Научная статья на тему 'Реализация региональной политики в Камчатском крае'

Реализация региональной политики в Камчатском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Г. А., Коротаевский А. Г.

Отсутствие четкой региональной политики в государстве, где многие регионы являются дотационными, ложатся тяжелым бременем нерешенных проблем на жителей подобных регионов. Государственные власти таких субъектов не могут принимать координирующие решения в виду отсутствия достаточных средств финансирования для выполнения целевых программ, принятых на федеральном уровне. В данной статье рассмотрена кризисная ситуация по некоторым видам деятельности в Камчатском крае Дальневосточного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев Г. А., Коротаевский А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация региональной политики в Камчатском крае»

- Стимулирование инвестиций в сферу теплоснабжения, обеспечение источника возврата привлекаемых инвестиций на модернизацию элементов системы теплоснабжения и повышение энергетической эффективности зданий, в том числе за счет экономии, возникшей при внедрении энергоэффективных технологий.

- Совершенствование политики в области тарифов на тепловую энергию. Осуществление тарифного регулирования, стимулирующего ресурсоснабжающие организации к повышению энергетической эффективности.

Очевидно, что все вышеобозначенные проблемы взаимосвязаны между собой, также как и предложенные варианты их решения. Реализация предложенных мероприятий позволит обеспечить высокий уровень надежности российской системы теплоснабжения.

Список литературы:

1. Башмаков И. А. Повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения // Журнал «Энергосбережение». - 2010. - № 2. - С. 46-51.

2. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М., 2008-2013. - Режим доступа: Ыф://тшепе^о. gov.ru/.

3. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. Липатов Ю.А. Первые итоги применения закона «О теплоснабжении» // Электронный журнал «Энергосовет». - 2013. - № 1 (26).

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ

© Лазарев Г.А.*, Коротаевский А.Г.*

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, г. Петропавловск-Камчатский

Отсутствие четкой региональной политики в государстве, где многие регионы являются дотационными, ложатся тяжелым бременем не-

* Заведующий кафедрой Естественнонаучных и математических наук, кандидат сельскохозяйственных наук.

* Доцент кафедры Естественнонаучных и социально-гуманитарных наук, кандидат экономических наук.

решенных проблем на жителей подобных регионов. Государственные власти таких субъектов не могут принимать координирующие решения в виду отсутствия достаточных средств финансирования для выполнения целевых программ, принятых на федеральном уровне. В данной статье рассмотрена кризисная ситуация по некоторым видам деятельности в Камчатском крае Дальневосточного федерального округа.

В условиях рыночной экономики реализация мероприятий региональной политики каждого края или региона имеет свои специфические особенности. Это связано с различными климатическими условиями, видами природных ресурсов, плотностью населения субъекта федерации и, одновременно - с целями и задачами экономики страны в целом. Обоснованное выделение приоритетов в региональной политике поможет значительно уменьшить издержки, позволит эффективно использовать высвобождающие финансовые средства для регулирования макроэкономических показателей.

По нашему мнению, одним из важнейших показателей, характеризующих специализацию субъекта федерации по видам деятельности, является ко -эффициент локализации [1, 2]. Он учитывает как объемы выпуска продукции 1-го вида деятельности, так и объемы валового выпуска в регионе, и в целом по стране. Для рассмотрения, в качестве исходных, были взяты данные ВРП за 2004-2010 гг. в разрезе 9 субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, по следующим видам деятельности, тыс. руб. [3]:

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

2. Рыболовство, рыбоводство.

3. Добыча полезных ископаемых.

4. Обрабатывающие производства.

5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

6. Строительство.

7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

8. Гостиницы и рестораны.

9. Транспорт и связь.

10. Финансовая деятельность.

11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование.

13. Образование.

14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг.

15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Ввиду громоздкости расчетов, статье отражены коэффициенты локализации за 2010 год (табл. 1), с учетом корректировки происходящего инфляционного процесса по оценки стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (табл. 2) по ДФО.

Таблица 1

Коэффициенты локализации по ДФО за 2010 г. с учетом инфляции

Регион, субъекты РФ Виды деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. Дальневосточный фед. округ 0,69 7,29 1,84 0,25 0,73 1,38 0,41 0,63 1,00 0,39 0,43 1,16 0,88 0,86 0,50

2. Республика Саха (Якутия) 0,60 0,00 2,98 0,09 0,75 0,97 0,32 0,63 0,83 0,39 0,35 0,94 1,18 0,93 0,73

3. Камчатский край 0,47 35,97 0,23 0,24 0,83 0,62 0,29 0,68 0,31 0,28 0,22 1,76 0,98 1,17 0,48

4. Приморский край 0,79 12,50 0,09 0,38 0,81 2,08 0,67 0,67 1,74 0,69 0,49 1,27 0,83 0,86 0,48

5. Хабаровский край 1,13 3,10 0,32 0,39 0,78 1,56 0,56 0,62 1,22 0,52 0,69 1,40 1,18 0,92 0,66

6. Амурская область 1,39 0,00 0,88 0,18 1,29 2,36 0,46 0,73 1,96 0,45 0,36 1,53 1,14 1,10 0,52

7. Магаданская область 0,35 10,26 1,56 0,11 1,29 0,58 0,33 0,49 0,55 0,23 0,39 2,41 0,99 1,14 0,65

8. Сахалинская область 0,18 4,90 3,92 0,19 0,19 0,85 0,18 0,49 0,29 0,12 0,33 0,49 0,34 0,50 0,25

9. Еврейская автон. область 2,61 0,00 0,03 0,24 1,03 2,87 0,40 1,07 1,45 0,30 0,27 2,21 1,09 1,67 0,83

10. Чукотский автон.округ 0,13 2,64 2,39 0,03 1,48 0,46 0,20 0,11 0,26 0,09 0,08 1,29 0,67 0,77 0,40

Таблица 2

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в % к среднероссийской стоимости по ДФО

Регионы, субъекты РФ 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Российская Федерация 100 100 100 100 100 100 100 100

Дальневосточный фед.округ 132 135 135 130 130 132 128 130

Республика Саха (Якутия) 144 142 145 141 136 137 128 131

Камчатский край 151 174 177 164 170 180 177 173

Приморский край 125 129 125 123 123 123 120 122

Хабаровский край 131 134 133 129 129 133 129 133

Амурская область 114 117 117 113 110 112 110 115

Магаданская область 139 137 138 136 140 148 143 148

Сахалинская область 155 158 160 153 148 147 143 146

Еврейская авт.область 111 115 111 110 113 116 112 118

Чукотский авт.округ 215 215 218 202 201 197 177 176

Полученные коэффициенты локализации (табл. 1) показывают, во сколько раз сосредоточенность конкретного вида деятельности больше (если значение коэффициента больше единицы), чем в среднем по стране, т.е. является или не является доминирующим в данном регионе.

Мы провели анализ структурного сдвига искомого коэффициента, сравнив 2010 и 2008 годы (2008 г. был наиболее удачным в экономическим плане для данного региона) по показателям ДФО, Камчатского края и Приморского края [4], и отразили результаты в табл. 3.

Анализ значений элементов табл. 3 показывает, что по видам деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (№ 1) и «Транспорт и связь» (№ 9) по Камчатский краю наблюдается снижение коэффициента локализации, в отличие от усредненного показателя по ДФО.

Таблица 3

Структурный сдвиг % (+, -) коэффициентов локализации ДФО, Камчатского и Приморского краев 2008 г. и 2010 г.

Регион, субъекты РФ Виды деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. Дальневосточный фед. округ +10,31 -40,28 +16,12 +1,16 -27,73 +15,91 -7,26 -9,24 +0,61 +95,54 -12,21 -19,89 -22,19 -23,80 -8,29

3. Камчатский край -5,86 -37,33 +24,41 +2,91 -23,49 +19,56 -9,37 -4,92 -20,53 +271,86 -43,21 -21,40 -12,74 -6,36 -0,92

4. Приморский край +5,48 -63,61 +18,89 +11,33 -18,02 +204,47 -27,27 -23,27 +4,92 +4,21 -22,87 -29,71 -31,38 -48,24 -16,71

Рассмотрим выпуск основных видов сельскохозяйственной продукции в Камчатском крае на 1 жителя в 2000 и 2011 гг., с учетом товарности продукции. Результаты представлены на гистограмме рис 1.

400,00 350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00

12000 г.

12011г. Норма

Картофель, кг Овощи, кг Мясо всего (у&.вес), кг Молоко, кг Яйцо, штук

2000г. 97,23 6 В,а 7 7,07 27,36 309

2011г. 84,89 41,33 6,45 35,77 113

Норма 77 142 82 390 292

Рис. 1. Гистограмма анализа норм потребности с.-х. продуктов на 1 жителя Камчатского края

Из рис. 1 видно, что в 2011 г. в Камчатском крае количество произведенной сельхозпродукции соответствовало рекомендованным институтом питания РАМН на 1 жителя страны нормам только по картофелю (110,2 %); по остальным видам продуктов питания производство значительно отставало: овощи - 29,1 % от нормы, мясо и мясо продукты - 7,9 %, молоко в пересчете на молочные продукты - 9,2 %, яйцо - 38,6 % от нормы. При такой недостаточной обеспеченности продуктами питания, прилавки заполняются продукцией из Китая, стран Америки и Западной Европы, а также малый процент - из Белоруссии, Липецкой и Орловской областей.

Поэтому, продукция 1-го вида деятельности (сельское хозяйство) в Камчатском крае не в состоянии конкурировать с более дешевой продукцией Ки-

тайской Народной Республики и других стран, и без принятия дополнительных мер по поддержке своего производителя в аграрной сфере, выход из данного затянувшего кризиса невозможен, на что указывают данные табл. 4.

Таблица 4

Валовая продукция с.-х. в хозяйствах всех категорий на 1 чел. руб. по ДФО

Субъекты РФ Продукция сельского хозяйства

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Республика Саха (Якутия) 9480,69 10473,71 11944,84 13201,46 14843,42 15045,66

Камчатский край 4489,24 5394,58 7109,21 7742,52 8428,94 9518,48

Приморский край 4796,63 4988,17 6449,20 8172,99 9060,37 10950,08

Хабаровский край 4383,52 5446,82 5997,08 7687,76 9757,47 9659,41

Амурская область 10049,17 13093,79 16473,59 22077,68 23290,28 30074,97

Магаданская область 3687,84 4595,90 5905,04 6756,25 7262,21 7494,39

Сахалинская область 5142,16 6505,36 7289,70 7566,36 9485,36 10897,47

Еврейская автон. область 15522,78 19472,78 22854,62 22723,65 28668,52 30340,69

Чукотский автоном. округ 3822,27 4802,89 4917,11 4767,78 5599,67 5404,57

Из анализа табл. 4, при сравнении данных за 2011г., видно, что валовая продукция на 1 чел. в Камчатском крае составляет 9518,5 рублей, что соответствует 7 месту из 9 по региону ДФО.

Финансовые результаты 9-го вида деятельности (транспорт и связь) отображены в табл. 5 и 6 [4].

Таблица 5

Финансовые результаты деятельности организаций транспорта по субъектам Российской Федерации в 2011 г., млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъекты РФ Сальдированный финансовый результат(+ -) Прибыль (+) Убыток (-)

Республика Саха (Якутия) 674 824 150

Камчатский край -19 62 81

Приморский край 1960 8059 6099

Хабаровский край -7920 2103 10023

Амурская область 517 558 41

Магаданская область 129 152 23

Сахалинская область 1826 2009 183

Еврейская автономная область -18 0,2 18

Чукотский автономный округ 61 61 0,2

Одна из причин убыточности финансовой деятельности в сфере транспорта в Камчатском крае связана с экстремальной дороговизной ввода новых и модернизации старых дорог (табл. 7). При этом, не смотря на то, что одним из важных декларируемых правительством Камчатского края приоритетов является развитие сферы туризма, фактически туроператоры вынуждены самостоятельно определять и вкладывать собственные средства в продвижение этого бизнеса. Так, к одной из самых замечательных курортных и

туристических зон края - п. Эссо, расположенному в 520 км от краевого центра, асфальтированная часть федеральной трассы составляет всего 192 км, или 37 %, но произвести ремонт автодорожного покрытия, при том, что стоимость 1 км в среднем по России, по данным МАДИ, составляет 41 млн. руб. без НДС (в КНР - 35 млн. руб.), предпринимателям не под силу. Отсутствие достаточного количества автодорог с твердым покрытием является важным сдерживающим фактором развития автотуризма и кемпинга на Камчатке, который мог бы успешно развиваться, т.к. число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в 2011 г. в крае составило 385 - первое место среди 82 субъектов РФ.

Таблица 6

Финансовые результаты деятельности организаций связи по субъектам Российской Федерации в 2011 г., млн. руб.

Субъекты РФ Сальдированный финансовый результат(+ -) Прибыль (+) Убыток (-)

Республика Саха (Якутия) -196 41 237

Камчатский край -7 - 7

Приморский край 608 616 8

Хабаровский край 238 253 15

Амурская область 0,0 - 0,0

Магаданская область -1 - 1

Сахалинская область 113 124 11

Еврейская автономная область - - -

Чукотский автономный округ 47 52 5

Таблица 7

Введено в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, км

Субъекты РФ 2000 2005 2010 2011

Республика Саха (Якутия) 113,9 73,2 43,9 29,4

Камчатский край 43,8 15,1 0,7 1,4

Приморский край 72,4 13,4 - 36,3

Хабаровский край 136,2 16,8 48,2 50,8

Амурская область 43,3 30,9 56,6 24,7

Магаданская область 18,8 29,2 3,4 -

Сахалинская область 35,8 10,0 29,8 20,6

Еврейская автономная область 16,6 12,5 83,2 -

Другая причина неэффективности деятельности транспортной сферы в Камчатском крае связана с тем, что, как видно из табл. 5, доставка почти всех грузов на полуостров осуществляется Сахалинским и Приморским морским транспортом.

Убыточность сферы связи (табл. 6) можно объяснить малочисленностью населения ДФО и Камчатского края, что делает нерентабельным запуск необходимого количества спутников связи для данного региона.

Таким образом, следует рекомендовать в Камчатском крае, одновременно с разработкой федеральных целевых программ развития региона, направлять усилия на развитие и углубление культурного и экономического сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона, в том числе США и Канадой, с предоставлением им территории и льгот по созданию и развитию свободных экономических зон в Камчатском крае.

Список литературы:

1. Коротаевский А.Г., Лазарев Г. А. Некоторые аспекты планирования и реализации региональной политики // Актуальные вопросы регионального хозяйства: материалы Всерос. научно-практической конф. - Киров: Изд-во ВятГТ,У 2011. - С. 153-160.

2. Лазарев Г. А., Коротаевский А.Г. Расчет нормативных параметров для экономики региона // «БЪДЕЩИТЕ ИЗСЛЕДВАНИЯ-2012»: материали за VIII международна научна практична конференция, 17-25 февруари. Том 9. Икономики. - София. «Бял ГР,АД-БГ» ООД, 2012. - С. 38-45.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

4. Транспорт и связь в России. 2012: Стат.сб. / Росстат. - М., 2012. - 320 с.

КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

© Нагуманова Е.В.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В данной статье рассмотренны особенности функционирования кредитной кооперации Волгоградской области. Проведенный анализ современного состояния действующих кредитных кооперативов показал, что в данной системе существует ряд недостатков и проблем. Все это указывает на то, что необходимо формирование четкой законодательной базы.

В настоящее время кредитные кооперативы являются неотъемлемой частью кредитной системы России. Мировой опыт показывает, что эта форма вполне отвечает современным задачам инвестирования и развития производительных сил.

Российская кооперация вносит свой вклад в создание современной многоукладной экономики страны. Исторический опыт свидетельствует о том,

* Соискатель кафедры Теории финансов, кредита и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.