УДК 796.01:316 + 796.2
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Н.Х.Гжемская, Камская государственная инженерно-экономическая академия,
г. Набережные Челны SOCIAL FUNCTIONS OF PHYSICAL TRAINING REALIZATION ON
THE BASIS OF NATIONAL OUTDOOR GAMES USAGE
N.H. Gzhemskaja, PH.D, senior teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: социальные функции физической культуры, народные подвижные игры, социальное здоровье, студенты, функциональный анализ культуры, модель реализации социальных функций физической культуры
Аннотация: В статье рассматривается реализация социальных функций физической культуры на основе применения народных подвижных игр. Автор предполагает, что социально-значимые качества можно формировать с помощью такого средства физической культуры, как народные подвижные игры. Автором предпринята попытка классификации игр по трем составляющим: собственно игра (игра), человек в игре (играющий), взаимодействия в игре (играющий - играющий). На основе проведенного анализа научно методической литературы и источников определена модель реализации социальных функций физической культуры. По мнению автора, социальное здоровье человека зависит от уровня социальной адаптации, социализации, степени интегрированности в различных общностях, с одной стороны, с другой - от
1
способности и потребности в самореализации, как результата человекотворческой (гуманистической) функции культуры. При этом необходимо учитывать двойственный характер этих функций по отношению к личности, что осложняет поиск адекватных средств для их реализации. Предлагаемая автором модель реализации социальных функций физической культуры на основе применения народных подвижных игр представляет собой замкнутый цикл формирования социально-значимых качеств: сплоченность, контактность, организованность, ответственность, коллективизм, толерантность, открытость и информативность. Центральное место занимают коллективные игры, которые как средство физической культуры содействуют реализации социальных функций физической культуры: социализации и социальной интеграции. Результатом реализации модели является формирование коллектива, а также развитие социально значимых качеств у студентов.
Keywords: social functions of physical training, national outdoor games, social health, students, the functional analysis of culture, model ofphysical training social functions realization Summary: The article tells about realization ofphysical training social functions on the basis of national outdoor games usage. The author assumes, that socially-significant qualities can be formed by means of physical training, as national outdoor games. The author undertakes attempt of games classification on three components: actually game (game), the person in game (playing), interactions in game. On the basis of the lead analysis of scientifically methodical literature and sources of the model realization of physical training social functions is certain. In opinion of the author, social health of the person depends on a level of social adaptation, socialization, degree integrity in various cases, on the one hand, ability and need for self-realization, as result humanistic function of culture from the other hand. Thus it is necessary to consider dual character of these functions in relation to the person that complicates search of adequate means for their realization. The model ofphysical training social functions realization which is offered by the author on the basis of national outdoor games usage has the closed cycle of socially-significant qualities formation: unity, contact, organization, the responsibility, a collectivism, tolerance, an openness and information. Collective games take the central place which physical training social functions realizations as means ofphysical training promote: socializations and social integration. Result of model realization is collective formation, and also development of socially significant qualities in students.
Молодежь представляет собой наиболее перспективную возрастную группу в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Вместе с тем, негативные явления последних лет, кризисное положение во всех сферах жизни населения России осложняют процесс адаптации молодёжи в обществе, достижение ими социального благополучия.
Вопросы развития социального здоровья студента, которое выступает необходимым условием успешного овладения профессией, ибо именно в этот период закладываются основные профессиональные качества, развиваются профессиональные способности, не привлекали к себе должного внимания.
Возможности физического воспитания в вузе как мощного средства формирования социально активной жизненной позиции студентов, опыта социального взаимодействия, знаний об этом, социальных качеств явно недооцениваются. В сфере физкультурного образования акцент смещается на развитие двигательных качеств, умений и навыков человека, а вопросы воспитания его личностных качеств лишь декларируются в заявлениях о «содействии» их формированию.
Физическая культура, как и культура в целом, представляет собой системную целостность и выполняет множество функций. Среди них выделяют блок социальных функций, реализацию которых можно осуществить посредством использования народных подвижных игр в процессе физического воспитания в вузе.
Игра осуществляет помощь по врастанию, вхождению личности в культуру, без чего невозможно никакое развитие. Врастание в культуру через игру обеспечивает личности адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост и расширение кругозора.
Народные подвижные игры рассматривались в работах многих авторов (Р.М. Абдулаевой, А.А. Антонова, Х. Баймурзина, Л. В. Былеевой Э. Х. Галеева, М. Геллера.Х., М. Н. Жукова, З.М. Кузнецовой, А. А. Фетисова, Н. А. Ханбикова, В. Г. Яковлева).
Но вопрос применения народных подвижных игр в процессе физического воспитания студентов технического вуза как средства реализации социальных функций физической культуры еще не стал предметом широкого обсуждения и поэтому требует отдельного изучения.
В последние десятилетия большой интерес исследователей привлекает философско-культурологический подход к физической культуре (В. У. Агеевец, В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, Н. Н. Визитей, Б. Н. Воронцов, В. М. Выдрин, Ю. М. Николаев, В. И. Столяров, Н. А. Пономарев).
Функциональный анализ культуры дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и тем самым понять одну из ее существенных сторон. Следует заметить, что функциональная сфера культуры представляет собой не произвольный перечень функций, а их систему [7].
Функциональная система культуры.
человекотворческая
информативная
Каждой из функций присуща определенная двойственность по отношению к личности человека. Так, например, адаптивная и человекотворческая функции соотносятся в направлении как один вектор - от адаптивной к человекотворческой, в смысле непрерывности процессов адаптации и развития человека. Все сказанное можно отнести и к сфере физической культуры.
Двойственность социальных функций физической культуры по отношению к личности.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕ СКАЯ ФУНКЦИЯ самореализация
Функции социализации и социальной интеграции вытекают из базовой для них адаптивной функции. Основной задачей социализации индивида является приобретение социально значимых качеств, усвоение норм и правил существования в обществе. Социальную интеграцию как функцию объединения людей в определенную общность обычно рассматривают с точки зрения коллективистских черт личности. Следовательно, социально значимые качества и коллективистские черты личности имеют одну основу. К такого рода качествам разные авторы относят: ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.
Мы предполагаем, что социально-значимые качества можно формировать с помощью такого средства физической культуры, как народные подвижные игры.
Поскольку игра, основанная на выполнении играющими различных ролей, может способствовать развитию социальных связей, постольку она требует от играющих развития социально-значимых качеств и коллективистских черт характера.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в игре, которые строятся по типу как сотрудничества, так и соперничества между игроками или командами, позволяют планировать и осуществлять определенные педагогические задачи.
Каждая подвижная игра имеет содержание и форму (построение) [5], которые предопределяются методическими особенностями. Мы предприняли попытку их классификации по трем составляющим: собственно игра (игра), человек в игре (играющий), взаимодействия в игре (играющий - играющий).
3. Классификация методических особенностей игрового процесса.
Составляющие игрового процесса
игра
Образ ность; ограниченность правилами; элементы соревнования; повторяемость; изменчивость внешних условий и ситуаций в игре; избирательность из многообразия способов действий к целостным действиям; направляющее значение сюжета на преодоление различных
играющий
Самостоятельность действий в достижении цели; выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей; непринужденность; естественность движений; необходимость быстроты реакции;
играющий-играющий
Присвоение играющим определенных ролей, отражение в подвижных играх двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы и сотрудничества;
На основе проведенного анализа научно методической литературы и источников определена модель реализации социальных функций физической культуры.
Модель реализации социальных функций физической культуры.
Физическая культура
Социальные функции физической культуры
Средства физической культуры
Социальная интеграция
Социализация ■4- -►
Подвижные и народные игры
Коллективные игры
С бегом
С прыжками
С метаниями
На силу
На быстроту На выносливость
На ловкость
Без разделения на группы
Без водяших С водящими
С разделением на группы
Без вступления участников в соприкосновение с противником
С вступлением участников в соприкосновение с противником
Борьба за свое Единобор Борьба Единоборс Борьба Единоборс Борьба за свою
место и за ство против тво за за свою тво за команду при
общий против водящих при свою команду при свою сочетании
порядок в водящих взаимопомощ команду взаимопомом команду единоборства и
коллективных и ощи взаимопомощи
толе- органи- инфор- ответ- коллек спло- кон- откры-
рант- зован- мирован ствен- -ти- чен- такт- тость
ность ность -ность ность визм ность ность
Эффективность проводимой экспериментальной работы проверялась путем сравнительного анализа стартовой и итоговой диагностики уровней социально-психологического развития группы как коллектива в экспериментальной и контрольной группах. В обеих группах в начале эксперимента было проведено диагностическое тестирование по методике социально-психологической самоаттестации группы как коллектива, разработанной Немовым, и диагностика коммуникативной толерантности по методике Бойко.
Уровень социально-психологического развития (СПСК) экспериментальной группы до и
после эксперимента.
№ Виды отношений Уровень СПСК Разница в %
пп до после
баллы уровень развития баллы уровень развития
1 Ответственность 2,2 очень низкий 3,4 средний 20
2 Коллективизм 2,1 очень низкий 3,4 средний 21,6
3 Сплоченность 2,1 очень низкий 3,7 средний 26,6
4 Контактность 2,7 низкий 4,1 высокий 23
5 Открытость 2,2 очень низкий 3,6 средний 23
6 Организованность 2,2 очень низкий 3,6 средний 23
7 Информативность 2,5 низкий 4,2 высокий 28
8 Толерантность 2,0 очень низкий 3,4 средний 23
Общий уровень 2,3 очень низкий 3,7 средний 23,5
Уровень социально-психологического развития (СПСК) контрольной группы до и после
эксперимента.
№ Виды отношений Уровень СПСК Разница в %
пп до после
баллы уровень развития баллы уровень развития
1 Ответственность 2,4 низкий 2,9 низкий 8,3
2 Коллективизм 1,9 очень низкий 2,5 низкий 10
3 Сплоченность 1,9 очень низкий 2,1 очень низкий 3,3
4 Контактность 2,5 низкий 2,6 низкий 1,6
5 Открытость 2,1 очень низкий 2 очень низкий - 1,6
6 Организованность 2,5 низкий 2,1 очень низкий - 6,7
7 Информативность 2,9 низкий 2,9 низкий 0
8 Толерантность 2,2 очень низкий 2,3 очень низкий 1,6
Общий уровень 2,3 очень низкий 2,4 очень низкий 2
Как видно из исходных данных экспериментальная и контрольная группы до эксперимента находятся на одинаковом уровне.
За время эксперимента общий уровень социально-психологического развития экспериментальной группы повысился - от очень низкого до среднего. Общая разница изменения уровня социально-психологического развития группы как коллектива до и после эксперимента составила 23,5%.
Контрольная группа, занимавшаяся по Примерной программе для вузов, осталась на том же (очень низком) уровне развития группы как коллектива. Разница до и после эксперимента составила 2%.
Результаты, полученные по методике социально-психологической самоаттестации группы как коллектива, были подвергнуты дисперсионному анализу. Степень влияния работы по предложенной методике на экспериментальную группу составил 21%. Влияние на социально-психологический рельеф контрольной группы как коллектива работа по Примерной программе для высших учебных заведений составила 0,5% .
Из исходных данных по диагностике коммуникативной толерантности можно отметить, что в экспериментальной и контрольной группах сумма баллов до эксперимента одинакова, а значит, обе группы находились на среднем уровне толерантности. Повторное тестирование по этой методике в конце учебного года показало, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня коммуникативной толерантности на 20%, тогда как в контрольной группе, в которой занятия проводились по Примерной программе для вузов повышение уровня коммуникативной толерантности произошло на 2%.
Таким образом: 1. В результате рассмотрения соотношений общества и культуры, социальных функций культуры вообще и физической культуры, в частности, человека, как индивида и личности, можно сделать вывод, что его социальное здоровье зависит от уровня социальной адаптации, социализации, степени интегрированности в различных общностях, с одной стороны, с другой - от способности и потребности в самореализации, как результата человекотворческой (гуманистической) функции культуры. При этом необходимо учитывать двойственный характер этих функций по отношению к личности, что осложняет поиск адекватных средств для их реализации.
2. Необходимо учитывать, что каждой из данных функций присуща определенная двойственность по отношению к личности, которая вытекает из всего комплекса дихотомичных связей человека и общества, природы и общества, природы и культуры, культуры и общества.
3. Социальное здоровье студента во многом зависит от уровня социальной адаптации, социализации, степени интегрированности в различных общностях, с одной стороны, с другой - от способности и потребности в самореализации, как результата человекотворческой (гуманистической) функции культуры.
4. Несмотря на многочисленные достоинства игры, отмечаемые целым рядом авторов, как зарубежных, так и отечественных, до сих пор недостаточно, используется потенциал народных подвижных игр, как средств реализации социальных функций физической культуры.
Особенности потенциала народных подвижных игр как средств реализации социальных функций физической культуры состоят в следующем:
- как средство социализации игра представляет собой своеобразное микрообщество, в рамках которого происходит преобразование людей, их субъективных качеств. Игра в этом случае может быть носителем социальных видов поведения, способом адаптации личности к выполнению определённых ролей;
- как средство социальной интеграции игра выступает в виде особой социальной микросистемы, которая служит фактором социального взаимодействия человека, способом воспитания взаимовыручки и коллективизма. Сравнение в игре себя и товарищей помогает правильно определить свой личный статус в группе;
- как средство реализации человекотворческой функции народные подвижные игры представляют собой «школу личности», как способ проектирования самого себя, самоиспытания и самопроверки, как способ самоутверждения.
5. Предлагаемая модель реализации социальных функций физической культуры на основе применения народных подвижных игр представляет собой замкнутый цикл формирования социально-значимых качеств: сплоченность, контактность, организованность, ответственность, коллективизм, толерантность, открытость и информативность. Центральное место занимают коллективные игры, которые как средство физической культуры содействуют реализации социальных функций физической культуры: социализации и социальной интеграции. Результатом реализации модели является формирование коллектива, а также развитие социально значимых качеств у студентов.
Список литературы.
1. Абдуллаева, Р. М. Воспитательный потенциал дагестанских народных подвижных игр : дис. ... канд. пед. наук / Р.М. Абдулаева. - Махачкала, 2002. - 200 с.
2. Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Антонов. - СПб., 1997. - 120 с.
3. Баймурзин, Х. Х. Башкирские народные игры в учебно-воспитательном процессе: учеб.-метод. пособие / Х. Х. Баймурзин. - Уфа: БГУ, 1999. - 30 с.
4. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев.: Здоровья, 1987. -201 с.
5. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физ. культ./ Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.
6. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 123 с.
7. Веремьев, А. А. Основы культурологии: учеб. пособие для студ.-заочн. / А. А. Веремьев. - Брянск: Курсив, 2002. -С. 95-100.
8. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. -1986. - №5. - С.25.
9. Галлеев, Э. Х. Татарские народные игры и праздники / Э. Х. Галеев, Я. И. Ханбиков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1975. - 95 с.
10. Геллер, Е. М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов / Е. М. Геллер. - Минск: Вышейшая школа, 1977. - С. 21-30.
11. Жуков, М. Н. Подвижные игры / М. Н. Жуков. - М: Академия, 2000. - 81 с.
12. Кузнецова, З. М. История физической культуры и спорта в Республике Татарстан: монография / З. М. Кузнецова. -Наб. Челны: КамПИ, 1999. - 304 с.
13. Николаев, Ю. М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 8. - С. 2-10.
14. Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.
15. Ханбиков, Я. И. Татарские народные игры и праздники / Я. И. Ханбиков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1975.
16. Яковлев, В.Г. Подвижные игры: учеб. пособие для студ. фак. физ. воспитания пед. ин-тов / В. Г. Яковлев, В. П. Ратников. - М.: Просвещение, 1977. - С. 33-34.
17. Фетисов, А. А. Региональные народные подвижные игры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям восточного Забайкалья: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Фетисов. - Улан-Уде, 2002. - 21 с.
Glossary:
1. Abdullaev. M. Educational potential of the Dagestan national outdoor games: dis.... PH.D/. M. Abdulaeva. - Makhachkala, 2002. - 200 p.
2. Antonov, A.A. Methodic of elements outdoor games application for development of cognitive activity of senior preschool children: dis.... PH.D / A.A.Antonov. - SPb., 1997. - 120 p.
3. Bajmurzin, H.H. Bashkirsky national games in teaching and educational process: St. book. / H.H.Bajmurzin. - Ufa: BGU, 1999. - 30 p.
4. Balsevich, C. K. Physical man activity / C.K. Balsevich, C. A. Zaporozhanov. - Kiev.: Health, 1987. - 201 p.
5. Byleeva. C. A. Outdoor games: studies. Book for high schools./. C.A. Былеева, A. M. Korotkov. - 5 pub., changed and added. - М.: Physical culture and sports, 1982. - 224 p.
6. Bykhovskja, A. M. Human body in socio cultural measurement: traditions and the present / A. M. Bykhovskaja. - М.: RIO GTSILIFK, 1993. - 123 с.
7. Veremen, A.A. Base of cultural science: studies. Book for high school distance students. / A.A.Veremev. - Bryansk: Italics, 2002. - P. 95-100.
8. Bydrin, C. M. Physical training and its theory / C. M. Vydrin // Theory and practice of physical training. - 1986. - №5. -P.25.
9. Galleev, E.H. Tatars national games and holidays / E.H.Galeyev, J.I.Hanbikov. - Kazan: Tatars. b. Publishing house, 1975. - 95 p.
10. Geller E. M. Outdoor games in sports preparation of students/E. M. Geller. - Minsk: High school, 1977. - P. 21-30.
11. Zhukov, M. Motor games /M. N.Zhukov. - M: Academy, 2000. - 81 p.
12. Kuznetsova Z. M. History of physical training and sports in Republic Tatarstan: monograph/Z. M. Kuznetsova. -Nab.Chelny: KamPI, 1999. - 304 p.
13. Nikolaev U. M. To a problem of theory physical training development /U. M. Nikolaev // Theory and practice Phis. Cultures. - 2001. - 8. - P. 2-10.
14. Joiners, C. I. Conception of physical training and sports education (the innovative approach) / C. I.Stoljarov, A. M. Bykhovskaja, L.I. Lubysheva // Theory and practice physical Culture. - 1998. - 5. - P. 11-15.
15. Khanbikov, J.I. Tatar national games and holidays / J.I. Khanbikov. - Kazan: Tatars. book. Publishing house, 1975.
16. Jakovlev, V.G. Outdoor games: studies. The Manuel for high physical culture institutes students / V.G. Jakovlev, C.I. Ratnikov. - М.: Education, 1977. - P. 33-34.
17. Fetisov, A.A. Regional national outdoor games, as means of senior preschool children preparation of east Zabaikalia: dis.... PH.D / A.A.Fetisov. - Ulan-Ude, 2002. - 21 a