Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGIONAL SUPPORT SYSTEM / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулин Владимир Николаевич, Воробьев Сергей Владимирович

Авторами обосновывается актуальность и эффективность реализуемой системы региональной поддержки развития инновационной экономики Липецкой области. В статье идет речь о значимости расширения регионального стимулирования спроса на инновации путем кооперационных связей в сфере перспективных технологий. Исследуется нормативно-правовая основа развития инновационной инфраструктуры, и особое внимание в механизме региональной поддержки инновационной экономики уделяется непосредственно предоставляемой участникам и резидентам системе льгот, субсидий и преференций. Применительно непосредственно к Липецкой области в данной статье отражается современная оценка ее основных элементов инновационной инфраструктуры, сложившегося инновационного потенциала и наметившейся активизации инновационных процессов в разрезе технологических инноваций, происходящих в экономике региона. Раскрываются основные проблемы и направления повышения эффективности системы распределения региональной поддержки инновационного развития экономики области через консолидацию интересов власти, деловых кругов и общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пищулин Владимир Николаевич, Воробьев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL SUPPORT SYSTEM FOR INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE LIPETSK REGION

The authors substantiate the relevance and effectiveness of the implemented system of regional support for the development of the innovative economy of the Lipetsk region. The article deals with the importance of expanding regional stimulation of demand for innovations through cooperative ties in the field of advanced technologies. The author studies the legal framework for the development of innovation infrastructure and pays special attention to the system of benefits, subsidies and preferences directly provided to participants and residents in the mechanism of regional support for the innovation economy. Applied directly to the Lipetsk region, this article reflects the current assessment of its main elements of innovation infrastructure, the existing innovation potential and the emerging activation of innovation processes in the context of technological innovations occurring in the region's economy. The main problems and directions of increasing the efficiency of the regional support distribution system for innovative development of the regional economy through the consolidation of the interests of the authorities, business circles and the public are revealed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

вопросы инновационной экономики

>

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

реализация системы региональной поддержки инновационного развития экономики липецкой области

Пищулин В.Н. 1, Воробьев С.В. 1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия АННОТАЦИЯ:

Авторами обосновывается актуальность и эффективность реализуемой системы региональной поддержки развития инновационной экономики Липецкой области. В статье идет речь о значимости расширения регионального стимулирования спроса на инновации путем кооперационных связей в сфере перспективных технологий. Исследуется нормативно-правовая основа развития инновационной инфраструктуры, и особое внимание в механизме региональной поддержки инновационной экономики уделяется непосредственно предоставляемой участникам и резидентам системе льгот, субсидий и преференций. Применительно непосредственно к Липецкой области в данной статье отражается современная оценка ее основных элементов инновационной инфраструктуры, сложившегося инновационного потенциала и наметившейся активизации инновационных процессов в разрезе технологических инноваций, происходящих в экономике региона. Раскрываются основные проблемы и направления повышения эффективности системы распределения региональной поддержки инновационного развития экономики области через консолидацию интересов власти, деловых кругов и общественности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное развитие, система региональной поддержки, инновационная экономика, инновационная инфраструктура.

Implementation of the regional support system for innovative economic development of the Lipetsk region

Pishchulin V.N. 1, VorobevS.V. 1

1 Bunin Yelets State University, Russia

введение

В процессе формирования конкурентоспособности государства на мировом рынке одним из основных условий выступает устойчивый и эффективный рост его экономики, что складывается из эффективного развития каждого региона. В нашей стране ведущим и наиболее перспективным направлением в развитии экономики регионов является инновационное развитие, ориентированное на образование и усовершенствование новых инноваций, о реализации которых неоднократно подчеркивается на всех уровнях государственной власти. Остро стоит вопрос о консолидации интересов власти, деловых кругов и общест-

венности в регионе с целью разработки и внедрения технологических инноваций в производство. Все это, в свою очередь, требует реализации устойчивого механизма региональной поддержки инновационного развития экономики.

оценка инновационного развития экономики и активизации инновационных процессов в липецкой области

Начиная с момента образования, основой экономики Липецкой области являлась металлургия, однако в настоящее время управляющими органами принятый инновационный вектор развития экономики региона позволяет существенно ослабить влияние данной отрасли и «направить силы на развитие других отраслей промышленности: сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, строительства и др.» [3, с. 248] (Deyneka, Bespalko, 2018). По итогам социально-экономического развития за 9 месяцев 2019 г. Липецкая область по основным показателям на душу населения занимает ведущие позиции в Центральном федеральном округе (ЦФО) и Российской Федерации. Так, за анализируемый период индекс промышленного производства составил 97,1%, объем отгруженной продукции -541 млрд руб., объем инвестиций в основной капитал составил 97 млрд руб. с ростом

ABSTRACT:_

The authors substantiate the relevance and effectiveness of the implemented system of regional support for the development of the innovative economy of the Lipetsk region. The article deals with the importance of expanding regional stimulation of demand for innovations through cooperative ties in the field of advanced technologies. The author studies the legal framework for the development of innovation infrastructure and pays special attention to the system of benefits, subsidies and preferences directly provided to participants and residents in the mechanism of regional support for the innovation economy. Applied directly to the Lipetsk region, this article reflects the current assessment of its main elements of innovation infrastructure, the existing innovation potential and the emerging activation of innovation processes in the context of technological innovations occurring in the region's economy. The main problems and directions of increasing the efficiency of the regional support distribution system for innovative development of the regional economy through the consolidation of the interests of the authorities, business circles and the public are revealed.

KEYWORDS: innovative development, regional support system, innovative economy, innovative infrastructure

JEL classification: o32, o33, R12, R13 Received: 29.01.2020 / published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Pishchulin V.N. (vn_pishchu[in0mai[.ru)

CITATION:_

Pischulin V.N., Vorobev S.V. (2020) Realizatsiya sistemy regionalnoy podderzhki innovatsionnogo raz-vitiya ekonomiki Lipetskoy oblasti [Implementation of the regional support system for innovative economic development of the Lipetsk region]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 325-334. doi: 10.18334/vinec.10.1.100704

вопросы ИННОВАЦИОННОЙ экономики № 1'2020 (Январь-март)

327

109%, (85 тыс. руб. - на душу населения), введено в эксплуатацию 820,2 тыс. кв. м жилья. На долю инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями всех видов деятельности приходится 9,5%, в том числе 10,9% - по промышленным организациям [9]. Данные показатели свидетельствуют об устойчивом и сбалансированном развитии экономики региона.

На наш взгляд, целостная инновационная инфраструктура во взаимодействии с научными и образовательными учреждениями послужила основой для стабильной положительной динамики развития ведущих социально-экономических показателей. Нормативно-правовая основа развития инновационной экономики опирается, во-первых, на Закон Липецкой области от 27 октября 2010 г. № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области» [5], в рамках которого сформирован областной реестр инновационных проектов, предусматривающий соблюдением принципов комплексности, системности, этапности и гласности реализуемой инновационной деятельности, а во-вторых, на Постановление «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики области» [13].

Инновационная структура региона за последние годы постоянно расширяется, прежде всего, благодаря созданию Центров молодежного инновационного творчества: «Новатор», «Технополис», «Концепт», «Рго-арт» и «Новый горизонт», в целях роста молодежного интереса к инновационным разработкам по приоритетным направлениям. Также расширению инновационной инфраструктуры способствует активная поддержка Ассоциации инновационных регионов России, в состав которой начиная с 2012 г. входит и Липецкая область. Эффективное взаимодействие региона с Ассоциацией позволяет проводить постоянную работу по формированию и реализации областных инновационных программ и проектов, в том числе развивать инновационные территориальные кластеры, технопарки и инжиниринговые центры.

Региональное стимулирование спроса на инновации осуществляется путем кооперационных связей в сфере перспективных технологий, оказания консультационных услуг, связанных с технико-экономическим обоснованием инновационных проектов малого и среднего предпринимательства в целях получения грантов. Необходимо отметить, что за последние пять лет область в рейтинге инновационных регионов

ОБ АВТОРАХ:_

Пищулин Владимир Николаевич, доцент кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н.Г Нечаева, кандидат педагогических наук, доцент (vn_pishchu1in0mai1.ru)

Воробьев Сергей Владимирович, доцент кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н.Г Нечаева, кандидат педагогических наук, доцент (vorobsv0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пищулин В.Н., Воробьев С.В. Реализация системы региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 325-334. сЫ: 10.18334^пес.10.1.100704

перешагнула из средней группы в средне-сильную группу «инноваторов», занимая 25-е место, что является объективным подтверждением эффективности реализации системы региональной поддержки инновационного развития экономики [6, с. 62].

Данный переход в рейтинге обусловлен существенным увеличением количества поданных международных патентных заявок, повышением удельного веса организаций, осуществляющих нетехнологические инновации, а также ростом коэффициента обновления основных фондов.

По итогам 2018 г. по уровню инновационной активности в разрезе технологических инноваций Липецкая область относится к регионам-лидерам в ЦФО с удельным весом организаций, занимающихся разработкой и осуществлением технологических инноваций, который составил 18,8%, что в 2,2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. За тот же период в производстве инновационных товаров, работ и услуг в регионе задействовано более 70 предприятий с общим объемом по всем видам деятельности 64,02 млрд руб. [10].

Разработанный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» российский региональный инновационный индекс (РРИИ) позволяет анализировать основные интегральные показатели регионального инновационного развития. Используя данный показатель, можно утверждать, что Липецкая область определяется как область с высоким уровнем инновационной активности. Так, по уровню инновационной активности область занимает лидирующие позиции в своей группе регионов. «Разработку и внедрение нововведений технологического характера здесь осуществляли 23,3% организаций промышленного производства. Регионы, вошедшие в состав второй группы, отличаются инициативностью организаций в самостоятельной разработке нововведений. Это подтверждается заметной долей предприятий, разрабатывающих технологические инновации собственными силами, почти в полтора раза превышающей среднероссийскую величину. Максимальные значения индикатора продемонстрированы в Липецкой (12,5%) и Пензенской (11,5%) областях, Москве (10,2%)» [1, с. 24]. Данный успех определенным образом зависит от реализации системы региональной поддержки инновационного развития экономики, в основу которой заложен вектор инновационной направленности, импортозамещения, создания различного типа особых экономических зон федерального и регионального уровней, реализации кластерного подхода, а также формирования индустриальных парков.

Оистема распределения региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области

Инновационное развитие экономики Липецкой области рассматривается администрацией региона как мобилизующий элемент научно-технического, культурного, образовательного потенциала. Основой формирования региональной инновационной инфраструктуры служит нормативно-правовая база, включающая закон «Об инно-

вационной деятельности в Липецкой области», регламентирующий инновационные проекты, в целях оказания региональной поддержки в виде льгот и субсидий [5]. Реализуемая с 2013 г. программа модернизации и инновационного развития экономики Липецкой области предусматривает частичную компенсацию затрат, связанных с:

• уплатой процентов по кредитам и арендным платежам, направленным на модернизацию производства, приобретение оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

• реконструкцией и техническим перевооружением, разработкой и внедрением новых технологий, а также освоением производства по выпуску импортозамещающей продукции;

• приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров, выполнения работ, оказания услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, энергообследования, разработки, проектирования, изготовления и испытания опытных образцов инновационной продукции [13].

Региональные бизнес-структуры активно пользуются данными возможностями. В 2019 г. в области было реализовано 28 инновационных проектов, включенных в областной реестр с объемом субсидий на сумму около 6 млн руб.

Одним из узловых элементов инновационной инфраструктуры Липецкой области выступает институт особых экономических зон (ОЭЗ), включающий ОЭЗ федерального уровня «Липецк», ОЭЗ регионального уровня промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Реализация проекта ОЭЗ «Липецк» позволила создать 3,4 тыс. рабочих мест с объемом производства 56,1 млрд руб. При этом резиденты получают налоговые, таможенные, земельные льготы и преференции, включающие создание всей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств, а также снижение административных барьеров путем использование принципа «одного окна». Резиденты ОЭЗ регионального уровня, осуществляющие инвестиции в строительство объектов инфраструктуры, освобождены сроком на семь лет от налогообложения в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на данной территории, а также в течение десяти лет от уплаты транспортного налога, снижена ставка налога по зачислению в областной бюджет на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли. Помимо вышеперечисленных льгот участникам ОЭЗ осуществляется «субсидирование процентной ставки по кредитам, определенные выплаты на благоустройство территорий, предоставление государственных гарантий Липецкой области по инвестиционным проектам в форме капитальных вложений, а также возможность использования областного залогового фонда» [11].

В состав инновационной инфраструктуры региона входят индустриальные парки «Рождество», специализирующийся на автомобилестроении и производстве комплек-

тующих изделий к ним, и «Созидатель», основными специализациями которого являются машиностроение, металлообработка и станкостроение. Система региональной поддержки включает в себя предоставление управляющим компаниям индустриальных парков налоговых льгот, включающих в себя снижение процентной ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество сроком на пять лет. Резиденты данных парков освобождаются от транспортного налога на аналогичный период.

Немаловажную роль в системе региональной поддержки инновационного развития экономики играет Фонд развития промышленности Липецкой области, ключевой целью которого является предоставление финансовой поддержки путем повышения доступности займов. Предоставление финансовой поддержки осуществляется в виде целевых займов программам, предусматривающим финансирование в объеме от 20 до 100 млн руб. по ставке 5% сроком на пять лет.

Работа по реализации кластерной политики в области ведется Центром кластерного развития, под контролем которого находятся сформированные: инновационный промышленный кластер, кластер станкостроения, кластер машиностроения и металлообработки. Также на территории Липецкой области осуществляет свою деятельность региональный центр инжиниринга, включающий свыше 50 инжиниринговых компаний и постоянно расширяющий базу субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заключение

Оценивая вышеизложенные результаты, можно говорить о том, что одними из главных источников экономического роста являются модернизация и инновационное развитие. Стимулирование названных направлений необходимо рассматривать в качестве ключевого катализатора динамичного развития экономики Липецкой области. На протяжении последних лет инновационное развитие региональной экономики в целом имеет положительную динамику. Однако темпы роста инновационного развития сдерживаются рядом факторов и в первую очередь характерными особенностями этой сферы, заключающимися в невозможности планирования научного открытия, капиталоемкости и высокой затратности при создании опытных образцов, информативности и повышенной профессиональной компетентности разработчиков. Следовательно, в целях повышения эффективности системы региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области необходимо комплексное взаимодействие региональных органов власти, хозяйствующих субъектов экономики и ведущих образовательных организаций для разработки приоритетных мероприятий, основными из которых будут являться:

• преодоление или сведение к минимуму макроэкономических, финансовых и кадровых рисков за счет механизма государственной поддержки инновационной деятельности путем рационализации использования бюджетных средств и координации государственно-частного партнерства;

вопросы ИННОВАЦИОННОЙ экономики № 1'2020 (Январь-март)

331

• поддержка научно-образовательного и инновационного потенциала региона в целях активизации научных исследований и повышения уровня инновационной культуры путем взаимодействия с крупными предприятиями, такими как АО «Энергия», ПАО «НЛМК», на долю которых приходится основная часть объектов интеллектуальной собственности;

• усиление стратегического партнерства образовательных учреждений, обеспечивающих кадровую составляющую инновационной инфраструктуры, применяя практико-ориентированное обучение, и предприятий региона, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих инновационную активность промышленного комплекса.

Таким образом, проведенная оценка развития и активизации инновационных процессов, а также системы распределения региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области позволяет утверждать, что регион способен к реализации масштабного технологического обновления, позволяющего значительно улучшить ключевые социально-экономические показатели, повысить региональный уровень конкурентоспособности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абдрахманова Г.И., Бахтин П.Д., Гохберг Л.М. Рейтинг инновационного развития

субъектов Российской Федерации. / Выпуск 5, под. ред. Л.М. Гохберга. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 260 с.

2. Данилина Е.И., Горелов Д.В., Маликова Я.И. Инновационный менеджмент в управ-

лении персоналом: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 208 с.

3. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник. - М.:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 389 с.

4. Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е. Интеграция бизнес-сообщения и образования как фак-

тор инновационного развития экономики региона на примере Липецкой области // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. -2015. - № 3. - С. 247-252.

5. Закон Липецкой области «Об инновационной деятельности в Липецкой области»

[Электронный ресурс]: от 27 октября 2010 г. № 425-ОЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: справочно-правовая система: сайт. - 2020. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения 18.01.2020).

6. Инновационная деятельность в Липецкой области (в зеркале статистики): Справочно-информационный материал / Управление инновационной и промышленной политикой Липецкой области. - Липецк, 2019. - 103 с.

7. Новикова И.В., Недвижай С.В., Савченко И.П., Мухорьянова О.А., Рудич С.Б. Инновации в государственном и муниципальном управлении. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 284 с.

8. Лапаев С. Управление инновационным развитием региона. - Оренбург: ОГУ, 2016. -

203 с.

9. Официальный интернет-сервер «Администрация Липецкой области» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru (дата обращения: 12.02.2020.

10. Официальный интернет-сервер «Управление экономического развития Липецкой области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mb48r.ru (дата обращения: 11.02.2020).

11. Официальный интернет-сервер «Инвестиционный портал Липецкой области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invest-lipetsk.com (дата обращения: 10.02.2020).

12. Официальный интернет-сервер «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.https://lipstat.gks.ru (дата обращения: 10.02.2020).

13. Постановление Липецкой области «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики области» [Электронный ресурс]: от 07 ноября 2013 г. № 500 (ред. от 18 июня 2019 г.) // Консультант Плюс: справочно-правовая система: сайт. - 2020. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 18.01.2020)

14. Искяндерова Т.А., Каменских Н.А., Кузнецов Д.В. Управление инновационной деятельностью. / Под ред. Т.А. Искяндеровой. - М.: Прометей, 2018. - 354 с.

15. Украинцев В.Б., Черненко О.Б., Джуха В.М. Экономическая безопасность региона и предприятия: учебное пособие. / Под ред. Украинцева В.Б., Черненко О.Б. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. - 223 с.

REFERENCES:

Abdrakhmanova G.I., Bakhtin P.D., Gokhberg L.M. (2017). Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii [The rating of innovative development of subjects of the Russian Federation] Moscow: NIU VShE. (in Russian). Danilina E.I., Gorelov D.V., Malikova Ya.I. (2019). Innovatsionnyy menedzhment v up-ravlenii personalom [Innovation management in personnel management] Moscow: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°». (in Russian). Deyneka A.V., Bespalko V.A. (2018). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management] Moscow: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°». (in Russian).

Esina Yu.L., Agafonova E.E. (2015). Integratsiya biznes-soobshcheniya i obrazovaniya kak faktor innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona na primere Lipetskoy oblas-ti [Integrating business messages and education as a factor of innovative development of regional economy on the example of Lipetsk region]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. (3). 247-252. (in Russian).

Iskyanderova T.A., Kamenskikh N.A., Kuznetsov D.V. (2018). Upravlenie innovatsi-onnoy deyatelnostyu [Management of innovative activity] Moscow: Prometey. (in Russian).

Lapaev S. (2016). Upravlenie innovatsionnym razvitiem regiona [Management of innovative development of the region] Orenburg: OGU. (in Russian).

Novikova I.V., Nedvizhay S.V., Savchenko I.P., Mukhoryanova O.A., Rudich S.B. (2016). Innovatsii v gosudarstvennom i munitsipalnom upravlenii [Innovations in state and municipal management] Stavropol: SKFU. (in Russian).

Ukraintsev V.B., Chernenko O.B., Dzhukha V.M. (2017). Ekonomicheskaya bezopasnost regiona i predpriyatiya [Economic security of the region and enterprises] Rostov-on-Don: Izdatelsko-poligraficheskiy kompleks RGEU (RINKh). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.