Научная статья на тему 'Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы'

Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищные стратегии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EMERGENCY HOUSING / REGIONAL TARGETED PROGRAM / REPUBLIC OF KARELIA / АВАРИЙНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Елена Андреевна, Алексеева Дарья Алексеевна

Ликвидация аварийного жилья и переселение граждан является общероссийской проблемой, которая на сегодняшний день решается в регионах с разной степенью успеха. В Республике Карелия на протяжении нескольких лет реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда идет со значительным отставанием. Данное исследование представляет собой попытку систематизации и анализа причин отставания в реализации программы на территории Республики Карелия с целью определения возможностей для ее успешного завершения. Особое внимание уделяется вопросу достаточности финансирования и, как следствие, привлечения добросовестных подрядчиков. Проводится сравнительный анализ финансирования соответствующих региональных адресных программ в Республике Карелия, Калининградской и Новгородской областях. Указывается на сложность выполнения программы в Республике Карелия в установленные сроки. В качестве возможного пути решения проблемы авторами предлагается пересмотреть применяемые способы расселения в пользу приобретения готового жилья на первичном и вторичном рынках. Представляется, что результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения вопросов расселения аварийного жилья в Республике Карелия. Выводы и предложения авторов могут быть использованы как на завершающей стадии реализации действующей программы, так и учтены в будущем с целью эффективного решения проблемы расселения аварийного жилья в рамках новых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронцова Елена Андреевна, Алексеева Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the regional targeted program of resettlement of people out of emergency housing in the Republic of Karelia: problems and prospects

The elimination of emergency housing and the resettlement of people is a nationwide problem in Russia; it is solved today with varying degrees of success in different regions. For several years in the Republic of Karelia the implementation of the program of resettlement of people out of emergency housing goes with a considerable lag. This study is an attempt to systematize and analyze the reasons for the lag in the implementation of the program on the territory of the Republic of Karelia in order to identify opportunities for its successful completion. Particular attention is paid to the adequacy of funding and, as a result, to the attraction of bona fide contractors. A comparative analysis of the financing of relevant regional targeted programs in the Republic of Karelia, Kaliningrad and Novgorod regions has been carried out. The complexity of the program execution in the Republic of Karelia in fixed dates has been indicated. The authors propose the revising of applicable methods of resettlement in favor of the purchase of finished housing in the primary and secondary markets as a possible way of solving the problem. It seems that the results of the study may be useful for further study of the issues of resettlement from emergency housing in the Republic of Karelia. The conclusions and proposals of the authors can be used on the final stage of implementation of the current program as well as to be taken into account in future in order of effective solvation of the problem of resettlement from emergency housing within the framework of new programs.

Текст научной работы на тему «Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы»

Воронцова Е.А., АлексееваД.А. Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы // Жилищные стратегии. — 2016. — Т. 3. — № 3. — С. 193-210. — doi: 10.18334^.3.3.36926

Язык публикации: русский

Russian Journal of Housing Research, 2016, Volume 3, Issue 3

The implementation of the regional targeted program of resettlement of people out of emergency housing in the Republic of Karelia: problems and prospects

Elena Vorontsova1®, Daria Alekseeva1

1 Petrozavodsk State University, Russian Federation

ABSTRACT_

The elimination of emergency housing and the resettlement of people is a nationwide problem in Russia; it is solved today with varying degrees of success in different regions. For several years in the Republic of Karelia the implementation of the program of resettlement of people out of emergency housing goes with a considerable lag. This study is an attempt to systematize and analyze the reasons for the lag in the implementation of the program on the territory of the Republic of Karelia in order to identify opportunities for its successful completion. Particular attention is paid to the adequacy of funding and, as a result, to the attraction of bona fide contractors. A comparative analysis of the financing of relevant regional targeted programs in the Republic of Karelia, Kaliningrad and Novgorod regions has been carried out. The complexity of the program execution in the Republic of Karelia in fixed dates has been indicated. The authors propose the revising of applicable methods of resettlement in favor of the purchase of finished housing in the primary and secondary markets as a possible way of solving the problem. It seems that the results of the study may be useful for further study of the issues of resettlement from emergency housing in the Republic of Karelia. The conclusions and proposals of the authors can be used on the final stage of implementation of the current program as well as to be taken into account in future in order of effective solvation of the problem of resettlement from emergency housing within the framework of new programs.

The work has been performed within the framework of the package of measures of the Petrozavodsk State University Strategic Development Program for 2012-2016.

KEYWORDS_

emergency housing, regional targeted program, Republic of Karelia

CITATION_

Vorontsova, E.A., Alekseeva, D.A. (2016). The implementation of the regional targeted program of resettlement of people out of emergency housing in the Republic of Karelia: problems and prospects. Russian Journal of Housing Research, 3(3), 193-210. doi: 10.18334/zhs.3.3.36926

JEL: R10, R21, R28 Original Research Language: Russian

Received: 15 Sep 2016, Published: 30 Sep 2016

© Vorontsova E.A., Alekseeva D.A. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: levoron@mail.ru

HIGHLIGHTS

► the efficiency of state bodies' work on identifying and recording of emergency housing is different

► there is a problem of information coverage of the realization of the Program

► a revision of ways of resettlement in favor of the purchase of housing in the primary and secondary markets could become a way out of the current situation

Жилищные стратегии, 2016, Том 3, Выпуск 3

Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Елена Воронцова1®, Дарья Алексеева1

1 Петрозаводский государственный университет, Россия

АННОТАЦИЯ_

Ликвидация аварийного жилья и переселение граждан является общероссийской проблемой, которая на сегодняшний день решается в регионах с разной степенью успеха. В Республике Карелия на протяжении нескольких лет реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда идет со значительным отставанием. Данное исследование представляет собой попытку систематизации и анализа причин отставания в реализации программы на территории Республики Карелия с целью определения возможностей для ее успешного завершения. Особое внимание уделяется вопросу достаточности финансирования и, как следствие, привлечения добросовестных подрядчиков. Проводится сравнительный анализ финансирования соответствующих региональных адресных программ в Республике Карелия, Калининградской и Новгородской областях. Указывается на сложность выполнения программы в Республике Карелия в установленные сроки. В качестве возможного пути решения проблемы авторами предлагается пересмотреть применяемые способы расселения в пользу приобретения готового жилья на первичном и вторичном рынках. Представляется, что результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения вопросов расселения аварийного жилья в Республике Карелия. Выводы и предложения авторов могут быть использованы как на завершающей стадии реализации действующей программы, так и учтены в будущем с целью эффективного решения проблемы расселения аварийного жилья в рамках новых программ.

Работа выполнена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

аварийный жилищный фонд, региональная адресная программа, Республика Карелия

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Воронцова Е.А., Алексеева Д.А. Реализация региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия: проблемы и перспективы // Жилищные стратегии. - 2016. - Т. 3. - № 3. - С. 193-210. - М: 10.18334^8.3.3.36926

JEL: R10, R21, R28 Язык публикации: русский

© Воронцова Е.А., Алексеева Д.А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: levoron@mail.ru

ТЕЗИСЫ

► разная эффективность работы государственных органов по выявлению и учету аварийного жилья

► наличие проблемы информационного освещения реализации Программы

► выходом из сложившейся ситуации может быть пересмотр способов расселения в пользу покупки жилья на первичном и вторичном рынках

Об авторах:

Воронцова Елена Андреевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры экономики и финансов, Петрозаводский государственный университет (levoron@mail.ru)

Алексеева Дарья Алексеевна, Петрозаводский государственный университет

Введение

Одна из базовых потребностей человека - наличие жилья. Существующий на сегодняшний день жилищный фонд в РФ имеет значительную степень износа, так как зачастую строился как временный либо был построен давно и не отвечает современным требованиям. По данным статистики, в 2014 году площадь ветхого и аварийного жилья в нашей стране была равна 93,3 млн кв. метров, что составляло 2,7 % от общей площади жилищного фонда. При этом площадь аварийного жилья, т. е. такого, в котором проживание опасно, оценивалась в 23,8 млн кв. метров, или 0,7 % от общей площади [14, 15].

Несмотря на то, что темпы строительства в последние годы растут, ежегодный объем ввода в действие нового жилья остается меньше площади ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом ввод нового жилья лишь в малой степени происходит взамен выбывающего по ветхости и аварийности (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Ветхий и аварийный жилищный фонд, млн кв. метров

Источник: [3]

Рассматривая региональный аспект проблемы, можно отметить, что ситуация в отдельных федеральных округах и регионах значительно отличается. Так, по данным Росстата [14], в 2014 году наиболее высокий удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда зафиксирован в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах - 6,5 % и 5,9 % соответственно, среди регионов по данному показателю лидирует Ингушетия с результатом 22,8 %. Наименьшее значение показателя отмечено в Крымском (1 %) и Южном (1,6 %) федеральных округах. При этом статистика показывает полное отсутствие в 2014 году ветхого и аварийного жилья в Санкт-Петербурге [14]. Последний факт, на наш взгляд, заставляет задуматься о проблеме единства в подходах к признанию жилья ветхим и аварийным, в частности большой степени субъективности при принятии соответствующих решений.

В Республике Карелия показатель удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда близок к общероссийскому и составлял в 2014 году 3,0 %, однако удельный вес аварийного жилья был выше среднего и оставался на уровне 1,3 % в период с 2010 по 2014 годы.

В вопросах состояния жилья время играет отрицательную роль. Ежегодный прирост аварийного фонда наблюдался до 2012 года (см. рисунок 1), при этом жилье старело быстрее, чем обновлялось. Чтобы переломить данную тенденцию потребовалось активное вмешательство государства.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. К функциям Фонда относится предоставление финансовой поддержки субъектам РФ, в том числе для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответствующая программа принята и в Республике Карелия.

Целью данного исследования явилось изучение реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия, выявление основных причин отставания от графика программы и выработка предложений, направленных на ее успешное завершение. Подобное исследование по Республике Карелия проводится впервые.

Ожидаемые и фактические результаты программы

Постановлением Правительства РК от 23.04.2014 № 129-П утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы».

Основными целями Программы являются:

—улучшение жилищных условий граждан Республики Карелия, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными;

—ликвидация аварийного жилищного фонда;

—увеличение объемов строительства, в том числе малоэтажного, на территории Республики Карелия.

В Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. В результате планируется переселить 7 015 человек из 591 многоквартирного дома, расселяемая площадь жилых помещений должна составить 116 776,92 кв. метров.

Отметим, что за период действия Программы ее ожидаемые результаты менялись (уточнялись) неоднократно (см. таблицу 1), что, на наш взгляд, свидетельствует о наличии проблем в организации учета аварийного жилья в Республике Карелия. Кроме того, в Распоряжении Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» общая площадь, подлежащая расселению в Республике Карелия, обозначена в размере 118,38 тыс. кв. метров, в том числе с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ - 117,64 тыс. кв. метров [7]. Такое непостоянство плановых показателей затрудняет контроль за реализацией Программы.

Объем финансирования Программы также периодически уточняется. Так, на сегодняшний день общий объем финансирования составляет 4 663 027 794,3 руб., в том числе доля средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - 54,96 %, доля средств бюджета Республики Карелия - 37,40 %, доля средств бюджетов муниципальных образований - 7,64 %.

В разрезе муниципальных районов Программой запланированы следующие показатели (таблица 2).

Как видно из таблицы 2 и составленного на ее основе рисунка 2, объем участия в Программе существенно отличается в отдельных муниципальных районах. Причем эти отличия, как правило, не связаны ни с количеством жителей, ни с реальным состоянием жилищного фонда.

Таблица 1

Ожидаемые результаты региональной адресной программы

по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Показатель Исходная редакция Программы Редакция с изменениями на 28.05.2014 Редакция с изменениями на 02.12.2015 Редакция с изменениями на 18.04.2016 (действующая)

Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, чел. 6979 6971 7023 7015

Количество расселенных многоквартирных аварийных домов, ед. 587 586 591 591

Расселенная площадь, кв. метров 116 064,31 115 973,21 116 948,49 116 776,92

Источник: составлена авторами на основании [5]

Таблица 2

Ожидаемые результаты Программы по муниципальным районам

Наименование муниципального района Количество Количество Расселенная

переселенных жителей, чел. расселенных помещений площадь, кв. метров

Беломорский район 320 149 6 418

Калевальский национальный район 37 19 616,9

Кемский район 1 765 721 30 953,97

Лахденпохский район 100 38 1 692,1

Лоухский район 144 80 2 914,6

Медвежьегорский район 83 50 1 346,4

Олонецкий национальный район 214 94 3 480,49

Питкярантский район 192 74 3 221,5

Прионежский район 141 54 1 929,8

Пряжинский национальный район 1 424 616 23 063,41

Пудожский район 343 148 6 655,11

Сегежский район 44 19 1 113,1

Сортавальский район 391 148 5 974,23

Суоярвский район 166 92 3 512,81

Петрозаводский городской округ 1 643 524 23 743,5

Костомукшский городской округ 8 4 141

Итого по программе 7 015 2 830 116 776,92

Источник: составлена авторами на основании [5]

Рисунок 2. Планируемое количество переселяемых жителей, чел.

Источник: составлен авторами на основании [5]

В соответствии с региональной программой наибольшее количество жителей будет переселено из аварийного жилья в Кемском районе, что составит 1 765 человек, в Петрозаводском городском округе -1 643 человека, в Пряжинском национальном районе - 1 424 человека. По другим районам показатели значительно меньше. Такая неоднородность вызвана многими как объективными, так и субъективными причинами. При этом одним из главных факторов, на наш взгляд, является разная эффективность работы государственных органов по выявлению и учету аварийного жилья, а также большая степень субъективности при принятии решения об отнесении жилого фонда к аварийному. В доказательство этого можно привести факт одномоментного признания летом 2016 года аварийными 105 многоквартирных домов г. Суоярви, что составляет 25 % всех многоквартирных домов города. При этом в действующую программу переселения было включено только 8 домов, что названо «ошибкой прежнего руководства города» [2]. К сожалению, такая ситуация не является уникальной.

Проблемы, указанные выше, можно отнести к общероссийским, однако темп реализации подобных региональных программ в субъектах РФ существенно отличается. Ситуация по состоянию на 1 сентября 2016 года, т. е. ровно за 1 год до окончания действия программ, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Реализация программ расселения аварийного жилищного фонда

в регионах

Источник: составлен авторами на основании [9]

Республика Карелия относится к группе регионов, где отставание от графика превышает 3 месяца, и занимает в ранге субъектов 69 место из 77 присвоенных [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ [9], на сентябрь 2016 года Республика Карелия имеет следующие показатели:

— запланировано по заявкам - 118 590,84 кв. метров;

— заключено контрактов - 72 291,5 кв. метров;

— выполнено контрактов - 18 870,94 кв. метров.

Таким образом, за последний год требуется выполнить более 84 % всех заявок. Для сравнения, в других субъектах Северо-Западного федерального округа осталось завершить: в Архангельской области - 56 %, в Вологодской области - 46 %, в Ленинградской области - 42 %, в Мурманской области - 39 %, в Новгородской области - 33 %, в Псковской области - 43 %, в Республике Коми - 60 %. В Калининградской области программа находится на стадии завершения, а в Санкт-Петербурге нет домов, включенных в аварийный жилищный фонд до 1 января 2012 года.

Заметим, что в сентябре 2016 года в СМИ со ссылкой на слова Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Карелии появилась информация о том, что расселено 42 700 кв. метров аварийного жилья [10], что в очередной раз доказывает наличие

проблемы информационного освещения реализации Программы, отсутствие единства информации и ее оперативного обновления.

В любом случае на сегодняшний день отставание Республики Карелии от запланированного объема работ сохраняется. Так, в соответствии с Программой переселения по этапам 2014 и 2015 годов, т. е. до 31 декабря 2016 года, должно быть расселено в общей сложности 73 682,58 кв. метров аварийного жилищного фонда. При заданном объеме нет должного количества заключенных контрактов и своевременного их выполнения (см. рисунок 4).

Проблемы реализации программы в Республике Карелия

Что же является причинами отставания в реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья? Выделим несколько известных:

— Проблемы с выделением и оформлением земельных участков под строительство новых домов. В частности, земельные участки, выделенные местными администрациями под застройку, оказываются непригодными для ведения строительных работ. Выбранные на районном и поселенческом уровне участки часто не соответствуют необходимым требованиям, удалены от коммунальных сетей и имеют целый ряд других недостатков (что дополнительно затрачивает бюджетные деньги) [1].

— Несвоевременная работа по аукционам или позднее выставление лотов на выполнение работ, и, как следствие, нехватка времени.

исполняется по графику 0,7%

отставание от графика более 3 месяцев

Рисунок 4. Исполнение контрактов в разрезе долей по РК за все время действия программы Источник: [9]

— Сжатые (по оценкам специалистов, практически нереальные [11, 12]) сроки выполнения работ.

— Непривлекательные для строительных организаций условия финансирования. Например, как следует из конкурсной документации, финансирование работ в 2017 году будет осуществлено «в пределах лимитов бюджетных обязательств», т. е. подрядчик может рассчитывать лишь на 30 % аванса, но расчет с государством возможен только при наличии в бюджете средств [10].

— Недобросовестность некоторых подрядчиков.

— Ошибки проектирования.

— Отсутствие собственных оборотных средств у строительных компаний [12].

— Несвоевременное заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

— Длительное оформление документов на передачу жилья гражданам.

— Отказ граждан от переезда.

Кроме того, специалисты отмечают и другие проблемы, которые могут привести не только к отставанию в сроках реализации Программы, но и к снижению качества выполняемых работ. В частности, нарушен алгоритм реализации строительных объектов: изначально выполняются проектные работы, после проводится экспертиза, и только потом осуществляется выбор подрядчика, сейчас же все происходит наоборот. В результате недобросовестные подрядчики получат возможность влиять на проектные организации и результаты экспертизы, что приведет к снижению качества работ [12].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что одной из ключевых причин карельских проблем является выбор подрядчиков. При этом многие строительные организации Карелии не торопятся участвовать в Программе из-за непривлекательных условий финансирования. Попробуем разобраться с этим вопросом подробнее.

Сравнительный анализ финансирования региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилья

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 23.04.2014 № 129-П ежегодный объем финансирования Программы определен как:

£ расселяемых жилыхпомещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащихпереселению в этап соответствующего года и расположенных на территории муниципальных образований РК

стоимость 1кв.метра жилогопомещения

где стоимость 1 кв. метра жилого помещения на этап 2014 года составляет 36 430 рублей, а на этапы 2015, 2016 и 2017 годов - 40 065 рублей.

Однако, анализируя объем ресурсного обеспечения, указанный в действующей на сегодняшний день редакции Программы, можно определить, что он рассчитан, исходя из стоимости 1 кв. метра, равной: на этап 2014 года - 37 623,12 рубля; на этап 2015 года - 42 101,77 рубля; на этап 2016 года -40 065 рублей.

Теперь сравним эти значения с фактические показателями стоимости строительства и цены 1 кв. метра в Республике Карелия.

Таблица 3

Средняя фактическая стоимость строительства и цена 1 кв. метра общей площади квартир в Республике Карелия, рубль

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год (I полугодие)

Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади зданий жилого назначения квартирного типа 41 295 42 568 40 064

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), первичный рынок жилья 48 155,963 48 514,08 47 540,155

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), вторичный рынок жилья 46 302,72 49 217,225 48 681,825

*

Источник: составлена авторами по данным Росстата [16]

Из представленных данных видно, что стоимость 1 кв. метра, заложенная в Программу переселения, в 2014-2015 годах ниже не только средних цен на первичном и вторичном рынках жилья, но и средней фактической стоимости строительства. На этом, казалось бы, тезис о недостаточности финансирования можно считать доказанным. Однако заметим, что показатель средней стоимости строительства рассчитывается

по жилью всех классов, тогда как при выполнении программы, как правило, речь идет о жилье эконом-класса, строительство которого заведомо дешевле.

Теперь обратимся к опыту успешных регионов. В Северо-Западном федеральном округе программа переселения из аварийного жилья выполняется в установленные сроки в Новгородской области и идет с опережением в Калининградской. Показатели стоимости строительства и цены 1 кв. метра в этих регионах представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средняя фактическая стоимость строительства и цена 1 кв. метра

общей площади квартир, рубль

Показатели 2014 год 2015 год

Калининградская область

Стоимость 1 кв. метра, положенная в основу финансирования программы переселения 35 653,95 38 647,38

Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади зданий жилого назначения квартирного типа 35 308 36 027

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), первичный рынок жилья 43 128,61 47 277,05

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), вторичный рынок жилья 43 664,56 46 308,44

Новгородская область

Стоимость 1 кв. метра, положенная в основу финансирования программы переселения 30 500 32 330

Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади зданий жилого назначения квартирного типа 34 699 35 839

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), первичный рынок жилья 43 284,80 41 742,44

Средняя цена 1 кв. метра квартиры среднего качества (типовой), вторичный рынок жилья 42 818,82 46 781,87

Источник: составлена авторами по данным источников [8, 9, 13]

Таким образом, если в Калининградской области стоимость 1 кв. метра, положенная в основу финансирования, несколько превышает среднюю стоимость строительства, то ситуация в Новгородской области напоминает карельскую, и тем не менее программа переселения успешно реализуется, подрядчики работают без нарушения графика [9].

Следовательно, причина сложности привлечения добросовестных подрядчиков к участию в Программе, возможно, не столько в объемах финансирования, сколько в порядке выделения средств и очень жестких

на сегодняшний день сроках строительства. Выходом из сложившейся ситуации может быть пересмотр способов расселения в пользу покупки жилья на первичном и вторичном рынках.

Способы расселения

Постановлением Правительства РК от 23.04.2014 № 129-П предусмотрены следующие способы расселения аварийных многоквартирных домов: строительство должно было обеспечить 80,16 % всей расселяемой площади, приобретение жилых помещений у застройщиков - 19,56 %, приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, - 0,28 % [5]. По данным Фонда реформирования ЖКХ [9], структура несколько иная: строительство составляет 86,2 %, приобретение жилых помещений у застройщиков -13,6 %, приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, - 0,2 %.

Сравнение запланированных и фактических показателей по расселяемой площади по этапу 2014 года представлено на рисунке 5.

Приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками Приобретение жешых помещений у застройщиков

■ Строительство МКД

Рисунок 5. Расселяемая площадь аварийных жилых помещений в Республике Карелия Источник: составлен авторами на основании [5, 9]

Таким образом, можно сделать вывод: именно строительство как способ расселения жилья отстает от установленного плана, что является основной причиной срыва в реализации Программы переселения. Для сравнения отметим, что в успешных регионах - Калининградской и Новгородской областях - среди способов расселения преобладает долевое

по этапу 2014 года по этапу 2014 года (план) (факт)

строительство, которое в Республике Карелия в рамках реализации Программы не используется вообще.

Основные выводы

Ликвидация аварийного жилого фонда и переселение граждан является общероссийской проблемой. На сегодняшний день в разных регионах РФ эта важная социальная задача решается с разной степенью успеха. К сожалению, Республика Карелия стабильно находится в числе аутсайдеров. Причины этого многообразны, но большинство из них могут быть устранены. Одной из ключевых проблем реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Карелия, на наш взгляд, является привлечение добросовестных подрядчиков для строительства домов. Учитывая длительность цикла строительства и короткий срок (1 год) до окончания Программы, возникают сомнения в возможности выполнения плановых показателей даже при условии заключения необходимого объема контрактов с подрядчиками. В сложившихся условиях целесообразным представляется пересмотр применяемых способов расселения в пользу приобретения готового жилья на первичном и вторичном рынках.

ИСТОЧНИКИ:

1. Глава Карелии обратил внимание органов местного самоуправления на необходимость

самого серьезного подхода к реализации программы расселения аварийного жилья [Электронный ресурс] // Gov.karelia.ru. - 2016. - 3 марта. - Режим доступа: https://gov.karelia.ru/gov/News/2016/03/0303_16.html

2. Мэрия Суоярви признала аварийным четверть жилого фонда [Электронный ресурс] //

RK.Karelia.ru. - Режим доступа: http://rk.karelia.ru/social/meriya-suoyarvi-opublikovala-spisok-105-domov-kotorye-priznany-avarijnymi/

3. Аналитическая записка «О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2015 г.»

[Электронный ресурс] // GKS.ru. - 2016. - 14 июля. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации от 10.01.2014 № 7/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2014 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2014 года».

5. Постановление Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 № 129-П

«О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы».

6. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства» (действ. ред.).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р

«Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда».

8. Постановление Администрации Новгородской области от 30.04.2013 № 282

«Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».

9. Переселение граждан [Электронный ресурс] // Reformagkh.ru. - Режим доступа:

https://www.reformagkh.ru/relocation

10. После выговора от Путина Карелия расселяет аварийный фонд с опережением

[Электронный ресурс] // Regnum.ru. - 2016. - 6 сентября. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2175833.html

11. Поташов В. Программа расселения ветхого жилья в Карелии обречена на провал?

[Электронный ресурс] // Mustoi.ru. - 2016. - 19 февраля. - Режим доступа: http://mustoi.ru/programma-rasseleniya-vetxogo-zhilya-v-karelii-obrechena-na-proval/

12. Программа расселения ветхого жилья снова может быть сорвана [Электронный

ресурс] // Gubdaily.ru. - 2016. - 4 марта. - Режим доступа:

http://gubdaily.ru/blog/news/programma-rasseleniya-vetxogo-zhilya-snova-mozhet-byt-sorvana/

13. Региональная программа Калининградской области «Переселение граждан из

аварийного жилого фонда» на 2013-2015 годы [Электронный ресурс] // Minzkh39.ru. - Режим доступа: http://www.minzkh39.ru/normative-base/programs/pereselenie.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2015 г. [Электронный

ресурс] // GKS.ru. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

15. Российский статистический ежегодник - 2015 г. [Электронный ресурс] // GKS.ru. -

Режим доступа: http://www.gks.ru/

16. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс] // GKS.ru. - Режим

доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.