Научная статья на тему 'Реализация развивающего потенциала Кейс-стади в обучении иностранному языку будущих инженеров'

Реализация развивающего потенциала Кейс-стади в обучении иностранному языку будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КЕЙС-СТАДИ / КєЙС / КЛАСС АНАЛОГИЧНЫХ ПРОБЛЕМ / КОНКРЕТНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / INTELLECTUAL ACTIVITY / CASE STUDY / CLASS OF SIMILAR PROBLEMS / CERTAIN SITUATION / LEARNING SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулепбергенова Д.Ю.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-03-00313. В статье выделены содержательный и процессуальный компоненты Кейс-стади в целях реализации развивающего потенциала Кейс-стади, предложен принцип разработки комплекса кейсов, в конкретных ситуациях которых заложены проблемы одного класса (класс аналогичных проблем). Показано, что специфика использования Кейс-стади в обучении иностранному языку задаёт обязательный речевой акцент на определение учебной ситуации, которая должна проектироваться как учебная профессионально ориентированная речевая ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPING POTENTIAL OF CASE STUDIES IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO FUTURE ENGINEERS

The publication is prepared within the framework of the Russian Foundation for Humanities research project No. 14-03-00313. The article highlights the contents and process of Case studies. The paper instructs on the implementation of the educational potential of Case studies. The author proposes a design principle of complex cases, in specific situations, which are inherent problems of the same class (class of similar problems). It is shown that the specific use of Case studies in teaching a foreign language specifies the required verbal emphasis on defining learning situations, which shall be designed as teaching professionally oriented speech situations.

Текст научной работы на тему «Реализация развивающего потенциала Кейс-стади в обучении иностранному языку будущих инженеров»

Библиографический список

1. Караханова Г.А., Оруджалиева, Е.Е. Панахова А.А. Моделирование процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников. ИзвестияДГПУ. Махачкала, 2013; 4.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2009.

References

1. Karahanova G.A., Orudzhalieva, E.E. Panahova A.A. Modelirovanie processa formirovaniya osnov rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u

mladshih shkol'nikov. Izvestiya DGPU. Mahachkala, 2013; 4. 2 Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.05.15

УДК 378.147; 37.025.7; 372.881.111.1

Tulepbergenova D.Yu., senior teacher, Astrakhan State Technical University (Astrachan, Russia), E-mail: tudiyu@bk.ru

THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPING POTENTIAL OF CASE STUDIES IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO FUTURE ENGINEERS. The publication is prepared within the framework of the Russian Foundation for Humanities research project No. 14-03-00313. The article highlights the contents and process of Case studies. The paper instructs on the implementation of the educational potential of Case studies. The author proposes a design principle of complex cases, in specific situations, which are inherent problems of the same class (class of similar problems). It is shown that the specific use of Case studies in teaching a foreign language specifies the required verbal emphasis on defining learning situations, which shall be designed as teaching professionally oriented speech situations.

Key words: intellectual activity, Case study, case study, class of similar problems, certain situation, learning situation.

Д.Ю. Тулепбергенова, ст. преп., Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань,

Е-mail: tudiyu@bk.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-03-00313. В статье выделены содержательный и процессуальный компоненты Кейс-стади в целях реализации развивающего потенциала Кейс-стади, предложен принцип разработки комплекса кейсов, в конкретных ситуациях которых заложены проблемы одного класса (класс аналогичных проблем). Показано, что специфика использования Кейс-стади в обучении иностранному языку задаёт обязательный речевой акцент на определение учебной ситуации, которая должна проектироваться как учебная профессионально ориентированная речевая ситуация.

Ключевые слова: интеллектуальная активность, Кейс-стади, кейс, класс аналогичных проблем, конкретная ситуация, учебная ситуация.

- участие в общественных организациях, знакомство с деятельностью Организация по- Проектная

школьных и внешкольных мероприятиях общественных организаций сильного участия в деятельность,

просоциального характера; патриотической и граждан- социальных проектах игры,

ской направленности, дет- и мероприятиях , про- Государствен-

- выполнение норм и требований школь- ско-юношеских движений, водимых детско-юно- ные и народ-

.0 X ной жизни, прав и обязанностей ученика; организаций, сообществ, с шескими организация ные праздник

н о о правами гражданина; фор- ми; проведение

X .0 - умение вести диалог на основе равно- мирование первоначального народных игр, наци-

ц а> H правных отношений и взаимного уважения опыта межкультурной ком- онально-культурных

к <и и принятия; умение конструктивно разре- муникации с детьми и взрос- праздников.

шать конфликты; лыми - представителями

разных народов России

- выполнение моральных норм в отно-

шении взрослых и сверстников в школе,

дома, во внеучебных видах деятельности

Проблема развития интеллектуальной активности студента всегда стояла в центре внимания педагогической науки и практики. На современном - постиндустриальном - этапе развития общества эта задача не теряет своей актуальности, а, напротив, приобретает приоритетную направленность. Поэтому развитие интеллектуальной активности будущего инженера - одна из приоритетных педагогических задач, которая может и должна решаться в вузе в методике преподавания различных разделов (модулей), практик, в том числе и дисциплины «Иностранный язык» с использованием Кейс-стади.

Действительно, Кейс-стади, запускающий аналитическую деятельность студента по определению и решению проблемы, заложенной в описании определённой ситуации, отобранной из практики производства / управления / бизнеса, обладает огромным развивающим потенциалом.

В семантическом пространстве «Кейс-стади» как педагогической категории нами даны определения следующих понятий.

Кейс-стади - метод обучения (система способов, приёмов, средств), обеспечивающий педагогически целесообразную организацию квазипрофессиональной деятельности студентов по анализу и/или решению проблемы конкретной ситуации. Понятие «квазипрофессиональной деятельности», введенное А.А. Вербицким, означает «моделирование в аудиторных условиях и на языке науки условий, содержания и динамики производства, отношений занятых в нём людей (например, деловая игра)» [1].

Целесообразно, на наш взгляд, выделить компоненты Кейс-стади: содержательный (конкретная ситуация) и процессуальный (учебная ситуация).

Конкретная ситуация - содержательный компонент Кейс-стади; условная или реальная ситуация / проблема (комплекс условий и факторов, формирующих те или иные обстоятельства), происходящая /имеющая место в конкретной организации / на конкретном производстве.

Учебная ситуация--процессуальныйкомпонентКейс-ста-ди как комплекс специально проектируемых педагогом условий, побуждающихиопредеаяющих интейлектуальную активность студента в ходе работы с кейсом; в силу того, что в кейс закла-дываетсянеофессеонал ьный и / ил и социальный коннекотбу-дущей профессиональной деятельности студента, мы, вслед за М.Д. Ильясовой[2],йуйем опреоелеоьксоцнасуальныйкнмпо-нент Кейс-стади как учебную профессионально ориентированную ситумксю.ййскоыой мозельюмееодк Кейы-сеакмвыссспаее кейс.

Кейс-знсковкйфорцн выосженисКейс-ктади;в-люуаьт элементы: 1) описание конкретной ситуации и 2) учебное задание; описание конкретной ситуации - рассказ о конкретных лицах, п°цдмесах,сцбыыйях, фактах, г^оийходящке в конарен-ной организации / на конкретном производстве; описание может иметь разную стнееньднкализс2ес, икеыткчнок ипс недоойатое-ное количество данных, множественность и неопределённость критериев нешення; увебнон задан^чнщквсньо, свяаанбс анализом конкретной ситуации и /или решением проблемы конкретной

Основное назначение кейса заключаются в актуализации содержательногьипуяье схьалано учебных профессионально ориентированных ситуациях.

Решскае еейка oзнечaкавыпoцдоник дн^^нгй яадаййя кейса: анализ и /или решение проблемы конкретной ситуации, описаннойккнйье,ве1,оелениу причинно-алeуытоннныx свяеей, формулировка проблемы, выделение дополнительной и основной инфыемaцюи,фoыыyлинoвкaзыc)aнíь накожвхаяе есосоТа решения задачи (рис.1).

проблема решается как отдельная практическая задача, для каждой проблемы находится частный способ её решения; теоретический способ - когда проблема решается как теоретическая задача общим способом решения данного класса аналогичных проблем.

При этом, согласно требованиям развивающего обучения [3], решение задачи состоит не в нахождении конкретного искомого, а в отыскании общего способа действия, общего принципа решения целого класса аналогичных задач.

Технология развития интеллектуальной активности студентов технического вуза при использовании Кейс-стади в обучении иностранному языку студентов - будущих инженеров - разработанный и апробированный способ реализации Кейс-стади на содержаниикурсаиностранногоязыкаввузе.

В каждый кейс закладывается два «слоя» проблем: профессиональные, связанные с организационно-управленческой, производственно-технологической, экспериментально-исследовательской, расчетно-проектной видами профессиональной деятельности инженера, и лингвистические. И тогда кейс может быть направлен на анализ и /или решение проблемы в определённом виде профессиональной деятельности инженера, и одновременно служить упражнением на развитие навыков речевой деятельности - в чтении, переводе иноязычного текста, в говорении и письменной речи на иностранном языке, аудировании - понимании на слух иноязычной речи.

В содержании кейса также должны быть отражены его временные аспекты (в материале должна быть представлена временная последовательность происходящих событий), сюжетные аспекты (необходимо наличие чёткой сюжетной линии в развитии события), при необходимости можно разъяснять сложные моменты.

При конструировании кейса необходимо, конечно, помнить, что анализ, обсуждение и решение проблем конкретных ситуаций, заложенных в кейсе, будет осуществляться на иностранном

Рис.1. Структура учебной деятельности студента в Кейс-стади

Будучи на правленными на решение проблем, заложенных в кейсе, учебные профессионально ориентированные ситуации в Кейс-стади по смоее пcиерлoсрчeйl<oй с^^-^и^ля^ссг^^с^^д^л^-ными.

Для сналкнацин сйзвенающйгк гютеньиале Ненс-стади проектируются комплексы кейсов. Комплекс кейсов - система кейсов, нксккуeтныxснтуaLщнxкктoеыxзылoжены проблемы одного уровня, класса, т.е. проблемы, имеющие общий способ решения[2].

Класс аналогичных проблем- система проблем конкретных ситуаций, имеющих общий способ решения; класс аналогичных проблем является основой проектирования комплекса кейсов одного класса. Комплекс кейсов может быть решён двумя способами - конкретно-практическим и теоретическим. Конкретно-практический способ решения заключается в том, что каждая

языке, учитывать зону ближайшего и актуального развития студен-

Кейс, описание конкретной ситуации в нём - суть иноязычный текст, поэтому развертывание деятельности студентов по анализу / решению проблемы кейса связано с закономерностями понимания и порождения иноязычного текста.

Важно ставить задачу обучения студентов поиску соответствующих логико-смысловых, обучать постепенному обобщению прочитанного текста в виде собственный суждений; выделять смысловой субъект и смысловой предикат.

Реализация метода Кейс-стади конституируется также важнейшим методологическим принципом обучения иностранному языку - принципом коммуникативности, и обучение иностранному языку с использованием Кейс-стади должно вовлекать студентов в речевую деятельность на иностранному

языке - понимание речи на слух (аудирование), говорение, чтение, письмо.

Для организации внеаудиторной индивидуальной самосто-яисльзос работынед сей^с^ллв^>и^счтсознание цеси

задцвия, понимание процедуры его выполнения, умение применять опоры. Поэтому необходимо специально формировать у студчттов умение оеределенияачруктурно-компстиционссх с^со-бенносттй тексте, наееоденияновыхфиктом, ,цс^1^умчнтав, стссси-фмкацичинфнрмуции по итя-делецн-и осчочетиям.

Для этого можно вспользоватьметодденотатмвного ана-лиза(денттаи - единист

денотатной схемы тыкста. Срвекос мотониоесного вСзспечн-нтрcмм-cттоеелннoй ^г^^отмунеит-ннеи кт^^с^лт необхецисо использовать т.н. «смысловые овгавьндторы», комды задание оф с^р^меяер^ в виде частично заполненной таблицы (рис. 2).

cargo owners

г Д

в_, Russian

■и shipping

com pany

compensation for early processing (loading) of the vessel

Рис. 2. Примеео формленек ренотктнонкарты

Использование Кейс-стади как средства развития интеллектуальной активности студентов в обучении иностранному языку находит свое отражение в следующих форматах деятельности преподавателяистудентов:

1) внеаудиторная самостоятельная индивидуальная работа студента по анализу и /или решению одного кейса из комплекса кейсов (студентам, включённым в состав разных групп, для симастоятелоной работыпредоставляютеяразные кейсы одного комплекса, т.е. имеющие общий способ решения); организуются кондульоации сорепсдевютоятм;

2) аудиторная работа с кейсом в группе, организуется со-ваустнао продуктивная деятельность преподавателя и студентов, студента с другими студентами в группе, идёт обсуждение HafueuHbix рхоте яамосотявоудноя таботы стрйобов решения кейса;

3) работавмежгрупповой тпссии, организуется совместная продуктивная дея-етльнесть коаеадезт ж/или°ошонию разных кейсов одного комплекса;

4) тодиеордоя сумлотояйбльная индивидуальная работа студента по оформлению решения комплекса кейсов; органи-веютcязoнвольтециропудйбдaвтеeлем;

5) |зефлоксия зяздтид био.З)-ауfсок,пoД.Б.Бугoивл бневой [4], интеллектуальная активность однозначно юиагностируееойв С^^игзмене выхода за пределы требований заданной ситуации, задочу нахооеденииоОщегоспотеба решения класса аналогичных проблем лучше но пдзизимнировать. Анализ студентом структуры своей учебной деятельности, отндоужение зазозомерзостоб, открытие новых, оригинальных способов решения эяегиклтртоереЗле м говорит об интеллек-

С

Кейс-стади

Рис. 3. Структура реализации Кейс-стади в обучении студентов иностранному языку

туальной инициативе, об уровне развития его интеллектуальной активности.

При таком способе реализации Кейс-стади в обучении иностранному языку развивающий потенциал раскрывается наибо-

Библиографический список

лее полно. В Астраханском государственном техническом университете такая технология внедряется в течение нескольких лет, предварительные результаты говорят об эффективности предложенного подхода.

1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. Москва, 1987.

2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва, 2011.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2008.

4. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии. Москва, 1976; 4:69 - 80.

References

1. Verbickij A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennostikontekstnogo obucheniya. Moskva, 1987.

2. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva, 2011.

3. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2008.

4. Bogoyavlenskaya D.B. Ob odnom iz podhodov k issledovaniyu intellektual'nogo tvorchestva. Voprosy psihologii. Moskva, 1976; 4:69 - 80.

Статья поступила в редакцию 29.04.15

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: berzina_r_f@mail.ru

THE FORMATION OF THE ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS. The article is dedicated to the up to date issue of multicultural education that reflects the specific characteristics of the ethnic diversity and significant impact on the cultural environment of the school, which, in turn, is a kind of the socio-cultural system. It is observed that in a multiethnic school environment there is a necessity to meet the challenges of national education and development of the intercultural competence of students. The authors come to the conclusion that in such situation the social significance of the results of social and cultural activity of the teacher increases, in the process of which transmissing and reproducing of the culture of the region are provided. In the study, we find that the traditional practice of training future teachers doesn't sufficiently meet the increasing ethno-cultural needs of the multi-ethnic society.

In the paper, the authors figure out that fact that in the Republic of Bashkortostan the national cultural diversity creates favorable conditions for the development of intercultural competence and related ethnopedagogical abilities of students in the process of the inter-ethnic communication and teaching, enhancing their general cultural horizons. The article defines the relevant conditions in the pedagogical high school, which would have used the possibility of the productive and practical system of professional growth of the multinational school teachers. This requires a pedagogical technology fitting the entire educational process in the pedagogical high school that uses the potential of the academic disciplines and reasonably fits into the time mode sessions, and does not overload the students. The material allows us to conclude that the use of Ethnopedagogics in teaching students presupposes the formation of the ethnopedagogical culture, knowledge of the history of the country, the native land, traditions and culture of the national life. Key words: ethnos, ethnic and cultural traditions, multicultural educational space, ethnopedagogical culture.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: maxksu@rambler.ru

Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: berzina_r_f@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме поликультурного образования, которое отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая, в свою очередь, является своеобразной социокультурной системой. Прослеживается, что в условиях многонационального школьного окружения возникает необходимость решения задач национального воспитания и развития межкультурной компетенции школьников. Авторы приходят к выводу, что в такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной деятельности учителя, в процессе которой обеспечивается трансляция и воспроизводство культуры региона. В ходе исследования мы убедились, что традиционная практика подготовки будущих учителей в недостаточной степени удовлетворяет возросшие этнокультурные потребности полиэтнического общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное внимание в работе авторы акцентируют на том, что наблюдаемое в Республике Башкортостан национально-культурное многообразие создает благоприятные предпосылки для развития межкультурной компетенции и соответствующих этнопедагогических умений студентов в процессе межнационального общения и педагогической деятельности, расширения их общекультурного кругозора. В статье сформулированы соответствующие условия в педагогическом вузе, которые бы использовали возможности продуктивной и реализованной на практике системы профессионального становления учителя многонациональной школы. Для этого необходима педагогическая технология, совместимая с целостным учебно-воспитательным процессом в педагогическом вузе, использующая потенциал учебных дисциплин и разумно вписывающаяся во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.