Научная статья на тему 'Реализация системно-деятельностного подхода на современном школьном уроке'

Реализация системно-деятельностного подхода на современном школьном уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1745
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УРОКА / ТИПЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УРОКА / ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM ACTIVITY-BASED APPROACH / ALGORITHM OF MODERN LESSON DESIGNING / TYPES AND STRUCTURE OF MODERN LESSON / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин О.В.

В статье выявляются особенности реализации системно-деятельностного подхода при проектировании современного школьного урока. Автор предлагает алгоритм проектирования урока, приводит различия в требованиях к традиционному и современному урокам, рассматривает типы и структуру школьного урока в соответствии с реализацией в образовательном процессе положений ФГОС общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the system activity-based approach at a modern school lesson

The article deals with specific features of implementation of the system activity-based approach to designing a modern school lesson. The author offers an algorithm of lesson designing, considers differences in the requirements to the traditional and the modern lessons, discusses the types and the structure of the school lesson in accordance with the implementation of the federal state educational standards of general education.

Текст научной работы на тему «Реализация системно-деятельностного подхода на современном школьном уроке»

УДК 373.1

Петунин Олег Викторович

Petunin Oleg Viktorovich

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ УРОКЕ

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Natural Sciences and Mathematics Department, Kuzbass Regional Institute of Teachers' Advanced Training and Retraining

IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM ACTIVITY-BASED APPROACH AT A MODERN SCHOOL LESSON

Аннотация:

В статье выявляются особенности реализации системно-деятельностного подхода при проектировании современного школьного урока. Автор предлагает алгоритм проектирования урока, приводит различия в требованиях к традиционному и современному урокам, рассматривает типы и структуру школьного урока в соответствии с реализацией в образовательном процессе положений ФГОС общего образования.

Ключевые слова:

системно-деятельностный подход, алгоритм проектирования современного школьного урока, типы и структура современного школьного урока, ФГОС общего образования.

Summary:

The article deals with specific features of implementation of the system activity-based approach to designing a modern school lesson. The author offers an algorithm of lesson designing, considers differences in the requirements to the traditional and the modern lessons, discusses the types and the structure of the school lesson in accordance with the implementation of the federal state educational standards of general education.

Keywords:

system activity-based approach, algorithm of modern lesson designing, types and structure of modern lesson, federal state educational standards of general education.

При переходе на ФГОС общего образования школа решает задачи по развитию таких умений, навыков и компетенций учащихся, которые позволят им разрешать познавательные проблемы, действовать в различных, в том числе незнакомых ситуациях. Решению данных задач во многом способствует реализация в образовательном процессе школы системно-деятельност-ного подхода - основы образовательного стандарта общего образования.

Понятие «подход» с момента своего появления в науке означает особый угол зрения на объект исследовательской деятельности. Категория «системно-деятельностный подход» была впервые введена в научный обиход в 1985 г. До этого времени в психолого-педагогической науке разрабатывались два понятия:

- системный подход (Б.Г. Ананьев [1], Б.Ф. Ломов [2] и др.), который предполагает осуществление системного анализа: определение состава объекта исследования, его функций, описание существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований;

- деятельностный подход (Л.С. Выготский [3], В.В. Давыдов [4], Л.В. Занков [5] и др.), согласно которому развитие личности, формирование тех или иных ее качеств возможно только в деятельности.

Таким образом, введение понятия «системно-деятельностный подход» послужило попыткой объединения системного и деятельностного подходов в единую научную категорию [6].

Согласно теоретическим представлениям психологии, психологические функции личности выступают следствием изменения внешней (предметной) деятельности человека во внутреннюю (психическую) деятельность путем ряда последовательных преобразований. Важным компонентом образования является содержание. Оно во многом способствует формированию определенного типа мышления ребенка: либо эмпирического, либо теоретического. Как правило, содержание конкретного учебного предмета (математики, физики, биологии и др.) представлено системой научных понятий. В основе их усвоения лежит организация системы учебных действий учащихся по решению конкретных учебно-познавательных задач. Решение данных задач является важным условием реализации системно-деятельностного подхода в образовании [7].

Очевидно, что реализация в образовательном процессе школы системно-деятельностного подхода как одной из главных особенностей ФГОС общего образования не может быть не учтена учителем при проектировании урока.

Согласно системно-деятельностному подходу, сегодня на уроке учащийся должен принимать участие:

- в целеполагании и постановке задач урока на основе сопоставления своих знаний и выявленных познавательных затруднений;

- проектировании пошаговой деятельности на пути к результату, то есть к поставленной цели урока;

- проведении проверки и оценки полученных результатов деятельности (самоконтроль, самооценка и взаимный контроль, взаимное оценивание);

- корректировании учебной деятельности в случае наличия познавательных затруднений;

- рефлексии деятельности по итогам урока;

- выборе дифференцированного домашнего задания с учетом собственных возможностей и уровня притязаний [8; 9].

Далее представим разработанный нами алгоритм проектирования учителем урока с точки зрения реализации на нем системно-деятельностного подхода:

1. Четкое формулирование темы, ретроспективное и перспективное определение места и значения урока в изучаемом разделе или курсе, определение ведущих понятий данного урока.

2. Постановка цели, которая должна быть диагностируемой, конкретной, понятной, осознанной, описывающей желаемый результат, реальной и побудительной (побуждающей школьников к действию). (Отличия в целеполагании на традиционном и современном («деятельност-ном») уроках приведены в таблице 1.)

Таблица 1 - Отличия в целеполагании на традиционном и «деятельностном» уроках

Традиционный урок «Деятельностный» урок

Научить школьников понимать определенные требования Научить школьников формулировать цели

Сформировать знания учащихся Сформировать умения учащихся видеть проблемы на основе противоречия между имеющимися знаниями и познавательными потребностями

Сформировать умения школьников работать с разнообразными источниками информации Сформировать умения школьников искать и избирательно использовать источники информации

Сформировать умения учащихся обобщать знания Научить учащихся выявлять общее и особенное в изучаемом материале

Научить учеников пользоваться алгоритмом при решении задач Научить учеников выбирать способы решения задач

Оценить знания, умения и навыки школьников Сформировать критерии оценки, сформировать у школьников навыки по самооцениванию

Закрепить изученный материал Научить применять изученный материал

Проанализировать достижения и ошибки учащихся Сформировать рефлексивные умения учащихся

3. Подбор мотиваторов учебной деятельности на уроке.

4. Отбор учебного материала, учебных заданий.

5. Планирование формирования метапредметных результатов обучения и их привязка к этапам урока.

6. Разработка структуры урока.

7. Определение способов рефлексии.

8. Составление вариантов дифференцированного домашнего задания.

9. Подготовка материалов и оборудования для урока.

Суть изменений, связанных с проведением урока «деятельностного» типа, отражает таблица 2.

Таблица 2 - Отличия в требованиях к традиционному и «деятельностному» урокам

Требования к уроку Традиционный урок «Деятельностный» урок

Тема Формулируется и объявляется педагогом Формулируется учащимися

Цель и задачи Проектируются и предъявляются классу учителем Определяются школьниками

Планирование деятельности Осуществляется педагогом Учащиеся самостоятельно планируют способы достижения поставленной цели занятия

Практическая деятельность учащихся Осуществляется под непосредственным руководством учителя Учащиеся работают самостоятельно по намеченному заранее плану

Контроль Осуществляется педагогом Самоконтроль и взаимоконтроль, учитель играет роль консультанта

Корректировочная деятельность Проводится педагогом Проводится школьниками на основе выявленных интеллектуальных затруднений самостоятельно

Оценивание учащихся Осуществляется учителем Самооценка, взаимное оценивание

Итоги урока Подводятся учителем Проводится рефлексия

Домашнее задание Задается и комментируется педагогом Школьники выбирают задание из предложенных вариантов

На основе классификационного основания - тип ведущей деятельности учащихся на занятии -в настоящее время ученые и практики чаще всего придерживаются следующей типологии уроков:

1. Урок открытия нового знания.

2. Урок развивающего контроля.

3. Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности).

4. Урок рефлексии [10].

Наиболее часто встречающимся типом урока в школе, внедряющей ФГОС, является урок открытия нового знания. Он пришел на смену традиционному комбинированному уроку. Его структура, как правило, включает следующие этапы:

1) мотивация учебной деятельности - включение учащихся в активную познавательную деятельность;

2) актуализация знаний - повторение материла и выявление интеллектуальных затруднений учащихся (белых пятен в знаниях школьников);

3) постановка учебной задачи - обсуждение затруднений, формулировка учащимися цели и темы урока;

4) построение проекта выхода из затруднения - решение учебной задачи и обсуждение результатов ее решения;

5) включение нового знания в общую систему знаний и повторение - выявление границ применения нового знания, повторение учебного материала;

6) информация о домашнем задании, разъяснения по его выполнению - развитие умений, навыков и компетенций школьников применять новое знание в стандартной и нестандартной ситуации;

7) рефлексия деятельности - осмысление учащимися своей деятельности, оценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Итак, сегодня на уроке учитель мотивирует школьников и активизирует их познавательную деятельность, организует проблемные и поисковые ситуации. На современном школьном уроке обнаруживается минимум репродукции и максимум творческой деятельности учащихся. Педагог учитывает уровень интеллектуального развития и возможности школьников. В центре внимания на уроке сегодня - дети.

Разработанный алгоритм проектирования современного школьного урока носит универсальный характер и может быть с небольшими изменениями использован при разработке урока любого типа.

Ссылки:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: отечественная психология. М., 1999. С. 7-94.

2. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 536 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2004. 283 с.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 420 с.

6. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

7. Там же.

8. Петунин О.В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. 2012. № 7. С. 164-169.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82% D1%8B/938 (дата обращения: 24.08.2016).

10. Банников С.В., Михайловский Ф.А., Новикова С.Н. Типология уроков в современной школе согласно требованиям ФГОС // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2014. № 3 (15). С. 95-106.

References:

Ananiev, BG 1999, 'Psychological structure of personality and its formation in the process of individual development of the person', Psikhologiya lichnosti: otechestvennaya psikhologiya, Moscow, pp. 7-94., (in Russian).

Asmolov, AG 2009, 'System-activity approach to the development of a new generation of standards', Pedagogika, no. 4, pp. 18-22, (in Russian).

Bannikov, SV, Mikhailovskiy, FA & Novikova, SN 2014, 'Typology of lessons in modern school, according to GEF requirements', Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Istoricheskiye nauki, no. 3 (15), pp. 95-106, (in Russian).

Davydov, VV 2004, The problems of developing training: the experience of theoretical and experimental psychological research, Moscow, 283 p., (in Russian).

Lomov, BF 1975, 'About systemic approach in psychology', Voprosypsikhologii, no. 2, pp. 31-45, (in Russian).

Petunin, OV 2012, 'Metasubject students skills', Narodnoye obrazovaniye, no. 7, pp. 164-169, (in Russian).

Vygotsky, LS 1996, Pedagogical psychology, Moscow, 536 p., (in Russian).

Zankov, LV 1990, Selected pedagogical works, Moscow, 420 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.