Вестник магистратуры. 2018. № 7(82)
ISSN 2223-4047
П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УКД 159.9.80/81
А.А. Штыркова
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ МАНИПУЛЯЦИИ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Исследовательская работа «Реализация стратегий манипуляции рекламных текстов» посвящена анализу маниулятивных стратегий в рекламе и их влиянию на современный образ жизни. В данной работе будет отражена специфика употребления терминологии, а также продемонстрировано действие рекламных стратегии в зависимости от региона их распространения и контингента направленности.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что основное внимание в ней уделено применяемым речевым стратегиям, стилистическим приемам и их особенностям в рекламных текстах, которые позволяют получать результат и не получать сознательного сопротивления.
Практическую ценность представляет возможность распознать ту или иную стратегию манипуляции и применить к ней конкретную технику сопротивления.
Ключевые слова: реклама, коммуникативные стратегии и тактики, речевые манипуляции, компоненты комплекса маркетинга, интегрированные маркетинговые коммуникации.
В настоящее время реклама является обыденным и достаточно привычным средством распространения какой-либо информации о товарах или услугах. Практически каждый человек
© Штыркова А.А., 2018.
Научный руководитель: Вашунина Ирина Владимировна - доктор филологических наук, Московский городской педагогический университет, Россиия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 7(82)
ежедневно подвергается воздействию рекламы, но среди ее многообразия, продавцу уже сложнее заинтересовать потребителя и он вынужден прибегать к новым средствам воздействия на потенциального покупателя.
Применяемые в современных условиях средства рекламы разнообразны, многие из них технически совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей.
Наиболее применяемыми и эффективными являются средства манипулирования, которые реализуются в определенных стратегиях. «Манипуляция представляет собой вид психологического воздействия, грамотное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Реклама воздействует на покупателя и способствует приобретению им рекламируемых товаров и услуг. При этом используется целый ряд различных техник и стратегий по воздействию на различные психические структуры человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Рекламная деятельность использует познания психологии, социологии и различные исследования в области экономики. С одной стороны реклама доводит до потребителей необходимые сведения о товарах, с другой - сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие.
Актуальность проблемы воздействия рекламы на человека, используя стратегии манипуляции, необычайно велика, поскольку на сегодняшний день реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, а умение разбираться в себе и четко знать, что необходимо, а что лишь навязано красочной рекламой -важный навык в современном мире.
Опираясь на теоретическо-методологическая основу, которую составили труды таких ученых-лингвистов, как И.В. Беляева, С.Г. Кара-Мурза, Ю. Пирогова и др, были использованы следующие принципы работы: метод теоретического исследования (анализ литературы по данной проблеме исследования, сравнение, обобщение), анализ различных статей и литературы, как отечественной, так и зарубежной. Это позволило увидеть, выявить и интерпретировать различные стороны исследуемого вопроса.
Основное предназначение рекламных текстов заключается в презентации или продвижении идей, услуг и товаров на рынке для увеличения их сбыта.
Примерами таких текстов являются статьи в журналах, тексты для радиороликов или видеопрограмм, рекламные объявления на карточках товара в интернетмагазинах, а также описание продукта на его упаковке.
Основная цель рекламы заключается в оповещении возможных и реальных покупателей о преимуществах определенного продукта, идеи или услуг. Рекламный текст должен воздействовать на сознание конкретного человека, настойчиво призывая его совершить, посетить представление или заказать какуюлибо услугу. Почти любой рекламный текст направлен в сторону адресата. В каждой рекламе товар показывается в лучшем свете, демонстрируются все его преимущества для потребителя. Чтобы максимально привлечь внимание к продукту или услуге используются различные речевые стратегии манипуляций рекламных текстов.
Исследование показало, что рекламная деятельность всегда имела определенную популярность, поскольку любая торговля предполагает наличие рекламы, а изучив потребительские мотивы, можно успешно манипулировать принятием решения потребителя.
В основном манипуляции в рекламе опираются на психический процесс принятия решения. Воздействие на этот процесс осуществляется при помощи различных «внушительных» методик и необходимых стратегий реализации.
Восприятие и переработка рекламной информации человеком осуществляются под воздействием трех основных факторов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Влияя на бессознательное человека рекламными текстами можно добиться впечатляющих результатов.
Библиографический список
1.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо; МГУ, 2000.
2.Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. М.: Эксмо, 2007.
3.Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России: Учеб. пособие / О.А. Феофанов. - СПб.: Питер, 2000.
ШТЫРКОВА АЛЁНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Московский городской педагогический университет, Россия.