РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин)
В статье описываются основные этапы развития духовно-нравственного воспитания в Курской области за последние 20 лет, процесс формирования его содержания и технологий, намечаются перспективы его дальнейшего совершенствования и делаются выводы об условиях его успешного развития.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, региональная целевая программа, содержание и технологии духовно-нравственного воспитания, православная культура, организация преподавания православной культуры, подготовка учителей основ православной культуры.
Духовно-нравственный кризис российского общества, ставший заметным явлением уже во второй половине 1980-х гг. и особенно тяжело сказавшийся на подрастающем поколении, привел к росту детской преступности и наркомании, увеличению в молодежной среде случаев асоциального поведения. Вместе с тем он побудил к поиску систем духовно-нравственного воспитания, призванных противостоять этим негативным процессам.
Процессы поиска, становления и развития системы духовно-нравственного воспитания активно шли и в Курской области. При этом в ее развитии мы можем выделить несколько этапов.
Первый этап - с конца 1980-х гг., когда Церковь стала выходить на свое воспитательное служение, а образовательные учреждения начали искать новое содержание и новые формы воспитания. В этот период при православных храмах стали открываться воскресные школы. Заметим, что первая воскресная школа в Курской области была открыта автором в 1987 г. при Свято-Троицком храме г. Щигры. В начале 1990-х гг. таких школ в Курской области было уже более десяти, и их посещали более 1000 детей. Важным событием в жизни Курской области стало открытие в 1994 г. первой в Черноземье православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского.
В образовательных учреждениях стали вводиться те или иные знания по православной культуре, которые стали включаться в литературу, историю, мировую художественную культуру и другие учебные предметы общеобразовательной школы. В этот же период стали преподаваться отдельные курсы по истории и культуре религии, например,
факультативы «История религий», «Библия как памятник мировой литературы»; в средних специальных учебных заведениях велись факультативные занятия по истории религий; в Курском государственном педагогическом университете читался спецкурс по православной культуре и православной педагогике. Учителя включали сведения по православной культуре во внеклассную и внешкольную работу.
В результате началась работа по приобщению детей и молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям, освоение которых могло сформировать у учащихся «нравственный иммунитет», подготовить их к жизни в соответствии с высокими духовнонравственными идеалами. В ходе ее становилось все более очевидным, что эти занятия, построенные на традиционных духовных ценностях, каковыми для России являются ценности православия, достаточно плодотворны.
Вместе с тем было очевидно, что отдельные сведения о православии, его истории, его художественной культуре не могут решить главной задачи, вставшей перед школой, -задачи целостного духовно-нравственного формирования учащегося. Для этого требовалось целенаправленное систематическое изучение православной культуры. И та деятельность, которая велась в это время, создала предпосылки для введения во второй половине 1990-х гг. в региональную образовательную сферу отдельного самостоятельного курса по основам православной культуры. Решению этой задачи способствовало и то, что с начала 90-х гг. бывший ранее единым учебный план был разделен на три компонента: федеральный, региональный и школьный, что позволило органам образования
Курской области строить свою деятельность, учитывая историко-культурные традиции региона и его образовательные потребности.
Поэтому с 1995 г. начался второй этап -этап системного введения изучения курса основ православной культуры в школе. Он характеризуется созданием нормативно-законодательной, научно-методической и материальной базы, началом специальной подготовки педагогических кадров, организацией финансирования и начальным периодом накопления опыта практического преподавания новой дисциплины, что позволило в дальнейшем осуществлять его преподавание в рамках регионального и школьного компонентов образования.
В 1995 г. Постановлением главы администрации Курской области были утверждены «Основные направления развития образования Курской области на 1995-2000 гг.». Согласно этому документу, одним из важнейших направлений развития образования ставилась работа по возрождению традиционной российской культуры, духовности и нравственности, упрочение связей светского и духовного образования и разработки на этой основе новых путей развития школы.
Принятие этого документа позволяло местным органам управления образованием при поддержке органов исполнительной власти приступить к изучению православной культуры. Реальным же законодательным началом этому послужило подписание в декабре 1996 г. губернатором Курской области A.B. Руцким Постановления «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области», а также заключение договоров о совместной научнопедагогической и культурно-просветительской деятельности сроком до 2000 г. между администрацией Курской области и Курским епархиальным управлением, Комитетом образования Курской области и Курским епархиальным управлением, Курским государственным университетом и Курским епархиальным управлением и др.
С целью успешного выполнения областной программы изучения православной культуры распоряжением губернатора Курской области был учрежден общественный совет по развитию православной культуры, председателем которого был назначен архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий (Тара-
сов). В состав совета вошли руководители государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, преподаватели, деятели науки и культуры, духовенство. Другим распоряжением на базе Курского государственного университета была создана лаборатория русской школы, которая сыграла большую роль в практической реализации этого курса. Она взяла на себя функции научно-методического обеспечения нового предмета, проведения рабочих конференций, совещаний и семинаров, встреч членов общественного совета по развитию православной культуры Курской области с руководителями органов управления образованием, директорами школ, учителями и родителями.
Комитет образования Курской области направил руководителям школ инструктивные письма об организационном обеспечении и о порядке изучения православной культуры, примерную учебную программу курса, разработанную лабораторией русской школы. Это дало возможность коллективам школ представить содержание изучаемого курса, ход и организацию этого процесса, позволило определиться с формами изучения предмета в своих учреждениях.
Все эти годы развивалась практика сотрудничества органов образования Курской области с Курским епархиальным управлением, складывалась система сохранения и возрождения православных культурных традиций, способствующая духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Курская область была в числе первых регионов, в которых реализовывался процесс сближения местных органов самоуправления и Русской Православной Церкви в области духовно-нравственного воспитания детей. В региональной образовательной сфере развивался конструктивный диалог и сотрудничество систем и учреждений светского и духовного образования через регулярные рабочие встречи, семинары по вопросам православного просвещения и воспитания.
Большую помощь в организации курса оказывали священники. В Курской области, благодаря поддержке областной администрации, получила распространение практика встреч священнослужителей со школьниками.
Финансовое обеспечение преподавания «Основ православной культуры» на протя-
жении всего периода осуществлялось из областного бюджета, а также за счет средств епархиального управления.
Преподавание курса началось с 1 сентября 1997 г. в 300 школах области, количество которых с каждым годом стало увеличиваться. Преподавание вскоре стало приносит свои положительные результаты. Поэтому несмотря на имеющиеся трудности, к концу 90-х гг. новый курс прочно вошел в школу. Начиная с 2001/02 учебного года начало расти число школ - их стало 325, - в которых изучалась православная культура.
Опыт ее изучения, отзывы учителей и родителей подтвердили положительное влияние курса на духовно-нравственное развитие учащихся. Об этом свидетельствовали результаты ежегодного анкетирования, проводимого лабораторией русской школы Курского государственного университета.
Следует заметить, что опыт Курской области, равно как и других регионов, увеличение в конце 1990-х гг. числа областей Российской Федерации, изучающих основы православной культуры, а также отсутствие единых требований к содержанию курса и его статусу побудили федеральные органы занять более активную позицию в этом вопросе. В частности, Министерство образования разработало рекомендации по преподаванию данной дисциплины. Поэтому в 2002 г. было подготовлено Письмо Министерства образования РФ «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», определяющее педагогические условия изучения православной культуры в общеобразовательной школе.
Вместе с тем обнаружился и ряд трудностей в осуществлении преподавания, что было вызвано отсутствием должного количества учебно-методической литературы, недостаточной подготовленностью учителя. Кроме того, судьба курса во многом зависела от личного расположения руководителей органов местного самоуправления, начальников районных отделов образования, директоров школ к новому предмету, а не от желания учеников и их родителей, что не позволяло ввести этот курс в ряде районов.
Накопленный опыт позволил выявить положительные и отрицательные стороны в работе, что способствовало исправлению недочетов предшествующего периода и при-
ступить к новому этапу изучения православной культуры.
Третий этап характеризуется как период системного изучения православной культуры в школах Курской области. Важнейшим событием, имевшим положительное значение для развития предмета, стало принятие в
2002 г. новой областной целевой программы «Изучение православной культуры в Курской области на 2003-2005 гг.», утвержденной Курской областной Думой.
В 2002 г. был подготовлен пакет новых договоров: между Курской епархией и администрацией Курской области, комитетом образования Курской области, Курским государственным университетом и др., что было вызвано не столько истекшим сроком прежних договоров, сколько необходимостью выхода на новый уровень работы.
Все это создало необходимые условия для систематизации работы по изучению православной культуры, предусматривающей переход в течение трех лет к систематическому изучению православной культуры в школах области.
В этот период в организацию изучения православной культуры все более активно стали включаться органы исполнительной власти области, городов и районов Курской области. Большая помощь в изучении православной культуры в образовательных учреждениях Курской области стала оказываться губернатором Курской области А.Н. Михайловым, главами администраций и начальниками районных отделов образования Большесолдатского, Золотухинского, Конышев-ского, Курского, Мантуровского, Поныров-ского, Солнцевского, Суджанского и других районов.
Деятельность муниципальных органов образования по совершенствованию преподавания православной культуры, активная поддержка этого направления муниципальными администрациями способствовали введению в 2002/03 учебном году курса практически во всех школах Курской области.
Важной задачей всех этих лет осталось программно-методическое обеспечение курса, которое, с одной стороны, обеспечивалось местными силами, а с другой - привлекались наработки из различных регионов Российской Федерации.
Начиная с 2000-х гг., более стабильным стало финансирование областной программы. Например, в бюджете Курской области на 2001 г. были предусмотрены расходы на внедрение программы «Изучение православной культуры» в размере 102 тыс. руб., и обязательства в основном выполнялись. С
2003 г. финансирование осуществлялось в объеме 300 тыс. руб.
Официальное утверждение курса позволило более активно переходить от факультатива к урокам. Во многих школах курс православной культуры стал преподаваться как учебная дисциплина вариативной части регионального учебного плана.
Успешная реализация областной программы «Изучение православной культуры в Курской области на 2003-2005 гг.» доказала ее жизнеспособность и востребованность. Вместе с тем стало очевидным, что только один урок православной культуры не решает всех вопросов духовно-нравственного воспитания. Необходима серьезная системная работа в этой сфере, которая должна охватывать все виды воспитания.
Поэтому с 2006 г. начинается четвертый этап. Он характеризуется тем, что область приступила к реализации областной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006-2010 гг.».
Подготовка к ее принятию началась уже в 2005 г. Работу возглавил губернатор Курской области А.Н. Михайлов. Новая целевая программа была принята Курской областной Думой в декабре 2005 г. А 14 марта 2006 г. губернатор Курской области подписал Постановление о создании общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Курской области. Согласно ему Председателем совета стал губернатор Курской области А.Н. Михайлов, сопредседателем - управляющий Курской епархией архиепископ Курский и Рыльский Герман. В настоящее время идет успешная реализация этой целевой региональной программы.
Таким образом, мы видим, что в Курской области вопреки всем, отчасти оправданным, а чаще всего необоснованным, опасениям постепенно и поэтапно идет становление и развитие целостной системы духовно-нравственного воспитания, системы, которая при
всех возможных недостатках и недочетах приносит свой положительный эффект и которая необходима в школе. Об этом говорят все мониторинговые исследования, в том числе и анкетные опросы учителей, родителей, учащихся, согласно которым более 80 % опрошенных указывают на необходимость постоянного изучения православной культуры, а оставшиеся высказываются за его изучение на тот или иной период. Напротив, число противников курса - по разным опросам - не превышает 1-3 %.
Выполнение этой программы позволило организовать преподавание православной культуры практически во всех школах области, во многих школах систематично с 1 по 11 классы. При этом всем стал очевиден успех этого курса и прежде всего его позитивное влияние на духовно-нравственное состояние учащихся. В детях формируется положительное отношение к жизни, стали улучшаться взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми, детьми и родителями, детьми и учителями, стала повышаться дисциплина и ответственность учеников, сокращаться детская преступность. В школах, где православная культура преподается хорошо и в целом хорошо поставлено воспитание, детской преступности практически нет.
Осмысливая уже достаточно большой, а по меркам переходных эпох просто огромный исторический срок, мы можем сделать следующие выводы.
1. Для успешного духовно-нравственного воспитания необходимо создание его целостной системы, органично интегрированной на всех уровнях в существующее образование; создание научного и научно-методического обеспечения; создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных осуществлять успешно воспитательный процесс; эффективный контроль и мониторинг проводимой работы.
2. Самое важное в процессе организации духовно-нравственного воспитания - это изменение сознания его участников. Как только меняется общественное мнение, и прежде всего мнение руководителей всех уровней и преподавателей, решение вопросов организации воспитания становится техническим вопросом.
3. Большое значение имело изменение
государственной политики. Успешность
осуществления инновационного для российского образования вида воспитания определялось новой политикой российского государства по отношению к религии и воспитанию, что позволило реализовать инициативу преподавания курса, исходившую от местных органов власти, образования, общественных организаций, частных лиц. Оно напрямую зависело от деятельности органов исполнительной и законодательной властей Курской области, органов управления образования всех уровней. Успеху способствовало и плодотворное сотрудничество местных органов образования с Курским епархиальным управлением, благочиниями, храмами, а также личная заинтересованность и активное участие в этом процессе отдельных представителей органов местного самоуправления, ученых, педагогов, которые играли доминирующую роль в развитии курса, являясь подлинными творцами нового вида воспитания, священнослужителей, которые всячески помогали становлению этого предмета.
Большую заинтересованность и участие проявляли родители и, не в последнюю очередь, сами учащиеся, которые с любовью приняли новый курс. Поэтому и впредь необходимо эффективное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса: властей всех уровней от государственных до муниципальных и местных; образовательных и церковных структур общественных организаций и фондов, педагогических коллективов и родителей, СМИ, формирующих общественное мнение.
При этом для организации непосредственной работы требуется создание общекоординационных структур, включающих представителей государственной власти, церкви, образовательных учреждений и общественных организаций; научно-методических и экспертных структур.
4. Успешность преподавания курса на протяжении всех лет зависела от качественно подготовленных кадров. Сложность решения этой проблемы заключалась в необходимости разработки и реализации программы курсовой подготовки учителей в рамках региона на нормативно-правовом, организационном, методическом уровнях, т. к. не существовало
общегосударственного механизма подготовки преподавателей данной дисциплины.
В решение кадрового вопроса были включены администрация Курской области, комитет образования Курской области, общественный совет по развитию православной культуры, Курское епархиальное управление, лаборатория русской школы, которая разработала программу подготовки учителей православной культуры. Совместными усилиями удалось начать курсовую подготовку учителей с 1997 г. на базе Курского государственного университета. На них приглашались учителя областного центра и близлежащих районов. В связи с материальными трудностями было затруднено прохождение курсов педагогами из отдаленных районов. Поэтому было принято решение о подготовке кадров в районах и городах области, которая осуществлялась на выездных курсах. Это позволило наладить широкую подготовку кадров буквально для каждой школы области. Программа предполагала ознакомление учителей с православной педагогикой и психологией, православной этикой и эстетикой, историей православия и других мировых религий. Преподавание на курсах осуществлялось учеными, в том числе учеными-куль-турологами, историками, религиоведами, педагогами и священнослужителями.
Финансово-материальное обеспечение
подготовки кадров было совместным: за счет бюджетных средств и средств епархиального управления.
Всего с 1997 г. в Курской области прошли подготовку более 2500 учителей. Преподавание православной культуры в школах области осуществляют учителя школ, прошедшие курсовую подготовку, и священнослужители, также окончившие курсы. Одним из самых дискуссионных в решении кадровой проблемы был вопрос о преподавании курса священнослужителями. Так, только в июне 1997 г. вместе с учителями общеобразовательных школ курсы подготовки учителей православной культуры в КГУ прошли 68 священнослужителей. Вместе с тем существовала неопределенность в возможности преподавания курса священниками. Поэтому их удалось разрешить, когда было принято «Положение о порядке и организации изучения православной культуры в образовательных учреждениях Курской области», соглас-
но которому в школе могли работать не только священники с высшим педагогическим образованием, но и с семинарским.
В конце 1990-х гг. началось поэтапное введение в высшие учебные заведения государственных образовательных стандартов по специальностям «Теология» и «Религиоведение». В Курском государственном университете в 1999 г. стали готовить специалистов в области религиоведения, было открыто религиоведческое отделение; в 2003 г. началось обучение студентов по специальности «Теология».
В целом же работа учителей православной культуры заслуживает высшей оценки. Начальник отдела общего образования комитета образования Курской области А.Ф. Уколов на одном из расширенных заседаний коллегии так оценил труд учителей православной культуры: «Конечно же, те успехи, которые у нас есть, это несомненная заслуга рядовых учителей, которые взяли на себя и колоссальную ответственность, и колоссальный труд вести новый предмет. Многим из них пришлось испытать полное непонимание со стороны своих коллег и, что еще хуже, -своих руководителей».
5. Для успешной реализации программы необходимо создание материальных условий, что предполагает серьезное обеспечение это-
го процесса, начиная с учебно-методической литературы и заканчивая достойной зарплатой учителей.
6. Сегодня в области только складывается система духовно-нравственного воспитания. Поэтому необходима дальнейшая работа по созданию целостной системы духовнонравственного воспитания, ее развития и совершенствования, для чего требуется выполнение целого ряда социальных, педагогических, организационных и материальных условий.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Archimandrite Zinoviy (Korzinkin A.A.). Realization of regional programs of spiritual and moral upbringing in Kursk region: reflection and conclusions. The article describes the major stages of spiritual and moral upbringing development in Kursk province for the last twenty years as well as the process of its content and technologies formation. The article outlines the prospects of its further development and contains conclusions in terms of its successful development conditions.
Key words: spiritual and moral upbringing, regional target programme of children and teenagers’ spiritual and moral upbringing, content and technologies of spiritual and moral upbringing, Orthodox culture, arrangement of Orthodox culture teaching, forms and methods of teaching, Orthodox culture teachers training.