Научная статья на тему 'Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа коллективного прошлого в современных российских СМИ'

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа коллективного прошлого в современных российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / COLLECTIVE MEMORY / ОБРАЗ ПРОШЛОГО / IMAGE OF THE PAST / СТРАТЕГИЯ УБЕЖДЕНИЯ / PERSUASION STRATEGY / ТАКТИКИ / TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованова Марина Васильевна, Терентьева Елена Витальевна

В статье представлена часть комплексного исследования дискурсивных практик средств массовой информации, в которых осуществляется трансляция образа прошлого массовому адресату. Результаты и выводы отражают стратагемно-тактическую организацию формирования положительного образа прошлого на материале российских СМИ. Предметом исследования выступают используемые адресантом тактики формально-логической аргументации. Авторами установлены следующие базовые тактики, реализующие стратегию убеждения при формировании положительного образа прошлого: тактика фактической аргументации, тактика логической аргументации, тактика ссылки на авторитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Милованова Марина Васильевна, Терентьева Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSUASION STRATEGY AIMED AT FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF THE COLLECTIVE PAST IN MODERN RUSSIAN MASS MEDIA

The research is dedicated to mass media discursive practices aimed at transmission of the image of the Past. Results and findings reflect the stratagem and tactical organization of the formation of a positive image of the Past on the material of the Russian mass media. The subject matter indicates tactics of formal and logical reasoning used by the addresser. The author establishes the following basic tactics to implement the strategy of persuasion to create a positive image of the Past: the tactic of empirical argumentation, the tactic of logical argumentation, and the tactic of authority citation.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа коллективного прошлого в современных российских СМИ»

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

УДК 811.161.1'42

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-04-00068 «Функционально-семантический потенциал глагольных коллокаций памяти при формировании образа прошлого в российских и германских СМИ»

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

В статье представлена часть комплексного исследования дискурсивных практик средств массовой информации, в которых осуществляется трансляция образа прошлого массовому адресату. Результаты и выводы отражают стратагемно-тактическую организацию формирования положительного образа прошлого на материале российских СМИ. Предметом исследования выступают используемые адресантом тактики формальнологической аргументации. Авторами установлены следующие базовые тактики, реализующие стратегию убеждения при формировании положительного образа прошлого: тактика фактической аргументации, тактика логической аргументации, тактика ссылки на авторитет.

Ключевые слова и фразы: средства массовой информации, коллективная память, образ прошлого, стратегия убеждения, тактики.

PERSUASION STRATEGY AIMED AT FORMATION OF А POSITIVE IMAGE OF THE COLLECTIVE PAST IN MODERN RUSSIAN MASS MEDIA

M.V. Milovanova, E.V. Terentyeva

The research is dedicated to mass media discursive practices aimed at transmission of the image of the Past. Results and findings reflect the stratagem and tactical organization of the formation of a positive image of the Past on the material of the Russian mass media. The subject matter indicates tactics of formal and logical reasoning used by the addresser. The author establishes the following basic tactics to implement the strategy of persuasion to create a positive image of the Past: the tactic of empirical argumentation, the tactic of logical argumentation, and the tactic of authority citation.

Key words and phrases: mass media, collective memory, image of the Past, persuasion strategy, tactics.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

Публицистика в силу своей общедоступности, динамичности является той областью институциональной коммуникации, в которой осуществляется реинтерпретация и массовая трансляция образов коллективного прошлого, манифестируется работа коллективной памяти [Ребрина, Шамне 2013]. Коллективная память понимается нами как социально конструируемый феномен, предполагающий совокупность селективных, интерпретативных, реверсивных действий социума по реконструкции прошлого и отличающийся релевантной стратагемно-тактической организацией [Ребрина 2012; Rebrina, Shamne, Petrova, Milovanova, Eltanskaja 2014; Соколов 2002; Хасуева 2011]. Обращение в СМИ к фрагментам коллективной памяти позволяет адресанту сообщения устанавливать коррелятивные связи между информацией о событиях прошлого с текущей общественно-политической ситуацией, обеспечивать формирование желаемого образа настоящего, который отвечает задачам современного момента и консолидирует общество на основе единых аксиологических оценок [Шамне, Ребрина 2013]. Инициация у адресата определенного отношения к прошлому осуществляется с помощью стратагемно-тактической организации сообщения.

В настоящей статье на базе разработанных теоретических основ изучения феномена коллективной памяти представлены результаты анализа русскоязычных публицистических текстов, в которых осуществляется трансляция положительного образа прошлого массовому адресату. Исследование осуществлялось на материале текстов, отобранных с помощью поискового менеджера газетного корпуса НКРЯ [НКРЯ. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения - 26.10.2016)].

Проведенный ранее анализ операций памяти в русскоязычной и немецкоязычной публицистике [Шамне, Ребрина 2016; Терентьева 2016] позволили нам выделить следующие базовые тактики формально-логической аргументации, которые еще не являлись предметом изучения с данных позиций на материале русскоязычных СМИ, но отмечались как релевантные в германских средствах массовой информации (см. [Ребрина 2013]):

1) тактику фактической аргументации позитивного образа прошлого;

2) тактику логической аргументации позитивного образа прошлого;

3) тактику апелляции к авторитету для формирования позитивного образа прошлого.

1. Тактика фактической аргументации положительного образа прошлого.

Данная тактика предполагает обращение к конкретным датам, цифрам, которые рассматриваются в качестве объективного доказательства в пользу транслируемого смысла. Приведенные факты программируют позитивную оценку коллективного прошлого, в связи с

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

этим адресанту сообщения отправляется следующий посыл: фактическое (объективное) состояние дел положительно характеризует фрагмент прошлого, следовательно, ситуация в прошлом и образ прошлого, связанный с данной ситуацией, должен быть положительно квалифицирован. Воздействие таких аргументов часто подкрепляется апелляцией к эмоциональной сфере адресата. В качестве языковых средств реализации названной тактики используются числительные, лексические единицы с положительной семантикой и/или высокой стилистической окраской, топонимы, хрононимы.

Приведем контекст, в котором адресант в качестве довода при формировании положительного ценностного отношения к фрагменту коллективного прошлого приводит конкретные факты, характеризующие существовавшее положение дел и убеждающие в необходимости позитивной квалификации событий Первой мировой войны, которые ранее получили отрицательную оценку и были незаслуженно преданы забвению:

Первая мировая унесла более четырех миллионов жизней наших соотечественников. Большевики назвали эту войну империалистической и практически отреклись от всех участвовавших в ней российских воинов. К числу первых блестящих побед русской армии относится взятие крепости Перемышль, битва за которую разыгралась уже через несколько недель после начала войны. Капитуляция этого крупнейшего форпоста Австро-Венгерской империи во многом повлияла на ход военных операций не только на Восточном, но и на Западном фронте (Труд-7. 2004.07.31).

В анализируемом контексте адресант приводит количественные данные более четырех миллионов, использует хрононим Первая мировая (война), топоним крепость Перемышль. Положительная оценка событий передана с помощью сочетания блестящая победа, перифразы (Перемышль - крупнейший форпост Австро-Венгерской империи), употребленной в мелиоративной функции, что подчеркивает особую значимость взятия крепости русскими войсками для истории России. Транслируемая положительная оценка события прошлого усиливается тезисом о значительной роли данного эпизода первого месяца войны для хода других операций. В целом контекст демонстрирует формирование положительного образа прошлого через реактуализацию и реинтерпретацию фрагмента коллективной памяти.

Реинтерпретации подвергается образ коллективного прошлого, связанный с именем И.В. Сталина. Как известно, после доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» в средствах массовой информации деятельность «отца народов» была

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

подвергнута резкой критике. В публицистике новейшего времени И.В. Сталин может оцениваться на фоне других неоднозначных лидеров с положительной стороны, а сама фигура вождя как политического деятеля получать статус символа государства:

Кстати, про масштабы. Польский диктатор Ю. Пилсудский "чудил " в свое время не слабее Сталина и Мао Цзедуна. И репрессии были, и жестокость, и не то 40, не то 60 тысяч замученных до смерти русских (в том числе пленных красноармейцев) в начале 20-х годов (Комсомольская правда. 2013.03.04).

В приведенном фрагменте в качестве подтверждения тезиса адресанта приводятся ссылки на количественные данные и хронологический период.

2. Тактика логической аргументации позитивного образа прошлого.

При реализации данной тактики адресант обращается к логическим умозаключениям, актуализирует причинно-следственные связи, побуждает адресата следовать предложенным доводам и инициирует присвоение адресатом выводов, сформулированных продуцентом текста. Адресант использует лексические единицы с положительной семантикой, образные выражения, прецедентные тексты.

Приведенный ниже фрагмент представляет собой пример выстраивания логических цепочек через установление определенных соответствий, например: наше оружие в правде, наша история - это правдивая память о победах и великих национальных свершениях. Если вернем эту великую правду народу, то обретем силу веры, духа и нравственное здоровье нации; вывод: нужно бороться за правду о великой истории: Наше оружие - правда. Нельзя вернуть человеку силу веры и духа, не вернув правду о его национальной истории, память о победах народа, о его великих национальных свершениях. Борьба за правду становится сегодня главным фронтом за возрождение национального духа и нравственного здоровья нации (Труд-7. 2003.09.05).

В данном контексте коллективное прошлое получает позитивную оценку через понятие исторической правды. При этом историческая правда осмысливается с помощью отсылки к прецедентному тексту (известному изречению князя Александра Невского «не в силе Бог, но в правде») и получает метафорическое оформление, поддержанное лексическими единицами оружие, победы, борьба, фронт. Таким образом, позитивный образ прошлого связывается с идеей великих побед и свершений в прошлом, а также необходимостью бороться за историческую правду в настоящем.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

В следующем примере адресант использует аргументацию на основе причинно-следственного представления о том, что «редкое обычно высоко ценится, а редкое и значимое ценится вдвойне»: В мире очень мало государств с тысячелетней историей и еще меньше - с такой, как у России, историей участия в крупнейших политических, культурных и цивилизационных процессах. Уже сама наша великая история может быть предметом гордости - конечно, для тех, кто ее считает своей (Труд-7. 2005.11.17).

Реализация установки адресанта обеспечивается использованием абстрактной лексики, лексики с положительной семантикой.

3. Тактика апелляции к авторитету для формирования позитивного образа прошлого.

В рамках данной тактики продуцент сообщения для усиления перлокутивного эффекта опирается на авторитетное мнение какой-либо персоны - выдающегося деятеля, эксперта, очевидца, участника событий и т.д. Отсылка к авторитету способствует повышению достоверности сообщения, а также является средством эмоционального воздействия на адресата. Авторитет может быть представлен в тексте именем конкретного человека либо обобщенным субъектом.

Наиболее релевантные языковые средства для данной тактики - признаковые слова с положительной семантикой, различные антропонимы, существительные, называющие профессию, род занятий, этническую принадлежность человека, глаголы речевой деятельности.

Когда-то император всероссийский Александр III, способный заявить, что пока "я ловлю рыбу, Европа может и подождать ", подметил, что "наши единственные союзники -это армия и флот". От себя можем добавить - еще и наша великая культура, великая история. Только сохранив хотя бы этих союзников да взрастив на родной почве объединяющую народ национальную идею, мы сумеем сохраниться через 20 лет как единая держава (Комсомольская правда. 2005.01.12).

В данном фрагменте текста цитируется высказывание Александра III. Приведенный контекст демонстрирует пример развития тезиса, в данном случае - Александра III об оценке мощи России, ее роли среди европейских государств. Присоединяясь к мнению императора, адресант указывает на великую культуру и великую историю Российского государства. Для характеристики реализации данной тактики используется лексика с положительным значением, что должно инициировать соответствующее ценностное отношение адресата к

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

данному объекту. Авторитетное мнение Александра III вводится при помощи глаголов со значением говорения заявить, подметить; мнение адресанта передается глаголом добавить (к сказанному).

Проведенный анализ тактической организации стратегии убеждения позволяет заключить, что при формировании положительного образа коллективного прошлого релевантными являются тактики фактической и логической аргументации. Продуктивной является также тактика апелляции к авторитету, способствующая повышению доверия к информации и силы воздействия сообщения, поскольку предусматривает обращение как к логическим способностям, так и к психологической сфере адресата.

Полученные результаты наряду с дальнейшим изучением стратагемно-тактической организации формирования позитивного образа прошлого в германских СМИ, позволят предложить комплексное сопоставительное описание дискурсивных практик, нацеленных на трансляцию позитивного образа коллективного прошлого, а также выявить этноспецифичные закономерностей языковой репрезентации феномена памяти и его дискурсивной реализации при формировании образа коллективного прошлого в двух лингвокультурах.

Список литературы

Ребрина Л.Н. Отчуждающая презентация фрагментов прошлого в текстах немецкоязычного СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во "Грамота", 2012. №1(12). С. 127-130.

Ребрина Л.Н., Шамне Н.Л. Category of memory: principles of linguistic description // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 6 (7). 2013. С. 1085-1092.

Ребрина Л.Н. Аргументативные тактики позитивной реконструкции коллективной памяти в СМИ Германии // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Часть 4. №7. С. 38-39.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

Терентьева Е.В. Вербализация операций памяти глагольными коллокациями с ключевым словом сознание (на материале русскоязычных СМИ) // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 124-136.

Хасуева М.Х. Модель политической коммуникации и роль феномена суггестии в этой модели // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 3. Часть 1. С. 176-181.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

Шамне Н.Л., Ребрина Л.Н. Лингвистическая проекция категории памяти // Вестник ВолГУ. Сер. 2 Языкознание. Т. 6. 2013. №7. С. 104-113.

Шамне Н.Л., Ребрина Л.Н. Репрезентация феномена памяти глагольными коллокациями памяти в германских и российских СМИ // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 137-149.

НКРЯ - Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 26.10.2016).

Rebrina L., Shamne N., Petrova А., Milovanova М., Eltanskaja Е. Space of memory: interactional and semantic aspects // Journal of Language and Literature. Vol. 5. 2014. №4. Pp.

147-154.

References

Rebrina L.N. Otchuzhdayushchaya prezentatsiya fragmentov proshlogo v tekstakh nemetskoyazychnogo SMI [Alienating presentation of fragments of the past in the texts of German-language mass media]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Izd-vo "Gramota" Publ., 2012. No.1(12). Pp. 127-130.

Rebrina, L.N., Shamne, N.L. Category of memory: principles of linguistic description. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 6 (7). 2013.Pp. 1085-1092.

Rebrina L.N. Argumentativnye taktiki pozitivnoj rekonstruktsii kollektivnoj pamyati v SMI Germanii [Argumentative tactics of positive reconstruction of the collective memory in the German mass media]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. No. (14). 2013. Part 4. No.7. Pp. 38-39.

Sokolov A.V. Obshchaya teoriya sotsial'noj kommunikatsii: Uchebnoe posobie [The general theory of social communication: Textbook] SPb.: Izd-vo Mikhajlova V.A. Publ., 2002. 461 p.

Terent'eva E.V. Verbalizatsiya operatsij pamyati glagol'nymi kollokatsiyami s klyuchevym slovom soznanie (na materiale russkoyazychnykh SMI) [Memory operations verbalization by verbal collocation with the keyword consciousness (case study research of the Russian-language mass media)]. Nauchnyj dialog. 2016. No. 2 (50). Pp. 124-136.

Khasueva M.KH. Model' politicheskoj kommunikatsii i rol' fenomena suggestii v ehtoj modeli [The model of political communication and the role of suggestion phenomenon in this model]. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2011. No.3. Part 1. Pp. 176-181.

Shamne N.L., Rebrina L.N. Lingvisticheskaya proektsiya kategorii pamyati [Linguistic projection of the category of memory]. Vestnik VolGU. Ser. 2 Yazykoznanie. Vol. 6. 2013. No. 7. Pp. 104-113.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 106-113

Реализация стратегии убеждения при формировании положительного образа

коллективного прошлого в современных российских СМИ

М.В. Милованова, Е.В. Терентьева

Shamne N.L., Rebrina L.N. Reprezentatsiya fenomena pamyati glagol'nymi kollokatsiyami pamyati v germanskikh i rossijskikh SMI [The memory phenomenon representation by verbal memory collocations in German and Russian mass media]. Nauchnyj dialog. 2016. No. 2 (50). Pp. 137-149.

NKRYA - Natsional'nyj korpus russkogo yazyka [National building of the Russian language]. Available at: http://www.ruscorpora.ru (accessed 26.10.2016).

Rebrina L., Shamne N., Petrova А., Milovanova M., Eltanskaja E. Space of memory: interactional and semantic aspects. Journal of Language and Literature. Vol. 5. 2014. No. 4. Pp. 147-154.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Милованова Марина Васильевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры

русского языка и документалистики.

Волгоградский государственный университет.

Россия, 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100

E-mail: milovanovamv05@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терентьева Елена Витальевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры

русского языка и документалистики.

Волгоградский государственный университет.

Россия, 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100

E-mail: terentieva2008@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS:

Milovanova Marina Vasil'yevna, Doctor of Philology, Full Professor, Professor of the Department of the Russian Language and Documentary; Volgograd State University

prospect Universitetsky, 100, g. Volgograd, Russia, 400062 E-mail: milovanovamv05@yandex.ru

Terentyeva Elena Vital'yevna, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of the Russian Language and Documentary; Volgograd State University

prospect Universitetsky, 100, g. Volgograd, Russia, 400062 E-mail: terentieva2008@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.