Педагогика
УДК 37.015.31 РС!: 10.21661/Г-80821
Н.Е. Варшавская
Реализация ситуационного подхода в преподавании курса «Психология межкультурного взаимодействия»
Аннотация
В статье описывается процесс формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического вуза в ходе преподавания психологического цикла дисциплин. Обосновывается необходимость психологической подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве. Автором показана эффективность использования ситуационного подхода в организации интерактивных занятий.
I Ключевые слова: этнокультурная компетентность, ситуационный подход, нормативная ситуация, ситуационный анализ.
N.E. Varshavskaya
Implementation of situational approach to teaching «Psychology of intercultural interaction» course
Abstract
The article describes the process of pedagogical high school students' ethnocultural competence formation while teaching psychological disciplines cycle. The necessity of developing psychological ability of future teachers to work in a multicultural educational environment is confirmed. The author demonstrates the efficiency of the situational approach to interactive lessons organization.
| Keywords: ethno-cultural competence, situational approach, regulatory situation, situational analysis.
Культурное многообразие современного общества и его нарастающая изменчивость обусловливают необходимость особой организации образовательного пространства, которая отражала бы сегодняшние реалии и готовила детей к жизни в усложняющемся мире. Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней школьного образования предполагает такие личностные результаты освоения образовательной программы как «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» [1].
Необходима специальная подготовка учителя к работе по достижению этих личностных результатов. Школа -один из наиболее консервативных институтов общества. Это оправдано ее ролью - сохранять и передавать следующим поколениям то ценное, что накоплено в культуре. В то же время это обуславливает постоянный зазор между потребностями общества и степенью их удовлетворения школой. В условиях модернизации общества и
государства этот зазор настолько углубляется, что нужны специальные усилия для его преодоления.
В Профессиональном стандарте педагога сформулировано требование, которое предполагает присутствие у учителя «умения формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность» [2]. Основы этнокультурной компетентности мы должны сформировать в ходе подготовки педагога в высшей школе. ФГОС высшего образования раскрывает эту компетентность в двух основных компетенциях: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность выявлять культурные потребности различных социальных групп (ПК-13).
Для формирования этих компетенций на этапе изучения психологических дисциплин нами был разработан курс «Психология межкультурного взаимодействия». Целью курса является знакомство с основными факторами, способствующими формированию позитивной национальной идентичности, подготовка будущих учителей к работе в культурных реалиях современного общества.
Pedagogy
Дисциплина включает три основных тематических раздела: особенности культуры и самосознания народов Алтайского края; межкультурная коммуникация; межкультурное взаимодействие в образовательной среде.
Деятельность и общение учителя в поликультурном коллективе школьников детерминированы множеством факторов, в числе которых, прежде всего, конечно, личностная зрелость и профессиональная компетентность педагога. Однако множественность и непредсказуемость конкретных ситуаций межкультурного взаимодействия указывают на важность роли ситуационной детерминации поведения.
Сутью ситуационного подхода в психологии, который берет свое начало в теории поля К. Левина, является рассмотрение личности и ее ситуации как целостного единства. На поведение человека серьезное детерминирующее воздействие оказывает ситуация социального взаимодействия, но не сама по себе, а ее личностная интерпретация. Как отмечает И.А. Егорова, «предсказывая поведение человека, необходимо знать, как он определил ситуацию «для себя», какое значение он ей придал» [4].
В интеракционистском подходе разработано понимание ситуации как результата активного взаимодействия личности и среды. Это во многом совпадает с отечественными подходами к проблеме. Так, в теории Л.С. Выготского рассматривается понятие социальной ситуации развития, которая включает взаимодействие объективной и субъективной сторон. Это понятие активно используется в разработанной Д.Б. Элькони-ным периодизации возрастного развития, где как раз динамику развития обеспечивает напряжение в системе «ребенок-ситуация», связанное с появлением новых потребностей, которые невозможно удовлетворить в существующей на данном возрастном этапе внешней и внутренней ситуации.
Таким образом, и в зарубежных, и в отечественных подходах выделяются внешние и внутренние компоненты ситуации. Восприятие ситуации человеком и принятое поведенческое решение при этом определяется взаимодействием объективных и субъективных сторон ситуации. Следовательно, для анализа поведения человека в конкретной ситуации необходимо знание трех основных ее компонентов: особенностей личности, среды и их взаимодействия.
Преподавание дисциплины «Психология межкультурного взаимодействия» строится на интерактивной основе. В ходе практических занятий мы со студентами исследуем особенности народов, проживающих на территории алтайского края, общее и специфичное в их поведении, традициях, общении.
Ситуационный анализ поведения личности в ходе межкультурного взаимодействия осуществляется в ходе разработки и ролевого разыгрывания культурного ассимилятора для представителей различных этносов края.
Ситуация дается с незавершенным финалом, и члены группы, поочередно становясь протагонистами, по-своему разрешают ее в игровой ситуации. В ходе анализа актуализируются знания о специфике культурной среды, в которой происходит действие, учитываются индивидуальные и личностные особенности протагонистов, интерпретируется результат взаимодействия субъектив-
ной и объективной сторон ситуации: какие факторы среды повлияли на поведение протагониста, какие качества личности обусловили изменение ситуации, и как само взаимодействие преобразовало внутренние и внешние факторы.
Чтобы осознать свою причастность к истории и культурным традициям края студенты выполняют исследовательскую работу «История моей семьи как части этноса». Из каждой работы выделяется наиболее яркая межкультурная ситуация для анализа поведения предков. Мы анализируем историю освоения Сибири; ситуации взаимодействия европейских переселенцев и коренных народов Алтая; взаимодействие старожилов и переселенцев; установление контактов между разными этносами, переселявшимися на территорию Алтайского края; ситуации межэтнических браков и т. п.
Г.Г. Шпет (Г.Г. Шпет, 1927) утверждал, что каждый человек в той или иной мере несет в себе духовную коллективность в виде обычаев, мифов, традиций, которые определяют чувства, переживания и действия индивидуума. Развитие этноидентичности происходит через вхождение человека в мир культурных ценностей благодаря формирующемуся эмоциональному отношению к ним.
Личностная значимость обсуждаемых в процессе изучения курса проблем и соответствующие эмоциональные переживания обеспечиваются включенностью изучаемой проблематики в региональную специфику, привязанностью к культурным традициям края в целом и конкретных этносов и семей студентов в частности.
Второй раздел изучаемого курса связан с изучением проблем межкультурного взаимодействия: анализируются такие вопросы, как этнические группы и их отношения, универсальные аспекты общения, регуляторы социального поведения, этническая и гражданская идентичность, толерантность как фактор успешности межкультурной коммуникации. Все это создает основу для формирования этнокультурного компонента профессиональной деятельности будущего педагога.
Работа студентов по третьему разделу курса «Межкультурное взаимодействие в образовательной среде» включает такие задания как разработка программы организации толерантной образовательной среды, тренинга построения межличностных отношений в неоднородных по этническому составу группах; мероприятия по развитию национального и гражданского самосознания школьников.
При анализе межкультурного взаимодействия в образовательной среде особенно важно учитывать культурно-нормативный контекст ситуаций. Ситуацию как часть культурно-обусловленного пространства рассматривает Н.Е. Веракса (Н.Е. Веракса, 2000). Он выдвигает понятие нормативной ситуации, понимая под ней ситуацию социального взаимодействия с четко определенными в ней правилами поведения, заданными культурой. Сама культура при этом, с точки зрения автора, представляет собой совокупность нормативных ситуаций.
Предъявление себя человеком в качестве личности обществу предполагает овладение им нормами культуры. Более того, человек становится личностью только в нормативной ситуации.
Interactive science | 4 • 2016
29
Педагогика
Разрешая противоречие между внешним и внутренним, биологическим и социальным, норма делает человека свободным от своей биологической природы с одной стороны, и произвола социума, с другой. Овладевая нормативной ситуацией, воспроизводя ее и порождая новые нормы, человек становится личностью.
Нормативная ситуация, по мысли автора, становиться точкой столкновения индивидуального, природного и социального, видового начал, т. е. сталкиваются интересы индивида и общества. Именно в этой точке, во избежание столкновения, создаются нормы. Культура накладывает ограничение на нарушающее интересы социума поведение. Таким образом, культурная норма, ограничивая природное начало в человеке, создает энергетическое напряжение, которое может прорваться: «культурная норма, или культура, есть напряженная биосоциальная система, в которой природное (натуральное) именно противостоит социальному» [3].
Особенностью действий человека в нормативной ситуации, как отмечает Н.Е. Веракса, является обезли-ченность. Попав в такую ситуацию, человек должен действовать общепринятым способом, вне зависимости от своих желаний и особенностей. Таким образом, культура с помощью норм, установившихся для значимых ситуаций столкновения интересов отдельных индивидов и общества в целом, организует относительно устойчивое, стабильное и прогнозируемое пространство жизнедеятельности для всех участников социума, не зависящее от настроений, желаний и потребностей каждого из них. Именно в таком предсказуемом пространстве человек может проявлять целенаправленную активность, «каждый отдельный член социума становится свободным от своего природного начала и от природного начала других людей» [3].
Однако человек может потерять эту свободу в случае, если он не вписывается в нормативный контекст ситуации, если он не знает ее нормативного содержания. В такой ситуации может оказаться человек, вступивший в межкультурное взаимодействие. Человек, не знающий норм культуры, не может считаться личностью, считает Н.Е. Веракса. С другой стороны, культура, ограничивая пространство активности личности, обезличивает, не дает ей быть самой собой.
Личностью человек становится в момент, когда его природа и культура приходят в столкновение. В этой ситуации, разрешая противоречие, создавая новый ша-
блон поведения, примиряющий биологическое и социальное, человек становится личностью.
Профессиональная деятельность учителя адекватнее всего может быть описана в терминах теории ролей, где за каждой ролью стоит определенный (а для роли учителя особенно жесткий) набор социальных требований и ожиданий. Профессия учителя нормативна, он является носителем и проводником норм (знаний, поведения, морали и т. п.). Нестандартные ситуации, возникающие в поликультурных коллективах как результат столкновения норм разных культур, необходимость их разрешения на новом уровне - уровне пространства межкультурного взаимодействия - это реальная возможность для учителя встать в позицию творца новых норм. Это возможность самореализоваться, стать личностью.
В ходе преподавания курса «Психология межкультурного взаимодействия» с помощью студентов был накоплен банк образовательных ситуаций, включающих столкновение разных культурных норм. Анализ ситуаций производится нами с опорой на основные характеристики ситуации, выделенные в интеракциони-стском подходе (М. Аргайл, А Фернэм, А Грэм, 1981). Структура анализа включает следующие позиции:
1) анализ объективной стороны ситуации (физическая и социальная среда; языковые и речевые средства, используемые в ситуации; нормы; система ролей);
2) анализ субъективной стороны ситуации (мотивы; цели; особенности восприятия ситуации; трудности партнеров по общению; реакции на ситуацию);
3) анализ взаимодействия (репертуар действий; последовательность действий; барьеры, порождаемые ситуацией и требующие изменений и ситуации, и субъектов действия).
Итогом анализа становится попытка создания студентами новой нормы для данного конкретного типа ситуаций. Опыт участия в анализе ситуаций и поиске их нестандартных решений способствует развитию у студентов способности ориентироваться в ситуации, в партнере по общению, а также в самом себе и является основой для формирования этнокультурной компетентности. Такого рода работа способствует формированию готовности студента к работе в сложных межкультурных ситуациях, которые неизбежно возникают в поликультурном коллективе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2010.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст] // Российская газета. - 2013.
3. Веракса Н.Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) [Текст] / Н.Е. Веракса // Педагогический журнал Башкортостана. - 2006. - №1 (2). - С. 39-59.
4. Егорова И.А. Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза [Текст] / И.А.Егорова//ВестникТИУиЭ.-2009.-№1[Электронн^IЙресурс].-Режимдоступа:http://cyberleninka.ru/article/ n/psihologicheskaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-ponyatie-i-struktura (дата обращения: 23.05.16).