Научная статья на тему 'Реализация современной концепции управления машиностроительным предприятием в условиях российской экономики'

Реализация современной концепции управления машиностроительным предприятием в условиях российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Денис Анатольевич

В статье рассматривается современное состояние информационных технологий в управлении промышленным предприятием. Основное внимание уделяется принципу формирования современной автоматизированной системы управления предприятием, а также проблемам развития информационных технологий на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to modern information technologies in industrial en-terprise management. Special attention is paid to the principle of formation of the modern automated enterprise management system and also to the problems of in-formation technologies' development at Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Реализация современной концепции управления машиностроительным предприятием в условиях российской экономики»

Д. А. Марков

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин

В статье рассматривается современное состояние информационных технологий в управлении промышленным предприятием. Основное внимание уделяется принципу формирования современной автоматизированной системы управления предприятием, а также проблемам развития информационных технологий на российских предприятиях.

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизированные системы управления, промышленные предприятия.

D. Markov

REALISATION OF THE MODERN CONCEPT OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISE MAN-AGEMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to modern information technologies in industrial en-terprise management. Special attention is paid to the principle offormation of the modern automated enterprise management system and also to the problems of in-formation technologies ’ development at Russian enterprises.

Key words: information technologies, automated management systems, in-dustrial enterprises.

Современная эпоха развития производ- Support - непрерывное сопровождение и под-

ственной деятельности проходит под эгидой держка жизненного цикла изделий) - концеп-

CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle ции развития информационных технологий.

CALS - это стратегия повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла (ЖЦ) изделия, за счет информационной интеграции, преемственности и обмена на всех стадиях ЖЦ. Цель концепции CALS - повышение конкурентоспособности изделия за счет его сопровождения на всех стадиях ЖЦ (рис. 1).

Применение технологий CALS основано на использовании единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников жизненного цикла изделия, включая потребителя [2, с. 27] (рис. 2).

ЕИП представляет собой совокупность распределенных баз данных, в которой действуют единые, стандартные правила хранения,

Создание единого информационного пространства

Преодоление информационного хаоса и коммуникационных барьеров

Повышение

эффективности

бизнес-процессов

Снижение издержек и повышение степени удовлетворенности заказчика

Повышение конкурентоспособности изделия

Рис. 1. Концепция CALS

Рис. 2. Единое информационное пространство предприятия

обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие между всеми участниками жизненного цикла изделия. При этом однажды созданная информация хранится в интегрированной информационной среде, не дублируется, не требует каких-либо перекодировок в процессе обмена, сохраняет актуальность и целостность.

ЕИП должно обладать следующими свойствами:

• электронное представление, основанное на принципах единой базы данных всего предприятия;

• комплексность, полная информация об изделии;

• исключение прямого обмена данными между участниками ЖЦ.

В России, в отличие от технологически развитых стран, существуют определенные особенности реализации информационной инфраструктуры, которые существенным образом замедляют внедрение CALS-технологий в управление бизнес-процессами [2, с. 270-271]:

• отсутствие отечественной нормативной базы, позволяющей перейти от традиционных процессов проектирования, производства, испытаний и т. д. к методам электронного взаимодействия и обмена данными;

• слабое понимание преимуществ и потенциального эффекта, достигаемого за счет использования CALS-технологий;

• низкая квалификация специалистов в области CALS-технологий;

• отсутствие развитого рынка услуг в области CALS-технологий;

• недостаток финансовых ресурсов на создание инфраструктуры для реализации CALS-технологий и отсутствие государственной поддержки;

• существенные различия в области отраслевых стандартов и др.

Показательно, что низкая эффективность использования CALS характерна для предприятий с разными финансовыми возможностями, как с высокой, так и с низкой вооруженностью современными средствами САПР/PDM/ERP. Общая ситуация с их применением за по-

следние годы не стала лучше, несмотря на наработку определенного отечественного опыта, а также на наличие успешного опыта зарубежного машиностроения.

Российским предприятиям не остается ничего другого, как внедрять импортные информационные системы (ИС). Однако принимая во внимание, что средняя стоимость одного рабочего места в такой системе колеблется в диапазоне 10 000-35 000 долл., можно с уверенностью утверждать, что в обозримом будущем отечественные промышленные предприятия не будут иметь достаточных ресурсов для полномасштабного развертывания информационных систем. Поэтому для российских предприятий наиболее приемлемым будет постепенное наращивание уровня автоматизации управления.

Механизм разработки CALS-системы предопределяет эффективность внедрения CALS-технологий. Необходимо выделить следующие основные этапы внедрения CALS-технологий в деятельность предприятия [1]:

1. Разработка концептуальной модели CALS-системы. Общие принципы идеологии CALS достаточно хорошо известны и описаны. Однако методология разработки и создания CALS-систем фактически отсутствует. Именно поэтому начинать необходимо с разработки концептуальной модели CALS-системы, учитывающей как системологию CALS, так и специфику бизнес- и информационных процессов на предприятии.

2. Разработка политики создания и внедрения CALS-системы, определяющей основные принципы внедрения и использования программно-технических средств и информационных компьютерных технологий всеми подразделениями предприятия.

3. Разработка и создание системы информационного обеспечения.

4. Создание структурного подразделения по CALS, непосредственно занимающегося реализацией всех CALS-проектов.

Процесс внедрения CALS-технологий (рис. 3) должен привести к созданию ЕИП предприятия, а интегрированная информационная система будет являться материальным

Рис. 3. Методика внедрения CALS-технологий

воплощением ЕИП и охватывать все этапы эксплуатацию, повысить ремонтопригодность,

жизненного цикла изделия [2, с. 234-235]. адаптировать изделие к меняющимся услови-

Создание изделий на принципах CALS по- ям эксплуатации и т. п., что в итоге приведет к

зволит улучшить качество изделия, сократить росту конкурентоспособности производимой

материальные и временные затраты на проек- продукции, а также к повышению конкурент-

тирование и изготовление, снизить затраты на ного статуса предприятия-изготовителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головко М. Эффективное использование CALS требует перехода от внедрения CALS-технологий к созданию CALS-систем: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии сопровождения и поддержки наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла», 28 ноября 2002 г. Москва.

2. Ковшов А. Н., Назаров Ю. Ф., Ибрагимов И. М., Никифоров А. Д. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения: принципы системы и технологии CALS/ИПИ: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.