Научная статья на тему 'Реализация современной модели образования в Российской Федерации как Гарант рыночных отношений'

Реализация современной модели образования в Российской Федерации как Гарант рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафиуллина Лилия Фаритовна

В статье рассмотрены результаты реализации современной модели образования в Российской Федерации на примере Республики Татарстан до 2020 года. Без внедрения новых моделей управления системой образования невозможно обеспечить конкурентоспособность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафиуллина Лилия Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация современной модели образования в Российской Федерации как Гарант рыночных отношений»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 332.146.2

Гафиуллина Лилия Фаритовна

канд. экон. наук., доцент КазГУКИ, г. Казань, РФ

E-mail: gafiullina@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК

ГАРАНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены результаты реализации современной модели образования в Российской Федерации на примере Республики Татарстан до 2020 года. Без внедрения новых моделей управления системой образования невозможно обеспечить конкурентоспособность государства.

Ключевые слова

Региональные аспекты системы образования, конкурентоспособность, потенциал, модель управления,

приоритетный национальный проект.

Республика Татарстан — регион с мощным образовательным и научным потенциалом. Это подтверждается, во-первых, увеличением рождаемости населения на 4,5% за период 2004-2014 гг., следовательно, ростом ее прироста на 5,9% за этот же период [6]. Во-вторых, наличие в Республике Татарстан значительного научно-технического и производственного потенциала, создающий спрос на квалифицированных специалистов и руководящих кадров мирового уровня, эффективных организационных структур по управлению разработкой и реализацией комплексных программ и инновационных проектов национального масштаба, активной научно-образовательной и учебно-методической инфраструктуры отраслевых вузов по приоритетным направлениям развития Российской Федерации, способных обеспечить результативное развитие системы непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда в соответствии с мировыми стандартами не только Республики Татарстан, но и других регионов Российской Федерации.

По результатам реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 20062007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом (в ноябре 2007 года отмечают, что ситуация в системе образования улучшается, 17,2% опрошенных, в ноябре 2006 года - 11,5%), которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО до начала их осуществления. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 1,5 млн. человек - учеников, студентов, учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений.

ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом более чем в три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования. Все законопроекты, подготовленные и принятые в 2007 году, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования [3,79-81].

В результате Республика Татарстан является одним из пилотных регионов Российской Федерации по разработке и реализации комплексных проектов непрерывного профессионального образования в Российской Федерации, обеспечивающих реализацию полного жизненного цикла проектного управления от стадии подготовки и переподготовки кадров, разработки и реализации инновационных проектов до создания промышленного производства [5].

Для эффективной реализации научно-образовательных программ, инновационных проектов развития научно-образовательного комплекса мирового уровня Правительство Республики Татарстан содействует формированию информационной, учебно-методической базы и инфраструктуры региональной сети исследовательских университетов, в том числе поддерживает создание международной Высшей технологической школы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов и управленческих кадров государственного и корпоративного управления, управления научно-образовательными комплексами мирового уровня на основе интеллектуальных интегрированных информационных технологий в интересах перехода к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

инновационному пути развития Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации. Так в г. Казани функционирует Казанский федеральный университет мирового уровня [2,166].

Для разработки, отбора и реализации инвестиционных научно-образовательных программ, информационно-аналитических, научно-исследовательских и учебно-методических материалов используются в установленном законодательством порядке возможности вузов Республики Татарстан, высшей технологической школы управления, центров коллективного пользования, технопарки и производственные технологии предприятий Республики Татарстан.

Система действий в области профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» обеспечивает непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях [1,289].

Таким образом, реализация современной модели образования даст возможность формированию и развитию региональной сети непрерывного профессионального образования в Республике Татарстан [4,61-63]. Непрерывное профессиональное образование может включать муниципальные и региональные колледжи, встроенные в структуру многоуровневых отраслевых исследовательских университетов с подготовкой бакалавров, магистров и докторантов по научно-образовательным программам мирового уровня на основе информационных технологий, международных стандартов компетенций в соответствии с ФГОС 3+ поколения в межвузовских центрах коллективного пользования и технопарках, в том числе на базе ОЭЗ «Алабуга», научно-инновационного центра «Идея», 1Т - технопарка и нефтехимического комплекса технополиса «Химград», других производственных инновационных площадок Республики Татарстан. Список использованной литературы

1. Л.Ф. Гафиуллина. Инновационные методы управления системой образования как экономической системой// Инновационное развитие агропромышленного комплекса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том 77, часть 1. Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2010.

2. Л.Ф. Гафиуллина. Стратегическое развитие и экономическое регулирование деятельности автономных учреждений (сферы образования и социально-культурной сферы) в системе мероприятий по антикризисной программе развития региона. Том 1. Монография. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2009. - 248 с.

3. Л.Ф. Гафиуллина. Организационно-экономический механизм управления системой образования региона как методологический аспект его модернизации// Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы Международной научно-практической конференции (25 мая 2012 г.) г. Тамбов. С. 75-81.

4. Л.Ф. Гафиуллина. Парадигма управления высшим профессиональным образовательным учреждением в условиях совершенствования модели хозяйствования// Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. Самара, 2015. С. 61-63.

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295):Электронный ресурс//http://base.garant.ru/

6. Татарстан// Электронный ресурс:https://ru.wikipedia.org/wiki

© Л.Ф. Гафиуллина, 2015

УДК 338.27

Григорьева Диана Рамилевна Шигапова Алия Фаритовна

КФУ, г. Набережные Челны, РТ d.r.grigoreva@mail.ru

РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫМИ РИСКАМИ

Аннотация

Статья посвящена вопросам управления информационными рисками. Автор раскрывает проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.