ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор Российский государственный профессионально-педагогический университет, e-mail: [email protected]
МИКУШИНА Марина Михайловна,
старший преподаватель Российский государственный профессионально-педагогический университет, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ» В РЕГИОНЕ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Аннотация. Целью данной статьи является исследование регионального рынка труда по педагогическим специальностям сельских школ на период 2020 - 2023 годы. Задачи исследования заключаются в проведении анализа дефицита кадров педагогов в сельской местности; изучение динамики спроса квалифицированных педагогических кадров; выявление причин кадрового дефицита педагогов на селе в регионе Свердловская область. В статье использованы следующие методы исследования: метод индукции и дедукции использован при анализе отдельных показателей дефицита рабочих кадров в регионе Свердловская область. Метод сравнительного анализа использован по составлению открытых вакансий по категориям педагогической профессии. Метод факторного анализа исходит из причин, которые влияют на дефицит педагогических квалифицированных кадров в регионе и в стране в целом. В заключении авторами предложены необходимые эффективные меры со стороны муниципальных, региональных и федеральных органов власти для предотвращения дефицита педагогических кадров на рынке труда.
Ключевые слова: кадровый дефицит, вакансии, сельские школы, земский учитель, инфраструктура села.
CHUPINA Irina Pavlovna,
Doctor of Economic Sciences, professor Russian state professional - pedagogical University
MIKUSHINA Marina Mikhailovna,
senior lecturer
Russian state professional - pedagogical University
IMPLEMENTATION OF THE "ZEMSTYA TEACHER" PROGRAM IN THE SVERDLOVSK REGION
Annotation. The purpose of this article is to study the regional labor market for teaching specialties in rural schools for the period 2020 - 2023. The objectives of the study are to analyze the shortage of teachers in rural areas; studying the dynamics of demand for qualified teaching staff; identifying the reasons for the staff shortage of teachers in rural areas in the Sverdlovsk region. The article uses the following research methods: the method of induction and deduction is used to analyze individual indicators of the labor shortage in the Sverdlovsk region. The comparative analysis method was used to compile open vacancies by category of the teaching profession. The factor analysis method is based on the reasons that influence the shortage of qualified teaching staff in the region and in the country as a whole. In conclusion, the authors proposed the necessary effective measures on the part of municipal, regional and federal authorities to prevent a shortage of teaching staff in the labor market.
Key words: personnel shortage, vacancies, rural schools, zemstvo teacher, rural infrastructure.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024
DOI: 10.24412/2076-1503-2024-2-562-566 NIION: 2018-0076-2/24-195 MOSURED: 77/27-023-2024-2-195
С 2020 года в России реализована программа «Земский учитель», которая направлена на сокращение дефицита преподавательских кадров в малых городах и сельской местности. Необходимость данной программы состоит в том, что в сельской местности дефицит учителей намного больше, чем в городах с хорошей инфраструктурой и комфортабельным жильем [1].
На первый взгляд, кажется, что дефицит преподавателей не является острой проблемой в малых населенных пунктах. Но старение кадров
- это одна из проблем. Более 40 % учителей в сельских школах - это педагоги в возрасте 60 лет и старше. В наиболее отдаленных районах, где нехватка учителей особенно остро ощутима, в малокомплектных школах в одном классе учатся ученики разных возрастов, где учитель преподает одновременно сразу в двух классах [5], [7].
Поэтому программа «Земский учитель» призвана специалистов переезжать из города в село, где мотивацией являются выплаты в 1 млн рублей единовременного пособия, а на Дальнем Востоке
- 2 млн рублей. В настоящее время все регионы страны участвуют в данной программе, включая новые регионы. С 2020 года работать в сельскую местность переехали 1800 учителей. Особо острый дефицит преподавателей испытывают такие регионы как республики Тыва, Бурятия и Калмыкия. Нехватка учителей ощущается и в отдаленных районах Якутии.
И если одной из основных проблем является старение педагогических кадров в школах, то не менее важной проблемой считается и вопрос о жилье педагога в сельской местности. Выплаты в 1 млн рублей недостаточно даже в сельской местности, чтобы иметь комфортное жилье. В каждом регионе условия предоставления жилья педагогам разные. И молодым специалистам совсем не хочется жить в старом доме без газового оборудования, водоснабжения и с печным отоплением. Каждый день топить печь и ходить за водой на колодец - это уже прошлый век для села. Поэтому проблема с жилищными условиями довольно остро стоит практически в каждом регионе страны. Например в Якутии в отдаленных селах учителя вынуждены снимать жилье у местных жителей, что само по себе уже не создает элементарных комфортных условий.
В Тульской области действуют программы поддержки молодой семьи. В эту программу задействованы и семьи учителей. Кроме этого действует жилищная ипотека, но под ее критерии подходят не все педагоги. В Калининградской области программа ипотеки финансируется из
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024
областного бюджета. И данная программа распространяется не только на учителей, но и работников детских дошкольных учреждений.
Но не только жилищные проблемы вызывают тревогу у молодых специалистов. Социальные условия жизни на селе также имеют большое значение. Если в сельской местности есть работающий клуб со спортивными секциями, кружками и показом кинофильмов, библиотека, музей, тогда культурный досуг учителей будет обеспеченным. Но далеко не во всех населенных пунктах социальная инфраструктура является развитой. И тогда получается, что педагог приезжает на село только работать, при этом, не повышая свой уровень знаний и не развиваясь культурно. А во многих деревнях отсутствует не только интернет, но и сотовая связь, что не является хорошим показателем для переезда в сельскую местность [3], [6].
Именно по этим причинам, например, в Смоленской области на 2023 - 2024 годы остались свободными около 300 вакансий. В Республике Саха в дальних селах большие трудности с интернетом, во многих сельских поселениях нет клуба. Поэтому молодежь уезжает в города, так как в деревнях им нечем заняться и поэтому не интересно.
Не случайно председатель Тульского обкома профсоюза Ольга Ларичева считает, что программу «Земский учитель» нужно сочетать с общей программой развития сельских территорий. Председатель Тульского обкома совершенно точно подметила, что культурная инфраструктура села - это не только строительство новых школ, но и современные клубы, дома культуры и спортивные комплексы. Помимо этого должна быть и транспортная логистика до ближайших центров, где можно сходить в театр и кафе.
В Тульской области с 2019 по 2024 годы отремонтировано более 750 домов культуры, создано около 600 библиотек и обновлено 120 зданий детских школ искусств.
К сожалению, с 1990 - х годов в стране появилась и еще одна причина, по которой не все выпускники педагогических вузов работают по профессии. Причина заключается в отсутствии профессиональной чести и достоинства педагога. Педагогам стало сложнее работать, так как родители и сами ученики далеко не всегда проявляют уважение к учителю. Поэтому психологически работать в современной школе стало сложнее.
В Свердловской области также как и во всех других регионах страны с 2019 года действует программа «Земский учитель», которая реализуется за счет федеральных и областных средств. Программа «Земский учитель» реализуется в
Свердловской области в рамках регионального свободные вакансии в сельской местности реги-проекта «Современная школа» нацпроекта она. Существующие вакансии учителей для сель-«Образование». В 2021 году 48 учителей заняли ской местности рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 - Вакансии учителя в сельской местности Свердловской области
№ п/п Населенный пункт (город, село, поселок) Название учреждения Наименование вида деятельности
1. Ачитский городской округ, село Карги Сельская школа Учитель математики, учительрусского языка и литературы
2. Ачитский городской округ, село Большой Ут Сельская школа Учитель физической культуры, учитель начальных классов
3. Ачитский городской округ, деревня Гайны Сельская школа Учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов
4. Ачитский городской округ, село русский Потам Сельская школа Учитель математики, учительфизики
5. Ачитский городской округ, поселок Уфимский Сельская школа Учитель музыки, учитель физики
6. Ачитский городской округ, село Афанасьевское Сельская школа Учитель английского языка
7. Ачитский городской округ, поселок Заря Сельская школа Учитель русского языка и литературы
8. Ачитский городской округ, село Бакряж Сельская школа Учитель русского языка и литературы, учитель физики
9. Ачитский городской округ, Районный поселок Белоярский МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96» Учитель физики (совмещение с преподаванием математики), учитель начальных классов, учитель музыки , логопед -дефектолог
10. Город Полевской, село Курганово МКОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа с.Курганово», Учитель русского языка и литературы, учитель английского языка
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024
11. Город Полевской, п.Зюзельский, МКОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа п.Зюзельский» Учитель информатики и ИКТ, учитель русского языка и литературы
12. Город Полевской, село Косой брод МКОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа село Косой Брод» Учитель географии и биологии, учитель физики, учитель химии
Это рассмотрен неполный перечень только Ачитского и Полевского районов. В настоящее время по программе «Земский учитель» более чем в 30 школах Свердловской области трудятся новые педагоги в Артемовском, Сысертском, Красноуфимском, Верхотурском, Арамильском, Белоярском и Тугулымском городских округах.
По программе «Земский учитель» педагоги проходят конкурсный отбор, на котором учитывается профессиональный стаж работы педагога. Квалификация, личностные качества. Программа предусмотрена для учителей не старше 55 лет. Привлечение молодых специалистов в сельскую местность является основной задачей программы. Но еще одной важной проблемой текучести кадров в сельской местности является заработная плата педагога [2], [4].
Приведем несколько примеров из перечня вакансий, которые предоставлены департаментами, управлениями образований и образовательными учреждениями Свердловской области. На 8 января 2024 года в Тугулымском районе в поселке Юшала в МБОУ Юшалинскую СОШ № 25. Требуются учителя: математики, русского языка и литературы, физики. Учитель - логопед. Заработная плата составляет 18700 рублей. Кроме этого предоставляются стимулирующие выплаты и сельские выплаты. В общей сумме это составляет примерно 25 тысяч рублей в месяц [8]. Низкие заработные платы учителя в сельской местности также влияют на потребности в педагогических кадрах. Например, в городе Екатеринбурге учитель начальных классов или учитель предметник получает заработную плату не ниже 40000 тыс. рублей. И условия проживания в городах превосходят условия проживания в сельской местности. Поэтому молодые кадры и пытаются закрепиться в городе, а не в сельской местности.
Поэтому, как уже было сказано выше, для привлечения молодых специалистов в сельскую местность нужно создавать соответствующую инфраструктуру в сельской местности, которая не будет отличаться от городской. Конечно, невозможно построить в сельской местности театры и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024
рестораны и кафе, но строительство и реставрация домов культуры вполне реально. Как и строительство спортивных комплексов. Строительство дорог также имеет большое значение при поездках на общественном транспорте до ближних населенных пунктов и городов.
Программа «Земский учитель» реализуется в регионе ежегодно. Учителя из сельской местности могут претендовать на получение социальных выплат для строительства или ремонта жилых помещений. Но данный проект нуджается в доработках, так как компенсации предоставляются только на начальных этапах работы. Поэтому некоторые учителя не остаются долго в сельской местности.
Программа «Земский учитель» в 2024 году направлена на решение сохраняющейся проблемы нехватки кадров в образовательных учреждениях, особенно в городах с населением до 50 тысяч человек, деревнях, селах и поселках, а также на повышение качества образования для учащихся. Однако для того чтобы привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов, необходимо доработать данный проект, сделав его более престижным и привлекательным для профессионалов.
Список литературы:
[1] Федеральная программа «Земский учитель». [Электронный ресурс]: https://aksayobr.ru/ FEDERALNAYa-PROGRAMMA-ZEMSKIY-UChITEL-
[2] Байбородова Л. В., Зеленова Д. А., Попо-литова О. В. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта «Образование» // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30).
[3] Буренина Н. Б., Яцык Ю. Ю. Подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым //
Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т.6. № 1. С.135 - 14.
[4] Гусева Н. В. Мои представления об особенностях и проблемах образования в сельской местности // StudArctic forum.2019. № 3. С. 2.
[5] Ефлова З. Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. 2019. № 1. С. 24 - 45.
[6] Мерцалова Т. А., Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Т. А. Мерцалова, С. Г.Косарецкий, К. М. Анчиков и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 96 с.
[7] Тарасова О.В. Обновление кадрового педагогического корпуса села // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 2. С.288 - 291.
[8] Сайт: МБОУ Юшалинская СОШ № 25. Свердловская область, Тугулымский район, п. Юшала, ул. Школьная, д.5. [Электронный ресур-с]:https://yusalajobfilter.ru/%D0%BA%D0%BE%D0 %BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8 F/%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D1%83-%D1%8E %D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D 1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%88-25
Spisok literatury:
[1] Federal'naya programma «Zemskiy uchi-tel'». [Elektronnyy resurs]: [Federal program "Zem-stvo Teacher". [Electronic resource]: https://aksayobr. ru/FEDERALNAYa-PROGRAMMA-ZEMSKIY-UChI-TEL-
[2] Bayborodova L. V., Zelenova D. A., Popoli-tova O. V. Razvitiye sel'skikh obrazovatel'nykh organ-izatsiy v usloviyakh realizatsii natsional'nogo proyekta «Obrazovaniye» // Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek. 2020. Vyp. 2 (30). [Bayborodova L.V., Zelenova D.A., Popolitova O.V. Development of rural educational organizations in the context of the implementation of the national project "Education" // Continuous education: XXI century. 2020. Issue. 2 (30).]
[3] Burenina N. B., Yatsyk YU. YU. Podkhody k resheniyu problemy kadrovogo defitsita v sel'skikh shkolakh Respubliki Krym // Geopolitika i ekogeodi-namika regionov. 2020. T.6. № 1. S.135 - 14. [Burenina N.B., Yatsyk Yu.Yu. Approaches to solving the problem of personnel shortage in rural schools of
the Republic of Crimea // Geopolitics and ecogeody-namics of regions. 2020. Vol.6. No. 1. P.135 - 14.]
[4] Guseva N. V. Moi predstavleniya ob osoben-nostyakh i problemakh obrazovaniya v sel'skoy mest-nosti // StudArctic forum.2019. № 3. S. 2. [Guseva N.V. My ideas about the features and problems of education in rural areas // StudArctic forum.2019. No. 3. P. 2.]
[5] Yeflova Z. B. Sel'skaya shkola Rossii na perekrestke sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya // Pedagogika sel'skoy shkoly. 2019. № 1. S. 24 - 45. [Eflova Z. B. Rural school in Russia at the crossroads of sociocultural modernization of education // Pedagogy of rural school. 2019. No. 1. P. 24 -45.]
[6] Mertsalova T. A., Shkol'noye obrazovaniye v kontekste natsional'nykh tseley i prioritetnykh proyek-tov: analiticheskiy doklad / T. A. Mertsalova, S. G. Kosaretskiy, K. M. Anchikov i dr.; Natsional'nyy issle-dovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekono-miki». - M.: NIU VSHE, 2022. - 96 s. [ Mertsalova T. A., School education in the context of national goals and priority projects: analytical report / T. A. Mertsalova, S. G. Kosaretsky, K. M. Anchikov and others; National Research University Higher School of Economics. - M.: National Research University Higher School of Economics, 2022. - 96 p.]
[7] Tarasova O.V. Obnovleniye kadrovogo ped-agogicheskogo korpusa sela // Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta.2021. № 2. S.288 - 291. [Tarasova O.V. Renewal of the rural teaching staff // Scientific notes of the Oryol State University. 2021. No. 2. P.288 - 291.]
[8] Sayt: MBOU Yushalinskaya SOSH № 25. Sverdlovskaya oblast', Tugulymskiy rayon, p. Yush-ala, ul. Shkol'naya, d.5. [Elektronnyy resurs. [Website: MBOU Yushalinskaya secondary school No. 25. Sverdlovsk region, Tugulym district, Yushala village, st. Shkolnaya, 5. [Electronic resource]:
https://yusala.jobfilter. ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B-F%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B-C%D0%B1%D0%BE%D1%83-%D1%8E%D1%88% D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0 %BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%88-25
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024