Научная статья на тему 'Реализация событийных туров в Самарской области'

Реализация событийных туров в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
EVENT TOURISM / PROBLEMS / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симанько Татьяна Викторовна

Статья посвящена событийному туризму в Самарской области. Проанализировано состояние представленности событийных туристских программ Самарских туроператоров. Выделены основные событийные мероприятия региона. Раскрыты основные проблемы и направления развития событийного туризма в Самарской области. Оценено место Самарской области по различным туристским показателям среди Приволжского Федерального округа. Проведён опрос среди туристических агентств Самарской области на предмет работы с событийными турами. Выявлены проблемы и даны рекомендации по развитию данного направления.The article is devoted to event tourism in the Samara region. The state of representation of event tourism programs of Samara tour operators is analyzed. The main event events of the region are highlighted. The main problems and directions of development of event tourism in the Samara region are revealed. The place of the Samara region in various tourist indicators among the Volga Federal district is estimated. A survey was conducted among travel agencies of the Samara region on the subject of working with event tours. Problems are identified and recommendations are given for the development of this direction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация событийных туров в Самарской области»

РЕАЛИЗАЦИЯ СОБЫТИЙНЫХ ТУРОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

IMPLEMENTATION OF EVENT TOURS IN THE SAMARA REGION

УДК 13

Симанько Татьяна Викторовна

Студент 2-ого курса, кафедра «Гостеприимство и межкультурные коммуникации»,

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Поволжский Государственный Университет Сервиса»

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Алексеева Н.Д. Поволжский Государственный Университет Сервиса Simanko Tatyana Viktorovna

2nd year student, department "Hospitality and intercultural communications", Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education "Volga State University Of Service", E-mail: overtime08 @mail .ru

Scientific adviser: Ph.D., associate professor Alekseeva N.D. Volga State University of Service

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена событийному туризму в Самарской области. Проанализировано состояние представленности событийных туристских программ Самарских туроператоров. Выделены основные событийные мероприятия региона. Раскрыты основные проблемы и направления развития событийного туризма в Самарской области. Оценено место Самарской области по различным туристским показателям среди Приволжского Федерального округа. Проведён опрос среди туристических агентств Самарской области на предмет работы с событийными турами. Выявлены проблемы и даны рекомендации по развитию данного направления.

ANNOTATION

The article is devoted to event tourism in the Samara region. The state of representation of event tourism programs of Samara tour operators is analyzed. The main event events of the region are highlighted. The main problems and directions of development of event tourism in the Samara region are revealed. The place of the Samara region in various tourist indicators among the Volga Federal district is estimated. A survey was conducted among travel agencies of the Samara region on

the subject of working with event tours. Problems are identified and recommendations are given for the development of this direction.

Ключевые слова: событийный туризм, проблемы, направления развития.

Keywords: event tourism, problems, directions of development.

Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Событийные мероприятия являются катализаторами процесса интеграции, популяризации ценностей, важным механизмом достижения сотрудничества и взаимопонимания, обогащения культур разных народов.

В последние годы крупные спортивные, культурные, деловые события превратились в важный элемент государственной политики. Многие страны, в том числе и Россия, активно борются за право проводить на своей территории различные мероприятия международного масштаба. Страны включают эти глобальные события в свои стратегии экономического развития, решая за счёт них сразу несколько задач, включая модернизацию инфраструктуры, продвижение на мировом уровне и, как следствие, привлечение туристов и инвесторов.

Самарский регион имеет хорошие позиции в области развития событийного туризма. Область активно представлена в фестивальном движении, в частности музыкальной направленности: Грушинский фестиваль, «Тремоло», «Барабаны Мира». Имеет два мероприятия деловой направленности: «Линия успеха», «аВолга». Набирают популярность гастрономические праздники-фестивали: «Праздник вишнёвого пирога» в Ширяево, «Рыба Моя Тлт», «Сызранский помидор». Появился молодой творческий фестиваль - «Пластилиновый дождь» в Самаре. Мероприятия спортивной направленности: «Жигулёвская кругосветка», «Захаровский слёт». Также отметим, что многие из имеющихся фестивалей в разное время имели проблемы с финансированием и поддержкой. Масштабный фестиваль «ГЭС ФЭСТ» прекратил своё существование по ряду причин, в том числе таких, как невозможность договоренности между организаторами, проблемы с финансированием.

Самарская область занимает 4 место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа за период 2010 - 2017 гг. по показателям [1]:

- среднее количество лиц в год, работающих в туристских фирмах;

- средний объём платных туристских услуг, оказанных населению;

- средний объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

- среднее число мест в коллективных средствах размещения;

- средний показатель среднесписочной численности работников коллективных средств размещения;

- средняя численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения;

- средняя численность граждан РФ, размещённых в коллективных средствах размещения.

Лидерами Приволжского федерального округа выступает республика Татарстан, догоняет её республика Башкортостан, на третьем месте прочно стоит Нижегородская область. Стремительно развивается Пермский край, способный опередить Самарскую область.

На сайте Ростуризма в Едином Федеральном Реестре туроператоров Самарской области зарегистрированы 61 туроператор [2]. Среди них - 46 туроператоров зарегистрированы в Самаре, 13 туроператоров - в Тольятти, 1 туроператор - в с. Жигули, 1 туроператор - в с. Тимофеевка. Из 61 туроператоров, 36 - занимаются только внутренним туризмом, 20 туроператоров занимаются внутренним туризмом и международным въездным туризмом, 5 туроператоров занимаются внутренним туризмом, международным въездным туризмом и международным выездным туризмом.

Среди туроператоров Самарской области наиболее крупными являются: Самараинтур, Спутник-Гермес, центр туристических программ Пилигрим, Румб, Профцентр, Тл-Тур. Проанализируем наличие событийных туров у данных туроператоров.

Общее количество представленных на сайте Самарского туроператора Румб туров - 51. Из них событийными турами являются 24. Из 24 туров - 14 программ - на Новый год и Рождество [3]. Доля событийных туров туроператора Румб - 47 %, из них на Новый год и Рождество - 27,5 %.

Тольяттинский туроператор Пилигрим представляет на своём сайте 36 готовых туров, из них 12 туров являются событийными. Из 12 событийных программ - 6 туров на Новый год и Рождество [4]. Доля событийных туров туроператора Пилигрим - 33 %, из них на Новый год и Рождество - 16,7 %.

Самарский туроператор Самараинтур выложил на своём сайте 458 готовых туров по России. Из них 186 туров являются событийными. Из 186 событийных туров - 127 туров на Новый год и Рождество [5]. Доля событийных туров туроператора Самараинтур - 40,6 %, из них на Новый год и Рождество - 27,7 %.

Самарский туроператор Спутник-Гермес предлагает на своём сайте 141 туров по России. Среди них, 21 - автобусные, 20 - туры на поездах, 100 -речные круизы. Событийными турами являются 11 программ, среди них 10 туров - на Новый Год и Рождество [6]. Доля событийных туров туроператора Спутник-Гермес - 7,8 %, из них на Новый год и Рождество - 7,1 %.

Самарский туроператор Профцентр предлагает на своём сайте только 1 событийный тур.

У туроператора ТЛ-Тур на сайте представлены событийные туры только на Новый год и Рождество.

Из 61 туроператоров Самарской области событийные туры представлены у 23 операторов, из которых только 3 туроператоров предлагают событийные туры в Самарскую область. Доля операторов Самарской области, занимающихся событийными турами в область, составляет 4,9 %.

Ситуация с событийными экскурсиями в Самарскую область иная. Из 61 туроператоров Самарской области - 21 туроператоров предлагают событийные экскурсии по Самарской области без ночёвки. Доля операторов Самарской области, реализующих событийные экскурсии по области, составляет 34,4 %.

Автором проведён опрос среди 70 туристических агентств Самарской области, из которых 40 агентств находятся в г. Тольятти и 30 агентств - в г. Самара. Отметим, что данные туристические агентства существуют на рынке:

- до 3 лет - 26%;

- свыше 5 лет - 32%;

- свыше 10 лет - 42%.

Тема опроса: «Оценка спроса и продаж событийных туров среди менеджеров туристических агентств Самарской области».

Цель опроса: выявление показателей спроса событийных туров и показателей продаж клиентами, обнаружение проблем при бронировании событийных туров.

Автором проведено анкетирование среди выбранных 70 туристических агентств Самарской области и предложены следующие вопросы с вариантами ответов:

- Бронировали ли вы событийные туры?

- Бронировали ли вы событийные туры в Самарскую область?

- Бронировали ли вы событийные экскурсии в Самарскую область?

- Пользуются ли спросом среди ваших клиентов событийные туры?

- С какими проблемами вы сталкивались при поиске и бронировании событийных туров?

В результате проведённого анкетирования, автором сделаны следующие выводы: 48% из 100 % опрошенных менеджеров туристических агентств хотя бы раз бронировали событийные туры, причём 8 % из них совершают бронирования часто, а 26 % бронировали несколько раз. В то же время, всего 28 % из 100 % бронировали событийные туры в Самарскую область. Событийные экскурсии без ночёвки в Самарскую область у менеджеров туристических агентств пользуются большим спросом: 72 % из 100 %. Отметим, что 74% опрошенных менеджеров туристических агентств заявляют, что спрос на событийные туры есть, при этом 28 % из них имеют активный спрос. Основными проблемами при поиске и бронировании событийных туров менеджеры называют недостаток информации от туроператоров, маленькая прибыль и отсутствие предложений на рынке туристических услуг.

Учитывая, что спрос на событийные туры у потенциальных клиентов есть, необходимо активнее развивать данное направление. При этом сами менеджеры туристических компаний должны обладать полной информацией о наличии данных туров, их проведении, особенностях, преимуществах. Маленькую прибыль возможно компенсировать массовостью: предлагать событийные туры школьникам, студентам, организациям на корпоративы, большим компаниям. Туроператоры зачастую не имеют достаточных средств на рекламу своих программ, в силу вложенных денежных средств в разработку продукта и его реализацию. Туристско-информационный центр Самарской области и Администрация г.о. Самары в 2019 году оказывали поддержку в организации рекламного информационного тура по Самарской области «Самарские выходные» для сотрудников туристических агентств с детьми, в целях увеличения объёма продаж туристических услуг на Самарском рынке. Необходимо регулярно проводить обучающие программы подобного рода для менеджеров туристических агентств, с целью популяризации Самарского туризма, достопримечательностей области, информирования сотрудников туристских агентств. Менеджеры, которые будут знать родной край не хуже иностранных направлений, способны транслировать в массы местные интересные туристические программы, в том числе событийные. Необходимо активнее развивать государственно-частное партнёрство: Самарским туроператорам не хватает ресурсов для запуска и проведения масштабных программ области, важна поддержка органов власти. Только совместными усилиями возможно добиться комплексного развития туристического направления Самарской области.

Анализируя итоги Национальной Премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2012-2019 гг. отметим номинации, в которых Самарская область не занимала призовых мест за историю проведения премии

[7]:

- Лучший календарь туристических событий;

- Лучший ТИЦ - организатор турсобытия;

- Лучшее детское туристическое событие;

- Лучшее туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов.

Данные направления нуждаются в срочном развитии, поскольку уровень конкуренции с регионами России растёт ежегодно.

На сайте туристического портала Казани представлена официальная статистика: количество посещений туристов в год, количество забронированных гостиничных номеров в год. В самарской области на туристическом портале отсутствует актуальная статистика. Согласно статистическим данным, размещённым на сайте Russiatourism [1] по показателю инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), за 2009 - 2017 гг. - среди 14 субъектов Приволжского Федерального округа Самарская область занимает 5-ое место, уступая республике Башкортостан, республике Татарстан, Нижегородской области, республике Мордовия. Самарская область уступает по данному показателю лидеру Приволжского федерального округа - республике Башкортостан -469,1 млн. руб., то есть Самарская область получает на 69 % меньше инвестиций. Для современного быстро развивающегося рынка тур индустрии данная цифра является огромной. Без инвестиций - развитие туризма в области двигается очень медленно. Необходима финансовая поддержка туристических программ, активное сотрудничество с властями на местном региональном уровне и на уровне страны. Федеральное агентство по туризму РФ выдвигает программы поддержки развития туризма в регионах, например такие как, Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2019-2025", Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 534 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов". Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил правила предоставления субсидий и грантов предпринимателям на развитие внутреннего и въездного туризма из средств федерального бюджета, сумма

которых не должна превышать 3 млн. рублей. Гранты предоставляются в рамках подпрограммы «Туризм» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение объема туристских услуг, числа ночевок, а также на приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, катеров, мототехники, микроавтобусов. Также деньги будут выделяться на разработку новых туристских маршрутов и реализацию социальных проектов в отрасли, в том числе создание безбарьерной среды. Самарские туроператоры должны активнее продвигать свои направления, участвовать в гос. программах, получать финансирование для комплексного развития.

Литература

1. Статистические данные по РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/

2. Единый федеральный реестр туроператоров. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/operators/

3. Румб. Агентство путешествий. Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //rumbtour.ru/

4. Пилигрим. Центр туристических программ. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https: //piligrim-tlt.ru/

5. Самараинтур. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //samaraintour.ru/

6. Спутник-Гермес. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sputnik-germes.ru/

7. Национальная премия в области событийного туризма Russian event awards 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //rea- awards .ru/

Literature

1. Statistical data for the Russian Federation. [Electronic resource] - Access mode: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/

2. The Unified Federal Register of Tour Operators. [Electronic resource] -Access mode: https://www.russiatourism.ru/operators/

3. Rumb. Travel agency. Electronic resource] - Access mode: http://rumbtour.ru/

4. Pilgrim. Center for tourist programs. [Electronic resource] - Access mode: https: //piligrim-tlt.ru/

5. Samaraintur. [Electronic resource] - Access mode: https://samaraintour.ru/

6. Sputnik-Hermes. [Electronic resource] - Access mode: https://www.sputnik-germes.ru/

7. National award in the field of event tourism Russian event awards 2020. [Electronic resource] - Access mode: http://rea-awards.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.