Научная статья на тему 'Реализация программы ликвидации ветхого жилья в республике Татарстан в 1995-2004 годах'

Реализация программы ликвидации ветхого жилья в республике Татарстан в 1995-2004 годах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
801
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПРОГРАММА / ЖИ-ЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / REPUBLIC OF TATARSTAN / SLUM DWELLING / SOCIAL HOUSING SCHEME / HOUSING CONSTRUCTION / AFFORD-ABLE HOUSING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валеев Адель Раисович

Статья посвящена исследованию процесса реализации Программы ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан как одной из успешно осуществленных социальных программ в области жилищного строительства. Большое внимание уделяется становлению и развитию социальной по-литики руководства республики по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE PROGRAMME OF SLUM DWELLING DISMANTLING IN TATARSTAN IN 1995-2004

The article is devoted to the analysis of the realization of the Programme of slum dwelling dismantling and the development of housing construction in the Republic of Tatarstan as one of the most successfully realized programmes in the social housing scheme. Great attention was paid to the formation processes and further development of the favourable programme that provides citizens with comfortable and afford-able housing. The author also touches the problem of the role of government in the sphere of housing policies on the territory of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Реализация программы ликвидации ветхого жилья в республике Татарстан в 1995-2004 годах»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 365:72:94 (470.41)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 1995-2004 ГОДАХ

© А.Р.Валеев

Статья посвящена исследованию процесса реализации Программы ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан как одной из успешно осуществленных социальных программ в области жилищного строительства. Большое внимание уделяется становлению и развитию социальной политики руководства республики по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.

Ключевые слова: Республика Татарстан, ветхое жилье, социальная жилищная программа, жилищное строительство, доступное жилье.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков проблема ветхого жилья в Республике Татарстан, так же как и в Российской Федерации, стала наиболее актуальной. Программа строительства жилья, равно как обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, превратилась в приоритетную задачу государства. Комфортное жилье не только жизненная необходимость человека, но и признак его экономического благополучия. Право на жилье - одно из основных конституционных прав каждого человека. Как известно, "квартирный вопрос" до сих пор является самой острой проблемой для значительной части жителей страны. Татарстан стал одним из первых регионов Российской Федерации, внедрившим и успешно реализовавшим жилищную программу, которая позволила переселить нуждающихся граждан из ветхого жилищного фонда в новые благоустроенные квартиры.

Как вспоминал известный журналист Р.Мустафин, "в середине 80-х годов минувшего века меня выбрали депутатом Казанского горсовета. Как и все депутаты, я вел прием граждан по личным вопросам. Подавляющее большинство избирателей приходят по одному-единственному вопросу: об улучшении жилищных условий. Тогда почти вся центральная часть города Казани представляла из себя сплошные трущобы: двух-и трехэтажные деревянные и кирпичные дома с покосившимися окнами и дверьми, развалившимися деревянными лестницами. Люди жили здесь из поколения в поколение. Сначала топили дровами, потом провели тепло, газ и водопровод. Иногда этим домам делали косметический ремонт. И все это было в самом центре города. И стоило приезжим, гуляющим по центральной улице города по Баумана, ненароком заглянуть во дворы, так они натыкались на ужасающую грязь и антисанитарию" [1: 20]. В 1990-е годы ветхий жилой фонд Казани размещался главным

образом в центральной исторической части города. Основной объем его был сосредоточен в Вахитовском, отчасти в Приволжском районах. Судя по официальным данным, на начало 1996 года более 20 тыс. казанских семей жили в трущобных домах в особо трудных, практически невыносимых условиях [1: 20].

В годы перестроечных пертурбаций с развитием политики приватизации государственной собственности постепенно начал формироваться институт частной собственности, ускоривший решение жилищной проблемы и строительство нового жилья. Именно тогда возник рынок частного жилья, а с ним и необходимость привлечения в жилищное строительство внебюджетных инвестиций. С целью ускорения программы по строительству социального жилья в Татарстане принимается ряд нормативно-правовых актов, регулирующих эти правоотношения. В них особо оговаривались пункты о сохранении государственной программы обеспечения социальным жильем малоимущих граждан. Таким образом, в республике был остановлен спад производства в строительной индустрии, а самое важное, легализован жилищный рынок.

Основополагающим документом, определившим политику в области жилищного строительства, стал Указ Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья" от 23 октября 1995 г. [2]. Этот документ четко обозначил нетрадиционные источники формирования Государственного внебюджетного жилищного фонда Республики Татарстан для финансирования работ по ликвидации ветхого жилья. Этим решением граждане республики, проживавшие в ветхих домах, получили право на безвозмездное получение квартир, а отказавшиеся выселиться из ветхого жилья - на

льготное кредитование для его реконструкции. Президентским указом на предприятиях и в организациях всех форм собственности был введен целевой налог для реализации Программы ликвидации ветхого жилья, уровень которого зависел от объема реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Во внебюджетный фонд сначала налог перечислялся в размере - 0,3%, позже

- 0,6%, а затем 1% от объема реализованной продукции и выполненных работ. Ежегодно в фонд поступало более 2 млрд. руб., а в 2002 году

- 3 млрд. руб. [3: 14].

На момент принятия Программы ликвидации ветхого жилья в Татарстане 120,2 тыс. человек проживали в ветхом жилищном фонде, что составляло 3,3% от общей численности населения республики. Для сравнения: в целом по Российской Федерации в ветхих домах в ту пору проживало 1,3% от общей численности населения страны [4: 17].

Первые два года реализации Программы ликвидации ветхого жилья, проводимой под патронажем Кабинета Министров Республики Татарстан, жилищное строительство развивалось очень медленными темпами. "Больше сносили, чем строили", - вспоминал первый директор фонда М.Г.Шарифуллин. Сказывались скудность финансовых возможностей инвесторов, организационные трудности. Учиться работать было не у кого, татарстанцы шли впереди всей России [4: 14]. В 1997 году президент РТ М.Ш.Шаймиев взял под свой контроль Программу ликвидации ветхого жилья. Название главного инвестора соответственно изменилось, фонд обрел новое название "Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". Главной целью программы, которой руководствовался жилищный фонд при Президенте РТ, стало скорейшее переселение граждан из ветхих домов в новые благоустроенные квартиры. Данная программа представляла собой не только особую форму социальной политики татарстанского руководства в области жилищного строительства, но и программу объединения различных народов Татарстана на созидательной основе. Все это было хорошим примером подражания для других субъектов Российской Федерации, с пристальным вниманием наблюдавших за реализацией этой программы [3: 14].

Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан за годы своей деятельности стал мощной экономической силой республики. Выполнение Программы ликвидации ветхого жилья послужило толчком к развитию всего строительного комплекса Татарстана, а также позволило сохранить

и увеличить занятость населения во многих областях экономики. Фонд стимулировал также развитие смежных отраслей (индустрия стройматериалов, грузовой транспорт и т.д.), способствовал расширению рынка потребительских товаров для новоселов. К тому же реализация этой программы потребовала нового уровня координации работы всех ветвей государственной власти и частных инвесторов, для чего потребовалось "подтянуть" базу стройиндустрии, максимально упростить порядок оформления строительной документации. Через несколько лет все это позволило значительно увеличить квадратные метражи ежегодно вводимого жилья в Татарстане как по общим объемам, так и в расчете на одного жителя. В результате республика стала занимать лидирующее положение в области строительства жилья среди регионов Российской Федерации, о чем наглядно свидетельствуют статистические данные таблицы об уровне обеспеченности жильем населения Приволжского федерального округа [5: 417].

Уровень обеспеченности жильем населения Приволжского федерального округа (общей ________площади на 1 жителя в кв. м.)______

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Республика Татарстан 16,0 16,9 18,6 19,4 19,7 20,1 20,5

Республика Башкортостан 15,3 16,7 17,5 18,2 18,6 18,9 19,2

Республика Марий Эл 15,3 17,5 19,2 19,9 20,2 20,4 20,8

Республика Мордовия 17,3 19,1 19,7 20,7 21,1 21,5 22,0

Удмуртская Республика 14,3 16,2 17,4 17,9 18,1 18,3 18,4

Чувашская Республика 15,7 17,4 18,6 19,4 19,8 20,1 20,6

Кировская область 16,3 18,9 19,5 20,0 20,3 20,6 20,8

Нижегородская область 17,0 18,8 20,1 20,9 21,3 21,6 22,1

Оренбургская область 16,1 17,1 18,2 18,8 19,1 19,5 19,8

Пензенская область 16,6 18,6 20,2 21,0 21,3 21,6 22,0

Пермский край 15,6 17,2 18,1 18,6 18,9 19,3 19,6

Самарская область 16,8 17,7 18,9 19,6 20,0 20,4 20,7

Саратовская область 16,6 17,7 20,1 20,9 21,7 22,3 22,6

Ульяновская область 16,6 18,0 19,7 20,5 20,8 21,1 21,4

В 1996-2004 гг. на строительство жилых и технико-транспортных коммуникаций, социально-культурных объектов было направлено 20321

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

млн. руб., в том числе на жилищное строительство - 18819 млн. руб. К тому же на финансирование строительства инженерных объектов и сетей было направлено 1269,8 млн. руб. На эти средства было построено 1763 жилых дома на 52835 квартир общей площадью 2905,9 тыс. кв. м. Граждане республики, проживавшие в ветхом фонде, бесплатно получили 48576 квартир общей площадью 2 671,7 тыс. кв. м. Во время реализации программы для строительства новых социальных объектов было освобождено 1100 га городских земель, находившихся под ветхими строениями [6: 15].

Кроме того, Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани носила комплексный характер, она предусматривала как новое строительство жилых домов для всех граждан, переселяемых из ветхого жилья, так и реконструкцию кварталов центральной части города. Это позволило за короткий срок возродить исторический центр города. В результате реализации Программы ликвидации ветхого жилья износ жилищного фонда в целом по республике снизился с 60 до 45% [2: 12], что значительно сократило сумму бюджетных средств на содержание жилищного фонда, на осуществление текущего и капитального ремонта, а также создало условия проведения реформ в области жилищно-коммунального хозяйства. Выполнение программы во многом способствовало сохранению строительного комплекса республики. Накопленный опыт и успешные итоги реализации Программы ликвидации ветхого жилья в Татарстане подготовили необходимую базу для дальнейшего развития жилищного строительства и осуществления нового республиканского проекта - социальной ипотеки.

При этом необходимо подчеркнуть еще одну особенность реализации этой программы. Опыт многих зарубежных стран Европы показывает, что именно программы жилищного строительства являются локомотивами, позволяющими "вытянуть" экономику после затяжных кризисов в обществе. Именно здесь объединяются интересы индустрии, инвесторов, органов власти и граждан. Подъем жилищного строительства неизбежно приводит к развитию других сфер производства. За период действия этой программы к ее реализации были привлечены почти все предприятия строительного комплекса Республики Татарстан, в том числе 10 проектных учреждений и около 150 подрядных организаций [2: 11].

В 2004 году реализация Программы ликвидации ветхого жилья в Татарстане завершилась. В процессе ее реализации впервые в Татарстане в качестве основного источника финансирования

государственной программы были привлечены внебюджетные средства. Благодаря новым формам инвестиций в республике новоселье справили около 50 тыс. семей [7: 39]. Социальная значимость президентской программы, не имеющей аналогов в стране, усиливалась еще и тем, что она дала возможность получить новые квартиры многим жителям ветхих жилищ, а также малообеспеченным семьям.

В то же время следует отметить, что некоторые политики и исследователи Программу ликвидации ветхого жилья в Татарстане иногда рассматривают односторонне как одну из форм популистской политики местного руководства, направленной на снятие социальной напряженности в обществе и высвобождение в исторической части земель для элитного строительства. Однако значение данной акции гораздо шире. Она непосредственно связана с решением экономических, социальных и нравственных проблем. Если говорить об экономике, то она, как отмечали, позволила сохранить городскую индустрию, особенно ее строительную отрасль, обеспечить работой тысячи людей. Социальное значение также было велико. Многие молодые люди, благодаря этой программе, получили возможность создать семьи, о чем свидетельствует увеличение количества зарегистрированных браков. К тому же, переселив своих граждан из ветхих домов в современные благоустроенные квартиры, руководство республики продемонстрировало высокий уровень ответственности перед народом. Это было неимоверно важно для сохранения общественно-политической и экономической стабильности в республике.

Однако у данной программы были и определенные недостатки. Так, граждане, проживавшие в историческом центре Казани, были вынуждены переезжать на окраину города - в "спальные" районы, где, разумеется, рыночная стоимость новых квартир была гораздо ниже их прежних домов. Поскольку в их земельных участках нуждались "коммерсанты" и городские чиновники, пожелавшие строить многоэтажные гостиницы, различные торговые комплексы или иную элитную недвижимость, то, к сожалению, не обошлось без различных махинаций и злоупотреблений со стороны граждан и должностных лиц. Например, в домах, попавших под Программу ликвидации ветхого жилья, регистрировались иные граждане, не имевшие отношения к данному жилью, которые в дальнейшем получали новые квартиры. Однако все эти недостатки не умаляют всю уникальность и масштабность этой программы, не имевшей аналогов в России.

хом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья" №УП-720 от 21.10.1995 г. // иКЬ: http://www.consultant.ru/about/software/cons/ (дата обращения 25.10.10).

3. Гумер Г. Под крышей дома своего // Татарстан. -2004. - №12. - С. 13-19.

4. Мухаметзянов А. Площадь свободы или Ключевая проблема // Татарстан. - 2003. - №6. - С.15-21.

5. Статистический ежегодник Республики Татарстан. - Казань, 2006. - 417 с.

6. Аглиуллин М. Кому мешает Программа ликвидации ветхого жилья? // Татарстан. - 2002. - №1. -С.20-23.

7. Абсолямова М. Программа, обреченная на успех // Татарстан. - 2006. - №8. - С.38-39.

THE REALIZATION OF THE PROGRAMME OF SLUM DWELLING DISMANTLING IN TATARSTAN IN 1995-2004

A.R.Valeev

The article is devoted to the analysis of the realization of the Programme of slum dwelling dismantling and the development of housing construction in the Republic of Tatarstan as one of the most successfully realized programmes in the social housing scheme. Great attention was paid to the formation processes and further development of the favourable programme that provides citizens with comfortable and affordable housing. The author also touches the problem of the role of government in the sphere of housing policies on the territory of Tatarstan.

Key words: Republic of Tatarstan, slum dwelling, social housing scheme, housing construction, affordable housing.

Валеев Адель Раисович - аспирант отдела истории и общественной мысли Института Татарской энциклопедии АН РТ.

E-mail: valeev.adel2@mail.ru

Таким образом, в ходе реализации Программы ликвидации ветхого жилья существенно улучшились жилищные условия значительной части граждан Татарстана, активно внедрялись новые социально-культурные и технико-коммуникативные действия в области жилищного строительства. Она заложила основы для реализации новых начинаний в области жилищнокоммунального строительства не только в Татарстане, но и в Российской Федерации в целом.

1. Мустафин Р. Переселение народов // Татарстан. -2004. - №12. - С.20-22.

2. Указ Президента РТ "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в вет-

Поступила в редакцию 13.10.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.