УДК 656.225
РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ТЦФТО)
А. С. Родина, Т. В. Мякушева Научный руководитель - А. И. Перфильева
Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 Е-mail: sova1617@gmail.com
Рассмотрена реализация специфических функций управления на примере Восточно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Выявлены слабые стороны отделов ВС ТЦФТО, которые негативно влияют на эффективность работы организации в целом. На основе проведенного анализа предлагается создать отдел инновационного развития и отдел учета и анализа хозяйственной деятельности для внедрения и реализации недостающих специфических функций управления.
Система фирменного транспортного обслуживания, территориальный центр фирменного транспортного обслуживания, грузовые перевозки, специфические функции управления, инновационное развитие.
IMPLEMENTATION OF SPECIFIC MANAGEMENT FUNCTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE EAST SIBERIAN TCCTS)
A. S. Rodina, T. V. Myakusheva Scientific Supervisor - A. I. Perfileva
Irkutsk State University of Railways 15, Chernyshevsky str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: sova1617@gmail.com
This article describes the implementation of specific management functions at the East Siberian territorial centre of branded transport service. The weaknesses of departments of the ES TCBTS, which negatively influence overall performance of the organization in general, are identified. On the basis of the conducted analysis it is offered to create the department of innovative development and the department of accounting and business analysis for the introduction and realization of missing specific management functions.
The system of branded transport service, the territorial centre of branded transport service, the all-freight service, the specific management functions, the innovative development.
Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) была создана в 1995 году для реализации решения о переориентации взаимоотношений с грузоотправителями и грузополучателями, так как главными в работе современной организации становятся интересы клиента.
Целью создания СФТО является обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг на основе маркетинговой стратегии.
Основные направления работ системы ФТО:
- проведение маркетинговых исследований спроса на перевозки;
- привлечение клиентуры к пользованию железнодорожным транспортом;
- оформление договоров об организации перевозок, заказов на перевозки, определение стоимости доставки с учетом ее конкурентоспособности;
- оформление заявленных перевозок, перевозочных документов и проведение расчетов в одном месте;
- разработка и реализация гибкой тарифной политики;
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
- разработка предложений по сокращению сроков доставки грузов и другое [1].
В настоящее время СФТО предполагает деление Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) на территориальные подразделения (ТЦФТО).
Основной задачей территориальных ЦФТО является организация работ по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов и использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», в том числе: перевозка грузов железнодорожным транспортом, организация комплексного транспортного обслуживания, продажа и аренда железнодорожного подвижного состава, эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, подача-уборка вагонов, оказание информационных и иных услуг, связанных с перевозкой грузов.
Главной целью Восточно-Сибирского ТЦФТО является организация и осуществление деятельности по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов [2].
На примере ВС ТЦФТО был проведен анализ реализации специфических функций управления.
В ходе анализа было выявлено, что специфические функции управления реализуются не в полном объеме. Это влияет на качество оказанных услуг и приводит к снижению числа клиентов.
Специфические функции определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.
Управление кадрами предполагает подбор, расстановку, обучение и повышение квалификации персонала. В ВС ТЦФТО данную функцию управления осуществляет отдел кадров и социального страхования, который организует управление человеческими ресурсами.
Отдел снабжения занимается определением потребностей компании в различных материалах, товарах, технических ресурсах, а также организацией их хранения и выдачи, контролируя назначение использования материально-технических ресурсов и содействуя их экономии [3]. В настоящее время заявка на обеспечение материально-техническими ресурсами составляется в конце года на следующий период и не предполагает существенных корректировок в процессе реализации. Территориальная удаленность ВС ТЦФТО увеличивает срок доставки необходимых материальных ценностей, вследствие этого возможны ситуации снижения результативности работы персонала.
Отдел маркетинга несет ответственность за управление сбытом, изучает и ищет новые рынки, тем самым реализует маркетинговую функцию. Также маркетинговый отдел организует качественный сервис, анализирует конкурентоспособность предприятия и нишу, которую оно занимает в данной сфере. [3] Но можно отметить, что маркетинговый отдел ТЦФТО не уделяет особого внимания изучению уже завоеванного рынка и не ищет способы удержать клиентов. Это обусловлено монопольным положением ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок, однако в будущем приводит к переходу клиентов в отрасль автомобильных перевозок.
Управление учетом и анализом хозяйственной деятельности в ВС ТЦФТО также имеет недостатки. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени. Определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей и выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. [3] Но в ТЦФТО уделяется незначительное внимание анализу факторов, оказывающих воздействие на деятельность предприятия в целом.
Реализация специфических функций управления в полном объеме позволит организовывать деятельность ТЦФТО, что будет способствовать достижению главной цели организации и росту производительности труда.
Повышение эффективности реализации специфических функций возможно путем:
• внедрения и реализации недостающих специфических функций управления в уже существующие отделы организации, путем расширения их полномочий;
• внедрения и реализации недостающих специфических функций управления во вновь созданные подразделения.
Наиболее эффективным вариантом решения проблемы будет являться второй вариант. Используя его, подразделения будут выполнять специфические функции, при этом они не будут перегружены работой, не входящей в их компетенцию, что будет способствовать увеличению производительности труда.
Предлагается создать отдел инновационного развития и отдел учета и анализа хозяйственной деятельности. Функциями отдела инновационного развития будут организация внедрения новинок, научных исследований, что позволит совершенствовать деятельность ТЦФТО. Функционирование отдела учета и анализа хозяйственной деятельности обеспечит сбор, обработку и анализ данных о работе организации, что позволит выявить ошибки в осуществлении организационной деятельно-
сти. Совершенствование системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики позволит ТЦФТО снизить тарифы на предоставляемые услуги и более качественно выполнять доставку. Также, благодаря инновационному развитию можно усовершенствовать систему управления и обеспечить безопасность перевозки грузов. Повысится экономичность и эффективность деятельности компании. Внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий повысит скорость доставки, тем самым услуга, предоставляемая ТЦФТО, станет более качественной.
Благодаря данным мероприятиям можно будет решить проблему неполноценного выполнения специфических функций управления, наладить работу отделов и повысить качество предоставляемых услуг.
Для эффективного функционирования всей системы фирменного транспортного обслуживания территориальные центры должны опираться на интересы клиента и поддерживать высокий уровень качества грузовых перевозок, обеспечивая максимальное ускорение товародвижения и снижение транспортных расходов [4].
Библиографические ссылки
1. Иловайский Н., Киселёв А. Сервис на транспорте (железнодорожном) : учебник для вузов. М. : Маршрут, 2003. 585 с.
2. Положение о Восточно-Сибирском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания; приказ от 31.08.2009. № 8. 10 с.
3. Сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения: 5.03.2016).
4. Кукарцев А. В., Горлевский К. И. Принципы управления инновационными бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности. Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 1. № 1(11). С. 044-052.
© Родина А. С., Мякушева Т. В., 2016