ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-30-40
УДК 378.6+ 378.14 ББК 74.489.25
И.А. Бобыкина
(Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия) Е.Н. Абрамова
(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Переход на трехуровневую систему образования в вузах России привел к значительным изменениям в процессе подготовки обучающихся. Ключевыми задачами реализации образовательных программ магистратуры является проектирование содержания дисциплин (модулей), практик в соответствии с планируемыми результатами, утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, и образовательного процесса на основе современных методологических подходов. В статье рассматриваются опыт и перспективы реализации программы магистратуры «Иностранные языки» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в Челябинском государственном университете. На основе анализа зарубежной и российской литературы, трендов в современных образовательных системах и образовательной практике были выделены основные перспективные направления реализации программы магистратуры, среди которых смешанное обучение с использованием массовых открытых онлайн-курсов и сетевая форма взаимодействия.
Ключевые слова: программа магистратуры, педагогическое образование, обучение иностранным языкам, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), сетевая форма реализации.
I.A. Bobykina
(Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia) E.N. Abramova
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL MASTER'S PROGRAM: EXPERIENCE AND PERSPECTIVES
The transition to a three-level higher education system in Russian universities has led to significant changes in the educational process of students. The key objectives of the implementation of Russian master's programs is creating of the new content for disciplines (modules) and practices in accordance with the planned results, approved
by the federal state educational standards of higher education, and of the educational process based on modern methodological approaches. This paper presents the experience and perspectives of master's educational program «Foreign Languages» in Pedagogical Sciences at Chelyabinsk State University. Based on the analysis of foreign and Russian literature, the trends in modern educational systems and educational practice, the main perspectives of a master's program were identified. One of which is the blended learning with the incorporation of massive open online courses (MOOC) in the educational system. The second of which is the networkform of collaboration by realization of the master's program.
Key words: master's program, higher pedagogical education, teaching foreign languages, massive open online courses (MOOC), network form.
Воздействие на развитие отечественного высшего образования таких ключевых факторов, как подписание Россией Болонского соглашения [9] и, как следствие, внедрение трехуровневой структуры высшего образования в РФ; введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) нового поколения с требованием изменения содержания образовательных программ и результатов их реализации, постоянный мониторинг деятельности вузов и высокие требования к качеству образования [8], переход к цифровой экономике с пересмотром отношений в системе «общество-государство-бизнес-образование-человек» [3] кардинально изменили высшую школу в Российской Федерации. Все эти перемены повлекли за собой необходимость решения большого количества задач. В числе таких -разработка образовательных программ магистратуры педагогического направления подготовки, соответствующих современным требованиям. По сравнению с прежней моделью просвещения обучающегося современная профессиональная подготовка будущих педагогов направлена на качественное преобразование субъектности обучающегося в процессе развития его «личностных измерений», зафиксированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее - ФГОС ВО) в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций как способности и готовности выпускника вуза решать реальные задачи жизнедеятельности, в
том числе профессиональные, обеспечивающие выполнение трудовых функций педагога на основе знаний актуальных достижений в области не только педагогической, но и смежных наук. Выступая системообразующей характеристикой современного высшего образования, субъектность определяет субъект-субъектный характер отношений участников образовательного процесса. В этой связи требования к реализации образовательных программ педагогической магистратуры ориентируют на обеспечение условий, способствующих раскрытию личностного потенциала обучающегося как показателя результативности высшего образования в целом. Необходимость концептуального обоснования современной модели реализации образовательной программы педагогической магистратуры «Иностранные языки» в Челябинском государственном университете определила актуальность исследования.
Целью исследования является анализ опыта функционирования и перспектив развития программы магистратуры «Иностранные языки» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование в Челябинском государственном университете.
Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию образовательной деятельности по программам магистратуры в РФ; учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы (учебный план, рабочие программы дисциплин, методические указания по организации
_0 ш
ф
с
о ф
_0
^
н го
О ф
т
го
ч
ф
с
го
О С
J
го
го ф
Q_
го со
о ^
го
ю <
ш
.0 ю о ш
самостоятельной работы обучающихся и др.), результаты практики подготовки магистров педагогического направления в российских и зарубежных вузах. Исследование проводилось на основе следующих методов: анализ нормативно-правовой и учебно-методической документации, зарубежных и отечественных научных источников по проблеме исследования, результатов личного опыта и практики реализации программ педагогической магистратуры в зарубежных и отечественных вузах; систематизация и обобщение полученных данных для концептуального обоснования и реализации модели магистерской программы.
Образовательная программа магистратуры «Иностранные языки» предназначена для обучения выпускников-бакалавров, специалистов, практикующих преподавателей и учителей иностранного языка и ориентирована на подготовку выпускников, способных самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности в области иноязычного образования в системе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых. Проектирование программы магистратуры осуществлялось на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» февраля 2018 г. № 126, иных нормативно-правовых актов федерального и локального уровня, а также с учетом профессиональных стандартов педагога [5; 6; 7].
Руководствуясь стратегической целью подготовки магистров педагогического направления и факторами социально-экономического, политического, социально-педагогического и методического плана, определяющими специфику современной системы высшего педагоги-
ческого образования и влияющими на его организацию, мы спроектировали модель реализации образовательной программы педагогической магистратуры «Иностранные языки» в Челябинском государственном университете как обобщенный абстрактно-логический образ изучаемого феномена, представленного в том числе в аспекте его структурно-функциональных связей. В соответствии с ФГОС ВО, выступающим основой для объективной оценки качества результатов обучения по программе магистратуры, целевой компонент модели, представленный единством цели и совокупности задач, образует в общем виде вектор достижения планируемых результатов. Компонентный состав компетенций, зафиксированных во ФГОС ВО, составляет конкретное содержание целевого компонента модели.
Содержательный компонент модели реализации программы магистратуры, детерминированный основной целью, отражает процесс становления личности педагога на основе согласованного субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в контексте профессиональной подготовки, осуществляемой с учетом требований ФГОС ВО к условиям ее реализации. Стратегическая цель программы магистратуры заключается в формировании и развитии компетенций, обеспечивающих готовность и способность педагогов к успешному выполнению трудовых функций разных видов профессиональной деятельности в той или иной системе образования. Соответственно, основными типами задач в рамках освоения образовательной программы избраны: педагогический, методический, научно-исследовательский.
В табл. 1 приведены задачи профессиональной деятельности определенного типа в соответствии с трудовыми функциями определенного вида профессиональной деятельности, регламентированными соответствующим профессиональным стандартом, а также профессиональные компетенции и индикаторы их достижения.
Таблица 1. Задачи профессиональной деятельности определенного типа в соответствии с трудовыми функциями определенного вида профессиональной деятельности
Список профессиональных стандартов Код и наименование Обобщенная трудовая функция в соответствии с уровнем квалификации Шифр и наименование Трудовая функция, входящая в состав ОТФ Шифр и наименование
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по освоению обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ в области иноязычного образования, ориентированным на соответствующий уровень образования.
Код и наименование профессиональной компетенции и индикаторы достижения: ПК-1. Способен проектировать и осуществлять педагогическую деятельность по профильным предметам, дисциплинам (модулям) программ иноязычного образования соответствующего уровня.
ПК 1.1. Проектирует образовательный процесс и формирует образовательную среду в соответствии с современными принципами и подходами к образовательной деятельности.
ПК-1.2. Реализует образовательный процесс, применяя современные формы, методы, средства обучения и инновационные образовательные технологии.
ПК-1.3. Осуществляет мониторинг образовательной деятельности с целью оценки качества иноязычного образования и корректировки образовательного процесса.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) А6: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение А/02.6 Воспитательная деятельность А/03.6 Развивающая деятельность
В 5-6: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ В/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования В/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования В/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых А 6: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам А/01.6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/03.6 Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания
.а ш
ф
с
о
а. ф
_о
а.
^
н га а.
о ф
т
го
ч
ф
с
го а.
о а с
го
го ф
о.
го со
0 ^
го а. ю <С
1 1_и
го"
I
.0
ю о
ш
<
Список профессиональных стандартов Код и наименование
Обобщенная трудовая функция в соответствии с уровнем квалификации Шифр и наименование
Трудовая функция, входящая в состав ОТФ Шифр и наименование
А/04.6 Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы_
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
А 6: Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации
А/01.6 Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП А/02.6 Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации
Н 7: Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Н/01.6 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДПП_
Тип задач профессиональной деятельности: методический
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), отдельных видов занятий по программам в области иноязычного образования, ориентированным на соответствующий уровень образования._
ПК-2. Способен разрабатывать и осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса по программам в области иноязычного образования соответствующего уровня
образования_
ПК-2.1. Выбирает методическую концепцию, формулирует цели и задачи, определяет методы, содержание и результаты обучения с учетом научных достижений в предметной области, требований к методическому обеспечению (учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным материалам в области иноязычного
образования)._
ПК-2.2. Осуществляет разработку учебно-методических материалов для разных уровней образования с учетом современных научных достижений._
ПК-2.3. Обеспечивает методическое сопровождение образовательного процесса, в том числе индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями._
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
В 5-6: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
В/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования В/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования В/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования_
Список профессиональных стандартов Код и наименование
Обобщенная трудовая функция в соответствии с уровнем квалификации Шифр и наименование
Трудовая функция, входящая в состав ОТФ Шифр и наименование
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
А 6: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
А/05.6 Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
А 6: Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
Н 7: Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
А/03.6 Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП. Н/04.7 Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДПП._
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский Задача профессиональной деятельности: Организация и осуществление научно-исследовательской деятельности в области иноязычного образования.
ПК-3. Способен организовывать и осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области иноязычного образования._
ПК-3.1. Демонстрирует знание научно-методологических основ исследовательской деятельности в образовании, в том числе в предметной области._
ПК-3.2. Проектирует программы научного исследования в рамках выбранной проблематики, осуществляет их методологическое обоснование, отбор методов исследования и источников информации._
_о со
ф
с
о
а ф
_0
а ^
н га а
о ф
т
ПК-3.3. Самостоятельно проводит научно-исследовательскую работу в соответствии с поставленными задачами и имеющимися ресурсами и осуществляет презентацию полученных результатов._
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Н 6: Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
Н/02.6 Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации.
Таким образом, идея практико-ориен-тированного отбора содержания образования, реализуемого в целях формирования и развития способностей и готовности педагогов решать реальные профессиональные задачи, обусловливает наполнение содержательного компонента модели реализации программы магистратуры.
При этом содержание иноязычного педагогического образования, представленное комплексом дисциплин (модулей) и практик, служит выполнению всех тактических целей: обучающей, развивающей и воспитательной, будучи распределено согласно модульному подходу. В структуре содержания образовательной
го
ч
ф
с
го а
о а с
го
го ф
о.
го со
о ^
го а
ю <
ш
.0 ю о ш
программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части устанавливается ФГОС ВО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предоставляет возможности для проектирования и реализации вариативных образовательных траекторий индивидуального развития обучающихся. При реализации образовательной программы обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей). В модуль учебных и производственных практик включены следующие типы: ознакомительная, педагогическая; технологическая (проектно-технологическая); научно-исследовательская работа.
В соответствии с типами профессиональных задач и трудовых функций содержательно программа магистратуры структурирована в три относительно самостоятельных модуля. Педагогический, методический и научно-исследовательские модули, выполняя определенную ведущую функцию, обеспечивают преобразование не только опыта обучающегося педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности, но и качеств его личности, способствующих успешной реализации в любой деятельности компетенций как механизмов самоорганизации и саморегуляции.
Образовательные технологии, новые методы, средства и формы обучения, составляющие технологический компонент модели, выступили основой организации и реализации содержание иноязычного педагогического образования.
Методологическую основу реализации программы магистратуры составили принципы личностно-ориентированного, компетентностного, субъектно-деятель-ностного, контекстно-модульного, системного, нарративного и конструктивного подходов. В своей совокупности данные принципы характеризуют способы проектирования образовательного процесса по программе магистратуры. В них выра-
жены нормативные основы организации иноязычной подготовки педагогов. Через систему принципов, выступающих исходными положениями для организации образовательного процесса, обеспечивается регуляция реализации иноязычной подготовки будущих педагогов.
Научно-методическое сопровождение программы проектировалось и реализуется с учетом ведущих положений андрагогики [2], в частности, отличительных особенностей взрослого обучающегося, позволяющих определить характер взаимодействия преподавателей и обучающихся как субъект-субъектные. Партнерские отношения с участниками образовательного процесса, с одной стороны, и полностью или частично самоуправляемое обучение обучающего, с другой, позволяют квалифицировать образовательную деятельность магистранта как саморазвитие, что значительно повышает качество образования. Следует отметить планомерное двустороннее воздействие на опыт обучающегося, поскольку именно на его преобразование направлены усилия обучающегося с целью усвоения нового фрагмента социального опыта. Акцент внимания на процессах самопознания и самопонимания через саморефлексию, самоинтерпретацию и самооценку обучающихся способствует реализации механизма саморегулирования, то есть активизации действенно-волевой сферы [1, с. 53], что порождает установку на дальнейшее профессиональное самосовершенствование. В данной логике предлагались задания, предусматривающие преобразовательную деятельность, присущую природе педагогической деятельности.
Реализация образовательного процесса происходит с учетом общесистемных требований ФГОС ВО к условиям реализации программы магистратуры, требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации программы магистратуры, требований к применяемым механизмам
оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе магистратуры.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 качество образования трактуется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [4]. По программе магистратуры «Иностранные языки» качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся определяется в рамках системы внутренней оценки качества, а также системы внешней оценки, составляющих результативный компонент модели. В целях совершенствования программы магистратуры при проведении регулярной внутренней оценки привлекаются работодатели и педагогические работники университета. Оценка качества образовательной деятельности осуществляется посредством рецензирования образовательной программы руководителями и работниками организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы; оценивания профессиональной деятельности обучающихся в ходе прохождения практик; участия в проведении государственной итоговой аттестации выпускников.
В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе магистратуры обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.
Обучающиеся осуществляют оценку качества образовательной деятельности по программе магистратуры посред-
ством участия в анкетировании в электронной информационно-образовательной среде университета.
Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе магистратуры осуществляется не только в рамках государственной итоговой аттестации выпускников, проводимой совместно с потенциальными работодателями с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и (или) требованиям рынка труда к работникам соответствующего профиля, но международной внешней экспертизы образовательной программы по стандартам и критериям, установленным Национальным центром профессионально-общественной аккредитации в соответствии с Европейскими стандартами гарантии качества образования ESG-ENQA. По результатам внешней и внутренней оценки можно констатировать, что данная программа магистратуры имеет перспективы и может быть рекомендована для дальнейшего внедрения в систему трехуровневой реализации педагогического образования.
Анализ мировых тенденций развития современного образования, достижений российских и зарубежных исследователей, собственного опыта проектирования и реализации программы магистратуры позволил определить основные направления развития программы: интенсификация смешанного обучения, внедрение сетевого взаимодействия и массовых открытых онлайн-курсов (МООК).
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение моделирования как научного метода познания позволило, во-первых, в упрощенной форме целостно представить и системно описать внутреннюю организацию, иерархичность и взаимодействие компонентов, механизмы функционирования и закономерности развития образовательной программы магистратуры; во-вторых, в целях логического перехода от видения теоре-
_о со
ф
с
о
а ф
_0
а ^
н га а
о ф
т
го
ч
ф
с
го а
о а с
го
го ф
о.
го m о S го ü
ю <
ш
-D Ю О LÛ
тическои сущности иноязычнои педагогической подготовки нового формата целостно представить процесс реализации программы магистратуры с присущим ему структурно-содержательным наполнением, синтезирующим оптимальные технологические схемы и механизмы управления. В свою очередь, полученная информация по результатам анализа опыта реализации программы магистратуры позволяет прогнозировать тенденции ее развития и определять стратегии эффективного управления системой иноязычной подготовки с целью повышения востребованности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Библиографический шисок:
1. Боровкова Т.И. Теория и практика педагогического проектирования индивидуальных образовательных программ. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. - 160 с.
2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. - М.: PER SE, 2007. - 294 с.
3. Львов Л.В., Шагеев Д.А., Птицы-на А.М. Подготовка к профессиональной деятельности в высшей школе: проблемы, риски, критерии качества // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. -Т.11. - № 1. С. 10-21.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. - Новосибирск: Норматив-ка, 2013. - 128 с.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный
№ 30550 (с изменениями) [Электронный ресурс] // Система Гарант. - Режим доступа: https://base.garant. ru/70535556/
6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994 [Электронный ресурс] // Система Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71202914/
7. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993 [Электронный ресурс] // Система Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71202838/
8. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: РПГППУ, 2007. - 226 с.
9. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvai (la) Neuve, 28-29 April 2009 // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. C. 156-162.
Поступила 04.03.2020
Об авторах:
Бобыкина Ирина Александровна, заведующий кафедрой делового иностранного языка, факультет лингвистики и перевода, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, доцент, [email protected]
Абрамова Елена Николаевна, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Бобыкина И.А., Абрамова Е.Н. Реализация программы педагогической магистратуры: опыт и перспективы // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 30-40. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-30-40
References:
1. Borovkova T.I. Theory and practice of pedagogical design of individual educational programs. - Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2015. - 160 p. [in Russian]
2. Zmeev S.I. Andragogy: fundamentals of the theory, history and technology of adult education: monograph. - Moscow: PER SE, 2007. - 294 p. [in Russian]
3. Lvov L.V., Shageev D.A., Ptitsyna A.M. Training for professional work at higher school: problems, risks, quality criteria // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2019. - Vol. 11. - No 1. Pp. 10-21. [in Russian]
4. On education in the Russian Federation. Federal law of 29 Dec. 2012, No273-FZ. -Novosibirsk: Normatika, 2013. - 128 p. [in Russian]
5. Professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)», approved by the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of October 18, 2013, No. 544n, registered by the Ministry of justice of the Russian Federation on December 6, 2013, registration number 30550 (with changes) | [Electronic resource] // Garant. - Available at: https://base.garant.ru/70535556/ [in Russian]
6. Professional standard «Teacher of additional education of children and adults», approved by the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of September 8, 2015 No. 613n, registered by the Ministry of justice of the Russian Federation on September 24, 2015, registration No. 38994 [Electronic resource] // Garant. -Available at: https://base.garant.ru/71202914/ [in Russian] fe
7. Professional standard «Teacher of professional training, professional education and additional professional education», approved by the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of September 8, 2015 No. 608n, registered by the Ministry of justice of the Russian Federation on September 24, 2015, registration No. 38993 [Electronic resource] // Garant. - Available at: https://base.garant.ru/71202838/ [in Russian] <|
8. Fedorov V.A., Kolegova E.D. Pedagogical technologies of vocational training quality management. Ed. by G.M. Romantsev. - Ekaterinburg: RGGPU, 2007. - 226 p. [in Russian]
9. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvai (la) Neuve, 28-29 April 2009 // Vyssheee obrazovanie ro v Rossii. - 2009. - No 7. P. 156-162. [in Russian] ¡
_0
J
<D CL
About the authors:
Bobykina Irina, Head, Department of Business Foreign Language, Faculty of Linguistics and Translation, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
Abramova Elena, Head, Department of Linguistics and Intercultural Communication, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
For citation: Bobykina I.A., Abramova E.N. The implementation of the pedagogical master's program: experience and perspectives // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 30-40. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-
CO m
0 S го а
ю <
1 ni
го"
л
ю о
LÛ
<
30-40