Научная статья на тему 'Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края)'

Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИСТИКА / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / REGIONALISM / PRIMORYE TERRITORY / REGIONAL COMPONENT / SCHOOL EDUCATION / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко А.Е., Лихарев Д.В.

В статье анализируется способ реализации регионального компонента в школах Приморского края на уроках истории, рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя и основные методы и технологии преодоления возникающих в ходе преподавания истории края трудностей.The article analyzes the way of implementation the regional component in schools of the Primorsky territory in history lessons, considers the main problems faced by teachers and the main methods and technologies for overcoming difficulties arising in the course of teaching the history of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края)»

with many participants, such as Facebook, Zalo, Insta-gram, Youtube to post information on child abuse issues in a comprehensive way: the nature of the abuse behavior, the classification of the abuse behaviors, the causes and consequences of child abuse, the responsibilities of the families, schools and society in child abuse prevention activities; and finally, the knowledge and skills needed to equip children to prevent child abuse, etc.

References

1. Central Executive Committee, Resolution No. 29-NQ / TW dated November 4, 2013 on basic and comprehensive renovation of education and training,

meeting the requirements of industrialization and modernization in economic events, socialist-oriented market and international integration, 2013.

2. Directive 18/CT-Ttg of the Prime Minister on strengthening measures to prevent and combat violence and child abuse, dated May 16, 2017.

3. Vu Thanh Hoa, Some theoretical issues on forms of child abuse, Journal of Educational Equipment, No. 181, 2018.

4. Phi Thi Hieu, Measures to prevent child abuse from the families (researched in Vietnam), The scientific heritage, Р.4, No 41, 2019.

5. National Assembly of the Socialist Republic of Vietnam, Children Law, 2016.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Бондаренко А.Е.,

магистрантка 2 курса, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Современные подходы к преподаванию истории и обществознания»

Лихарев Д.В. д. ист. наук, профессор кафедры исторического образования Дальневосточного федерального университета, Россия

IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN SECONDARY-EDUCATIONAL SCHOOLS (ON THE EXAMPLE OF TEACHIN HISTORY OF THE PRIMORSK REGION)

Bondarenko A.,

Magister 2 course, direction of training 44.04.01 Pedagogical education master's program «Modern approaches to teaching history and social studies», Likharev D. d. hist. sciences, professor Department of historical education Far Eastern Federal University, Russia

Аннотация

В статье анализируется способ реализации регионального компонента в школах Приморского края на уроках истории, рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя и основные методы и технологии преодоления возникающих в ходе преподавания истории края трудностей.

Abstract

The article analyzes the way of implementation the regional component in schools of the Primorsky territory in history lessons, considers the main problems faced by teachers and the main methods and technologies for overcoming difficulties arising in the course of teaching the history of the region.

Ключевые слова: регионалистика, Приморский край, региональный компонент, школьное образование, история.

Keywords: regionalism, Primorye territory, regional component, school education, history.

Региональный компонент в разных предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет знания по истории региона, способствует их интеграции в разных областях, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает степень осознания значимости наследия родного края.

Изучение этого компонента возможно по трем вариантам:

1. Интеграция содержания краеведческого образования с базовыми учебными предметами за счет часов регионального компонента муниципального базисного учебного плана.

2. При изучении учебных предметов инвариантной части за счет часов базового компонента. В каждой образовательной области,

где представлены части региональной истори (литература, история, география, искусство).

3. Выделение отдельных спецкурсов за счет часов школьного регионального компонента.

Цель статьи: проанализировать способы реализации регионального компонента курса истории с средних общеобразовательных школах Приморского края.

Региональный компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т.д. Во-вторых, региональный материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов.

Например, данные из местного материала используются для составления упражнений по русскому языку, литературных сочинений и эссе, текстов по иностранному языку, проектных работ по истории региона и т.д.

Такая работа способствует пониманию учениками, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи, проявляется принадлежность к историческим истокам и особенностям родного края, использовать огромные возможности наследия малой родины для саморазвития, нравственного, патриотического воспитания, профессиональной ориентации.

История Приморского края берет свое начало еще с XVII века, но только с середины XIX начинается его активное освоение. Одно из главных богатств Приморского края - его удивительная природа. Девственные леса, живописные сопки, побережье Японского моря, многовековая Уссурийская тайга, величественные склоны Сихотэ-Алиня.

На территории края расположены 6 заповедников и 3 национальных парка с уникальным животным и растительным миром. Есть даже морской заповедник, его воды и прибрежные территории населяют более 5000 видов флоры и фауны.

Помимо природных достопримечательностей, Приморский край богат археологическими и историческими памятниками, имеющими большое историческое значение. Большинство из них относится к эпохе первобытно-общинного строя (поселения палеолита, мезолита и неолита) и к средневековью (первые государственные образования — государства Бохай, Чжурчженей).

Большое количество памятников связано с военным прошлым региона. Это и легендарная Владивостокская крепость, и остатки Ворошиловской батареи на одном из островов, и подводная лодка-музей во Владивостоке на Корабельной набережной, и дореволюционный сторожевой корабль-музей и многие другие.

Краевым центром является город Владивосток. Крупными городами края являются: Арсе-ньев, Артем, Большой Камень, Дальнегорск, Даль-нереченск, Лесозаводск, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Фокино.

Каждый населенный пункт Приморского края имеет свою уникальную историю, достопримечательность, поэтому весьма важно, чтобы ученик знал не только историю своей малой Родины - места, где он родился и вырос, но и историю края.

Нами были выделены основные эффективные и актуальные этапы способствующие приобщению школьников в общеобразовательных школах к культурному и историческому наследию родного края (рис. 1).

Рис. 1 Технология приобщения школьников к истории и культурному наследию родного края

Совершенствование исторического образования предполагает, наряду с другими факторами существенно большее внимание к истории малой Ро-

дины, к истории родного края, своего района и города. Реализация регионального компонента базисного учебного плана предполагает, прежде всего,

обращение внимания на те неповторимые особенности районов и территорий, которые, сложившись под влиянием местных историко-географических и культурно-экономических факторов, определяют специфику образовательных потребностей, а в конечном счете - специфику учебных планов и программ, используемых в образовательных учреждениях данной территории.

Что бы выяснить, как происходит, и происходит ли, реализация регионального компонента или его частей с применением актуальных современных образовательных технологий в школах Приморского края, мы решили провести небольшой опрос среди учителей нескольких школ разных городов и районов Приморского края и получили следующие результаты.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются опрошенные учителя это отсутствие отдельных часов, курсов и кружков на преподавание истории Приморского края. В итоге, это приводит к тому, что учителя пытаются найти выход из положения и стараются объединять темы по региональной истории со схожими темами из календарного плана по Истории России, но этого не достаточно, чтобы в полной мере охватить весь материал (например: тема урока в 9 классе «Социально-экономические реформы П.А. Столыпина». В рамках изучения данной темы рассматриваются изменения, происходившие в Приморском крае, его заселение и т.д.).

Другим вариантом, и он самый актуальный на сегодняшний день, является внеурочная деятельность, поскольку именно она является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Объединив полученные ответы, на удалось проследить следующие формы внеурочной деятельности. Она может быть массовой (включает в себя экскурсии, встречи, внеклассные часы), групповой (оформление школьных классных уголков, уголка в музее и создания стенгазет) и индивидуальной (чтение литературы по местной истории, работу с архивами, подготовку рефератов, сообщений, сочинений, выполнение познавательных заданий, и др.).

Если заниматься изучением истории родного края во внеурочной деятельности, то можно достичь наиболее эффективных результатов. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности, учитель для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке [3].

Из выделенных этапов технологии приобщения школьников к истории Прморского края, на данный момент в школах реализуется 3 из 4 этапов.

Этап формирования мотивации и организация учебной деятельности успешно реализуется во многих школах. Были выявлены технологии, методы, приемы и современные подходы, которые в большей степени приводят к эффективному изучению истории родного края, города, села, поселка.

Такими стали: технологии проблемного обучения, развивающего обучения, технология развития критического мышления, музейная педагогика, исследовательская деятельность, метод проектов, методы и приемы усиления межпредметных связей, метод обобщения и систематизации изученного, метод наглядного обучения и использование информационно-коммуникационных технологий, а также использование в практике различных встреч, бесед, диалогов.

Этап реализации средств обучения. Ключевой компонент данного этапа это внеклассная деятельность. Почти во всех затронутых в ходе опроса школах, реализация регионального компонента происходит во внеурочной деятельности, которая в свою очередь не исключает изучения истории края в классно-урочной системе и допускает включения региональной тематики в схожие по тематическому плану темы.

Этап осуществления контроля усвоения материала. Этот этап тоже можно проследить в учебной деятельности учителей разных школ. Педагоги используют технологии, которые по своей структуре предполагают рефлексию, а так же используют индивидуальные и коллективные задания (исследовательская деятельность, проектная работа, нетрадиционные формы уроков - дискуссии, «суды», игровые практики и т.д.).

Касательно этапа предварительной и контрольной диагностики уровня освоения учебного материала, можно сказать, что он полностью отсутствует. Учителя не используют тесты или другого вида задания, чтобы отслеживать уровень знаний учеников. Не выполняется контролирующая функция диагностики, которая предполагает выявление достигнутого уровня знаний, умений и навыков учащихся с целью определения их готовности к последующему обучению. Это можно объяснить тем, что календарно-тематический план школы не предполагает региональный компонент как часть курса истории и учителям приходится проводить внеклассные мероприятия которые не предполагают ни предварительной, ни итоговой диагностики.

Учителям в ходе опроса предлагалось ответить на вопрос касательно предложений и пожеланий по реализации регионального компонента в школах Приморского края, и в результате были получены следующие ответы.

В большинстве, учителя схожи в своих пожеланиях, многим хотелось бы иметь дополнительные часы для изучения истории Приморского края, а не включать региональный компонент в состав урока по истории России. Необходимо ввести отдельный курс «История российского Приморья» со сроком реализации в один год, с расчетом 34 часа в год.

Учебник «История российского Приморья» на сегодняшний день является, чуть ли не единственным учебником в данном направлении. Он содержит обширный фактический материал, документы, фотографии и карты. В нем есть интересные факты

не только о Приморском крае, но и о Дальнем Востоке, но вместе с тем имеется ряд недостатков, а именно:

- отсутствуют практические задания для учащихся в конце разделов,

- к данному учебнику нет контурных карт для обобщения и систематизации материала,

- наполненность материала параграфов представлена не в проблемной форме.

В заключении отметим, что реализация регионального компонента в школах Приморского края присутствует, но учителям приходится сталкиваться с рядом трудностей, чтобы преподнести ученикам необходимую информацию по региональной истории.

Помимо дополнительных часов в учебном плане на курс «История российского Приморья», учителя хотели бы иметь хороший учебник, который отвечал бы не только всем современным требованиям, предъявляемым к учебнику истории, но и имел бы дополнительный учебный, электронный материал и интерактивное приложение, позволяющее более подробно изучать особенности регионов Приморского края.

Список литературы

1. Бородина, С.Н. Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение. // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/regюnalnyy-komponent-v-sisteme-obrazovaniya-sovremennoy-rossii-problemy-i-znachenie

2. Вяземский, Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы. // Проблемы современного образования. [Электронный ресурс]. - 2012. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/natsюnalno-regionalnyy-komponent-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya-v-шssiyskoy-federatsii-diskussюnnye-podhody

3. Кухаренко, Ю.С. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности // сайт ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж». [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https://www.vspc34.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=1839

ДЕЯК1 АСПЕКТИ ПЕДАГОГ1ЧНО1 СИСТЕМИ МАР11 МОНТЕССОР1

Вдовиченко Р.,

кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри педагог1ки та 1нклюзивно1 oceimu, Миколагвський нацiональний ymieepcumem iменi В. О. Сухомлинського

orcid.org: 0000-0002-3100-6697 Михальченко Н.

кандидат психологiчних наук, доцент кафедри педагогти та iнклюзивноi освiти, Миколагвський нацiональний ymiверситет iменi В. О. Сухомлинського

orcid.org/0000-0003-0327-5491

SOME ASPECTS OF MARIIA MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM

Vdovychenko R.,

Associate Professor of Pedagogy and Inclusive EducationDepartment, PhD Mykolaiv V.O. Sukhomlynskyi

National University orcid.org: 0000-0002-3100-6697 Mykhalchenko N.

The candidate ofpsychological Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Inclusive Education Department, Mykolaiv V.O. Sukhomlinsky National University orcid.org/0000-0003-0327-5491

Анотащя

У статп розкрито деяш аспекти життевого шляху та творчо! дiяльностi вщомого ггалшського гумань ста ХХ столитя М. Монтессор^ здшснено аналiз И педагопчних концепцш у заруб1жнш i вичизнянш пе-дагопщ, представлено фрагменти втшення гуманютичних щей М. Монтессорi у сучасну дошшльну освиу.

Звернено особливу увагу на розроблену М. Монтессорi технологию в№ного виховання i сенсуалiзму, iндивiдуального виховання дггей дошкольного вiку, виховання за даними спостережень за дитиною, методичному i дидактичному шструментарп, створенш педагогом предметно-просторового середовища.

Творча спадщина М. Монтессорi потребуе системного вивчення та впровадження и педагогiчних вдей в практику роботи закладiв дошкшьно! освiти.

Abstract

The article reveals some aspects of the life and work of the twentieth century famous Italian humanist M. Montessori, analyzes her pedagogical concepts in foreign and national pedagogy, presents snippets of M. Montes-sori humanistic ideas implementation in modern preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.