Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бархатова Татьяна Сергеевна, Григорьева Вера Захаровна

В статье проведен анализ реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в Амурской области. По результатам анализа выявлены проблемные моменты и предложены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бархатова Татьяна Сергеевна, Григорьева Вера Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROGRAMS IN THE AMUR REGION: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

The article analyzes the implementation of the activities of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" in the Amur Region. Based on the results of the analysis, problematic points were identified and ways to solve them were proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ»

Экономика и управление

УДК 338.(470+571)

Бархатова Татьяна Сергеевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия Григорьева Вера Захаровна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: GVZ@inbox/ru Barkhatova Tatyana Sergeevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia Grigorieva Vera Zakharovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: GVZ@inbox/ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROGRAMS IN THE AMUR REGION: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Аннотация. В статье проведен анализ реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в Амурской области. По результатам анализа выявлены проблемные моменты и предложены пути их разрешения.

Abstruct. The article analyzes the implementation of the activities of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" in the Amur Region. Based on the results of the analysis, problematic points were identified and ways to solve them were proposed.

Ключевые слова: социальные программы, доступная среда, реабилитация инвалидов, проблемы реализации программ.

Key words: social programs, accessible environment, rehabilitation of the disabled, problems of program implementation.

DOI: 10.22250/20730268_2022_99_99

Концепция социально-экономического развития страны и, в частности, ее регионов - одно из важнейших направлений в соответствующих документах федерального и регионального уровней. Такие документы в свою очередь формируют определенную систему нормативно-правовых отношений между причастными к процессу сторонами в социальной иерархии общества.

Документы, определяющие концепцию социально-экономического развития России, изначально формируются на федеральном уровне, с последующей детализацией государственной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Основные направления деятельности правительства страны четко зафиксированы федеральными законами РФ.

Разработка и реализация программ социально-экономического развития на уровне региона

проводится с учетом его особенностей, которые в свою очередь сформировались в течение долгого времени и, помимо истории развития различных направлений деятельности, отражают современное состояние его экономики и уровень потребностей населения в той или иной сфере.

Блок социальных программ является одним из ключевых направлений в стратегии социально-экономического развития региона. В Амурской области для обеспечения социальной поддержки населения государством предусмотрено несколько социальных программ [0,0,0].

Важно отметить, что все регионы имеют свои перечни социальных программ, связанные со спецификой каждого из них. Но в анализе государственной социальной политики России отражено и существование программ, характерных практически для всех регионов. К таковым относятся социальные программы по поддержке граждан с инвалидностью, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и др.

По состоянию на 1 августа 2022 г. в Амурской области проживают 62887 граждан с инвалидностью, в том числе 4205 детей-инвалидов. Доля инвалидов в общем количестве жителей области составляет 8,14%.

В настоящее время одна из важнейших задач государства - обеспечение инвалидов равными возможностями во всех сферах жизнедеятельности. Именно в этом направлении эффективным решением является разработка и реализация программ, направленных на создание благоприятных условий жизни для граждан независимо от состояния их здоровья.

В составе региональной государственной программы «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области» реализуется перечень мероприятий, связанных с созданием доступной среды для граждан, имеющих инвалидность. Помимо этого, в програме предусмотрены мероприятия, направленные на поддержку граждан с инвалидностью и семей, воспитывающих детей-инвалидов. К их числу относятся, в частности, мероприятия государственной программы «Доступная среда».

Амурская область принимала участие в реализации этой программы на 2011-2020 гг. в период с 2014 г. по 2018 г. [0].

Целью участия региона в данной программе являлось повышение доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, проживающих на территории Амурской области.

В целях организации работы по созданию доступной среды для инвалидов в 2013 г. в области был сформирован областной реестр социально значимых объектов. В настоящее время в реестр входит 961 объект, из которых 381 является приоритетным и в рамках реализации программы подлежит адаптации в первую очередь.

За пять лет участия Амурской области в государственной программе «Доступная среда» на ее территории под нужды инвалидов было адаптировано 225 объектов социальной инфраструктуры области. Иными словами, к началу 2019 г. условия доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения были созданы на 59% приоритетных объектов.

В период участия в государственной программе на создание доступной среды для инвалидов область получила 178,8 млн. руб. из средств федерального бюджета. С 2019 г. финансирование области в рамках данной програмы на адаптацию объектов инфраструктуры из федерального бюджета прекращено.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий программы «Доступная среда» в 2014-2018 гг. на территории Амурской области представлены в табл. 1.

Более наглядный анализ динамики финансирования из федерального бюджета мероприятий программы - на рис.1.

С 2019 г. адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры ведется за счет средств регио-

нального бюджета и привлеченных средств. В 2019 г. проведены работы по дооборудованию 4 объектов социальной инфраструктуры, в 2020 г. - 2, в 2021 г. - 5. Таким образом, по состоянию на 01.01.2022 г. в Амурской области доступными для инвалидов стали 236 приоритетных объектов -61,9% от общего числа приоритетных объектов в области. Однако на практике малые суммы, направленные на адаптацию учреждений к потребностям инвалидов, выделенные в каждом из рассматриваемых годов, практически незаметны. Несомненно, отсутствие финансирования мероприятий по адаптации данных объектов стало проблемой в организации обеспечения доступности социально значимых объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 1

Объемы финансирования Амурской области в рамках ГП РФ «Доступная среда»

с 2014 г. по 2018 г.

Год Объем средств, тыс. руб.

На все мероприятия программы На адаптацию социально значимых объектов инфраструктуры

2014 183460,1 67066,1

2015 198024,4 42924,3

2016 190714,8 31853,3

2017 172156,2 23346,9

2018 181743,8 13560,4

Итого 926099,3 178751,0

300

250

200

150

100

50

67,066 42,924

_____ 31,853 23,346 13,56

/ / 183,46 198,024 190714 181,743

/ / 172,156

• О

2014 2015 2016

> Объем средств, млн. руб

2017

2018

Рис. 1. Объемы финансирования Амурской области в рамках ГП РФ «Доступная среда» с 2014 г. по 2018 г.

Еще одним значимым вопросом в рамках реализации социальных программ, направленных на решение проблем граждан с инвалидностью, является отсутствие совершенной системы межведомственного взаимодействия.

Основная цель работы по данному направлению - консолидация усилий государственных органов, общественных и частных организаций для полного и качественного удовлетворения потребностей инвалидов.

Направления деятельности органов власти и организаций Амурской области по проблемам граждан с инвалидностью представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные направления деятельности по проблемам инвалидов

Субъекты региона Основные направления деятельности

Органы социальной защиты населения Взаимодействуют в установленном порядке с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, Фондом социального страхования Российской Федерации, органами и учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и другими организациями по вопросам реализации государственной политики в части предоставления инвалидам мер социальной поддержки.

Органы здравоохранения Осуществляют обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, контролируют организацию медико-социальной экспертизы, а также реабилитацию инвалидов.

Общественные организации инвалидов Участвуют в формировании государственной социальной политики и законодательно-правовой базы, защищают права и интересы инвалидов.

Органы образования и занятости Оказывают содействие гражданам с инвалидностью в осуществлении прав в области образования и занятости.

В рамках реализации мероприятий социальных программ, направленных на формирование доступной среды для инвалидов, проблемы межведомственного взаимодействия условно можно объединить в три группы - организационные, информационные и кадровые.

В рамках организационных проблем одной из актуальных является межведомственное взаимодействие ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» с медицинскими и иными организациями. Пробелы в таком взаимодействии отрицательно влияют на обеспечение качественного проведения медико-социальной экспертизы [0]. По условиям нормативно-правовой документации основным документом, реализующим комплексный подход к реабилитации и абилитации инвалида, является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА); ее выдают специалисты медико-социальной экспертизы, которые часто не имеют достаточных компетенций в различных областях реабилитации. В свою очередь недостаточная квалификация медиков, принимающих решения по ИПРА, приводит к ограничениям в доступе к услугам по немедицинским видам реабилитации, вследствие чего реабилитационные организации различных ведомств подключаются к работе с инвалидом только на этапе выполнения мероприятий ИПРА.

В результате такого подхода каждое ведомство видит только ту часть ИПРА, за которую оно ответственно. Вследствие этого отсутствует межведомственное взаимодействие в оценке полного результата. Комплексный подход к организации реабилитации инвалидов, а также организация комплексной реабилитации по принципу «одного окна» может стать качественным и эффективным решением данной проблемы.

Отсутствие информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия входит в состав информационных проблем и не позволяет осуществлять показатель преемственности в реабилитации инвалидов. В каждом ведомстве существует собственная замкннутая информационная система, однако общий реестр инвалидов, имеющих ИПРА, отсутствует. Таким образом, единая систе-

ма может стать эффективным шагом в решении проблем межведомственного взаимодействия. По мнению специалистов, основой единой информационной системы могут быть базы данных, уже функционирующие в различных ведоствах. И здесь важным фактором является организация системности в передаче информации о человеке из одного ведомства в другое. Помимо этого, доступ к своим данным должен иметь и сам инвалид. Кроме всего вышеперечисленного, данная система может включать мониторинг результатов реабилитации, включающий сроки, полноту и качество оказанных реабилитационных услуг.

В 2023 г. в рамках подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Амурской области, на 2023-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» запланирована реализация внедрения единой информационной системы межведомственного взаимодействия.

Организация доступной среды для граждан с инвалидностью, помимо обеспечения доступности социально значимых объектов, заключается и в обеспечении квалифицированными специалистами по реабилитации, в том числе в рамках реализации государственных социальных программ. Пока что статистика отмечает большой недостаток специалистов различных направлений в кадровом обеспечении. Услуги по реабилитации и абилитации граждан с инвалидностью неординарны, специалисты могут предоставлять их только при наличии соответствующей подготовки.

Потребность в дополнительных кадрах приводит к необходимости дополнительного финансирования, а также внесения изменений в штатные расписания.

Для решения кадровой проблемы необходимо введение новых профессиональных стандартов, включение в социальные программы и дальнейшая реализация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров, по закреплению специалистов в сфере деятельности.

Деятельность субъекта по решению всех проблемных вопросов будет способствовать улучшению качества обслуживания инвалидов - как медицинского, так и социального, а также созданию для инвалидов благоприятных условий во всех сферах жизнедеятельности, несмотря на все трудности в процессе реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» на территории области.

Реализация социальных программ, в частности мероприятий по организации доступной среды для инвалидов, позволит гражданам с инвалидностью получить множество равных возможностей, которыми пользуются в государстве все люди.

1. Постановление правительства Амурской области от 25.09.2013 № 444 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области».

2. Постановление правительства Амурской области от 30.12.2020 № 902 «Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения Амурской области с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза по сравнению с показателем 2017 года».

3. Постановление правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области».

4. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

5. Совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида): научно-практическая конференция в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Официальный сайт «Федерального бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России). [Электронный ресурс]. URL: http://fbmse.ru/22-23- iyunya-2017-goda-m-baze-fgbu-fb-mse-mintada-rossii-sostoitsya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya- na-temu-sovershenstvovanie-mezhvedomstvennogo- vzaimodejstviya-v-ramkax-razrabotki-i-realizac.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.