителями английского языка
Тема УМК "Keynote. Upper Intermediate" Подтемы Видеолекция TED Talks
Identity / Идентичность Building identity / «Создание» идентичности Your identity is your superpower by America Ferrera / Ваша идентичность - это Ваша суперсила How to save a language from extinction by Daniel Bogre Udell / Как спасти язык от исчезновения Wearing nothing new by Jessi Arrington / Не надевая ничего нового Why videos go viral? by Kevin Alloco / Почему видео становятся вирусными?
Who am I? / Кто я? Inside the mind of a procrastinator by Tim Urban / Заглянуть в сознание прокрастинатора Does photographing a moment steal the experience from you? by Erin Sullivan / Крадет ли фотографирование ценность и воспоминания настоящего?
I don't think we've met / Не думаю, что мы встречались What makes a friendship last? by Mona Chalabi / Что способствует длительной дружбе? 3 lessons on decision-making from a poker champion by Liv Boeree / 3 урока о принятии решений от чемпиона по покеру Why our screens make us less happy? by Adam Alter / Делают ли нас экраны менее счастливыми?
Careers / Карьера Are you looking forward to it? / Вы ждете это с нетерпением? My life as a work of art by Daniel Lismore / Моя жизнь - это произведение искусства Try something new for 30 days by Matt Cutts / Попробуйте что-то новое в течение 30 дней What gardening taught me about life by Tobacco Brown / Чему садоводство меня научило о жизни?
A job for life? / Работа на всю жизнь 3 rules for better work-life balance by Ashley Whillans / 3 правила для баланса между работой и личной жизнью The best career path isn't always a straight line by Sarah Ellis and Helen Tupper / Лучший карьерный путь - не всегда прямая линия Every kid needs a champion by Rita Person / Каждый ребенок нуждается в чемпионе
A five-year plan / Пятилетний план If trees could speak by Elif Shafak / Если бы деревья могли говорить The secret to giving great feedback by LeeAnn Renniger / Секрет хорошей обратной связи Want to truly succeed? Lift others up while you climb by Amber Hikes / Хотите по-настоящему добиться успеха? Помогайте другим, пока сами забираетесь вверх
Перед выполнением упражнений студентам дается следующая целевая установка: просмотрите лекцию TED Talks, постарайтесь понять ее основной смысл, если возникли трудности с пониманием, то просмотрите фрагмент видео еще раз, сделайте необходимые заметки. Далее выполните следующие упражнения.
Проиллюстрируем разработанную систему упражнений на примере темы УМК "Identity'' (Рисунок 1). В рамках данной темы студентам был предложен TED Talk Америки Ферреры, где она раскрывает вопрос о том, что такое идентичность, и делится своим опытом.
тема «Идентичность»
Система разработанных упражнений включает в себя следующие типы заданий:
1. Верно/неверно (true or false) (задача обучающихся - выбрать, является ли утверждение верным или нет) (Рисунок 2).
Is the statemnet true or false?
She didn't get a lot of jobs because she was always offered 'stereotypical Latina roles'
© True
O False
Рисунок 2. Пример задания верно/неверно
Целью выполнения упражнения верно/неверно является развитие у обучающихся умения смысловой переработки информации в соответствии с поставленной задачей:
Is the statement true or false?
She didn't get a lot of jobs because she was always offered 'stereotypical Latina roles';
At some point of her career, the obstacle was the identity she had to overcome;
In order to show what she is capable of, so that people wouldn't pay attention to her looks she started to hide\control\ change her identity features;
On the day that her manager called that she got rejected one more role something has changed in her;
According to America, you can't see the changes in a system until you become the one to trigger that change.
2. Сопоставление (matching) (задача обучающихся - сравнить и сопоставить представленную информацию: факты, последовательность, даты, высказывания и т.д.) (Рисунок 3).
Рисунок 3. Пример задания на сопоставление
Целью выполнения упражнения на сопоставление является развитие у обучающихся умения анализировать информацию, вычленять в речевом потоке необходимую информацию в соответствии с поставленной в задании задачей.
3. Заполнение пропусков (fill in the gaps) (задача обучающихся - заполнить пропуск правильной лексемой, несущей достоверную информацию в соответствии с просмотренным и прослушанным видео) (Рисунок 4).
Your id^j тis your superpower «^¿fettoiL
Щ \ 1 1 1 is your superpower AMERICA FERRERA
, * i J ►
A
Посмотреть на OVouTube О
Fill In the gaps
Someone they looked at and saw as too brown, too fat. too poor, too unsophisticated . These roles were stereotypes and couldn't have been further from my own reality or from the roles I dreamt of playing
Рисунок 4. Пример задания на заполнение пропусков
Целью выполнения упражнения на заполнение пропусков является развитие речевого слуха, умения идентифицировать необходимые лексические единицы из речевого потока в соответствии с поставленной задачей, расширение лексического запаса обучающегося:
Someone they looked at and saw as too brown, too fat, too poor, too unsophisticated. These roles were stereotypes and couldn't have been further from my own reality or from the roles I dreamt of playing.
And so, I thought, "Come at me, obstacle. I'm an American. My name is America. I trained my whole life for this, I'l just follow the playbook, I'll work harder."
Just a few years ago, my agent called to explain to me why I wasn't getting a role in a movie. He said, "They loved you and they really, really do want to cast diversly, but the movie isn't financeable until they cast the white role first."
I am just one of millions of people who have been told that in order to fulfill my dreams, in order to contribute my talents to the world I have to resist the truth of who I am. I for one, am ready to stop resisting and to start existing as my full and authentic self.
4. Выбор вариантов ответов (multiple choice) (задача обучающихся - выбрать правильный (-е) ответ (-ы) из предложенных) (Рисунок 5).
I believe we^must a/so be interested in silences... by silences the speaker means...
Рисунок 5. Пример задания с выбором вариантов ответов
Целью выполнения упражнения с выбором вариантов ответов является развитие у студентов умения понимать, вычленять в речевом потоке видеолекции отдельные детали и факты.
5. Открытого типа (задача обучающихся - дать развернутый ответ на вопросы, сформулированные согласно таксономии Блюма (Bloom, 1956)) (Рисунок 6).
15 15 1-115
What is her idea worth spreading?
0 I1000
Рисунок 6. Пример задания открытого типа
Целью выполнения упражнения открытого типа является развитие у обучающихся мыслительных навыков низшего порядка (память, понимание, применение) и мыслительных навыков высшего порядка (анализ, синтез, обобщение, оценка), а также умений связно и логично излагать свои мысли на английском языке, аргументируя свою точку зрения:
How would you define identity?
In your opinion, what 'just sound Latina' meant and why was she upset about it?
What were her dream roles?
What is her idea worth spreading?
Для ответа на поставленный исследовательский вопрос, является ли применение лекций TED Talks как средства развития навыка аудирования будущих учителей в сочетании с приемами аудиовизуального метода обучения английскому языку эффективным, был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняло участие 50 студентов 2 курса Казанского (Приволжского) федерального университета, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Родной (татарский) язык, литература, и иностранный (английский) язык». Средний уровень владения английским языком в данной выборке - Upper Intermediate. Эксперимент проводился в рамках изучения дисциплины «Иностранный (английский) язык», трудоемкость дисциплины по учебному плану составила 54 академических часа, 215 часов отведено на самостоятельную работу студентов.
Фокусом педагогического эксперимента является изучение динамики развития у студентов навыка аудирования, поэтому на констатирующем этапе эксперимента было проведено входное тестирование обучающихся с использованием части "Listening" международного экзамена FCE (First Certificate in English) от Cambridge University. Максимальное число баллов, которое мог получить студент в результате выполнения теста, -23 балла. В Таблице 2 представлена описательная статистика результатов входного тестирования.
Среднее значение количества баллов, которые получили студенты на входном тестировании, равно M = 11,92, стандартное отклонение а = 3,37.
Таблица 2. Описательная статистика результатов входного тестирования студентов
Описательная статистика результатов входного тестирования в баллах
Среднее 11,91666667
Медиана 10,5
Мода 10
Стандартное отклонение 3,369875459
Минимум 9
Максимум 21
В рамках формирующего этапа педагогического эксперимента разработанная система упражнений предлагалась студентам в качестве домашнего задания, после того как соответствующая тема была изучена по УМК. Выбор такого формата организации самостоятельной работы студентов обоснован тем, что зачастую обучающиеся слушают англоязычные аудиотексты только во время занятия. Ввиду различных причин обучающиеся недостаточно мотивированы, чтобы самостоятельно уделять время прослушиванию иностранных аудио или просмотру видеофрагментов. Во время формирующего этапа педагогического эксперимента студенты выполнили 18 разработанных сетов упражнений по различным темам TED Talks.
На контрольном этапе эксперимента студентам также был предложен тест международного экзамена FCE от Cambridge University на аудирование "Listening". Максимальное число баллов, которое мог получить студент в результате выполнения теста, - 23 балла. Описательная статистика результатов итогового тестирования обучающихся на контрольном этапе представлена в Таблице 3.
Таблица 3. Описательная статистика результатов итогового тестирования студентов
Описательная статистика результатов итогового тестирования в баллах
Среднее 17,33333333
Медиана 17,5
Мода 14
Стандартное отклонение 3,472838329
Минимум 11
Максимум 22
Среднее значение количества баллов по выборке равно M = 17,33, стандартное отклонение а = 3,47. Таким образом, среднее значение баллов увеличилось по сравнению с результатами входного тестирования (M = 11,92, а = 3,37), что говорит о положительной динамике результатов обучения.
Целью обобщающего этапа эксперимента являлось установление статистической значимости положительного сдвига в уровне развития навыка аудирования у будущих учителей английского языка, связанного с выполнением ими разработанной на основе TED Talks системы упражнений как средства реализации технологии эдьютейнмент.
Были сформированы статистические гипотезы:
Ho - сдвиг в уровне развития навыка аудирования у будущих учителей английского языка, обучающихся с использованием системы упражнений в соответствии с технологией эдьютейнмент, статистически не значим.
Hi - сдвиг в уровне развития навыка аудирования у будущих учителей английского языка, обучающихся с использованием системы упражнений в соответствии с технологией эдьютейнмент, статистически значим.
Для оценки статистической значимости положительного сдвига в уровне развития навыка аудирования у будущих учителей английского языка использовался критерий знаков (G-критерий). Условия применения данного критерия выполняются (выборка зависимая, в тестах использовалась шкала отношений). При расчете критерия были использованы результаты входного и итогового тестирований студентов, реализованного на основе выполнения ими разработанной системы упражнений.
Часть данных для определения G-критерия приведена в Таблице 4. Положительный сдвиг в результатах тестирования обозначен знаком «+», отрицательный - знаком «-», отсутствие сдвига обозначается нулем.
Таблица 4. Вычисление G-критерия
Обучающийся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 50
До эксперимента 21 12 9 10 10 11 10 10 9 13 14 14
После эксперимента 22 14 17 14 18 21 17 14 11 19 20 21
Знак разности + + + + + + + + + + + +
1 2 8 4 8 10 7 4 2 6 6 7
По итогам вычисления G-критерия получили, что сдвиг в уровне развития навыка аудирования у будущих учителей английского языка, обучающихся с использованием разработанной системы упражнений в соответствии с технологией эдьютейнмент, статистически значим для уровня значимости p = 0,05.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что аудио- и видеоматериалы TED Talks несут в себе большой лингводидактический потенциал. Разработанная система упражнений является одним
из средств реализации технологии эдьютейнмент для формирования навыков иноязычного аудирования у студентов языкового направления. Более того, включение материала TED Talks в содержание дисциплины «Иностранный (английский) язык» для формирования умений и навыков самостоятельной работы студентов восполняет недостаток аудиторного времени, что позволяет повысить результативность учебной деятельности в целом.
Перспективы дальнейшего исследования. Недостатком данного исследования является то, что при отборе экспериментальной выборки не был учтен тип личности студентов (аудиал, визуал, кинестетик) для определения их ведущего канала восприятия, поскольку может оказаться, что для кинестетиков данный аудиовизуальный метод обучения не является эффективным. В дальнейшем предполагается учесть данный фактор.
Источники | References
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
2. Дьяконова О. О. Эдьютейнмент в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 3.
3. Железнякова О. М., Дьяконова О. О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma mater: вестник высшей школы. 2014. № 2.
4. Кобзева Н. А. Обучение иноязычному устному общению студентов бакалавриата на основе технологии ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2018.
5. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4.
6. Попов А. В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
7. Пузатых А. Н. Использование современного медиаконтента портала TED Talks в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 43 (3).
8. Рыбалко Т. Г. Формирование навыков самостоятельной работы у будущих ИТ-специалистов с помощью видеоконтента TED Talks // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 3.
9. Самойлов А. С. Использование элементов технологии «эдьютейнмент» с целью развития профессионального мышления // Тульский педагогический журнал. 2016. № 12.
10. Addis M. New Technologies and Cultural Consumption. Edutainment is Born! // SDA BOCCONI, Research Division Working Paper. 2002. № 02-76.
11. Arnsten T. English Language Teaching with TED Talks. 2016. URL: http://newsmanager.commpartners.com/ tesolc/downloads/features/2016/2016-09_TED%20Talks.pdf
12. Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives: in 2 handbooks. N. Y.: David McKay Co Inc., 1956. Handbook I. The Cognitive Domain.
13. Ciccone A. Teaching with Authentic Video: Theory and Practice // Second Language Acquisition: Theory and Pedagogy / ed. by F. R. Eckman, D. D. Highland, P. W. Lee, J. Mileham, R. R. Weber. Mahwah: Psychology Press, 1995.
14. Kazanci Z. Evaluating English Language Teaching Software for Kids: Education or Entertainment or Both? // The Turkish Online Journal of Educational Technology - TOJET. 2009. No. 8 (3).
15. Stognieva O. Teaching Business English with TED Talks: Putting Ideas into Practice // Journal of Language & Education. 2019. Vol. 5. No. 2.
16. Wallen N. E., Fraenkel J. R. Educational Research: A Guide to the Process. N. Y., 2000.
17. White R. That's Edutainment. 2003. URL: https://www.whitehutchinson.com/leisure/articles/edutainment.shtml
18. Zorica B. Edutainment at the Higher Education as an Element for the Learning Success // 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, 2014.
Информация об авторах | Author information
RU
Гимадиева Эльвира Наилевна1
Салехова Ляйля Леонардовна2, д. пед. н., доц.
1 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
EN
Gimadieva Elvira Nailevna1 Salekhova Leila Leonardovna2, Dr
1 2 Kazan (Volga region) Federal University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 05.09.2022; опубликовано (published): 21.10.2022.
Ключевые слова (keywords): технология эдьютейнмент; методика обучения иностранному языку; иноязычное аудирование; студенты языкового вуза; публичные лекции TED Talks; edutainment technology; methods of foreign language teaching; foreign language listening; language university students; TED Talks public lectures.